«На днях сегодняшних глубокий отпечаток» Современная комедия в 3-х действиях
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Елизарова Анна Владимировна

Театральный урок для учащихся и их родителей по мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_dnyah_segodnyashnih.docx42.39 КБ

Предварительный просмотр:

Театральный урок для учащихся и их родителей

«На днях сегодняшних глубокий отпечаток»

Современная комедия в 3-х действиях

(По мотивам комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Обучающая цель урока: знакомство с драматическим произведением через авторскую интерпретацию

Методическая цель урока: осуществление нестандартных подходов в изучении литературы в новых условиях

Воспитательные цели:

  • воспитание чувства патриотизма, ответственности за то, что происходит в родном государстве, любви к малой родине, отчему дому, ответственности перед потомками за вклад в развитие государства;
  • развитие чувства прекрасного

Психологическая цель: повысить самооценку учащихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные способности

Задачи урока:

  • заинтересовать учащихся творчеством гениального русского драматурга А.С. Грибоедова,
  • познакомить с пьесой и её персонажами, закрепить теоретические знания по понятиям род, вид - жанр литературы

Действующие лица

Ведущие 1,2.

Александр Андреевич Чацкий

Павел Афанасьевич Фамусов

София – дочь Фамусова

Лизонька – служанка в доме Фамусова

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова

Полковник Скалозуб

Вигель

Свербеев – современники Грибоедова

Репетилов

Офросимова Наталья Дмитриевна – московская барыня 

Продавец в бисквитной лавке

Князь и княгиня Тугоуховская с дочерьми –  гости на балу

Действие 1

Ведущий 1

         Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных  произведений.  Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе  наберется  едва  ли более десятка. Грибоедовская комедия – одно из них.                                        

        Но многое в ней осталось не услышанным и не увиденным. Так нередко бывает. Настоящее искусство всегда зовет вернуться к нему, обратиться к его образам вновь, потому что в группе 20 лиц комедии отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, тогдашний ее дух, нравы. Попробуем приблизить к себе прошлую эпоху, оживить изображаемые исторические события: послушаем героев и представим людей, посещавших московские залы и гостиные. 

Ведущий 2

Пред нами уж белокаменной Москвы

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы,

Ах, братцы!.. Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

(Лиза посреди комнаты спит, свесившись с кресла или стула.

Вдруг просыпается, встаёт, оглядывается)

 Лиза

Светает! Ах!.. Как скоро ночь минула!

Теперь вот только что вздремнула,

Уж день!.. Сказать им…

(Стучится к Софье)

                  Господа̒!

Эй, Софья Павловна, беда.

Зашла беседа ваша за ночь;

Вы глухи, Алексей Степаныч?

Сударыня!..

(Голос Софьи)

 Который час?

Лиза

Всё в доме поднялось.

(Софья из своей комнаты)

Который час?

 Лиза

Седьмой, восьмой, девятый…

(Софья из комнаты)

Неправда!

Лиза

(отходит от дверей Софьи)

Ах, амур проклятый!

Ну чтобы ставни им отнять?

Переведу часы, заставлю их играть.

(Лиза встаёт на стул, передвигает стрелку. Часы бьют и играют)

Входит Фамусов

Лиза

(стоит на стуле)

Ах! Барин!

Фамусов

Барин, да.

Ведь экая шалунья ты девчонка.

Лиза

Нет, сударь, я… я…я…лишь невзначай…

Фамусов

Вот то-то невзначай, за вами примечай.

(Подходит к Лизе, заигрывает)

Лиза

Вы баловник! К лицу ль вам эти лица?!

Фамусов

(обнимая Лизу)

Скромна, а ничего кроме̒

Проказ и ветру на уме.

Ведь Софья спит?

Лиза

(вырываясь)

Сейчас започивала.

Фамусов

Сейчас! А ночь?

Лиза

Ночь целую читала.                    

Фамусов

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится.

