Развитие лингвистической компетентности на уроках русского языка в 8 классе (из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)
статья по литературе (8 класс) на тему

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Развитие лингвистической компетентности позволяет включить учащихся в такой процесс. Дидактическая система УМК  по русскому языку под редакцией  А.Д.Шмелёва  позволяет эффективно организовать деятельность учащихся и помогает провести эффективную работу по подготовке к ГИА.

Ключевые слова: Лингвистическая (языковедческая) компетенция, деятельностный подход,  компетнтностный подход, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, лингвистическое сочинение, подготовка к ГИА.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskaya_kompetentsiya.docx32.76 КБ

Предварительный просмотр:

Чайкина О.Н.

МБОУ СОШ №4 г.Аксай

Развитие лингвистической компетентности на уроках русского языка в 8 классе (из опыта работы  по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать. Развитие лингвистической компетентности позволяет включить учащихся в такой процесс. Дидактическая система УМК  по русскому языку под редакцией  А.Д.Шмелёва  позволяет эффективно организовать деятельность учащихся и помогает провести эффективную работу по подготовке к ГИА.

Ключевые слова: Лингвистическая (языковедческая) компетенция, деятельностный подход,  компетнтностный подход, метапредметные результаты, универсальные учебные действия, лингвистическое сочинение, подготовка к ГИА. 

В Федеральном государственном стандарте одной из компетенций является компетенция лингвистическая (языковедческая), которая формируется на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системы и общественном значении, его устройстве, развитии и функционировании. Ученик должен не только овладеть определённой суммой знаний, но и уметь анализировать и оценивать языковые явления и факты.

В УМК по русскому языку под ред. А.Д.Шмелева выстроена система работы по совершенствованию лингвистической компетенции. Проанализируем те задания, которые предлагаются для работы в 8 классе.

К лингвистическим сведениям учащиеся 8 класса обращаются каждый урок. Ученики изучают русский язык как систему, что прослеживается в текстах параграфов. Обычно работа над лингвистическими сведениями идет по определённой схеме. Так при из учении темы «Определённо-личные предложения» вначале даётся следующее задание: «Прочитайте текст и расскажите о главных признаках определенно-личных предложений». Конечно, это задание может быть выполнено различными способами или осложнено дополнительными заданиями. Например, можно предложить прослушать слова учителя и сравнить с текстом параграфа. Выяснить, что было объяснено, а какие сведения могут дополнить объяснения учителя.  А можно предложить учащимся составить на основе параграфа схему, в которой будут заключены основные сведения параграфа. Затем эту схему можно предложить переделать в таблицу. Таким образом учащиеся не только запоминают новую информацию, но и работают с ней и даже структурируют.

После прочтения параграфа в учебнике предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Какие формы глагола используются в определённо-личных предложениях? Почему можно утверждать, что они повторяют значение местоимений?
  2. Часто ли в вашей речи и в вашей речи окружающих встречается этот тип предложений? Для чего нужны такие предложения, по вашему мнению?
  3. Как вы думаете, односоставные предложения больше используются в устной или письменной речи? Приведите аргументы в пользу своей точки зрения.  

Эти вопросы уже требуют работы с речевой средой. Учащиеся должны увидеть определенно-личные предложения в момент речи или найти их в определенном тексте. Кроме того они должны создать свой текст и привести свои аргументы.

Учащимся при выполнении упражнений предлагаются задания, касающиеся лингвистических знаний и умений. В упражнении 18 гл.2 второе задание необходимо выполнить следующее задание: «Вспомните, какие предложения называются неполными. Найдите в текстах определенно-личные и неполные предложения, запишите их группами. Расскажите о главных признаках определенно-личных предложений и об их отличиях от неполных предложений». Это задание предполагает создание устного лингвистического текста. Такая работа очень важна, потому что предваряет создание своего лингвистического текста.

Работа с лингвистическим сведениями не самоцель. Она направлена на совершенствование практической грамотности. Педагогическая деятельность учителя-предметника нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Индикаторами функциональной грамотности являются:

  1. коммуникативные универсальные учебные действия:

а) владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

б) адекватно воспринимать устную и письменную речь;

в) точно, правильно логично и выразительно строить свою точку зрения по поставленной проблеме;

г) соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.;

2) познавательные универсальные учебные действия:

а) формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис.

б) осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;

в) определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

г) применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

е) перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.;  

3) регулятивные универсальные учебные действия:

а) ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

б) осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию и др.

Работа с лингвистическими знаниями позволяет акцентировать деятельность учащихся на формирование функциональной грамотности.  В упр. 7 гл.1 предлагаются следующие задания:

  1. Вспомните, что вы уже знаете о заимствовании иноязычных слов. В какие исторические периоды, из каких языков, по каким причинам попадали в русский язык такие слова? Какой язык является основным источником заимствования на современном этапе развития русского языка? Объясните, какие объективные причины есть для этого?
  2. Многие люди высказывают опасения, что поток заимствований, хлынувший в современный русский язык, угрожает самому существования языка, засоряет его. Как вы считаете, есть ли основания так думать? Познакомьтесь с мнением известного лингвиста, автора «Толкового словаря иноязычных слов», и сравните его ответ на этот вопрос с вашим.
  3. Напишите вопросный план к тексту.
  4. Напишите сочинение на тему «Может ли язык обойтись без заимствований?»  

Написание сочинения предваряет большая устная работа. Учащиеся собирают тот фактический материал, который и будет передан в содержании сочинения. Затем они структурируют свои знания с помощью вопросного текста. Такая деятельность и позволит учащимся реализовать свои знания в определенном тексте.

Коммуникативно-деятельностный подход предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. В упр. 54 гл. 1 предлагается следующая работа: «Послушайте текст, определите его тему. Вспомните содержание этого параграфа и подумайте, что вы можете добавить, чтобы раскрыть тему и дополнить её. Сформулируйте самостоятельно тему устного доклада на пять минут, составьте развёрнутый план и подготовьтесь к выступлению на уроке». Ученику, чтобы подготовить устное выступление на 5 минут, предстоит прочитать текст параграфа, на его основе составить развёрнутый план. Затем добавить свои собственные знания по данной теме и подобрать примеры. И только после всей предварительной работы составляется устный текст, который и предлагается классу. Но на этом работа не заканчивается, потому что между учениками можно распределить роли ассистента, рецензента и оппонента, предварительно определив критерии как самого выступления, так и выступления рецензента, ассистента и оппонента.

Подобные задания можно практиковать и в качестве домашнего задания. Упражнение 63 гл.1 направлено на то, что ученик умеет использовать знания по лингвистике, полученные в процессе изучения русского языка: «Подготовьте доклад на тему «Роль второстепенных членов в предложении и способы их выражения». Самостоятельно подберите примеры. Составьте вопросный план своего доклада». В своём докладе учащийся анализируют лингвистические понятия.

Некоторые упражнения соединяют в себе различные задания, направленные на совершенствование лингвистических знаний. В упр. 32 гл. 2 предлагаются задания различной сложности:

  1. Как различить обобщенно-личные и определенно-личные предложения? Могут ли односоставные предложения совпадать с неполными двусоставными? Познакомьтесь с рубрикой «Лингвистическая кладовая», изучите таблицу и ответьте на эти вопросы.
  2. Послушайте текст и, используя его в качестве образца, подготовьте устный доклад: расскажите о различии в значении изученных вами односоставных предложений и об их отличии от неполных двусоставных.

Творческая работа лингвистического характера требует целый ряд общеучебных навыков и умений. Учащиеся в 5-7 классов уже писали лингвистические сочинения. Они овладевают лингвистической информацией, отвечают на поставленные вопросы и строят текст рассуждение научного или публицистического стиля. В 8 классе учащиеся начинают работать над лингвистическими сочинениями, подобными экзаменационным. В упр. 129 гл.2 дается высказывание ученого. Затем предлагается следующее задание: «Прочитайте высказывания известного филолога Александра Матвеевича Пешковского. Как вы думаете, о каком именно типе односоставных предложений здесь говорится? Подготовьте ответ в виде текста–рассуждения с аргументами и выводом, используя данное высказывание как тезис».

