Технология критического мышления
материал по литературе на тему

Шакирова Елена Викторовна

Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kritich.m.docx772.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»                                                                                               

                                                                     

Формирование УУД на уроках литературы посредством

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

                                                                          Разработала: учитель

                                                                            литературы и русского языка

                                           Шакирова Е.В.

                                                                   

                     

                                                                             

        

Когалым

2015 г.

      Актуальность педагогического опыта: С 2007 по 2013 гг. я работала в системе НПО и СПО. В этой системе учатся ребята, нацеленные на приобретение практических умений. Но вместе со специальными предметами в данных образовательных учреждениях изучают и общеобразовательные предметы. Передо мной стояла задача, заинтересовать ребят литературой, заставить их читать классические произведения. С 2011 года в системе профессионального образования произошёл переход на ФГОС второго поколения. Я поняла, что преподавание литературы должно строиться с использованием технологий, обеспечивающих преемственность в формировании УУД. И прежде всего это технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяют активно работать со всеми блоками УУД, всесторонне развивать личность учащегося. Универсальные учебные действия обеспечивают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая умение учиться. С введения ФГОС я активно начала использовать ТРКМЧП на уроках. Опыт в применении приёмов ТРКМЧП мне помог быстрее освоиться в школьной системе. В МБОУ «Средняя школа №3» (2013-2014 уч.г.), мне дали три пятых класса. Очень трудно было перейти к занятиям с учащимися среднего звена. Однако опыт работы по ФГОСам второго поколения в системе НПО и СПО помог справиться с трудностями. Актуальность моего педагогического опыта в том, что я использую на своих уроках приёмы, позволяющие формировать УУД у учащихся 5-6 классов посредством ТРКМЧП.

Новизна педагогического опыта

Среднее звено общеобразовательной школы только с 2015-2016 года начнёт работать по ФГОС. Я уже сейчас пробую делать выводы по формированию УУД у учащихся 6 классов посредством технологии критического мышления.

 Базовая модель ТРКМЧП

В основе технологии ТКМЧП лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: - фаза вызова (evocation);

- фаза реализации смысла (realization of meaning);

- фаза рефлексии (reflection).

Первая фаза (вызова) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие обучаемых в образовательном процессе активизируется. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает: «Что хочу узнать?»

Главными задачами второй фазы (реализация смысла) являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.. Под руководством учителя и с помощью своих товарищей ребенок ответит на те вопросы, которые сам поставил пред собой на первой стадии.

Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данной фазы.

Базовая модель («Вызов – Реализация смысла – Рефлексия») задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность и способы сочетания конкретных методических приемов. Приемы технологии развивают умение воспринимать информацию, прогнозировать, работать с текстом, задавать вопросы и творчески интерпретировать информацию.

 Применение ТРКМЧП на уроках литературы

Начиная изучение творчества того или иного писателя, как правило, учитель очень долго готовится, старается найти интересные факты, увлечь ребят, подготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание одному-двум ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Как известно, лекция – самый неэффективный способ обучения (только 5% прослушанной информации усваивается). Педагог разочарован, и его можно понять. Дети тоже не удовлетворены: они не видят смысла в получении «готовых» знаний.

Ситуация меняется, если использовать на уроке ТРКМЧП. На стадии вызова предложить ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина можно составить такой список утверждений: 1. М.Е. Салтыков-Щедрин был счастливым человеком. 2. Салтыков – настоящая фамилия писателя. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Ему не удалось сделать карьеру. 7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов. Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего о М.Е. Салтыкове-Щедрине, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус». В эту игру мы играем накануне знакомства с творчеством писателя. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведения которого мы будем изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Главное, чтобы на уроке перед учеником лежал текст публицистического стиля, написанный от руки или напечатанный (Интернет тоже приветствуется). Выполняя домашнее задание, ребёнок обязательно проверит, в чём он оказался прав, выдвигая предположения в игре, а в чём ошибся, и посчитает свои «плюсы» и «минусы». Данным приёмом мы не только поддерживаем интерес к изучаемому автору, но формируем познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков.