И в чтенье прок-то невелик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

(Крадётся из комнаты на цыпочках)

Лиза (одна)

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь!

(Входит Софья со свечкой, за ней Молчалин)

Софья

Ах, в самом деле рассвело!

(Тушит свечу)

Лиза

Валит народ по улицам давно,

А в доме стук, ходьба, метут и убирают.                

Софья

Счастливые часов не наблюдают.

(Молчалину)

Идите; целый день ещё потерпим скуку.

(неожиданно появляется Фамусов)

Фамусов

Что за оказия!  Молчалин, ты, брат?

Молчалин

 Я-с.

Фамусов

Зачем же здесь? И в этот час?

И Софья!.. Здравствуй, рано поднялась!

 Молчалин

 Сейчас с прогулки.

 Фамусов

 Друг. Нельзя ли для прогулок

 Подальше выбрать закоулок?

 А ты, сударыня?

София (взволнованно)

Позвольте, батюшка, кружится голова.

Изволили вбежать вы так проворно...Смешалась я.

Фамусов

Вот-вот, занятье для девицы.

Всю ночь читаешь небылицы.

И вот плоды от этих книг!

А все Кузнецкий мост и вечные французы.

Оттуда моды к нам и авторы, и музы.

Берём же побродяг, и в дом и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему –

И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам!

Как будто в жёны их готовим скоморохам.

Ты, посетитель, что? Ты здесь, сударь, к чему?

София

Я гнева вашего никак не растолкую.

Шел в комнату, попал в другую.

Фамусов

Попал или хотел попасть?

Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

Ты, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

Ну, сударь мой, а ты?

Молчалин

С бумагами-с.

Фамусов

Да! Их недоставало.

(Встает)

Молчалин

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Фамусов

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

(Уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед)

Лиза

Моего вы глупого сужденья

Не жалуете никогда…

Как все московские, ваш батюшка таков:

Желал бы зятя он с звездами да с чинами

И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он ба̒лы.

Вот, например, полковник Скалозуб…

Софья

Слова умного не вымолвил он сроду!

Мне всё равно, что за него, что в воду.

Действие 2

Ведущий 2

Писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен.

Сейчас все более усиливается непонимание между поколениями, отношения родителей и детей становятся все более агрессивными, а ведь по сути причины остаются теми же, что несколько веков тому назад. Точно так же, как Фамусов, любой современный родитель готов сделать все возможное для хорошей жизни своего дитя, иногда полностью игнорируя мечты и желания самого ребенка. 

Ведущий 1

И прав господин Фамусов. На центральной улице Москвы было множество магазинов, принадлежащих преимущественно французским купцам.

(Появляется Софья)

София

Вот уж по Тверской возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптека, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(Обращается к продавцу в бисквитной лавке)

Добрый день, господин Гоа!

Продавец

Приветствую Вас, Мадемуазель.

У нас большой выбор сластей.

София

Всё выглядит так аппетитно!

А что чревовещатель ваш?

Продавец

О, в прошлом году он забавлял весельчаков в Париже, а сейчас здесь, в Москве. А уж если заговорили про Париж, то зайдите в книжную лавку. Книги там дороги, хороших мало, но зато есть Мадам Жанлис и Мадам Севинье, Катехизисы для молодых девушек и назидательные книги Фенелона.

София

А Чацкий говорит, что «эти книги достойны чтения тупого невежества». Он не в своём уме.

Ведущий 1

Россия самобытна, и в этом ее уникальность. А нас хотят подогнать под западные рамки. Рамки, которые поработят нас, уничтожат.

Ведущий 2

Да, в Москве витал заграничный дух. И сейчас мы активно перенимаем черты Запада: образование, культура, форма правления, поведение. Мы без уважения относимся к нашей культуре, образованию, языку.  «Ведь с ранних лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья!» А кто же это сказал? Да-да, конечно, Чацкий. А вот и он.

