Спецкурс "Женская поэзия России 19 века" для старших классах
элективный курс по литературе (10 класс) на тему

Куличева Галина Васильевна

Цель спецкурса "Женская поэзия России 19 века" - познакомиться с творчеством поэтесс 19 века, которые являются неотъемлемой частью нашей богатейшей поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                           СПЕЦКУРС

                   «Женская поэзия России 19 века»

                     для обучающихся 9-10 классов

                                                                         

                                                     Учитель русского языка и литературы

                                                                         ГБОУ Школа №484 имени дважды

                                                                         Героя Советского Союза В. И. Попкова

                                                                              Куличева  Галина   Васильевна

                                                             

                                                                             

                                             Пояснительная записка

Для развития познавательных интересов учащихся старшего звена 9-11 классов был разработан специальный курс по русской литературе «Женская поэзия России XIX века», апробированный в 2011 году.

Цель данного курса – становление духовного мира школьника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, формируя высокие нравственно-эстетические качества. Спецкурс способствует овладению мастерством читателя, свободной и яркой речью.

 Образовательные цели данного спецкурса:

*углубление знаний о русской поэзии XIX века через изучение женского поэтического творчества, бесконечное многообразие форм и жанров;

*представить пушкинскую эпоху-самый интересный период отечественной культуры;

* проиллюстрировать литературную деятельность   русских поэтесс 19 века, творчество которых частично изучается в курсе школьной программы;

*способствовать проектной исследовательской деятельности обучающихся самостоятельно находить и демонстрировать материал;

Развивающие цели данного спецкурса:

*Развитие навыков актерского мастерства через выразительное чтение;

*Развивать творческий подход к изучению материала.

Цели и задачи данного спецкурса предполагают систематическое чтение произведений XIX века при целенаправленном знакомстве с историей, культурой данной эпохи.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса «Женская поэзия России  XIX  века». Он поможет организовать изучение  литературы как искусства слова, акцентировать внимание учащихся на эстетических и нравственных ценностях, заложенных в произведениях З. Волконской, Е. Ростопчиной и других поэтесс.

Цели и задачи предполагаемого курса формируют у ребят способность к индивидуальному выбору изучаемого материала, сознательного подхода к обоснованности этого выбора. Такая способность рождается в ходе целенаправленной системы занятий.

Предполагаемые результаты:

Знать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути женщин-поэтесс 19 века.
  • Традиции русской литературы, нашедшие отражение в творчестве писательниц.
  • Основных деятелей искусства, соприкоснувшихся с творчеством  поэтесс 19 века: поэтов пушкинской поры, композиторов, художников.

Уметь:

*Выразительно читать стихотворные произведения, обучаясь актерскому мастерству, слушая аудиозаписи и вступления самих же обучающихся.

*Работать с литературой, интернет ресурсами, находить правильную и нужную информацию, выделять главное.

*Обобщать и систематизировать материал.

                 Владеть:

  • Навыками самостоятельной организации творческой деятельности при создании рефератов, докладов, групповых выступлений, проектов.
  • Основами публичных выступлений.

 Программа спецкурса состоит из трех частей, рассчитанных на 20 часов.

  1. Первая часть включает три раздела:

Введение. История вопроса. Вниманию учащихся предлагается исследовать историю и пути возникновения и развития женского поэтического творчества. Содержание этой части позволит убедиться учащимся в том, что авторский вклад женщин в народную и литературную поэтическую сокровищницу был весьма значительным. Женщина выступала не только хранительницей фольклора, но являлась носителем поэтического богатства, обогащая русскую литературу собственным творчеством. В эту часть включается раздел о появлении первых русских «сочинительниц», которое совпало с бурным развитием русского театра, когда на сценические подмостки вышли талантливые русские певицы и драматические актрисы.

  1. Вторая часть курса состоит из пяти  разделов. Это основная часть, определяющая исторические грани в творчестве женщин-поэтесс XIX века: традиции Державина в творчестве А, Буниной и А Волковой; традиции пушкинской эпохи в творчестве З. Волконской, Е Ростопчиной, Н. Павловой; некрасовские традиции гражданской поэзии в произведениях Ю Жадовской и А. Барыковой.