Важная проблема решена: учащийся захотел узнать и понял, зачем ему это нужно. Вообще, чтение и письмо – это процессы, которые необходимы человеку в повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире, и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Однако практика показывает, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Этому можно научиться, если использовать приёмы, о которых я расскажу ниже.

Вторая стадия урока, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. И здесь целесообразно предложить работу с текстом. Мы возобновляем разговор о писателе, начавшийся на прошлом уроке игрой «Верные-неверные утверждения» и продолжившийся дома при подготовке сообщения. Я предлагаю ребятам, пользуясь своим подготовленным текстом, заполнить первую графу таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (см. таблицу 1)

Таблица 1

1.Знаю

3.Хочу узнать

5.Узнал

2.Категории

 

информации

4.Источники

информации

6.Осталось узнать

(Новые вопросы)

 

         Учащихся спрашиваю в начале урока, что им известно по данной теме, которая будет изучаться на уроке. Прошу их записать известную им информацию в первую графу таблицы в виде ключевых слов и словосочетаний (1-2 минуты). Достаточно записать 5 интересных фактов. После этого учащиеся объединяются в пары или группы и делятся теми сведениями, которыми они владеют по данной теме. В процессе обсуждения учащиеся имеют право дополнить свои записи в первой графе. Прошу одного, двух учащихся в группе рассказать, что они в итоге записали в первую графу, и  делаю соответствующие записи на доске в аналогичной таблице. Кроме этого, работа с первой графой предполагает одновременную работу и с четвертой частью таблицы, где учащиеся должны фиксировать источники, на которые они опирались.

         На третьем этапе работы учащиеся задают вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, изучая данную тему.

          Первые три этапа с таблицей Донны Огл соответствуют стадии Вызова.

        Четвертый этап относится к стадии Содержания и представляет собой активную работу с новой информацией. Это может быть чтение текста с пометками на полях в виде номеров вопросов, на которые в тексте найдены ответы; слушание лекции преподавателя; просмотр учебного видеофильма; знакомство с информацией в виде таблиц, схем, рисунков и так далее. Параллельно с чтением – слушанием учащиеся записывают свои ответы на вопросы, записанные в третьей графе, а также принципиально новую для них информацию в графу «Узнал». Учащиеся вместе с преподавателем выясняют, на какие вопросы ответы найдены, а на какие – нет, делятся соображениями о том, можно ли на них ответить с учетом полученной информации. Очень часто у учащихся возникают новые вопросы. В этом случае заполняется графа 6 таблицы.

         В качестве домашнего задания предлагается учащимся выбрать заинтересовавшие их вопросы. Вот так заполнил таблицу учащийся  6 класса на тему «Краткий очерк о жизни и творчестве А.П. Чехова»:

 

1.Знаю

3.Хочу узнать

5.Узнал

Писал короткие рассказы;

Был врачом

Где родился?

Где учился?

Писал ли ещё что-то, кроме рассказов?

Родился в Таганроге в купеческой семье;

Учился в греческой гимназии, таганрогской гимназии. Окончил Московский университет, медицинский факультет.

Совершил поездку на Сахалин, за границу.

Написал пьесы «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад».

Был женат на актрисе О.Я. Книппер.

В 1902 году переселился в Ялту из-за болезни.

Скончался в Германии. Похоронен в Москве.

2.Категории

 

информации

4.Источники

информации

6.Осталось узнать

(Новые вопросы)

Персональные данные

- рассказ учителя;

- учебник;

- интернет

О чём рассказы?

 

        Не обязательно использовать на уроке табличную форму ведения записей. Можно на отдельных листочках сделать соответствующие заголовки, чтобы не возникло ситуации, что учащемуся не хватает места для записей в этой или иной графе.

        Эту таблицу лучше использовать, когда текст насыщен новой информацией.

        Чему учатся учащиеся, когда работают с таблицей Донны Огл? Они структурируют по категориям и систематизируют имеющуюся у них информацию, выделяют главное, задают вопросы для дальнейшей целенаправленной работы с новой информацией.

