Урок-концерт "Поэзия времён Великой Отечественной войны"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Моренинова Екатерина Саидовна

Данный урок был проведен  мною в 5 классах  накануне празднования 9 мая (2016 г.). Ребята познакомились со стихотворениями и песнями, помогавшими нашему народу в нелёгкие военные годы выстоять и победить грозного врага. Они с большим интересом отнеслись к подготовке данного мероприятия. Каждый из них смог проявить свои таланты и способности. Ребята подготовили выразительное чтение  стихотворений Ю. Друниной,   К. Симонова, А. Твардовского, О. Берггольц, А. Фатьянова  и других поэтов о том тревожном времени; исполнили песни военных лет, а также под руководством учителя оформили выставку с информацией о писателях и поэтах периода Великой Отечественной войны. С годами из памяти стираются неприятные воспоминания и цена, которая была заплачена за победу. Урок-концерт помог ребятам осознать, что  мы должны всегда помнить о массовом героизме людей на фронтах, благодаря которому мы сегодня живем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-kontsert_stsenariy.docx58.65 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-КОНЦЕРТ «ПОЭЗИЯ ВРЕМЁН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов военных лет;
  • рассмотреть роль поэзии и ее влияние на события военной поры;
  • развивать активность и самостоятельность мышления;
  • воспитывать чувство любви к своей Родине и своему народу.

Тип урока: урок-концерт

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, персональный компьютер;
  • видеокадры хроник военных лет;
  • запись песен, используемых на уроке;
  • тексты стихотворений.

Оформление:

  • портреты поэтов военного периода;
  • информационные книги-раскладушки, выполненные учениками.

Учитель. Ребята, сегодня, в преддверии 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне  мы проводим необычный урок, урок-концерт, на котором вы познакомитесь со стихотворениями и песнями, помогавшими нашему народу в нелёгкие военные годы выстоять и победить грозного врага. Хочется, чтобы вы всегда помнили не только о том, что для нас сделали наши деды и прадеды, но и о той жизни, о том, что именно в годы войны были написаны лучшие поэтические произведения о войне – искренние, проникновенные, высокохудожественные.

Обратите внимание на стенд – здесь вы найдёте работы, выполненные вашими товарищами, одноклассниками. Обязательно прочитайте их, и откроете много интересного для себя.

Ведущий (один из учеников). 71 год прошёл с того времени, как закончилась Великая Отечественная война. Всё дальше уходят в глубь истории её грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забудем тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за победу, - миллионы человеческих жизней. Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистов.

Учитель. К сожалению, ВОВ не была войной последней.  Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас.  Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.  Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

На сегодняшнем уроке мы с вами поподробнее познакомимся  с поэзией времен ВОВ,  попробуем ощутить атмосферу той эпохи,  увидим, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. Тема нашего урока «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов»

Ведущий. Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась. А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза «окончили школьный роман»… Но уже на следующее утро бывшие ученики ушли на фронт, потому что в 4 часа утра 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно пересекла наши границы. Началась Великая Отечественная война.

Учитель. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До стихов и песен ли в такое время? Да !!!  24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» на первой полосе были напечатаны стихи Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Эти стихи прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров (автор Гимна Советского Союза, а затем и Российской Федерации) и сразу же написал музыку. Первое исполнение песни, или её премьера, состоялось на Белорусском вокзале  столицы 27 июня 1941 года.

Ведущий. Из воспоминаний ветерана ансамбля Ю.А.Емельянова, одного из исполнителей этой песни: «Священную войну» пели для уходящих на фронт бойцов. Солдаты, сидевшие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого же куплета и в наступившей тишине, стоя, слушали песню. Потом песню потребовали ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова – увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери, жены.»

Учитель. Вновь и вновь – 5 раз! – пел ансамбль «»Священную войну». Её пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио. Шли солдаты. А рядом звучала песня. Потом критики назовут её музыкальной эмблемой Великой Отечественной.

Ведущий. Так с первого дня войны стихи и песни воевали вместе с Красной Армией, вместе с народом. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердце на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста.

Учитель. Многие известные поэты прошли войну. Они были военными корреспондентами, которые переезжали с фронта на фронт и знали войну «изнутри».  Среди них – Константин Симонов. У этого поэта есть одно военное стихотворение необычайной судьбы – «Жди меня». Он посвятил его своей жене, известной артистке Валентине Серовой.