(Выход Чацкого: группа юношей-студентов исполняет брейк-данс, в конце  «лунной походкой» выходит Чацкий)

Чацкий

Чуть свет – уж на ногах!

И я у ваших ног!

(Целует руку Софьи)

Когда ж постранствуешь, воротишься домой

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался – успел. А тот дал промах

Все тот же толк и те ж

Стихи в альбомах

(Подходит к Софье)

София

Хотите ли знать истины два слова?

Малейшая в ком странность чуть видна,

Весёлость ваша не скромна,

У вас тотчас уж острота готова,

А сами вы…

Чацкий

Я сам? Не правда ли, смешон?

София

Да! Грозный взгляд, и резкий тон.

И этих в вас особенностей бездна;

А над собой гроза куда не бесполезна.

Чацкий

Я странен? А не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…

Молчалин, например…

София

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости…

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он молчанием его обезоружит…

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит…

(Вбегает Репетилов)

Репетилов

Послушай, Александр, потешь меня хоть мало.
Поедем-ка сейчас в Английский клуб.

Чацкий

Вот меры чрезвычайны.

Чтобы взашей прогнать и вас, и ваши тайны.

Репетилов

Напрасно страх тебя берет.

Вслух громко говорим, никто не разберет

Я сам, частенько слушаю, не разжимая губ.

С какими я сведу тебя людьми.

Уж на меня нисколько не похожи.

Сок умной молодежи.

Чацкий

Как их возьмёт задор,

Засудят об делах, что слово – приговор, –  

Ведь столбовые все, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто послушал их… беда!

Не то чтоб новизны вводили, – никогда,

Спаси нас боже! Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят и … разойдутся.

Прямые канцлеры в отставке – по уму!

Действие 3

Ведущий1

У нас теперь не то в предмете

Мы лучше поспешим на бал.

Усеян плошками кругом

Блестит великолепный дом,

По цельным окнам тени ходят,

Мелькают профили голов

И дам, и модных чудаков.

(Звучит лёгкая музыка, пары танцуют)

Князь Тугоуховский и Княгиня с  дочерьми

1-я княжна

Какой фасон прекрасный!

2-я княжна

Какие складочки!

1-я княжна

Обшито бахромой.

3-я княжна

Какой эшарп  cousin  мне подарил!

 4-я княжна

Ах! да, барежевый!

5-я княжна

Ах! прелесть!

6-я княжна

Ах! как мил!

(Входят Вигель и Свербеев)

Вигель

Второй раз я в Благородном собрании. Это непередаваемое ощущение. Весь в колоннах, от яркого освещения весь как в огне горящий. Сим дивным зрелищем я поражён и очарован. Но ты знаешь, когда первое удивление прошло, я пристальнее всмотрелся в общество, в коем нахожусь. Сколько прекрасных лиц, важных фигур, бесчисленных нарядов. Но еще более – сколько страшных рож?!.

Свербеев

Слушай, да здесь, сегодня тысячи две народу. А вон смотри между колоннами известная Офросимова Настасья Дмитриевна. Не дай бог попасться ей на глаза.

Офросимова

Свербеев! Поди сюда .Что это ты с собой делаешь? Небось, давно здесь, а у меня еще и не был .Видно таскаешься по трактирам да по кабакам, да где-нибудь еще хуже, оттого и порядочных людей бегаешь! Ты знаешь, я любила твою мать, уважала твоего отца…

Свербеев

Мадам, да я …хотел…

Офросимова

Ну, бог тебя простит. Завтра же ко мне обедать, а теперь давай руку, пойдем ходить! Мне, милый мой, везде дорога!

Ведущий 2

Да, таких в Москве несложно отыскать. Оттуда, из водоворота светской жизни пришла в комедию « Горе от ума» и старуха Хлёстова, и ещё многие другие, кого упоминают в своих разговорах герои пьесы.

Ведущий 1

А. С. Грибоедов со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество.

Имена персонажей комедии не случайно стали нарицательными. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства в XIX века. А бюрократия. Бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.