Завершается стадия осмысления новой информации работой с текстом, предложенным учителем. Каждому ученику я выдаю текст, предлагаю его прочитать, применяя приём маркировки (INSERT). Для маркировки текста используются следующие значки: «v» - это известно; «+» - это интересно, неожиданно; «?» - хотелось бы узнать подробнее. Нам осталось заполнить третью графу, куда мы запишем словосочетания и предложения, помеченные знаком «+», вслух обменяться мнениями, ответить на поставленные в графе «Хочу узнать» вопросы, ещё раз послушать друг друга, и работа почти закончена. Но осталась последняя стадия, самая важная, - рефлексивная. Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации. Рефлексия может быть письменной. Чтобы закончить создание образа писателя на уроке, предлагаю написать синквейн.

Вот так, например, выглядит синквейн, написанный учеником 6 класса на уроке, посвящённом изучению биографии М.Ю.Лермонтова: 1. Лермонтов. 2. Одинокий, свободный. 3. Страдает, пишет, рисует. 4. Лермонтов – романтик, всегда одинок. 5. Парус.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Помимо формирования познавательных УУД,  мы работаем над коммуникативной компетентностью: общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём «толстых» и «тонких» вопросов. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела», — писал Ф.Бекон [15, с.86]. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного (см. таблицу 2).

Таблица 2        

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто? (Кто автор рассказа?)

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

   Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. Учитель на первых порах работы с этим приёмом должен научить детей определять уровень сложности вопроса - относить его к «тонким» или «толстым». Это можно делать на вопросах, которые предлагает сам учитель, или на вопросах из учебника.

Прочитайте вопросы в учебнике.

Какие из них требуют односложного ответа? Какие заставляют размышлять, анализировать?

Какие вопросы можно использовать для кроссворда или в игре «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером»?

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот «толстые» вопросы учащихся 5 класса после изучения романа Тургенева «Муму»:

Почему роман называется «Муму», а не «Герасим»?

Объясните, почему Герасим утопил собачку?

Мог ли Герасим поступить по-другому?

Согласны ли вы, что Герасим - борец?

С помощью «толстых» и «тонких» вопросов мы формируем познавательные универсальные учебные действия: «смысловое чтение»; «определение основной и второстепенной информации»; «выведение следствий»; «построение логической цепи рассуждений»; «формулирование проблемы»; «самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера».

         Один из самых распространённых приёмов технологии развития критического мышления – «Кластер». Он направлен на выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. Учащиеся работают с этим видом задания с интересом, с желанием, каждому хочется представить свой вариант кластера. Вот какой кластер получился у Фёдорова Георгия  на тему «Литература»  (5 класс) (см. приложение 1).

          На первых занятиях учащиеся представляли простые кластеры. Сейчас они придумывают сложные, развернутые кластеры.

            Один из самых «популярных» приёмов на моих уроках литературы – это приём «Чтение с остановками». Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности.
Преподаватель должен уметь «погрузить» учащихся в мир художественного текста, научить его быть читателем, умным, вдумчивым, чувствующим, готовым совершать открытия. Не секрет, что чувство причастности рождается только в напряженном диалоге. А диалог этот невозможен без усилий ума и сердца. «Анализ идей, лежащих в основе тех или иных художественных произведений, расширяет понимание, приучает видеть в литературном тексте акт мысли, требующий от читателя встречных интеллектуальных усилий»[8,с.4].
       Любое художественное произведение рассматривается на уроке в контексте всего творчества писателя или одного из этапов его творческого пути. Задача читателя, как минимум, выявить связь отдельных элементов анализируемого текста (темы, образы, способы выражения авторской позиции) с художественным целым. Прием технологии с условным названием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать учащегося книгой, привлечь его к осмысленному чтению.

  Общий алгоритм работы по данной стратегии:

         1. Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.

       2. Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

       3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

         Вот так, например, я работаю с рассказом А.П. Чехова «Смерть чиновника» :

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе с таким названием? (высказывают предположения; далее читаем до момента, когда Червяков чихнул)

- Что будет дальше и почему? Как поступит Червяков?