Чтение стихотворения (учитель)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941

Ведущий. Это стихотворение было напечатано в «Правде» в самые трудные дни войны, когда враг рвался к Москве, когда решалась судьба страны. Оно расходилось во множестве списков, посылалось в письмах с фронта, перепечатывалось всеми фронтовыми газетами. И всё это потому, что в этом небольшом, похожем на заклинание стихотворении – 8 раз «жди» - как просьба, мольба, приказ – поэт выразил мысли, чувства, сердечную боль миллионов людей, разлучённых войной. Глубокий отклик в народном чувстве нашёл призыв ждать героя с фронта во что бы то ни стало, верить в победу любви над смертью. Стихотворение поддерживало народную веру в будущую победу.

Учитель. Юлия Друнина родилась  в Москве. Отец  работал учителем истории, мать — библиотекарем в школе, куда первоклассницей пришла и Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством. Все поломала война. 22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!» В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Ученик (Тамерлан):

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Ведущий. В семнадцатилетнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, работала санитаркой в госпитале. Вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, оттуда ушла на фронт. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, была санитаркой пехотного полка.              

Ученик (Юлия):

ТЫ ДОЛЖНА!

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притворяться

Перед собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

"Сестрица!"

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит...

Ученик (Настя):

           Я ушла из детства в грязную теплушку,

           В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

           Дальние разрывы слушал и не слушал

            Ко всему привыкший сорок первый год.

        

           Я пришла из школы в блиндажи сырые,
          От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
           Потому что имя ближе, чем «Россия»,

            Не могла сыскать.                                                         

Учитель.  Женщина на войне - это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами. Они стали солдатами. Они не только спасали, но и стреляли, бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языков». Они убивали врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Но и погибали сами.

Ученики ( 1 – Дарья, 2 – Настя, 3 – Ангелина):

ЗИНКА

                

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

...Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3.

- Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Учитель. После ранения, окончив Школу младших авиаспециалистов, Юля едет на Западный фронт.

На фронте снова была ранена. После выздоровления вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, в Прибалтике.

Была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.

Опыт войны лёг в основу её творчества.

В 1948 г.  выходит первая книга стихов «В солдатской шинели» .

Ученик (Полина):

           На носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

И бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать - это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,

Что в его глаза устремлены,

Отблеск зарев, колыханье дыма

Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его, жена, немножко -

В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,

На краю отбитого села,

Девочка лепечет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

Ученик (Дарья И.):

 И откуда

Вдруг берутся силы

В час, когда

В душе черным-черно?..

Если б я

Была не дочь России,

Опустила руки бы давно,

Опустила руки

В сорок первом.

Помнишь?

Заградительные рвы,

Словно обнажившиеся нервы,

Зазмеились около Москвы.

Похоронки,

Раны,

Пепелища...

Память,

Душу мне

Войной не рви,

Только времени

Не знаю чище

И острее

К Родине любви.

Лишь любовь

Давала людям силы

Посреди ревущего огня.

Если б я

Не верила в Россию,

То она

Не верила б в меня.

 Ученик (Данил):

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

Ведущий. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский.  Алексей Иванович Фатьянов написал стих-е «Соловьи» в 1942г.  Это год отступлений, поражений, сколько было безнадежности, горя, а в песне уже звенит предвестие победы, потому что в словах есть душа, мы победим душой.

Ученики (Данияр, Даниил):

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна —

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного поспят.

Но что война для соловья!

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зелёный над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой,—

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жён, от наших нив;

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Ведущий. Очень многие стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и облетали всю страну.

Учитель. Песня «Землянка» сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома.  Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта  16 «домашних» строк, а композитор Константин Листов положил их на музыку.

И песня «пошла».  По всем фронтам – от Севастополя  до Ленинграда и Полярного.

Конечно, эти сугубо личные строки Суркова  совсем не случайно стали популярнейшей песней войны,  одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии.  Уже с первых дней ВОВ поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь…

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез. \

Исполнение песни «Землянка» (все вместе)

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

         Припев:

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага.

         Припев:

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Ведущий. Александр Твардовский - писатель, поэт, с первых дней Великой Отечественной войны находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно.

Ученики (Дима, Рома, Артем):

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Учитель. Поэты находили заветные слова правды и веры, которые умножали нравственные силы, чувства, которые помогали воину разить врага, а в тылу переносить неимоверные тяготы.

Только бы женщина выдержала.

Только бы встала нерушимо на просторе огромной страны в заводском цехе, на ржаном поле, у детской колыбели...

И фронт не дрогнет!

Ученики (Настя, Дарья):

Михаил  Исаковский

РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

...Да разве об этом расскажешь

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!..

В то утро простился с тобою

Твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою

Осталась один на один.

Один на один со слезами,

С несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета -

Печали, труды и заботы

Пришлись на тебя на одну.