Таким образом учащийся формулирует тезис, дает определение лингвистическим терминам и приводит аргументы. Работа над этим сочинением говорит о том, что перед учащимся можно ставить новую задачу – написание лингвистического сочинения, идентичного экзаменационному. При написании лингвистического сочинения учащихся необходимо познакомить с критериями проверки лингвистического сочинения.  

Лингвистическое сочинение оценивается по определенным критериям.

Критерии оценки

Требование

Ошибки

1

Наличие обоснованного ответа

Рассуждение приведено на теоретическом уровне.

Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса. Тезис не доказан.

Дано рассуждение вне контекста задания.

Тезис доказан на бытовом уровне.

2

Наличие примеров-аргументов

Приведены два примера-аргумента, верно указана их роль

Не приведены примеры-аргументы.

Не указана их роль в тексте

3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

Логические ошибки отсутствуют. Последовательность текста не нарушена.

В работе нет нарушений абзацного членения текста.

В работе не просматривается коммуникативный замысел.

Допущено логические ошибки.

Имеется случаи нарушения абзацного членения текста.

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью

В работе допущены ошибки в построении текста.

Эти критерии созданы на основе критериев, по которым оценивается лингвистическое сочинение на ОГЭ. Таким образом будет соблюдаться преемственность в работе по написанию лингвистического сочинения. В ОГЭ по русскому языку сочинение на лингвистическую тему одно из предполагаемых заданий третьей части.

Лингвистические сведения могут содержаться и в тестах упражнений, и в текстах изложений, и в текстах диктантов.

В упражнении 100 главы 4 предлагаются два отрывка из книг Н.С.Валгиной. Учащимся предлагается поработать с текстами научного стиля речи:

Внимательно прочитайте материалы для реферата на тему «Использование тире в пунктуационной системе языка и в авторской пунктуации». В самой формулировке темы реферата отражены две темы первоисточников: определите тему первого и второго текст, найдите их названия в справке, данной перед текстами.  

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся следующее задание:

Напишите реферат по материалам данных текстов, используя структуру и конструкции из упражнения 98. Вспомните, как вы сокращали текст при его конспектировании. Не забудьте привести в заключении не только выводы Н.С.Валгиной, но и свою оценку.

Работа над значением пунктуации в речи может начинаться со знакомства со словами Светланы Ивановны Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». Затем выполнение упр. 93 гл.3 даст учащимся представление о роли знаков препинания и позволит им высказать свои мысли:

1. Напишите диктант на тему «Роль знаков препинания».

2. Добавьте к тексту один абзац: приведите пример, подтверждающий основную мысль текста, и объясните роль знаков препинания в нем.

3. Укажите в тексте вводные конструкции и обращения, подчеркните однородные члены.

Упр. 145 гл.3 предполагает следующее задание: «Послушайте текст. Сформулируйте тему и основную мысль текста, выделите микротемы, составьте тезисный план. Определите, какие типы речи используются в тексте. Напишите сжатое изложение. Вам нужно передать в изложении содержание каждой микротемы и основную мысль текста в целом. Объем изложения – не мене 70 слов». В данном тексте значение знаков препинания передано публицистическим стилем.

На примере этого текста можно показать особенности публицистического стиля, так как текст упражнения 145 написан в публицистическом стиле.

Конечно, не всегда у учителя есть время посвятить урок лингвистическому сочинению. Однако провести языковой анализ текста и указать значение лингвистического понятия вполне возможно. Так работа с параграфами «Вводные конструкции», «Знаки препинания при вставных конструкциях», «Средства связи в текстах разных функциональных разновидностях языка», «Употребление вводных конструкций в речи» позволят подготовить учащихся к сочинению о роли вводных слов в речи. Работа с параграфами «Обращения», «Знаки препинания при обращениях», «Употребление обращений в речи» позволит показать роль обращения в речи. Задания упр.118 гл.3 подведет итог этой работе: «Напишите сочинение-рассуждение на одну из лингвистических тем: «Обращение и их роль в языке»  или «Для чего нужны вводные слова?». Сформулируйте тезис, приведите несколько примеров из текста параграфа, сделайте вывод. В качестве средств связи предложений используйте вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, таким образом».

Учебник – лучший помощник учителя и учащихся в подготовке к государственной итоговой аттестации, поэтому необходимо продумывать систему заданий.

