КТП по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Маркина Ирина Юрьевна

Планирование к учебнику литературы под ред. Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_lit_7_kl.docx70 КБ

Предварительный просмотр:

«Рекомендована к

использованию»

Руководитель ШМО

по учебному предмету

«Согласовано»

Заместитель

директора по УР

МБОУ СШ № 13

«Утверждено»

Директор МБОУ

СШ № 13

Белякова Е.Г.

Мышаева Е.П

Шилова Р.Н.

Протокол № 1,  дата____                

Дата _____________                           Приказ № _____, дата ________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ 5-11 КЛАССОВ

Автор-составитель

,

                                                                         Маркина  Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы,

г.Дзержинск. 2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка …………………………………………………………

С. 3

2

Содержание программы по предмету «Литература» ………………………….

С. 6

3

Тематическое планирование …………….………………………………………

С. 29

4

Учебно-методическое обеспечение курса ……………………………………

С. 73

5

Основные электронные образовательные ресурсы……..……………………

С. 74

6

Материально-техническое обеспечение ……………………………………….

С.74

7

Приложение……. ………………………………………………………………

С.75

                                                                                          Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2009.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебники-хрестоматии В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И.Коровина «Литература: 5-9 кл.»: Учеб.: В 2ч. – М.: Просвещение, 2010

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающее вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль значения книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем  (например, в 5 классе – внимание к книге; в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории; в 9 классе – литература и духовная жизнь человека, шедевры родной литературы. В 10-11 классах – линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX и  XX веков).

Чтение произведение зарубежной литературы желательно в  конце курса в каждом классе, но возможна и перестановка в изучении того или иного текста.

Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Формы уроков, методы обучения.  При реализации программы используются следующие методы:

•  Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

•  Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

• Частично-поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания);

• Исследовательский

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, написанию сочинений-рассуждений по изученным литературным произведениям, письменных ответов на поставленный вопрос. Предусмотрено использование ИКТ-технологии и проектной технологии. На уроках литературы много времени отводится и на применение  стратегии смыслового чтения. Не менее важным является и использование словарей, справочной литературы на уроках и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению произведений.

Формы контроля:

промежуточный: развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению (устный и письменный), анализ эпизода,  характеристика героя,  сочинение на основе литературного произведения, выразительное чтение наизусть, пересказы разного вида (подробные, сжатые, выборочные, аналитические), составление плана, презентация.

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

                                                                                                        Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

7 класс

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте.

«Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаиле Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К.Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. К. Симонов. А. Твардовского, А.Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

АА.Вертинский. «Доченька»: И.Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

                                                                                                                  Структура курса 7 класс

Тема

Кол-во ч.

I

ВВЕДЕНИЕ.

1

II

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

4

III

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

2

IV

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА.

2

V

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Х1Х ВЕКА.

31

VI

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА.

22

VII

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6

Итого

68

Тематическое планирование для 7 класса (70ч)

П.п

Тема

Количество часов

Дата

Домашнее задание

По плану

7а              7б

факт

Введение (1ч).

1

 Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

2.09         6.09

2.09        6.09

Прочить и пересказать вводные статьи учебника и книги «Читаем, думаем,спорим»;тв.задание-с.6

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6ч).

2

 Предания как поэтическая автобиография народа.

1

5.09         7.09

5.09        7.09

Вопр. и зад.рубрики «Обогащаем св.речь»-с.8; 2 рубрики «Будьте внимат.к слову»-с.10;4 рубрики «Фонохр-я»-с.10

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1

9.09        13.09

9.09

Прослушать былину, подг-ть выраз.чтение;В и зад.рубрики  «Проверь себя»-с.15; 4 руб. «В лаборатории..»-с.17;рубрик «Проект»» и «Совершенствуем..»-с.23.

4

Вн/чт №1.Былина «Садко», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»  Своеобразие былин. Поэтичность.

1

12.09      14.09

12.09

14.09

Нарисовать иллюстрацию к былинам; «Проект»-с.37; прочитать статью « Карело-финс.эпос..»-с.38-45 и отд-ые руны( по группам)

5

Вн/чт №2. «Калевала»-карело-финский эпос. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев

1

16.09      20.09

16.09

«Тв.зад-е»-с.45; прочитать «Песнь о Роланде»

6

«Песнь о Роланде»(фрагменты)- французский средневековый героический эпос.

1

19.09      21.09

19.09

Подобрать пословицы и поговорки на одну тему( по группам); Рубрика «Размышляем..»-с.67.

7.