Историческим этапом в литературе является демократическое направление – стихи выдающейся революционерки-народоволки Веры Фигнер, яркое и своеобразное творчество Глафиры Галиной. В творчестве М. Лохвицкой и П. Соловьевой чувствуется веяние модернистской, декадентской эстетики, положившие началу символизма.

  1. Третья часть курса позволяет увидеть поэзию в музыке и знакомит учащихся с уникальными романсами выдающихся композиторов Глинкой, Даргомыжским, Рубинштейном, Чайковским на стихи Е. Ростопчиной, Г. Галиной и Ю. Жадовской.

Результатом трехлетнего изучения курса явились творческие работы, доклады, сообщения, рефераты, сочинения, стихотворения, написанные учащимися. В этих работах школьники доказали, что творчество русских поэтесс XIX столетия – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Оно открыло дорогу деятельности поэтесс XX века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова.

Незримые нити тянутся из XIX  века и к нашим дням, когда женщины заняли в поэзии столь значительное место.

Тематическое планирование спецкурса

«Женская поэзия России XIX  века

I

Введение. История вопроса

1.

История и пути возникновения и развития женской поэзии

А)

Процесс рождения песни (М. Зубова и Е. Сандунова)

Б)

У истоков русского театра – Параша Жемчугова, Мария Синявская, Елизавета Сандунова.

2.

Первые русские «сочинительницы» - Ирина Федосова, Мария Кривополенова

II

Исторические грани в творчестве женской поэзии XIX  века

15ч

1.

Традиции Державина

А)

Первые поэтессы России – А.П. Бунина и А.А. Волкова

2.

Пушкинские традиции в творчестве женщин-поэтов XIX  века

А)

З. Волконская – «Царица муз и красоты …» - писательница, певицв, композитор

Б)

Поэзия нравственного идеала Е.П. Ростопчиной

В)

Жизненные пути двух поэтов в судьбе Е.П. Ростопчиной – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Г)

Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой

Д)

«Лирика женского сердца» в творчестве К. Павловой – «поэта большого мастерства …», по мнению В. Белинского

3.

Некрасовские традиции в творчестве Ю Жадовской и А. Барыковой

А)

Своеобразие поэзии Ю. Жадовской

Б)

Творческая судьба А. Барыковой

4.

Демократическое направление в русской поэзии

А)

Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской – прозаика и критика

Б)

Революционерка-народница Вера Фигнер

В)

Яркая творческая судьба Глафиры Галиной

Г)

Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепина -Куперник

5.

Зарождение модернистской, декадентской эстетики

А)

Трагичность поэтического мира Мирры Лохвицкой

Б))

Лирика тоски и бесконечного одиночества П. Соловьевой

В)

Поэт-лирик О. Чумина

Г)

Поэт, прозаик, критик З. Гиппиус

III

Поэзия в музыке

20ч

1

Романсы Е. Ростопчиной, Ю. Жадовской, Г. Галиной

Поурочное планирование спецкурса

«Женская поэзия Росси XIX века».

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Практическая часть

  1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Занятие №1

Ведение «История вопроса»

1 час

  1. Знакомство с программой и содержанием спецкурса.
  2. История и пути возникновения и развития женской поэзии России

Урок-лекция. Обзор литературы

Занятие №2

1 час

I.Процесс рождения женской поэтической исповеди: песни русских поэтесс XVIII века М.В. Зубовой и Е.С. Сандуновой.

II.У истоков русского театра: знаменитая исполнительница народных песен Параша Ковалева-Жемчугова (1768-1803 гг), Московская драматическая актриса Мария Синявская, любимица москвичей Елизавета Сандунова (1777-1826 )

Защита рефератов. 1.Творчество М.В. Зубовой. 2.Творчество Е.С. Сандуновой. 3.У истоков русского театра.

4. Жизнь и судьба Параши Ковалевой-Жемчуговой. 5.Московская драматическая актриса Мария Синявская и Елизавета Сандунова.

Занятие №3 Первые русские «сочинительницы»

1 час

I.Появление первых русских «сочинительниц».