- А как бы поступили вы в такой ситуации? (высказывают мнения, читаем до момента, когда Червяков принёс извинения статскому генералу)

- Как поведёт себя генерал? А что бы вы делали на его месте? Что будет дальше и почему? (высказывают мнения; читаем до момента, когда Червяков приходит домой и советуется с женой о своих дальнейших действиях)

- Что будет дальше и почему? (высказывают мнения, читаем до момента прихода Червякова в приёмную генерала)

- Как встретит Червякова генерал? Почему? (высказывают предположения)

- Как вы думаете, чем закончится рассказ? (высказывают мнения, читаем до конца)

         Остановки – это своеобразные «шторы»: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую – неизвестная информация, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий. Этот приём требует не только серьёзной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

И вновь мы формируем коммуникативные универсальные учебные действия. Такие как: «общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией»; «способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия»; «организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками».  А также формируем познавательные УУД: учим устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Каждый из используемых мной приёмов ТРКМЧП, организован таким образом, что у учащихся формируется произвольная саморегуляция – осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия. Другими словами, идёт формирование регулятивных универсальных учебных действий.

Я считаю, что основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, чтобы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер учащихся.  Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной  деятельности ребенка и  тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД – уровень их сформированности,  соответствующей нормативной стадии развития.

Преимущества и проблемы применения ТРКМЧП на уроках литературы

Данная технология позволяет построить урок таким образом, что учащиеся становятся не просто объектом образования, а выступают полноправными участниками обучения. Они способны сами ставить цели, отслеживать процесс обучения и определять результат.

Эффективность и результативность опыта

   В ходе работы провожу мониторинг результатов педагогической деятельности, учебной деятельности обучающихся по следующим критериям и показателям:

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

1. Качество знаний обучающихся по литературе

1.1.Число обучающихся, успевающих на «4» и «5»

Анализ школьной документации

2.Формирование у школьников компетенции  личностного самосовершенствования

2.1.Участие школьников в олимпиадах, в конкурсах

Анализ статистики.

Проявить школьнику оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений помогает технология развития критического мышления. Она обеспечивает развитие творческого мышления и формирует познавательный интерес. Использование технологии в образовательном процессе позволяет нам достигать стабильных учебных результатов.

Результаты успеваемости учащихся за 2013-2014, 2014-2015 уч.гг.:

Учебный год

Классы, в которых учитель работает согласно тарификации

Общая успеваемость по предмету (в %)

Качественная успеваемость по предмету (в %)

2013-2014

5 «А», 5 «В», 5 «Г»

100 %

80 %

2014-2015 (1 п/г)

6 «А», 6 «В», 6 «Г»

100 %

87 %

Результаты  олимпиад

Учебный год

Ф.И. участника, класс

 место

Уровень олимпиады

2013-2014

Азизова Гулябатин, 5 «А»

II

Школьный

2014-2015

Рынжа Алина, 6 «А»

Азизова Гулябатин, 6 «А»

Фёдоров Георгий, 6 «А»

I

II

III

Школьный

Участие  в конкурсах, внеклассных мероприятиях

Учебный год

Ф.И. участника, класс

 место

Название конкурса, уровень

2013-2014

Гаврилова Полина, 5 «А»

Степанов Андрей, 5 «А»

Кадышева Мария, 5 «Г»

Пальчинский Никита, 5 «Г»

II

III

III

«Живое слово» (муниципальный)

Внекл. меропр. «В те дни, когда в садах Лицея…» (школьный)

2014-2015

Урсакий Юлия, 6 «А»

Азизова Гулябатин, 6 «А»

Чабан Диана, 6 «В»

Ковалёва Кристина, 6 «В»

III

II

III

«Живое слово» (муниципальный)

Конкурс чтецов, посвящённый 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (школьный)

Литературно-музык. композиция «Страницы мятежной жизни», посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова (школьный)

Следовательно, ТРКМЧП оказывает позитивное влияние на формирование у обучающихся всех УУД.

