Урок литературы в 5 классе. Ю. Яковлев "Цветок хлеба"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

На уроке используется  один из приемов технологии развития критического мышления - чтение с остановкми. Рассказ вызывает неподдельный интерес у пятиклассников. Прием "чтение с остановками" позволяет держать класс в напряжении, следить за развитием сюжета, наблюдать за характерами героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse_.vneklassnoe_chtenie.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе.

Внеклассное чтение.

Юрий Яковлев  «Цветок хлеба».

Цели урока:

  1. Образовательная: исследовать художественный текст на основе технологии развития критического мышления, продолжить работу по освоению художественного текста с использованием основных приемов анализа текста.
  2. Развивающая: развивать познавательные и творческие способности учащихся, используя приемы сопоставления, сравнения и анализа.
  3. Воспитательная: формировать нравственные качества личности.

Оборудование: у каждого ученика подготовленный для работы распечатанный текст.

Основной прием: чтение с остановками.

                        Ход урока.

  1. Стадия вызова.

Задачи данного этапа урока:

- актуализировать знания учащихся по теме;

- вызвать интерес к теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить к активной работе на уроке и дома.

Учитель:  Ребята, на доске написано словосочетание «цветок хлеба». Как вы себе представляете этот цветок? Может быть, кто-нибудь из вас видел, как цветет хлеб?

Учащиеся пытаются представить, как может выглядеть цветок хлеба. Учитель может показать картинку, иллюстрацию с изображением цветка.

Учитель пишет на доске имя автора рассказа, ставит кавычки в названии.

- О чем сейчас можно говорить?

- Речь пойдет о рассказе «Цветок хлеба», автор которого Юрий Яковлев.

- О чем может быть этот рассказ?

Учащиеся выдвигают свои версии, две-три учитель записывает на доске.

Обратимся к тексту. Текст разделен на части, каждая на отдельном листе. Учитель читает первую часть.

  1. Стадия осмысления.

Задачи данного этапа:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с имеющимися знаниями.

Учитель:  Что оказалось неожиданным?

Ученики:  Неожиданным оказалось то, что речь в рассказе идет о мальчике Коле, который в войну никогда досыта не ел хлеба, и вообще досыта не ел. О цветке даже не упоминается.

- Чем для мальчика обернулась война?

- Он испытывает постоянное чувство голода. (Можно обратиться к тексту).

- Был ли хлеб, который ел мальчик, настоящим? (текст)

- Кто угостил Кольку настоящим хлебом?

-Какие чувства испытывает мальчик?

- Как ведет себя, когда его угощают?

(обратить внимание учащихся на детали повествования: поведение солдат, у них где-то далеко такие же голодные ребятишки, они жалеют мальчика; Коля не набрасывается на хлеб;  голодный, он не попрошайничает, а берет только тогда, когда солдат «сунул ему в руку большой кусок хлеба»).

- Как первая часть рассказа раскрывает смысл названия?

Речь идет о хлебе. Это главный продукт, без которого голодный человек не может жить.

- При чем же здесь «цветок»? Нам это понятно? Как дальше будет развиваться сюжет?

Учащиеся снова выдвигают версии. Учитель кратко записывает несколько предложений на доске.

Ученики читают вслух вторую часть текста.

- Оправдались ли ваши ожидания развития сюжета? Что стало неожиданным, интересным?

Колька никогда не видел, как растет хлеб. Автор тонко подводит нас к мысли, что не цветет хлеб пышными голубыми или алыми цветами, как это представлялось Кольке. Но самое ценное для жизни человека – это «простой» хлеб.

- Как описан корж хлеба?

- Как вы думаете, так смотрит на хлеб автор или его герой?

- Что можно сказать о характере мальчика по первой и второй частям рассказа?

(Он еще мал, война научила его думать только о еде, о хлебе. Он, как и все дети, мечтателен – в его воображении алым цветом цветет хлеб. Он научился сдерживать себя, терпеть, не набрасываться на еду, не просить даже у бабушки, т.е. он внутренне сдержан, он понимает, как нужно себя вести, так как он не один, есть еще мама, бабушка, дед. А ведь он ребенок!)

- Почему в последней реплике он отвечает бабушке «упавшим голосом»? (хочется хлеба самому, но дедушку он любит и перечить бабушке не смеет).

- Итак, в рассказе появляется еще один герой. Что же будет дальше?

Учащиеся выдвигают свои версии.

Ученики читают третью часть текста.

- Совпали наши версии с дальнейшим развитием сюжета? Какие испытания ждали Кольку?

(Корж был горячий, похожий на зверька, который кусал Колькин живот; мальчишки могли отобрать хлеб; хлеб хотелось съесть самому).

- Каким вы видите дедушку мальчика?

(Он старый, немощный, он тоже недоедает, поддерживает себя сладковатой водичкой, редко ходит домой, бережет силы).

- Когда дед отнес корж в шалаш, кто дает такую оценку деду: «До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами…» - мальчик или автор?

- Почему мальчик не попросил у дедушки кусочек коржа?

- О чем он думает на обратном пути?

- Почему автор выбирает такие слова, описывая действия Коли: «сунул бабушке котомку», «буркнул» ей в ответ…Как это характеризует мальчика? А если бы автор подобрал нейтральные слова?

- Почему бабушка «насторожилась»?

(Коля, конечно, любит деда, но все же обижается на него – почему не поделился? И все же он не просит хлеба, хотя и осуждает деда. Бабушка по настроению внука все поняла).

- Как вы оцениваете чувства и мысли героев?

3. Рефлексия.

Задачи данного этапа урока:

- целостное осмысление текста, обобщение всей информации;

- присвоение нового знания;

- формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

- Чем закончится рассказ?

Ученики выдвигают версии.

Чтение последней части рассказа.

- Оказался неожиданным конец произведения?

- Как по-новому раскрылись нам характеры героев рассказа?

(Бабушка молча разбирала котомку: она почувствовала Колькину обиду. Понимая внука, она все же хотела, чтобы он научился заботиться о других.

Дедушка не стал есть хлеб. Почему? Почему не сразу отдал внуку? Это испытание для мальчика: нужно учиться думать о других. Коля не попрсил, и дедушкин корж – своеобразная награда внуку. А еще есть Колина мама и бабушка.

Колька обрадовался, но вдруг его остановило незнакомое чувство. Ему стало жалко деда. Он понял его, его самопожертвование).

- Почему мальчик отнес хлеб дедушке в сундук? Чему научил Колю этот случай?

Итог урока.

- Так о чем же рассказ?

- Какие качества характера помогают людям пережить сложные, жестокие обстоятельства жизни?

- Были ли в вашей жизни такие ситуации, когда нужно было чем-то пожертвовать ради мамы, папы, сестры, брата, друга?

- Понравилась ли вам такая форма работы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы 11 класс. Тема: «Тревожная совесть Владимира Тендрякова» (по рассказу «Хлеб для собаки»)

Цели:-способствовать пониманию историко-философского смысла рассказа;-воспитывать чувство ответственности за свои действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, прислушиватьс...