Открытый урок по литературе в 7 классе по теме : "А.П.Платонов. Рассказ "Юшка" "
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Тимошина Алла Игоревна

Открытый урок по литературе в 7 классе по теме : "А.П.Платонов. Рассказ "Юшка" "

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon yushka.ppt2.31 МБ
Файл ai_otkrytyy_urok.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (КЛИМЕНТОВ) 1899—1951 Надо относиться к людям по-отцовски. А.П. Платонов

Слайд 2

Цель урока: рассуждения о любви к ближнему, о добре и зле, милосердии и сострадании. Тема урока: рассказ А.П. Платонова «Юшка». Урок-размышление

Слайд 3

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек… »

Слайд 4

Блаженный Праведник Сокровенный Кроткий Смирный Сострадание Сочувствие Милосердие Гуманизм Есть ли среди данных слов синонимы? Ключевые слова урока

Слайд 5

Блаженный: 1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый – чудаковатый, помешанный или безумец, обладающий даром прорицания.

Слайд 6

ПРАВЕДНИК : человек, строго придерживающийся заповедей, моральных предписаний какой-либо религии; человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Слайд 7

- сочувствие чужому страданию, участие, пробуждённое горем, несчастьем другого человека Сострадание

Слайд 8

Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить из сострадания

Слайд 9

Гуманизм - человечность в отношении к людям

Слайд 10

Назовите имя главного героя (не прозвище)? Ефим

Слайд 11

Сколько лет главному герою? 40 лет

Слайд 12

Где работал Юшка? В кузнице

Слайд 13

Узнай героя «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы».

Слайд 14

Узнай героя «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…»

Слайд 15

«…Сердце в людях бывает ___.» «…Я жить родителями поставлен…я тоже всему…___» слепое свету нужен

Слайд 16

В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга — чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

Слайд 17

Сердце Юшки ? ? ? ? Жизненная формула Юшки

Слайд 18

Жизненная формула Юшки любовь к природе любовь к Родине любовь к людям любовь ко всему живому Сердце Юшки

Слайд 19

Спешите делать добро, пока не стало поздно… К.В. Скворцов

Слайд 21

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Что такое синквейн?

Слайд 22

Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает ёлочку : 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 23

1 строка 2 строка 3 строка 4 строка 5 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные или причастия. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Слайд 24

Юшка Добрый, безответный Любит, страдает, прощает Юшка добром побеждает зло. Праведник

Слайд 25

Взрослые Злые, жестокие Обижали, били, калечили Люди приходили в ярость от злости. Эгоисты

Слайд 26

Дети Злые, вредные Кидали, толкали, дразнили Дети не умели любить. Глупцы

Слайд 27

Прохожий Пьяный, гневный Кричит, оскорбляет, дерётся Прохожий рассердился и толкнул Юшку. Чудовище

Слайд 28

Девушка Любящая, кроткая Помогает, лечит, утешает Девушка всегда готова помочь. Врач

Слайд 29

Итоги урока: сегодня я узнал… меня удивило… было интересно… у меня получилось… было трудно… я научился…, могу … Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (7-10 предложений) на тему: «Любить человека - это значит…»



Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 7 классе (в условиях ФГОС)

Тимошина А.И., учитель высшей квалификационной категории.

Тема: «Любить человека» (рассказ А.П. Платонова «Юшка»)

Задачи урока: 1) в ходе литературоведческого анализа рассказа  А. П. Платонова «Юшка» услышать нравственный завет писателя;

2) выявить особую структуру по строения «маленького» рассказа; рассмотреть понятие «маленький человек»;

3) дать учебному занятию личностно-ориентированную направленность;

4) формирование читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

Тип урока: урок формирования нравственных ценностей.

Форма урока: урок-размышление.

Цели урока: 1) образовательная – углубить знания обучающихся о личности и творчестве А.П. Платонова, обучение анализу художественного произведения и самостоятельной работе с ним;

2) развивающая – развитие творческого и логического мышления обучающихся, их устной и письменной речи; личная оценка творчества А.П. Платонова;

3) воспитательная – формирование нравственных ценностей у обучающихся, умений оценивать поступки людей  с нравственных позиций; воспитание любви к родному языку;

4) познавательная – обогащение словарного запаса обучающихся, углубленное изучение русской литературы XX века через понимание её красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественное слово.

Форма организации учебной деятельности:

- индивидуальная;

- фронтальная;

-групповая.

Методы и технологии, используемые на уроке:

-диалоговая технология;

-методика исследовательских заданий (работа с тропами, синквейн)

-личностно-ориентированное обучение;

-технология развития критического мышления;

-технология проблемного обучения;

-ИКТ.

Приёмы деятельности учителя:

-эвристическая беседа;

-вызов к размышлению (создание проблемных ситуаций);

-работа со словом;

-использование презентации в качестве иллюстративного материала.

Основные виды деятельности обучающихся:

- диалог;

- анализ художественного текста, выразительное чтение, пересказ;

-самостоятельная работа (осмысленное чтение, работы со словарем);

-нахождение тропов, написание синквейна (творческая практическая работа в 4-х группах в течение всего урока!)