1.Екатерина Александровна Княжнина. М.В. Ломоносов любил о ней говорить: «Вот умная барышня!»

2.Творчество жен поэтов Державина и Хераскова.

II.Сказительница из Заонежья Ирина Федосова и архангельская сказительница Кривополенова, материалами которых пользовались М. Горький, Н. Некрасов, М. Пришвин.

Сообщение учащихся по данной теме. Чтение и анализ произведений

Сообщения учащихся

  1. Русские поэтессы XIXвека. Грани истории русской поэзии

Занятие №4

«Не трогайте парнасского пера. Не трогайте, пригожие вострушки!» (Е.А. Баратынский)

1 час

  1. Традиции Державина

I.Первые русские поэтессы России, смело заявившие о себе в литературе, Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова. (Жизненный путь поэтесс)

II.Стихи А. Буниной и А Волковой по духу, лексике, по жанровым признакам созвучны с творчеством  Державина.

Родословная Буниной- исследование

  1. Пушкинские традиции в творчестве женщин-поэтов XIX века

Занятие №5 «Царица муз и красоты …»

1 час

I.З.А. Волконская.

Жизнь и творческая судьба поэтессы. Душа литературного салона – писательница, певица, композитор.

II. Посвящения Жуковского, Баратынского, Дельвига, Вяземского, Козлова, братьев Киреевских…

Слово учителя.

Экскурсия в квартиру-музей З.Волконской

Урок-концерт (чтение стихов)

Занятие №6 Поэзия нравственного идеала.

1 час

I.Жизнь и творческая судьба Е.П. Ростопчиной.

II.Лирика Е.П.Ростопчиной, «исполненная жизни и красок» (П.А. Плетнев) стих. «Как должны писать стихи женщины (1840 г)

Чтение и анализ стихотворений Е.П. Ростопчиной

Занятие №7

Жизненные пути двух поэтов:

Е. Растопчиной и

 А. С. Пушкина

1 час

I.Кумир поэтессы – А.С. Пушкин. Стихотворение «Две встречи».

II.Жанровое разнообразие: стихи, элегии, романсы, дружеские послания и пеcни. В освоении этих жанров Е.П. Ростопчина опиралась на традиции Жуковского, Пушкина, а чуть позже – и Лермонтова.

III.Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены». Духовная связь М.Ю. Лермонтова и Е.П. Ростопчиной.

Чтение и анализ стихотворений

Занятие №8

Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой

1 час

I. «Дается редкому поэту быть политическим лицом» - посвящение П.А. Вяземского, А.И. Готовцовой. Творчество А.И. Готовцовой и выдающихся русских поэтов А.С. Пушкина и П.А. Вяземского.

II.Извечное и неразрешимое столкновения «мечты», «существенности», «несколько экзальтированная женская дружба, грусть и религиозные упования в творчестве Н.С. Тепловой.

Занятие №9

«Лирика женского сердца»

1 час

I.К. Павлова – поэт большого мастерства, большого диапазона. В.Г. Белинский назвал ее стих «алмазным», «лирикой женского сердца».

II.Влияние Е. Баратынского на творчество К. Павловой. Она настойчиво выдвигает тему избранничества, пишет о высокой душе, поэте, противопоставляющей свой духовный мир окружающей действительности. Борьба страстей, тема внутренних противоречий личности (окрашена в поэзии Павловой трагически)..

  1. Некрасовские традиции в творчестве Ю.В. Ждановской и

                А.П. Барыковой

Занятие №10

Своеобразие поэзии Ю.В. Жадовской

1 час

I.Жизнь и творческая судьба Ю.В. Жадовской.

II.Своеобразие, самобытность поэзии Ю.В. Жадовской: боль безнадежной любви, мужественное приятие судьбы, одиночество, самоотречение.

Занятие №11

Творческая судьба А.П. Барыковой

1 час

I.Лирика женского сердца в творчестве А.П. Барыковой.

II.Влияние нравственного учения Л.Н. Толстого.

III.Некрасовские традиции в творчестве поэтессы. Герои ее стихотворений – обездоленные и отверженные бедняки («Чужому горю», «Хата» 1881 г.), падшие женщины, брошенные дети.