Ведущий 2

То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главные цели их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «легкому» хлебу, которым вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство.

Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была.

(Появляются Фамусов, Чацкий и Скалозуб)

Скалозуб (обращаясь к Чацкому) 

Мне нравится, при этой смете

Искусно как коснулись вы

Предубеждения Москвы

К любимцам, к гвардии, к гвардейцам…

Чацкий

Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету…

Скалозуб

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Волтеры дам,

Он в три шеренги вас построит,

А пикнете, так мигом успокоит.

Фамусов

Вот загляденье,

За армию стоит горой,

И прямизною стана,

Лицом и голосом герой…

Чацкий

И золотой мешок, и метит в генералы.

Фамусов

Ах, боже мой, он карбонарий!

Ведущий 2

  Фамусовы –  в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с  Лизами  радуют  взоры  в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах.  А  судьи кто? 

Чацкий

А судьи кто? –  За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

(Выходит группа студентов и вместе с Чацким исполняют его «Монолог» на мотив песни «Любэ»  «Конь»)

  Вы всегда готовы к журьбе,

  Не забудьте же о себе.

  И запомните: ни в какой журьбе

  Никогда не забывать о себе.

  Где, скажите нам те отцы,

  Чтоб  принять их за образцы?

  От суда в родстве спрятали концы,

  Мы ж должны принять их за образцы!

  Разливаются в мотовстве

  Подлого житейства черты.

  Но кому ж в Москве, в матушке-Москве,

  Никогда не зажимали плотно рты?

  Окружённый толпами слуг,

  Честь свою и жизнь он спасал.

  Но потом всех вдруг верных своих слуг

  На борзые три собаки променял!!!

  А когда сюда со двора

  Приезжали люди вчера,

  То кричали там женщины «Ура»!

  В воздух чепчики бросали до утра.

Фамусов

Вкус, батюшка, отменная манера.

На всё свои законы есть.

Возьмите вы от головы до пяток

На всех московских есть особый отпечаток.

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь.

Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых –  тот и жених.

На нас не подиви –  ведь только здесь

Ещё и дорожат дворянством.

Дверь отперта для званых и незваных:

Особенно из иностранных.

Чацкий

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдётся: враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывёт у них мечтателем! опасным!

Фамусов

Ученье – вот чума, учёность –  вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

 Репетилов

(Садятся за столик, исполняют песню «Госпожа удача»)

Ваше благородие, госпожа Наука,

Ты свела с ума уже – вот какая штука.

Формулы в кармане погоди не рви.

Не везёт с мозгами – повезёт в любви.

Ваше благородие, госпожа учёба,

Мало задавали нам, попросил ещё бы.

Друг, в библиотеку постой, не зови.

Не везёт с наукой – повезёт в любви.

Ваше благородие, господин учебник,

Умный ты, конечно же, да только не волшебник.

В ласковые сети постой же, не зови.

Может в Интернете повезёт в любви.

Ваше благородие, господин экзамен,

Год уж обливаемся горькими слезами.

Госпожу Удачу ты уж не гневи.

Не везёт в задачах – повезёт в любви.

 Чацкий 

 Что это? Слышал ли моими я ушами!

 О! если б кто в людей проник:

 Что хуже в них? душа или язык?

Ведущий 1

          В нашей стране все так же остаются в почете кумовство, чинопочитание и низкопоклонничество. 

Ничего не изменилось, служение Отечеству все так же неоднозначно. Балом правят все те же чиновники, для которых родственник важнее любого профессионального работника, а льстец стоит первым в списке служащих. Из-за всей этой чиновничьей волокиты и бюрократизма страна теряет умы – все больше людей стремится уехать за границу в надежде на то, что там они будут оценены по заслугам.

София (со свечкою) 

Молчалин, вы?

Чацкий

Сс!

(Прячется)     

 Молчалин

 Ах! Лизанька, ты от себя ли?