Оборудование урока: (на партах – рабочие материалы):

-учебник – хрестоматия для ООУ в 2-х частях (автор составитель В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2015г., ч.2);

- АРМ учителя (презентация к уроку);

- приложение на электронном носителе (CD диск с аудио-записью к рассказу А.П. Платонова «Юшка»);

- записи на доске.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

1) Ребята, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (с А.П. Платоновым) – слайд 1.

2) Чем был уникален этот человек? (Талантливый инженер и яркий писатель)

3) Как вы понимаете слова Платонова, взятые в качестве эпиграфа? (Творчество Платонова пробуждает уважение и бережное отношение к человеку, умение видеть в нем доброе, хорошее)

4) Какой рассказ вы прочитали к сегодняшнему уроку? (рассказ «Юшка»)

5) Каким будет наш урок? О ком и о чем мы с Вами поговорим? Каковы цель и задача нашего занятия? (Ответы ребят)

II. Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»

-Как начинается рассказ? – слайд 3

- Что было в нем особенного? (Блаженный, кроткий, смирный…)

- Какие чувства мы испытываем к герою? (Сострадание, сочувствие…)

1) Постановка задачи: работа с ключевыми словами (слайд 4)- есть ли среди данных слов синонимы? (2 группы слов) – записи в тетрадях.

- Какого человека на Руси называли «блаженным»? (счастливого, юродивого, безумца, прорицателя) – слайд 5.

- Как вы понимаете слово «сокровенный»? (дорогой для близких людей, ценный) – слайд 6.

-Кто такой «праведник»? (человек строгих моральных правил) – слайд 7.

- Определите значение слов «сострадание, милосердие, «гуманизм»? (ответы ребят – слайды 8-10)

- Назовите имя главного героя? (Ефим Дмитриевич) – слайд 11. (Ефим – от древнегреч. «Ефимий» - «благочестивый», «священный», «доброжелательный»).

- Сколько ему лет? (40) – слайд 12.

- Какое прозвище люди дали герою и почему? (Юшка – «маленький» человек, униженный и оскорбленный ближними)

- Где он работал? (в кузнице) – слайд 13.

- Узнайте героев по портретной характеристике (Слайд 14-15) (Это Юшка и его приемная дочь)

- Какие тропы использует Платонов в их описании? (Эпитеты и сравнения, которые показывают, что родными могут стать люди не только по крови, но и по душе!)

- Почему люди обижают Юшку? (у них слепое сердце)

- Что говорит Юшка своим обидчикам? («Я тоже всему свету нужен…») – слайд 16

III. Анализ эпизода практической работы №: «В июле…до слов…солнечным светом». (слайд 17) (аудиозапись) (Работают четыре группы: прослушав и прочитав эпизод, найти тропы и определить жизненную формулу Юшки!!!)  - слайд 17: 1 группа – эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа – олицетворения, 4 группа – формула Юшка (Ребята читают примеры).

- Какова жизненная формула Юшки? В чем его счастье? (в любви к людям, к природе, ко всему живому, к Родине) – слайд 18-19, которая есть бесконечное добро к ближнему – слайд 20 ( цитата уральского поэта Константина Васильевича Скворцова о добре) -  это настоящее счастье.

IV. Минутка отдыха – формула счастья – слайд 21.

V. 1.Объяснение нового литературоведческого термина «синквейн»:

 - Сегодня мы научимся новому виду творческой работы, которая поможет дать характеристику героям – это синквейн -  слайд 22 (записи в тетраде)

Структура синквейна: - слайд 23-24

2. Составление синквейна о Юшке (вместе)

- проверка - слайд 25

3. Закрепление. Творческая практическая работа. Работа в группах.

1 группа синквейн о взрослых

2 группа дети

3 группа прохожий

4 группа девушка (2-3 минуты – проверка на слайдах 26-29)

VI. Обобщение изученного:

-Какими чувствами были переполнены сердца Юшки и его дочери? (состраданием и любовью к людям) – на доску прикрепить сердца

- Какие еще синонимы можно подобрать к слову «сострадание»? (ответы ребят – на доске вывешиваются синонимы к данному слову)

- Замечательная уральская поэтесса Ася Горская так сказала о совести:

Она уходит, снова возвращается.

Как жить тому, кто с нею распрощается?

Блажен по-настоящему лишь тот,

Кто с ней в  согласии всегда живет.

Она – твой самый главный господин

От детской колыбели до седин.

VII. Итоги урока – слайд 30 – рефлексия:

Узнал – удивило – интересно – получилось – трудно – научился – могу!

VIII.Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру (7-10 предложений) на тему: «Любить человека – это значит…»

IX. Руководители групп – обучающиеся – сами выставляют оценки своей группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

открытый урок по литературе в 6классе по теме :Урок внеклассного чтения.Л.Н.Толстой"Кавказский пленник".Исторические события,получившие отражение в рассказе.

Данный урок проведен с использованием современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС.Как мы знаем,преобладающий фактор-системно-деятельный подход в обучении.Применение кейс -техноло...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...