  1. Демократическое направление в русской поэзии

Занятие  №12

Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской

1 час

I.Прозаик, критик, художественно одаренная фигура – Н. Д. Хвощинская (псевдоним В. Крестовский)

II.Революционно-демократические традиции в творчестве Н.Д. Хвощинской, героями ее произведений являются представители разных поколений «отступников», людей, сохранивших верность, (но сломленных), тех, кто развивал идеи общественной борьбы.

Занятие №13

Революционерка-народница Вера Фигнер

1 час

I.Жизнь, творчество, личность. Нам выпало счастье – все лучшие силы. В борьбу за свободу отдать…

II.Широкая панорама русской жизни середины прошлого века. Героическая борьба против самодержавия.

Занятие №14

Яркая творческая судьба Глафиры Галиной

  1. час

I.Жизнь, творчество, личность. «Я пою свободная, как птица…» Стихотворения Г. Галиной (псевдоним Глафиры Адольфовны Эйнерлинг) отражали настроения, характерные для демократических слоев русского общества.

II.Рассказы и сказки для детей. Перевод драматических произведений иностранных писателей, в частности «Брант» Ибсена.

Занятие №15

Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепкина –Куперник.

1 час

I.Представительница передовой демократической литературы, олицетворением которой уже на грани XIX – XX века стал М. Горький.

II.Популярность

стихотворения «На родине», написанного под впечатлением расстрела манифестации петербургских рабочих у Зимнего дворца 9 января 1905 года.

  1. Зарождение модернистской, декадентской эстетики в творчестве Мирры Лохвицкой и П. Соловьевой

Занятие №16

Трагичность поэтического мира в творчестве

М. Лохвицкой

1 час

  1. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью судьбы

М. Лохвицкой.

  1. М.Лохвицкая – предшественница и учитель Игоря Северянина. Мажорность тона, утверждение свободы чувства – зарождение символизма: «Мы светим век, живем лишь миг».

… . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мы сеем свет, где солнца нет …»

Занятие №17

Лирика тоски и бесконечного одиночества

1 час

  1. П. Соловьева (Allegro)(1867-1924 гг) Лирика тоски и бесконечного одиночества. А. Блок поэзию Соловьевой назвал «тихой», отметив грусть и печаль как существеннейшие черты ее лирики.
  2. П. Соловьева и революционные события 1905 года. Поэтесса восприняла революцию как нечто животворное, но грозное, апокалиптически зловещее.

Занятие №18

Поэт-лирик

О.Н. Чумина

1 час

  1. Поэт-лирик
  2. О. Чумина (1858-1909 г.г) Грусть и неясные, томительные грезы, своеобразные романтические веяния окрашивают стихотворения

О. Чуминой.

Занятие №19

Поэт, прозаик, критик З.Н. Гиппиус

1 час

  1. Судьба, творчество, личность. Связь с символистами.
  2. Противоречивость общественных и политических взглядов и отражение их в творчестве

  1. Поэзия в музыке

Занятие №20

Поэзия в музыке

1 час

  1. Многие стихотворения Ростопчиной были положены на музыку Глинкой, Даргомыжским, А. Рубинштейном. На «Слова для музыки» («И больно и сладко») создал известный романс Чайковский.
  2. На музыку были положены многие стихи и Ю.В. Жадовской: «Ты скоро меня позабудешь…» (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский), «Я все еще его, безумная, люблю!»… (А.С. Даргомыжский) «Нива» (а,т, Гречанинов). Писали музыку к стихам Жадовской и С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов – Иванов,
  3. Р.М. Глиэр.
  4. Широко известны романсы С.В. Рахманинова на слова Г. Галиной «Здесь хорошо», «Как мне больно…» («Весенняя ночь», «У моего окна…»). На стихи Галиной писали музыку М. Гнесин, А.Гречанинов, Б. Астафьев.


Список литературы

1.

Банников Н.В.

Русские поэтессы XIX века. М., «Советская Россия», 1979

2.

Афанасьев В.

