Познавательная беседа «Лучшие самолёты СССР времён Великой отечественной войны»
классный час (5 класс)

Зотовы  Александра Михайловна и Андрей Геннадьевич

Цель: ознакомление и  формирование у обучающихся обзорных знаний о лучших образцах воздушной военной техники СССР времён Великой отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить  представления обучающихся о военном воздушном флоте.
  • Ознакомить их с типами военных самолётов: истребитель, штурмовик, бомбардировщик, военно-транспортный самолёт, самолёт специального назначения.

Развивающие:

  • Привить навык использования  Гугл-ассистента.
  • Развить умение дать развёрнутый ответ на вопрос.

Воспитательные:

  • Воспитать уважение к профессии военного лётчика.
  • Расширить  и воспитать знания об исторических моментах Великой отечественной войны.
  • Воспитать  умение коммуникатировать в коллективе..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества «Мастер плюс» г.о. Самара

Познавательная беседа

«Лучшие самолёты СССР времён Великой отечественной войны»

                                       

                                         Авторы: Зотов Андрей Геннадьевич, пдо.

                                                                     Зотова Александра Михайловна, пдо.

Самара

2021г.

Цель: ознакомление и  формирование у обучающихся обзорных знаний о лучших образцах воздушной военной техники СССР времён Великой отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить  представления обучающихся о военном воздушном флоте.
  • Ознакомить их с типами военных самолётов: истребитель, штурмовик, бомбардировщик, военно-транспортный самолёт, самолёт специального назначения.

Развивающие:

  • Привить навык использования  Гугл-ассистента.
  • Развить умение дать развёрнутый ответ на вопрос.

Воспитательные:

  • Воспитать уважение к профессии военного лётчика.
  • Расширить  и воспитать знания об исторических моментах Великой отечественной войны.
  • Воспитать  умение коммуникатировать в коллективе..

Предварительная работа:

-просмотр видеоматериала из коллекции  боевой техники (раздел «Авиация») Музея Победы на Поклонной горе , г.Москва, https://www.youtube.com/watch?v=euX0iji1q5g&t=64s

- ознакомление со специальным головным убором лётчика –шлемофоном.

-ознакомление с выставкой спортивных моделей-копий  военных самолётов и планеров..

Техническая терминология:

Военная авиация, военный летчик, штурман, истребитель, бомбардировщик, штурмовик, конструкционные особенности, тип двигателя, экипаж, летчик-ас.

Современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, информационные .

Оборудование для педагога:

Моноблок с видеоматериалом и интернетом , шлемофон, спортивные модели самолётов и планеров.

Методы и приемы: словесные, игровые, наглядные, интерактивное общение (Гугл-ассистент, Алиса)

Введение.

Педагог:  Я предлагаю вам назвать такие слова ,которые относятся к периоду войны.

Воспитанники: называют слова ,например, горе, слёзы, страдания.
Педагог:  А теперь вспомните и назовите слова, относящиеся к авиации.

Воспитанники: бомбежки, спасение ,бомбы, летчик-ас.
Педагог:  Погуглите и скажите, как назывался наш город в период Великой отечественной войны и какой военный самолёт здесь выпускался.

Воспитанники: наш город назывался Куйбышев и здесь выпускался знаменитый  штурмовик ИЛ-2.

Педагог:  Погуглите и скажите, что означает название ИЛ-2 и какую роль выполнял самолёт –штурмовик.

Воспитанники: Ил-2 - советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Штурмовая авиация — один из родов фронтовой авиации военно-воздушных сил государства, предназначенный для поддержки наземных войск. Используется для уничтожения противника на поле боя и нанесения бомбово-штурмовых ударов по наземным  целям на малой высоте или на бреющем полёте

Основная часть.  

Педагог:

Двадцать второго июня
Врезалась нам навсегда.
Черная скорбная дата,
Когда началась война.

Не многих она пощадила
И помнит любая семья.
Близких, погибших на фронте,
Их забывать нельзя.

Памяти день и горя
Будем помнить всегда.
Такая выпала доля
Но выстояла страна.

Автор: Алекс Кириллов
 

       Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.
Педагог: Послушайте, какие звуки раздавались во время налётов вражеской авиации на наши города.

Идет прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки, летящих самолетов, перестрелки.
Педагог:  Война это разруха и смерть. Военная авиация сыграла огромную роль в победе над фашизмом. Без крылатых помощников армии нашей стране было бы в разы тяжелее одолеть врага.
В.: Сегодня мы познакомимся с несколькими самолетами Великой Отечественной войны.

Як - 9

https://forum-msk.info/attachments/00-jpg.7043/

Як-9» это - самолёт победы. Что только не делали с «Як-9». Фронтовой истребитель, истребитель-бомбардировщик, перехватчик, эскорт, разведчик и даже курьерский самолёт.