Пословицы и поговорки.

1

23.09      27.09

1 из «Тв.заданий» по выбору( с.62,67,68); «Проект»-с.68.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2ч).  

8

 «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

26.09      28.09

Зад.№2 рубрики «Размышляем…»; «Тв.зад»-с.73.

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.

1

30.09        4.10

Иллюстрации к повести; «Тв.зад»-с.82;зад.№3 «Проверьте..»-с.86; инд-но: сообщение «Ломоносов-ученый», «Ломоносов-поэт», « Мозаичная картина Ломоносова «Полтавский бой»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 В. (2ч)

10

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

1

3.10          5.10

В и зад.рубрик «Учимся…», «Фонохр-я», «Тв.зад»-с.87,88; инд-но:сообщение о Г.Р.Державине.

11

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

1

7.10         11.10

Тв.зад-е-с.91,92;Подготовиться к тесту по лит-ре 18в; прочитать отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»; инд.задания

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 В. (29ч).

12

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы.

1

10.10       12.10

№2 рубрики «Учимся..»- с 97; «Лит-ра…»- с.97,98; «Учимся..»- с.100.

13

«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

14.10       18.10

14.10

  8.11

Зад.№6 «Фонохр-я»-с.101; прочитать «Песнь о вещем Олеге».

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

1

17.10       19.10

17.10

   8.11

Зад.№3 «Лит-ра…»-с.108; «Учимся..»-с.108;прочитать отрывок из драмы «Борис Годунов».

15

Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена.

1

21.10       25.10

28.10

9.11

«Обогащаем..», «Тв.зад-е»-с.119; прочитать пов « Станционный смотритель»; инд.зад-я.

16

Проза А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

1

24.10       26.10

28.10

9.11

Подг-ся к тесту по тв-ву А.С.Пушкина; «Учимся…», «Проект»-с.135

17

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

1

28.10         8.11

31.10

9.11

Инд-но: подготовить сообщения о М.Ю.Лермонтова; прочитать «Песню про купца Калашникова»

18

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1

7.11           9.11

11.11

15.11

В. И зад.№2,3 рубрики «Размышляем..»-с.158, рубрики «Фонохр-я»- с.159,160

19

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика.

1

11.11        15.11

11.11

15.11

«Тв.зад»,»Учимся..»-с.158,159;прочитать Стих-я М.Лермонтова и прослушать их по фонохр-ии.

20

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется..»,  «Ангел»,  «Молитва».Проблема гармонии человека и природы.

1

14.11        16.11

14.11

16.11

«Тв.зад-е»,зад-е рубрики «Учимся..»-с.165.

21

Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Образ

 Т .Бульбы.

1

18.11        22.11

18.11

22.11

Пересказ эпизода близко к тексту( по выбору); подготовить хар-ки гл.героев по плану.

22

Тарас Бульба и его сыновья.

1

21.11        23.11

21.11

23.11

Зад №6 рубрики «Размышляем..»-с.236,»рубрики «Проект»-с.237.

23

Р/р №1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

1

25.11        29.11

25.11

Написать сочинениепо повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; прочитать мат-лы об И.С.Тургеневе-с.238-240; прочитать рассказ «Бирюк».

24

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» : автор  и герой.

1

28.11        30.11

В. И зад.№3,4руб.»Размышляем..»; №1,2 руб.»Совершенствуем..»-с.249.

25

И.С. Тургенев. «Бирюк» : поэтика рассказа.

1

2.12           6.12

«Тв. Зад.»; в. и зад.№1,2 рубр.»Размышляем…»; 3 рубрики «Совершенствуем…», рубрики»Фонохр-я»-с.249,250.

26

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

1

5.12           7.12

«Учимся..»,»Тв.задание»-с.252;2 рубрики «Размышляем…»-с.253; прочитать статью о Н.А.Некрасове-с.254,255;прочитать поэму «Русские женщины».

27

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

1

9.12          13.12

«Тв.задание»-с.272.

28

Вн/чт №3.H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

12.12        14.12

Выраз. чтение  стих-я наизусть; прочитать ст.об А.К.Толстом-с.279,280;прочитать баллады «Василий Шибанов»,»Князь Михайло Репнин»; инд.задания.

29

А.К. Толстой. Исторические

баллады «Василий

Шибанов» и «Михайло

Репнин».

1

16.12        20.12

«Учимся…»-с.288;прочитать ст о М.Е.Салтыкове-Щедрине-с.289,290; прочитать «Повесть…».

30

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Страшная сила сатиры.