Русская элегия. Книга XVIII – начало XIX в. Антология. М., «Советская Россия»,1983 г

3.

Волков Г.

«Тебя как первую любовь…» М., «Детская литература», 1980 г.

4.

Кузьмин А.И.

У истоков русского театра. М., «Просвещение», 1989 г.

5.

 Шевляков м.

Женщина. Жизнь и Любовь. М., «Терра»- Книжный клуб, 1999 г.

6.

Иванова Т.Г.

Русские народные сказатели. М., Издательство «Правда», 1989 г.

7.

Петрова С.М.

А.С. Пушкин о литературе. Избранное. М., «Детская литература», 1977 г.

8.

Чижова И.Б.

«…Души волшебное светило …», Санкт-Петербург, Издательство «Логос», 1993 г.

9.

Басина Б.

Петербургская повесть. Ленинград, «Детская литература», 1974 г.

10.

Коровин В.И.

Поэты Пушкинской поры. Ь., «Просвещение», 1980 г.

11.

Григорович В.Б.

Слово о музыке. Русские композиторы  XIX века. М., «Просвещение», 1990 г.

12.

Николаев П.А.

Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. М., «Просвещение», 1990 г.

13.

Осьмаков Н.В.

Поэзия революционного народничества. М., 1961 г.

14.

Старицына З.А.

Неопубликованные переводы А.П. Барыковой из Беранже. Русская литература, 1977, №4

15

 Семенов-Тян-Шанская В.

Забытая муза //ж-л «Работница», №12,1974 г.

16.

Добролюбов Н.А.

Стихотворения Юлии Жадовской. Собр. Соч. М.; Л., 1962 г.

17.

Благова В.А.

Поэзия и личность Ю.В. Жадовской, Саратов,1981 г.

18.

Белинский В.Г.

Полн.собр.соч. –т.X

19.

Ранчина А.М

Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. Литературные сочинения. М. Правда .1991//http://az.lib.ru

20.

Волконская Зинаида Александровна

http://pompirko.ru

21

Охотин Н.Г

Волконская Зинаида Александровна. Русские писатели.1800-1917. М.СЭ,1989.

22

Файнштейн М.Ш.

Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки.1989

23

Сборник русской поэзии «Лирикон»

// http://lirikon.ru

24

Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской

«Литература в школе» 2003

25

Пыляев М.И

Энциклопедия императорского Петербурга. М. ЭКСМО,2007, с.142.



Предварительный просмотр:

                                 

                                           СПЕЦКУРС

                   «Женская поэзия России 19 века»

                     для обучающихся 9-10 классов

                                                                         

                                                     Учитель русского языка и литературы

                                                                         ГБОУ Школа №484 имени дважды

                                                                         Героя Советского Союза В. И. Попкова

                                                                              Куличева  Галина   Васильевна

                                                             

                                                                             

                                             Пояснительная записка

Для развития познавательных интересов учащихся старшего звена 9-11 классов был разработан специальный курс по русской литературе «Женская поэзия России XIX века», апробированный в 2011 году.

Цель данного курса – становление духовного мира школьника, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, формируя высокие нравственно-эстетические качества. Спецкурс способствует овладению мастерством читателя, свободной и яркой речью.

 Образовательные цели данного спецкурса:

*углубление знаний о русской поэзии XIX века через изучение женского поэтического творчества, бесконечное многообразие форм и жанров;

*представить пушкинскую эпоху-самый интересный период отечественной культуры;

* проиллюстрировать литературную деятельность   русских поэтесс 19 века, творчество которых частично изучается в курсе школьной программы;

*способствовать проектной исследовательской деятельности обучающихся самостоятельно находить и демонстрировать материал;

Развивающие цели данного спецкурса:

*Развитие навыков актерского мастерства через выразительное чтение;

*Развивать творческий подход к изучению материала.

Цели и задачи данного спецкурса предполагают систематическое чтение произведений XIX века при целенаправленном знакомстве с историей, культурой данной эпохи.

Этим целям подчинены структура и содержание программы курса «Женская поэзия России  XIX  века». Он поможет организовать изучение  литературы как искусства слова, акцентировать внимание учащихся на эстетических и нравственных ценностях, заложенных в произведениях З. Волконской, Е. Ростопчиной и других поэтесс.

