Приём мизансценирования в системе изучения драматических произведений
статья по литературе (8, 9, 10 класс) на тему

Пыхтина Татьяна Васильевна

В данной статье показана роль мизансценирования в системе анализа драмы на уроках литературы в средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_mizanstsenah.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приём мизансценирования в системе изучения драматических произведений

В чём заключается роль приема мизансценирования в изучении драмы в средней и старшей школе? Безусловно, создание мизансцен помогает учащимся понять идею пьесы, раскрыть характеры героев, а также превращает словесное произведение драматурга в воображаемый спектакль, способствуя творческому восприятию художественного произведения.

Сначала выясним, что такое мизансцена. Это такой момент спектакля, в котором фиксируется размещение персонажей и обстановки на сцене, их перемещение, внешнее проявление жизни образов.

Каковы же основные компоненты мизансцен, с которыми необходимо познакомить учащихся? Какова последовательность в работе на мизансценированием.

Бесспорно, вещи оказываются важными участниками мизансцен спектакля. Их смысловая и выразительная роль подчас бывает огромна. Так, воссоздавая мизансцену урока в комедии «Недоросль», можно сказать о кошельке Простаковой как о вещи-характеристике. Она говорит о жадности Простаковой, о воспитываемой в Митрофане корысти, о самоуправстве Скотининых. Поэтому расположить Простакову на сцене нужно так, чтобы этот кошелёк был виден зрителю и Митрофану.

Другим элементом мизансцены является зона действия. С ним тесно связан ещё один компонент мизансцены - размещение, группировка действующих лиц на площадке сцены . Учитывается значение выходов и входов героев на воображаемую сцену, линии движения героев, место, которое персонаж займёт по отношению к другим действующим лицам. Надумается,  этот момент очень важен в мизансценах последнего действия комедии Грибоедова «Горе от ума». Нужно чётко представлять, где стоит Чацкий, куда он прячется, откуда выходит Софья, где происходит её объяснение с Молчалиным, куда исчезает в свою очередь он, как располагаются слуги, в какой точке сцены Чацкий произносит свой последний трагический монолог.

Ещё одним важным элементом мизансцены является организация места действия, широкого сценического пространства, декорационной внешности сцены. Так, большое значение место действия  приобретает в пьесах Островского. Мизансцены в этих драмах должны включать в себя поэтические волжские пейзажи.

Можно выделить следующие этапы работы над мизансценированием. Вначале, конечно же, нужно отталкиваться от мизансцен, указанных самим драматургом. Сразу же вспоминается гениальная по замыслу «немая сцена» в комедии Гоголя «Ревизор». Выразительность эпизода связана с доведением окаменелых поз до такой пластичности, которая становиться незабываемой и вечной. Ценность этой мизансцены состоит в описательской развёрнутости, когда можно увидеть ближний, средний и задний планы. Можно вспомнить и мизансцены Чехова, передаваемые в развёрнутых ремарках. Возвращение Раневской в родное имение сопровождается подробным описанием всего происходящего. Мы слышим звуки подъезжающего экипажа, темп шагов уходящих Дуняши и Лопахина, пустую сцену, палочку и костюм Фирса, его разговор с самим собой, усиливающийся шум за сценой. Таких точных мизансцен в комедии «Вишнёвый сад» очень много.

Мы рассмотрели мизансцены, указанные самими создателями пьес. Но большинство мизансцен лишь едва намечено в драматических произведениях. И те мизансцены, которые зритель видит в спектакле, - это результат напряжённой работы и сотворчества режиссёров и исполнителей. Как подойти ученикам к созданию мизансцен такого типа? В этом может помочь ознакомление с репродукциями картин художников с точки зрения мизансценирования. Для создания заключительной мизансцены драмы «Гроза», в которой принимает участие большое количество людей из народа, можно использовать картину В. Перова «Утопленница» и картину Дмитриева «Утопленник в деревне». Для создания мизансцен комедии «Вишнёвый сад» может помочь рассматривание картины Крамского «Осмотр старого барского дома». Проблема влияния мизансцен разных искусств друг на друга должна быть интересна учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....

Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...

Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических при...

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье говорится об использовании творческих заданий при изучении драматических произведений на уроках литературы....

Специфика школьного анализа драматического произведения. Изучение творчества А. Н. Островского в 10 классе

Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически...

Драматическое произведение в школьном изучении

Изучение драматического произведения в школе имеет множество особенностей. В качестве объекта исследования мы избираем теорию и практику изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»...