Тема выбора в русской литературе
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Саввина Наталья Михайловна

Исследование  концепта "выбор" в русской литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

(ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ ЯЗЫК)

ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА (10 КЛАСС)

Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы, высшей категории Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №6» г. Сланцы Ленинградской обл.

Цель урока: привести учащихся к философскому осмыслению понятия «выбор человека».

Задачи урока:

развивать критическое мышление учащихся;

расширять возможности анализа лексического значения слова;

воспитывать толерантность.

Место урока в системе занятий: это урок обобщения, осмысления полученных знаний, поэтому его уместно провести в 10 классе после изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» для актуализации знаний о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова и для подготовки к части С Единого Государственного Экзамена.

Программно-методическое обеспечение:

Программа по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2010г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2010.

Оборудование урока:

групповая форма работы;

ИКТ (работа с презентацией);

«Зеркало мастерской» (лист ватмана);

листы для написания ассоциаций к слову и эссе;

художественные тексты (А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»):

Онегин
Спал в это время мертвым сном.
Уже редеют ночи тени,
И встречен Веспер петухом;
Онегин спит себе глубоко.
Уж солнце катится высоко,
И перелетная метель
Блестит и вьется; но постель
Еще Онегин не покинул,
Еще над ним летает сон.
Вот наконец проснулся он
И полы завеса раздвинул;
Глядит - и видит, что пора
Давно уж ехать со двора.

XXV.

Он поскорей звонит. Вбегает
К нему слуга француз Гильо,
Халат и туфли предлагает
И подает ему белье.
Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа  стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам.

Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне  самому

порядочно уж скучно. Я - как человек, зевающий  на  бале,  который  не  едет

спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..

     Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем  я

жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно,  было

мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...

Но я не угадал этого назначения, я  увлекся  приманками  страстей  пустых  и

неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил

навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни. И с той поры  сколько

раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни,  я  упадал  на

голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления... Моя любовь

никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал  для  тех,  кого

любил:  я  любил  для  себя,  для  собственного   удовольствия:   я   только

удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая  их  чувства,

их радости и страданья - и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в

изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и  шипучие  вина;

он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче;  но

только проснулся - мечта исчезает... остается удвоенный голод и отчаяние!

     И, может быть, я завтра умру!.. и  не  останется  на  земле  ни  одного

существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие

лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он  был  добрый  малый,  другие  -

мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а  все

живешь - из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!

Но это еще были мелочи, о которых он и думать не начинал, да и некогда было. Он думал о главном, а мелочи отлагал до тех пор, когда сам во всем убедится. Но последнее казалось решительно неосуществимым. Так, по крайней мере, казалось ему самому. Никак он не мог, например, вообразить себе, что когда-нибудь он кончит думать, встанет и - просто пойдет туда... Даже недавнюю пробу свою (то есть визит с намерением окончательно осмотреть место) он только пробовал было сделать, но далеко не взаправду, а так: "дай-ка, дескать, пойду и опробую, что мечтать-то!" - и тотчас не выдержал, плюнул и убежал, в остервенении на самого себя. А между тем, казалось бы, весь анализ, в смысле нравственного разрешения вопроса, был уже им покончен: казуистика его выточилась, как бритва, и сам в себе он уже не находил сознательных возражений. Но в последнем случае он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам и ощупью, как будто кто его принуждал и тянул к тому. Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти совсем механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать.

Ход урока:

1часть. Актуализация знаний.

Работа над лексическим значением слова «выбор».

  • Подбор ассоциаций к слову «выбор». Обсуждение ассоциативных рядов в группах. Выбор наиболее яркой ассоциации.
  • Представление в «Зеркале мастерской» ассоциации к слову «выбор» (1 участник от группы).
  • Словарная работа (Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Словарь В. И. Даля, Словарь русского языка под ред. А.П. Евгеньевой).

2 часть. Работа с художественными текстами. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

  • Поисковая работа: как ведут себя герои в ситуации выбора? Какими художественными средствами показывают поведение и состояние героев авторы?
  • Составление кластеров «Внутреннее состояние героя».
  • Представление в «Зеркале мастерской» кластеров групп.

3 часть. Индивидуальная творческая работа.

  • Напишите эссе на тему «Выбор в жизни человека», используя ассоциации к этому слову, литературные тексты и жизненный опыт.
  • Прочитайте эссе (работа в парах) и ответьте на вопросы:

Что нового вы открыли для себя в прочитанном эссе?

Возникли ли у вас вопросы в процессе чтения? Какие?

Сумел ли автор осмыслить понятие «выбор»? Почему?

  • Обсуждение.

4 часть. Подведение итогов в «Зеркале мастерской» (коллективный синквейн «Выбор человека»).

5 часть. Комментарий домашнего задания. Притча «Человек и мудрец».

Человек пришел к мудрецу и спрашивает: «Что есть жизнь?» Мудрец отвечает: «Жизнь – это вечный выбор…» Почему ТАК ответил мудрец?

Литература к уроку.

  1. Программа по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2010г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2010.
  2. Толковый словарь под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, М., «Просвещение», 2008.
  3. Словарь живого великорусского языка В. И. Даля, М., «Русский язык», 1989.

ФРАГМЕНТЫ ЭССЕ УЧАЩИХСЯ (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА)

Сохранено авторское написание.

Трудный выбор.

Нам в жизни часто приходится выбирать: работу, любовь, друга. Как не ошибиться? Мне кажется, что надо для себя составить некоторые правила выбора, может, даже назвав их универсальными.