Из урока в урок я стараюсь прививать учащимся интерес и любовь к своему предмету. Помогает в этой работе мне ТРКМЧП.

 Но вместе с тем возникают и некоторые трудности в применении тех или иных методов и приёмов заявленной технологии. Сравнение, анализ, синтез, обобщение  – основные логические операции мышления. Уровень развития мышления учащихся разный. ТРКМЧП предполагает строить обучение на основе сотрудничества и совместного планирования, а это категории высокоорганизованной личности. Практика показала, что учащиеся легко справляются с такими видами работы как «Кластер», «Верные и неверные утверждения». Эти виды работы не требуют глубокого познания, они строятся в основном на базе уже имеющихся знаний. Виды работы, связанные с изучением, нахождением, выделением необходимой информации даются сложнее.

Вообще, использование ТРКМЧП требует и от учителя большей подготовки к уроку: подобрать материал, продумать, как эффективнее использовать его на уроке, распланировать, каким образом учащиеся будут работать с данной информацией, а затем применять её на практике. Системность применения методов и приёмов ТРКМЧП  даёт, безусловно, лучший результат, чем разовое использование приёмов на уроке. Я вижу необходимость применения данной технологии на своих уроках и в будущем.

Заключение

        «Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимализационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, что и фиксируется термином Фундаментальное ядро содержания общего образования. Подобный подход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентноспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала» [13, с.6].

          Я рассказала вам лишь о нескольких приемах технологии развития критического мышления через чтение и письмо, с помощью которых идёт формирование УУД на уроках литературы.

        Наблюдая за учениками, я делаю вывод: у ребят появляется интерес к изучению литературы, они пробуют размышлять,  находить новую информацию по определенной теме, они читают произведения классиков. Всё это отражается и на результате их итоговых оценок по предмету.

Эта технология разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к процессу познания, чтобы он получил  удовольствие от проделанной им работы.

Проанализировав  результаты применения методов и приёмов ТРКМЧП, я пришла к выводу, что необходимо продолжать работу по использованию данной технологии на уроках литературы. Мы находимся в новых условиях воспитания и обучения, современный учитель должен изучать всё новое, что преподносит нам жизнь, подбирать новые формы и приёмы работы в современных условиях. В дальнейшем я планирую использование и других методов и приёмов ТРКМЧП, таких как «Фишбоун», «Аквариум», «Кейс-метод», «Как вы думаете», «Сводная таблица», «Уголки», «Перекрёстная дискуссия» и др.

Список литературы

  1. Бахтиярова, Т.Н. Эмоциональное состояние и стратегии поведения современных подростков. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Молодёжь и общество на рубеже веков». – М., 2000. – 43с.
  2. Брун, Д. Психология познания. – М., 1977. – 384с.
  3. Букатов, В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. – 224 с.: ил.
  4. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе/ А.В. Бычков. – М., 2000. – 236с.
  5. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и последователей)/ Под ред. Н.Д. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 336с.
  6. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. – М.,1999. – 235с.
  7. Загашев, И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.,2003. – 351с.
  8. Загашев, И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская, И.В.  Учим детей мыслить критически. – СПб.,2003. – 281с.
  9. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие/ О.М. Казарцева. – М., 1998. – 265с.
  10. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта).- Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.-176с.
  11. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 80с.
  12. Кривцова, С.В. Подросток на перекрёстке эпох. – М.: Генезис, 2000. – 186с.
  13. Лотман, Ю. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.-  М.:Просвещение,1988. -  264с.
  14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000. – 298с.
  15. Питт Д., Павлова М.Б. Как учить проектированию. Н.- Новгород, 2000. – 361с.
  16. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., изд. центр «Академия»,2008. – 189с.
  17. Рыжаков, М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации//Стандарты и мониторинг качества образования. – 1999 - №4.- С. 20-23.
  18. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Знание, 2009. – 154с.
  19. Халперн, Д. Психология критического мышления. – М.;СПб.,2000.
  20. Чошанов, М. Приложение // Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара,2002.
  21. www.Criticalthinkung.org/icat.html.

Приложение 1

сканирование0002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...