Одной тебе - волей-неволей -

А надо повсюду поспеть;

Одна ты и дома и в поле,

Одной тебе плакать и петь.

А тучи свисают все ниже,

А громы грохочут все ближе,

Все чаще недобрая весть.

И ты перед всею страною,

И ты перед всею войною

Сказалась - какая ты есть.

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым.

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим.

В холодные зимы, в метели,

У той у далекой черты

Солдат согревали шинели,

Что сшила заботливо ты.

Бросалися в грохоте, в дыме

Советские воины в бой,

И рушились вражьи твердыни

От бомб, начиненных тобой.

За все ты бралася без страха.

И, как в поговорке какой,

Была ты и пряхой и ткахой,

Умела - иглой и пилой.

Рубила, возила, копала -

Да разве всего перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто б отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый ее,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твое...

Ведущий. Ольга Берггольц вспоминает «Я думаю, что никогда больше не будут люди слушать стихи так, как слушали стихи ленинградских поэтов в ту зиму голодные, опухшие ленинградцы. Мы знаем это потому, что они находили в себе даже силы об этом писать, даже приходить сюда за тем или иным понравившимся им стихотворением, это были разные люди: студенты, домохозяйки, военные».

Ученики (Нина, Марина):
Ольга Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов»

...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!

ИЛИ ЖЕ

ПУСТЬ ГОЛОСУЮТ ДЕТИ

Я в госпитале мальчика видала.

При нем снаряд убил сестру и мать.

Ему ж по локоть руки оторвало.

А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.

Любил ловить зеленый круглый мяч...

И вот лежал - и застонать боялся.

Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,

обрубки рук вдоль тела протянув...

О, детская немыслимая стойкость!

Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там, за океаном,

за бомбовозом строит бомбовоз,

и ждет невыплаканных детских слез,

и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!

Как гулко в черствую кору земли,

не походя на все земные звуки,

стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,

везде, где люди защищают мир,

являлись маленькие инвалиды,

как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран, которому от роду

двенадцать лет,

         когда замрут вокруг,

за прочный мир,

          за счастие народов

подымет ввысь обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство

тех, кто войну готовит,- навсегда,

чтоб некуда им больше было деться

от нашего грядущего суда.

Учитель. Поэзия ВОВ показывает,  как прекрасна и ярка героика человека на этой войне. Солдата, который изнывал под тяжестью ручного пулемета, винтовки, лопаты; который день и ночь рыл этой лопатой неподатливую землю, чтобы на час-два укрыться в ней, сомкнуть воспаленные глаза, увидеть в коротком полусне лицо любимой и чтобы подняться из этого земляного убежища с отчаянным криком на врага.

Ученики (Иван, Дима):

Михаил Львов 

Высота

                                             М.Г. Фомичеву

Комбату приказали в этот день

Взять высоту и к сопке пристреляться.

Он может умереть на высоте.

Но раньше должен на нее подняться.

И высота была взята,

И знают уцелевшие солдаты:

У каждого есть в жизни высота,

Которую он должен взять когда-то.

А если по дороге мы умрем,

Своею смертью разрывая доты,

То пусть нас похоронят на высотах,

Которые мы все-таки берем.

Ведущий. Анна Ахматова находится в тылу. В 1942 году пишет о неизбежной нашей победе.

Ученик (Рома):


Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Ведущий. Сколько не пришло с войны отцов, братьев, женихов! Сколько сыновей не дождались матери…..

Ученик (Екатерина):

Письмо с фронта

 «Мам, здравствуй! Ну, как вы? Как дома дела?

Сестрёнка уже не болеет?

Ты пишешь, что вишня в саду зацвела

И яблоки скоро поспеют.

Ты только не плачь. Верь, надейся и жди!

Фашистов добьём и приеду.

К Отцу на могилу пойдёшь – расскажи,

Что память его я не предал».

Сияла весна, и звенел соловей,

Победу приветствуя трелью.

Готовился к маю военный апрель.

И маки победно алели.

«Сыночек… живой» – слёзы вытерла мать.

Но прячет глаза почтальонка –

Нет сил, чтобы матери в руки отдать

Второе письмо - похоронку.
                        
Елена Костакова

Ведущий. Этот подвиг незабываем!

Учитель. И после войны было немало сложено замечательных песен о том тревожном времени. «Журавли» — это песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать.

В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.

Поэта поразила эта история и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен и он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.

8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Он уже знал, что дни его сочтены в буквальном смысле слова, поэтому очень торопился записать песню, ставшую последней песней в его жизни.  Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.

