Приём мизансценирования в системе изучения драматических произведений
статья по литературе (8, 9, 10 класс) на тему

Пыхтина Татьяна Васильевна

В данной статье показана роль мизансценирования в системе анализа драмы на уроках литературы в средней и старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_mizanstsenah.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приём мизансценирования в системе изучения драматических произведений

В чём заключается роль приема мизансценирования в изучении драмы в средней и старшей школе? Безусловно, создание мизансцен помогает учащимся понять идею пьесы, раскрыть характеры героев, а также превращает словесное произведение драматурга в воображаемый спектакль, способствуя творческому восприятию художественного произведения.

Сначала выясним, что такое мизансцена. Это такой момент спектакля, в котором фиксируется размещение персонажей и обстановки на сцене, их перемещение, внешнее проявление жизни образов.

Каковы же основные компоненты мизансцен, с которыми необходимо познакомить учащихся? Какова последовательность в работе на мизансценированием.

Бесспорно, вещи оказываются важными участниками мизансцен спектакля. Их смысловая и выразительная роль подчас бывает огромна. Так, воссоздавая мизансцену урока в комедии «Недоросль», можно сказать о кошельке Простаковой как о вещи-характеристике. Она говорит о жадности Простаковой, о воспитываемой в Митрофане корысти, о самоуправстве Скотининых. Поэтому расположить Простакову на сцене нужно так, чтобы этот кошелёк был виден зрителю и Митрофану.

Другим элементом мизансцены является зона действия. С ним тесно связан ещё один компонент мизансцены - размещение, группировка действующих лиц на площадке сцены . Учитывается значение выходов и входов героев на воображаемую сцену, линии движения героев, место, которое персонаж займёт по отношению к другим действующим лицам. Надумается,  этот момент очень важен в мизансценах последнего действия комедии Грибоедова «Горе от ума». Нужно чётко представлять, где стоит Чацкий, куда он прячется, откуда выходит Софья, где происходит её объяснение с Молчалиным, куда исчезает в свою очередь он, как располагаются слуги, в какой точке сцены Чацкий произносит свой последний трагический монолог.

Ещё одним важным элементом мизансцены является организация места действия, широкого сценического пространства, декорационной внешности сцены. Так, большое значение место действия  приобретает в пьесах Островского. Мизансцены в этих драмах должны включать в себя поэтические волжские пейзажи.

Можно выделить следующие этапы работы над мизансценированием. Вначале, конечно же, нужно отталкиваться от мизансцен, указанных самим драматургом. Сразу же вспоминается гениальная по замыслу «немая сцена» в комедии Гоголя «Ревизор». Выразительность эпизода связана с доведением окаменелых поз до такой пластичности, которая становиться незабываемой и вечной. Ценность этой мизансцены состоит в описательской развёрнутости, когда можно увидеть ближний, средний и задний планы. Можно вспомнить и мизансцены Чехова, передаваемые в развёрнутых ремарках. Возвращение Раневской в родное имение сопровождается подробным описанием всего происходящего. Мы слышим звуки подъезжающего экипажа, темп шагов уходящих Дуняши и Лопахина, пустую сцену, палочку и костюм Фирса, его разговор с самим собой, усиливающийся шум за сценой. Таких точных мизансцен в комедии «Вишнёвый сад» очень много.

Мы рассмотрели мизансцены, указанные самими создателями пьес. Но большинство мизансцен лишь едва намечено в драматических произведениях. И те мизансцены, которые зритель видит в спектакле, - это результат напряжённой работы и сотворчества режиссёров и исполнителей. Как подойти ученикам к созданию мизансцен такого типа? В этом может помочь ознакомление с репродукциями картин художников с точки зрения мизансценирования. Для создания заключительной мизансцены драмы «Гроза», в которой принимает участие большое количество людей из народа, можно использовать картину В. Перова «Утопленница» и картину Дмитриева «Утопленник в деревне». Для создания мизансцен комедии «Вишнёвый сад» может помочь рассматривание картины Крамского «Осмотр старого барского дома». Проблема влияния мизансцен разных искусств друг на друга должна быть интересна учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода драматического произведения

Образец анализа эпизода пьесы А.Н.Островского "Гроза". Умение делать анализ драматического произведения, Знание  основных литературоведческих понятий, умение находить их в тексте....

Комплексные задания для анализа эпизода (фрагмента) эпического и драматического произведений

С этим докладом я выступила на заседании м/о.Считаю, что все - таки установка на текстуальное изучение фрагмента при ориентации на соответствующие методики,- это подход разумный, нацеленный на достиже...

Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических при...

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье говорится об использовании творческих заданий при изучении драматических произведений на уроках литературы....

Специфика школьного анализа драматического произведения. Изучение творчества А. Н. Островского

Изучение восприятия учащимися содержания пьесы при самостоятельном чтении на первом этапе их знакомства с этим родом литературы показывает почти полное отсутствие умения читать и понимать драматически...

Драматическое произведение в школьном изучении

Изучение драматического произведения в школе имеет множество особенностей. В качестве объекта исследования мы избираем теорию и практику изучения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»...