 Лиза

 От барышни-с.

 А вам, искателям невест,

 Не нежиться и не зевать бы;

 Пригож и мил, кто не доест

 И не доспит до свадьбы.

 Молчалин

 Какая свадьба? с кем?

   Лиза

 А с барышней?

 Молчалин 

 Поди,

 Надежды много впереди,

 Без свадьбы время проволочим.

  Лиза

  Что вы, сударь! да мы кого ж

  Себе в мужья другого прочим?

   Молчалин

   Я в Софье Павловне не вижу ничего

   Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

   Любила Чацкого когда-то,

   Меня разлюбит, как его.

   Чацкий (выглядывает)       

Подлец!

   Лиза: И вам не совестно?

   Молчалин

   Мне завещал отец:

   Во-первых, угождать всем людям без изъятья –

   Хозяину, где доведется жить,

   Начальнику, с кем буду я служить,

   Слуге его, который чистит платья,

   Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

   Собаке дворника, чтоб ласкова была.

   Лиза: Сказать, сударь, у вас огромная опека!

   Молчалин

   И вот любовника я принимаю вид

   В угодность дочери такого человека...

(Хочет идти, София не пускает)

   София (почти шепотом; вся сцена вполголоса)

   Нейдите далее, наслушалась я много,

   Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

   Молчалин

   Как! Софья Павловна...

   София

   Сама довольна тем, что ночью все узнала:

   Нет укоряющих свидетелей в глазах…

   Здесь Чацкий был...

   Чацкий (бросается между ними)

   Он здесь, притворщица!

   Лиза и София: Ax! Ax!

(Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе в комнату)

   Чацкий

   Вот наконец решение загадке!

   Вот я пожертвован кому!

   Молчалины блаженствуют на свете!

   Вот она – Москва!

   Дома новы, но предрассудки стары.

   Порадуйтесь, не истребят

   Ни годы их, ни моды, ни пожары.

   Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.

   Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

   Где оскорблённому есть чувству уголок!

Ведущий 1

Говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов.

 Мы не должны стоять на месте – мы должны расти и развиваться, поэтому нам не нужны «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле», надо искоренять кумовство и давать путь новому поколению целеустремленных и образованных людей. 

Ведущий 2

Моя любовь, душа моя, Россия! 
Мне в этом мире нет тебя милей, 
Твоих небес с божественною синью, 
Озёр и рек, лесов твоих, полей! 
Мне дороги твоей души объятья, 
Великих наших предков имена. 
Я без тебя не знал бы в жизни счастья, 
Моя Отчизна, Родина моя… 
Не раз тебя пытались бросить в бездну, 
Не осознав твою святую суть. 
Во все века кто сделать это дерзнул 
Ушли в бесславный свой последний путь… 
Зато сама ты сделала немало 
Для всех людей моей большой Земли! 
Весь мир собой от гибели спасала, 
Чтобы народы в счастье жить могли. 
Я верю в твоё светлое начало, 
В твою звезду, сошедшую с небес. 
Ты свой народ надеждой согревала, 
Чтоб всей своей душою он воскрес… 
Моя любовь, душа моя, Россия! 
Я верю, что ты садом расцветёшь 
И станешь Храмом солнечным, красивым, 
Потомкам нашим счастье принесёшь!

Занавес


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Театральный проект "На всех улицах есть особый отпечаток" (по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

laquo;Горе от ума» А. С. Грибоедова закономерно составляет неотъемлемую принадлежность школьного литературного образования, выступая в качестве образцового произведения в жанре комедии. Это мес...

"Воспитание в современной школе: от программы к действиям".

Детское самоуправление в школе не создается одномоментно, по приказу. Оно развивается и чаще всего это медленный процесс, требующий поддержки всех педагогов школы и конечно, администрации....

Воспитание в современной школе: от программы к действиям_Пособие для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, школьных педагогов, методистов.

Пособие предназначено для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, школьных педагогов, методистов.  ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020  При цитировании матер...