Цели и задачи предполагаемого курса формируют у ребят способность к индивидуальному выбору изучаемого материала, сознательного подхода к обоснованности этого выбора. Такая способность рождается в ходе целенаправленной системы занятий.

Предполагаемые результаты:

Знать:

  • Основные этапы жизненного и творческого пути женщин-поэтесс 19 века.
  • Традиции русской литературы, нашедшие отражение в творчестве писательниц.
  • Основных деятелей искусства, соприкоснувшихся с творчеством  поэтесс 19 века: поэтов пушкинской поры, композиторов, художников.

Уметь:

*Выразительно читать стихотворные произведения, обучаясь актерскому мастерству, слушая аудиозаписи и вступления самих же обучающихся.

*Работать с литературой, интернет ресурсами, находить правильную и нужную информацию, выделять главное.

*Обобщать и систематизировать материал.

                 Владеть:

  • Навыками самостоятельной организации творческой деятельности при создании рефератов, докладов, групповых выступлений, проектов.
  • Основами публичных выступлений.

 Программа спецкурса состоит из трех частей, рассчитанных на 20 часов.

  1. Первая часть включает три раздела:

Введение. История вопроса. Вниманию учащихся предлагается исследовать историю и пути возникновения и развития женского поэтического творчества. Содержание этой части позволит убедиться учащимся в том, что авторский вклад женщин в народную и литературную поэтическую сокровищницу был весьма значительным. Женщина выступала не только хранительницей фольклора, но являлась носителем поэтического богатства, обогащая русскую литературу собственным творчеством. В эту часть включается раздел о появлении первых русских «сочинительниц», которое совпало с бурным развитием русского театра, когда на сценические подмостки вышли талантливые русские певицы и драматические актрисы.

  1. Вторая часть курса состоит из пяти  разделов. Это основная часть, определяющая исторические грани в творчестве женщин-поэтесс XIX века: традиции Державина в творчестве А, Буниной и А Волковой; традиции пушкинской эпохи в творчестве З. Волконской, Е Ростопчиной, Н. Павловой; некрасовские традиции гражданской поэзии в произведениях Ю Жадовской и А. Барыковой.

Историческим этапом в литературе является демократическое направление – стихи выдающейся революционерки-народоволки Веры Фигнер, яркое и своеобразное творчество Глафиры Галиной. В творчестве М. Лохвицкой и П. Соловьевой чувствуется веяние модернистской, декадентской эстетики, положившие началу символизма.

  1. Третья часть курса позволяет увидеть поэзию в музыке и знакомит учащихся с уникальными романсами выдающихся композиторов Глинкой, Даргомыжским, Рубинштейном, Чайковским на стихи Е. Ростопчиной, Г. Галиной и Ю. Жадовской.

Результатом трехлетнего изучения курса явились творческие работы, доклады, сообщения, рефераты, сочинения, стихотворения, написанные учащимися. В этих работах школьники доказали, что творчество русских поэтесс XIX столетия – неотъемлемая часть нашей богатейшей поэзии. Оно открыло дорогу деятельности поэтесс XX века, среди которых Анна Ахматова и Марина Цветаева, ставшие в ряд крупнейших творцов художественного слова.

Незримые нити тянутся из XIX  века и к нашим дням, когда женщины заняли в поэзии столь значительное место.

Тематическое планирование спецкурса

«Женская поэзия России XIX  века

I

Введение. История вопроса

1.

История и пути возникновения и развития женской поэзии

А)

Процесс рождения песни (М. Зубова и Е. Сандунова)

Б)

У истоков русского театра – Параша Жемчугова, Мария Синявская, Елизавета Сандунова.

2.

Первые русские «сочинительницы» - Ирина Федосова, Мария Кривополенова

II

Исторические грани в творчестве женской поэзии XIX  века

15ч

1.

Традиции Державина

А)

Первые поэтессы России – А.П. Бунина и А.А. Волкова

2.