Конечно, никогда и ни при каких условиях не надо идти на преступление, какими бы благими целями оно не диктовалось. Трагедия Раскольникова ведь именно в этом: в трудном выборе между высокой целью и страшными средствами.

Также, я считаю, что при выборе нельзя быть зависимым от мнения окружающих. Ведь Онегин понимал, что дуэль с Ленским не «красит» умного человека, но не желал при этом быть смешным в глазах общества.

Мне скоро предстоит сделать свой выбор, выбор профессии. Как бы ни сложилась потом моя судьба, это будет мой выбор. И только я буду отвечать за него.

Выбор человека.

Онегин, Печорин, Раскольников… Такие разные и такие похожие… Как, впрочем, и все мы… Человек всегда совершает выбор: маленький и большой, трудный и радостный, правильный и пустой. Надо не бояться его совершать, иначе превратишься в «премудрого пескаря», который «жил – дрожал, и умирал - дрожал».

Мой выбор.

Мне часто говорят: «Думай, когда что-то делаешь». Да, я согласен с этим, но часто попадаю в такие ситуации, когда надо быстро что-то выбрать. Мой жизненный опыт пока небольшой, но все равно я уверен в том, что при любом выборе самое главное – не навредить другим людям. Особенно – самым близким. Однажды я связался с плохой компанией, стал пропускать школу, грубил родителям. Отец тогда сказал: «Это твой выбор, но мы тебя из-за него не будем уважать». Как меня тогда обидели его слова, я даже хотел уйти из дома, но вовремя одумался. Как? Мы тогда изучали роман «Евгений Онегин», в котором герой убил на дуэли своего друга, молодого, романтичного, влюбленного. Онегин выбрал путь зависимого человека, зависимого от всех других, которым, в принципе, было все равно. Меня тогда так поразила эта мысль, что я такой же зависимый. Ведь прекрасно понимаю, что такое хорошо и что такое плохо.

Давайте выбирать!

Давайте выбирать:

Друзей, семью, заботу,

Страну, любовь, работу.

Но надо твердо знать,

Что выбор наш возможен,

Когда мы знаем цель,

Когда наш дух встревожен,

И мы стремимся к ней.

Раскольников помочь всем людям захотел,

Понять, что сам – герой,

Но только не успел

Сказать себе: постой!

Не надо выбирать путь зла и преступленья,

Пускай почаще в нас витает дух сомненья.

А выбор будет пусть – лишь только доброта,

И в мире победит не зло, а красота…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г. Сланцы

Слайд 2

Цель мастерской: в ходе обсуждения привести учащихся к философскому осмыслению понятия «выбор в жизни человека».

Слайд 3

Задачи мастерской: развивать критическое мышление учащихся; расширять возможности анализа лексического значения слова; воспитывать толерантность.

Слайд 4

Актуализация знаний (задания по группам) Напишите и обсудите ассоциации к слову «выбор». Подберите ситуации из жизненного опыта, иллюстрирующие самые яркие ассоциации к слову «выбор». Представьте в «Зеркале мастерской» ту ассоциацию, которая вызвала в группе наибольший интерес.

Слайд 5

«Зеркало мастерской» (ассоциации к слову «выбор») Жизнь и люди. Профессия и человек. Общество и личность

Слайд 6

Работа с литературными текстами А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин перед дуэлью). М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин перед дуэлью). Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников перед совершением преступления). Задание: составьте кластеры внутреннего состояния каждого героя.

Слайд 7

Прокомментируйте кластер группы в «Зеркале мастерской»

Слайд 8

«Зеркало мастерской» (комментарий кластера) Евгений Онегин Спокойствие Уверенность Зависимость от общественного мнения Печорин Самоанализ Беспокойство Подведение итогов Раскольников Смятение Отстраненность от мира Болезненность

Слайд 9

Индивидуальное творческое задание Напишите рассуждение на тему «Выбор в жизни человека», используя ассоциации к этому слову, литературный материал и свой жизненный опыт.

Слайд 10

Обсуждение творческих эссе (работа в парах) Что нового вы открыли для себя в прочитанном эссе? Возникли ли у вас вопросы в процессе чтения? Какие? Сумел ли автор осмыслить понятие «выбор»? Почему?

Слайд 11

Подведение итогов в «Зеркале мастерской» (коллективный синквейн ) Выбор в жизни. Человек, личность. Важный, разный, самостоятельный. Совершать, испытывать, мучиться. Каждый делает сам.

Слайд 12

Домашнее задание (размышление над притчей) Человек пришел к мудрецу и спрашивает: «Что есть жизнь?» Мудрец отвечает: «Жизнь – это вечный выбор…» Почему ТАК ответил мудрец?

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для итогового повторения темы "Серебряный век русской литературы"

Вопросы для закрепления основных сведений по теме "Серебряный век русской литературы" (литература, 11 класс)...

Тест по теме "Золотой век русской литературы".

В тесте проверяются знания учащимися направлений "золотого века" русской литератры, имён поэтов русских и европейских, жанров, принадлежащих к классицизму, сентиментализму, романтизму....

Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "ВОВ в русской литературе"

Презентация к уроку литературы в 11 классе. Тема "ВОВ в русской литературе"Б.Васьльев "А зори здесь тихие"....

Урок литературы по теме "Тема дома в русской литературе и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»"

Цели:показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, семья, любовь, что закономерности эпохи раскрываются не только и сколько в исторических событиях, но и в фактах частной жизни;дока...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....