1

19.12         21.12

Прочитать сказку «Дикий помещик»; в. и зад. Рубрик «Читаем..»-с.301, «Лит-ра…»-с.304; сделать иллюстрации к сказке «Дикий помещик».

31

Вн/чт №4. М. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1

23.12         27.12

Тв.зад-е-с.303;прочитать ст. о Л.Н.Толстом-с.305,306;прочитать повесть «Детство».

32

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

26.12

11.01

Составить план ст. о Л.Н.Толстом; «Тв.зад.»-с.322; в. и зад.4 рубрики «Размышляем..»-с 322,2 рубр. «Размышляем..»-с.324,2 рубрики «Обогащаем…»-с.324.

33

Л.Н. Толстой «Детство» (главы).Главный герой и его духовный мир.

1

13.01

17.01

«Совершенствуем…»-с.322; прочитать мат-лы об А.П.Чехове; прочитать рассказ «Хамелеон»; инд.зад-я.

34

Р\Р №2.Урок контроля.

1

16.01

18.01

-----------------------------------------

35+

36

А.П.Чехов «Хамелеон»: проблематика рассказа.

1

20.01

24.01

Прослушать рассказ «Хамелеон» по фонохр-ии; в. и зад-я рубрики «Фонохр-я»-с.332.

А.П.Чехов «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1

Прочитать рассказ «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»; подготовить в-сы к рассказам( по группам ); в. и зад. Рубрик «Учимся…», «Проект»-с.337, «Лит-ра…», «Читаем…»-с.339.

37

 Вн/чт №5.А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1

23.01

25.01

«Тв.зад»-с340; прочитать раздел «Край…»- с.341-345;рубр.»Проверь…»-с.342

38

Р/р №3. « Край ты мой, родимый край»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

1

27.01

31.01

«Совершенствуем..», «Тв.зад..»-с.345, по выбору.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА (24ч)

39

 И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

30.01

1.02

Составить план рассказа; прочитать рассказ «Лапти».

40

 Вн.чт.№6 И.А. Бунин

«Лапти». Нравственный

Облик героев рассказа..

1

3.02

7.02

Написать отзыв на рассказ;Прочитать мат-лы о М.Горьком, перечитать главы повести «Детство»; зад 2 «Проверь…»

41

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Темные стороны жизни.

1

6.02

8.02

Составить план- характеристику 1 героя.

42

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

1

10.02

14.02

Прочитать отрывок из рас.»Старуха Изергиль»; в.и зад.с.85,90.

43

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей.

1

13.02

15.02

Написать эссе на тему» Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет,вырванного из груди сердца?»

44

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Роль поэзии в жизни человека и общества.

1

17.02

21.02

45

В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

20.02

22.02

46

Л.Н. Андреев «Кусака».

Нравственные проблемы

рассказа.

 (Д.З. Письменный отзыв).

1

24.02

28.02

47

А.П.Платонов.Краткий рассказ о писателе.Юшка-незаметный герой с большим сердцем.

27.02

1.03

48

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

1

3.03

7.03

49

Вн/чт №7.А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

1

6.03

14.03

50

Р/р №4.Классное контрольное сочинение. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

10.03

15.03

51

Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике. «Июль», «Никого не будет»

1

13.03

21.03

52

А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Развитие понятия о лирическом герое.

Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

17.03

23.03

53

На дорогах войны ( А.Ахматова, К.Симонов, А.Сурков, А.Твардовский, Н.Тихонов). Урок мужества.

1

20.03

54

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

55+

56

Е.И. Носов «Кукла».

Нравственные проблемы

рассказа.

1

Е.И. Носов « Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека.

57

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

58

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

59

Вн/чт № 9.М.М. Зощенко «Беда»и другие рассказы. Смешное  и грустное в рассказах М.М.Зощенко.

60

«Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

1

61

Песни на слова русских поэтов 20 века (А.Вертинского, И.Гофф, Б.Окуджава).

1

62

Контрольная

работа по литературе XX века

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1ч)

63

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6ч).

64

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

65

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1

66

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

67

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1

68

Японские трёхстишия (хокку).

1

69

Итоговый урок

1

70

Вн/чт №11.Детективная литература

1

Тематическое планирование разработано на 34 рабочие недели-(64ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по литературе. 8 класс. К учебнику "Литература.8 класс" под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И С.Збарского, В.П.Полухина. М.: «Просвещение», 2009.

Пояснительная записка.Содержание курса литературы.Календарно-тематическое планирование.Учебно-методическое обеспечение....

Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина

Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...