На «Як-9» советские пилоты на равных сражались с немецкими асами, которых сильно пугали его мощные пушки. Достаточно лишь сказать, что лучшую модификацию «Як-9У» наши лётчики ласково прозвали «Убийцей». «Як-9» стал символом советской авиации и самым массовым советским истребителем времён Второй мировой войны. На заводах в день иногда собирали по 20 самолётов, а всего за время войны их было выпущено почти 15 000.

Ла – 5

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/112/699/112699233_large_1942LaGG4.jpg

«Ла-5» вынес на себе основную тяжесть сражений в небе над Сталинградом и Курской дугой. На нём сражался ас Иван Кожедуб, именно на нём летал с протезами ног знаменитый Алексей Маресьев.

Ил - 2

Ил-2

Штурмовик «Ил-2», он же «Горбатый», он же «летающий танк», немцы чаще всего называли его «чёрная смерть». «Ил-2» особенный самолёт, он сразу задумывался как хорошо защищённый штурмовик, так что сбить его было в разы труднее, чем другие самолёты. Был случай, когда штурмовик вернулся с вылета и на нём насчитали более 600 попаданий. После быстрого ремонта «Горбатые» снова отправлялись в бой. Даже если самолёт сбивали он частенько оставался в целости, бронированное брюхо позволяло, ему без проблем приземляться в чистом поле.
«Ил-2» прошёл через всю войну. Всего же было изготовлено 36 000 штурмовиков. Это сделало «Горбатого» рекордсменом, самым массовым боевым самолётом всех времён. За свои выдающиеся качества оригинальную конструкцию и громадную роль во Второй мировой войне знаменитый «Ил-2» по праву занимает первое место в рейтинге самых лучших самолётов тех лет.

В.:  Как вы думаете, кто сидел за штурвалами этих самолетов.

Д.:  Летчики – асы, герои.

В.:  Конечно, самолет без пилота, это не самолет. Я хочу вам напомнить о двух героях пилотах Великой Отечественной войны.

В.: Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.

Стал он Героем Советского Союза.

Стал дважды Героем Советского Союза.

Стал трижды Героем Советского Союза.

Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.

А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.

Подведение итогов.

   Если в операциях 1941 года участвовало 200-400 самолётов, то в 1943-1945 годах – до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 года – до 750 самолётов, то есть практически за годы войны наша страна смогла наладить производство самолётов более чем в 2 раза.

    За успешное выполнение боевых заданий командования, проявленные мужество и отвагу свыше 200 тысяч воинов-авиаторов награждены орденами и медалями. 2420 авиаторов получили звание Героя Советского Союза, 65 лётчиков удостоены этого звания дважды, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб – трижды.

    Советские военные лётчики за годы войны совершили более 600 воздушных таранов, при этом 34 лётчика дважды таранили вражеские самолёты, А.С. Хлобыстов – трижды, а  Б.И. Ковзан – четырежды. Свыше 500 лётчиков повторили бессмертный подвиг Н.Ф. Гастелло. Орденами СССР были награждены 897 авиасоединений и частей. 708 – получили почётные наименования и 228 – удостоены звания гвардейских.

    Советская авиация в годы Великой Отечественной войны покрыла себя неувядаемой славой, которой должны и могут гордиться не только граждане России, но и всех стран, входивших тогда в состав СССР.

Список использованных ресурсов

https://decem.info/top-10-luchshih-samolyotov-vremyon-vtoroj-;

https://my.mail.ru/mail/genakansk/video/_myvideo/894.html?from=videoplayer;

https://stihi.ru/2008/06/22/736;

https://fasr.ru/novosti/2019_05_08_rol_aviatsii_v_velikoy_otechestvennoy_voyne;

https://power.gybka.com/q/звуки+начала+войны+1941/;

Сергей Алексеев «Победа будет за нами!», https://ped-kopilka.ru/shkolnye-prazdniki/den-pobedy/raskazy-o-velikoi-otechestvenoi-voine-1941-1945/aleksev-pobeda-budet-za-nami.html;

https://www.liveinternet.ru/users/bahit/post390350562

https://www.youtube.com/watch?v=euX0iji1q5g&t=64s


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Когда говорили пушки, Музы не молчали…» (Стихи и песни времён Великой Отечественной войны)

Великая Отечественная война... Наверное, есть среди сегодняшнего молодого поколения те, кто считает, что за те шесть с половиной десятилетий, которые прошли после войны, произошло немало других мировы...

Кратковременный курс по выбору: «Советские награды времён Великой Отечественной войны».

В данной программе изучается история возникновения правительственных наград, их внешний вид, правила ношения и основания для получения той или иной награды.  Даёт представление учащимся о людях в...

Урок-концерт "Поэзия времён Великой Отечественной войны"

Данный урок был проведен  мною в 5 классах  накануне празднования 9 мая (2016 г.). Ребята познакомились со стихотворениями и песнями, помогавшими нашему народу в нелёгкие военные годы выстоя...

Научно-исследовательская работа "Советские танки времён Великой Отечественной войны"

Научно-исследовательская работа по истории "Советские танки времён Великой Отечественной войны"Цель работы:  показать, что превосходство советских танков над немецкими стало одним из фа...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...