Через месяц 16 августа 1969 года Марк Бернес ушел из жизни. По его завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди них и «Журавли». Друзья прощались с ним, слушая его голос.

Через много лет «Журавли» в исполнении ансамбля им. А. В. Александрова прозвучали в Японии.  Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочки с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного в мире оружия.

Сегодня «Журавли» - песня, близкая нам всем, песня, которая берет за душу и которую всегда слушают стоя. Образ летящих журавлей одинаково близок  тем, кто вспоминает бои под Сталинградом  и тем, кто шел на штурм Грозного.

Исполнение песни «Журавли» (все вместе):

Мне кажется порою, что солдаты  

С кровавых не пришедшие полей,  

Не в землю нашу полегли когда-то,  

А превратились в белых журавлей.  

 

Они, до сей поры, с времен тех дальних,  

Летят и подают нам голоса.          

Не потому ль так часто и печально  

Мы замолкаем, глядя в небеса.  

 

Летит, летит по небу клин усталый,  

Летит в тумане на исходе дня.  

И в том строю есть промежуток малый –  

Быть может это место для меня.  

 

Настанет день, и с журавлиной стаей  

Я поплыву в такой же сизой мгле.  

Из-под небес, по-птичьи окликая,  

Всех вас, кого оставил на земле.  

 

Мне кажется порою, что солдаты  

С кровавых не пришедшие полей,  

Не в землю нашу полегли когда-то,  

А превратились в белых журавлей

Учитель.        Итак, мы убедились, что  на великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

Ведущий. Стихотворения  и песни  о войне – это  тревоги, горечь, сожаление,  сострадание; они  рассказывают  о  войне, о  подвигах  солдат, о потерях, об ожиданиях  встреч,  о  тяжести   разлук и  утрат.

Учитель.    Ты послушай, внучек, послушай,

                 Чтобы сыну потом рассказать.

                 С неба смотрят родных наших души,

                 Смерти память у нас не отнять.

                 Колю ранили, Сашу убили,

                 Кто вернулся - растили детей,

                 И заранее крепко любили

                 Нерожденных твоих сыновей.

    С каждым годом все дальше в глубь истории уходят события ВОВ.  Но для нас, живущих ныне, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими.

Звучит и исполняется «День Победы (все вместе).

День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли,

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе.

Пол Европы, прошагали, пол Земли,

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

                   

Текст песни «В землянке»

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

         Припев:

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко, далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти - четыре шага.

         Припев:

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Текст песни День победы»

День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли,

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели -

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе.

Пол Европы, прошагали, пол Земли,

Этот день мы приближали, как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

Текст песни «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты  

С кровавых не пришедшие полей,  

Не в землю нашу полегли когда-то,  

А превратились в белых журавлей.  

 

Они, до сей поры, с времен тех дальних,  

Летят и подают нам голоса.  

Не потому ль так часто и печально  

Мы замолкаем, глядя в небеса.  

 

Летит, летит по небу клин усталый,  

Летит в тумане на исходе дня.  

И в том строю есть промежуток малый –  

Быть может это место для меня.  

 

Настанет день, и с журавлиной стаей  

Я поплыву в такой же сизой мгле.  

Из-под небес, по-птичьи окликая,  

Всех вас, кого оставил на земле.  

 

Мне кажется порою, что солдаты  

С кровавых не пришедшие полей,  

Не в землю нашу полегли когда-то,  

А превратились в белых журавлей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Кратковременный курс по выбору: «Советские награды времён Великой Отечественной войны».

В данной программе изучается история возникновения правительственных наград, их внешний вид, правила ношения и основания для получения той или иной награды.  Даёт представление учащимся о людях в...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: "От героев былых времён не осталось порой имён..."

Мероприятие посвящено юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Проводилось в 4-10 классах. Ребята готовили материал про своих родственников, воевавших на полях сражений Великой Отечественной войны...

Научно-исследовательская работа "Советские танки времён Великой Отечественной войны"

Научно-исследовательская работа по истории "Советские танки времён Великой Отечественной войны"Цель работы:  показать, что превосходство советских танков над немецкими стало одним из фа...

Сценарий праздника «От героев былых времён», посвящённого Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.г.

Сценарий праздника «От героев былых времён», посвящённого Дню Победыв Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.для детей младшего школьного возраста  У каждой войны есть сво...

Познавательная беседа «Лучшие самолёты СССР времён Великой отечественной войны»

Цель: ознакомление и  формирование у обучающихся обзорных знаний о лучших образцах воздушной военной техники СССР времён Великой отечественной войны.Задачи:Образовательные:Расширить  предста...