В процессе работы над лингвистическими понятиями можно познакомить учащихся с экзаменационным заданием:

Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского писателя XIX века М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во все полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».   

Сочинение на лингвистическую тему является достаточно сложным заданием, так как требует от учащихся лингвистических знаний и коммуникативных умений. Такая целенаправленная подготовка на уроках русского языка уже заложена в самой системе учебника.

С чего начать подготовку над написанием лингвистического сочинения? Познакомимся с теми требованиями, которые предъявляются от ученика на экзамене.

  • Написать сочинение по словами М.Е.Салтыкова-Щедрина.
  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
  • Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается.
  • Если работа представляет переписанный или пересказанный текст без каких-либо комментариев, то такой текст оценивается нулем баллов.  

Учитель ставит своей задачей помочь освоить учащимся тот тип текста сочинения рассуждения, который предполагается на экзамене. Знания об устройстве языковой системы и закономерностях её функционированиях и развить способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты у учеников уже есть. Конечно, они будут совершенствоваться. Первостепенная задача – это сравнить, что ученики уже знают и чем уже могут владеть. Знакомство с экзаменационными критериями позволит учащимся конкретизировать свои задачи.

Лингвистическое сочинение оценивается по определенным критериям.

СК1

Наличие обоснованного ответа

Баллы

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок в понимании нет.

2

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса.

1

Экзаменуемый привел рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,

или тезис не доказан,

или дано рассуждение вне контекста задания,

или тезис доказан на бытовом уровне.

0

Следующий критерий касается умения находить аргументы.

СК2

Наличие примеров-аргументов

Баллы

Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте.

3

Экзаменуемый привел два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,

или привел два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

или привел один примера-аргумента из текста, указав его роль в тексте.

2

Экзаменуемый привел один пример-аргумент из текста , не указав его роль в тексте.

1

Экзаменуемый не привел ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или экзаменуемый привел пример-аргумент не  из прочитанного текста.

0

Следующий критерий касается самого умения написания сочинения.

СК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Баллы

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность текста не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

  • но допущено более одной логической ошибки,

и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.

0

Следующий критерий касается композиционной стройности сочинения.

СК4

Композиционная стройность работы

Баллы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью, ошибок в построении текста нет.

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершенностью,

но допущена одна ошибка в построении текста.

1

В работе допущено две и более ошибок в построении текста.

0

Само написание сочинения начинается с анализа высказывания. Для этого целесообразно использовать дополнительный материал.

Анализируя высказывания о русском языке, можно определить, что некоторые темы носят более общий, а некоторые темы – частный характер.

Сочинения, в которых заложен более общий характер, рассматриваются на частных случаях, представленных в тексте.  

  1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». 
    Лев Васильевич Успенский
  2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
    Лев Васильевич Успенский
  3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
    Константин Александрович Федин
  4. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
    Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
  5. «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
    Константин Георгиевич Паустовский
  6. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
    Лев Васильевич Успенский
  7. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
    Иван Александрович Гончаров

Сочинения, которые затрагивают одну сторону лингвистики, могут быть даны после изучения одной темы, а могут предлагаться  после изучения целой главы.

  1. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
    Александр Афанасьевич Потебня
  2. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
    Александр Александрович Реформатский
  3. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
    Светлана Ивановна Львова
  4. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
    Ираида Ивановна Постникова
  5.  «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
    Андрей Александрович Мирошниченко
  6. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». 
    Нина Сергеевна Валгина
  7. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
    Е. В. Джанджакова

Какие же параграфы целесообразно рассмотреть при написании данных сочинений?

  1. §4 Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
    Из учебника русского языка
  2. §5 Система частей речи.

«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

  1. §12 Выразительные средства лексики, фразеологии.

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков 

Уметь анализировать текст, выбирать из него примеры для своей аргументации также важно для написания лингвистического сочинения. Такая работа будет продолжаться уже в 9 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)

Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Лингвистическое рисование как способ развития творческого мышления на уроках русского языка

В статье представлен опыт визуализации языковедческих знаний обучающихся через лингвистические рисунки. Цель подобных занятий - самореализация ребенка в творческой познавательной деятельности....