Пушкинские традиции в творчестве женщин-поэтов XIX  века

А)

З. Волконская – «Царица муз и красоты …» - писательница, певицв, композитор

Б)

Поэзия нравственного идеала Е.П. Ростопчиной

В)

Жизненные пути двух поэтов в судьбе Е.П. Ростопчиной – А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Г)

Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой

Д)

«Лирика женского сердца» в творчестве К. Павловой – «поэта большого мастерства …», по мнению В. Белинского

3.

Некрасовские традиции в творчестве Ю Жадовской и А. Барыковой

А)

Своеобразие поэзии Ю. Жадовской

Б)

Творческая судьба А. Барыковой

4.

Демократическое направление в русской поэзии

А)

Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской – прозаика и критика

Б)

Революционерка-народница Вера Фигнер

В)

Яркая творческая судьба Глафиры Галиной

Г)

Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепина -Куперник

5.

Зарождение модернистской, декадентской эстетики

А)

Трагичность поэтического мира Мирры Лохвицкой

Б))

Лирика тоски и бесконечного одиночества П. Соловьевой

В)

Поэт-лирик О. Чумина

Г)

Поэт, прозаик, критик З. Гиппиус

III

Поэзия в музыке

20ч

1

Романсы Е. Ростопчиной, Ю. Жадовской, Г. Галиной

Поурочное планирование спецкурса

«Женская поэзия Росси XIX века».

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание

Практическая часть

  1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Занятие №1

Ведение «История вопроса»

1 час

  1. Знакомство с программой и содержанием спецкурса.
  2. История и пути возникновения и развития женской поэзии России

Урок-лекция. Обзор литературы

Занятие №2

1 час

I.Процесс рождения женской поэтической исповеди: песни русских поэтесс XVIII века М.В. Зубовой и Е.С. Сандуновой.

II.У истоков русского театра: знаменитая исполнительница народных песен Параша Ковалева-Жемчугова (1768-1803 гг), Московская драматическая актриса Мария Синявская, любимица москвичей Елизавета Сандунова (1777-1826 )

Защита рефератов. 1.Творчество М.В. Зубовой. 2.Творчество Е.С. Сандуновой. 3.У истоков русского театра.

4. Жизнь и судьба Параши Ковалевой-Жемчуговой. 5.Московская драматическая актриса Мария Синявская и Елизавета Сандунова.

Занятие №3 Первые русские «сочинительницы»

1 час

I.Появление первых русских «сочинительниц».

1.Екатерина Александровна Княжнина. М.В. Ломоносов любил о ней говорить: «Вот умная барышня!»

2.Творчество жен поэтов Державина и Хераскова.

II.Сказительница из Заонежья Ирина Федосова и архангельская сказительница Кривополенова, материалами которых пользовались М. Горький, Н. Некрасов, М. Пришвин.

Сообщение учащихся по данной теме. Чтение и анализ произведений

Сообщения учащихся

  1. Русские поэтессы XIXвека. Грани истории русской поэзии

Занятие №4

«Не трогайте парнасского пера. Не трогайте, пригожие вострушки!» (Е.А. Баратынский)

1 час

  1. Традиции Державина

I.Первые русские поэтессы России, смело заявившие о себе в литературе, Анна Петровна Бунина и Анна Алексеевна Волкова. (Жизненный путь поэтесс)

II.Стихи А. Буниной и А Волковой по духу, лексике, по жанровым признакам созвучны с творчеством  Державина.

Родословная Буниной- исследование

  1. Пушкинские традиции в творчестве женщин-поэтов XIX века

Занятие №5 «Царица муз и красоты …»

1 час

I.З.А. Волконская.

Жизнь и творческая судьба поэтессы. Душа литературного салона – писательница, певица, композитор.

II. Посвящения Жуковского, Баратынского, Дельвига, Вяземского, Козлова, братьев Киреевских…

Слово учителя.

Экскурсия в квартиру-музей З.Волконской

Урок-концерт (чтение стихов)

Занятие №6 Поэзия нравственного идеала.

1 час

I.Жизнь и творческая судьба Е.П. Ростопчиной.

II.Лирика Е.П.Ростопчиной, «исполненная жизни и красок» (П.А. Плетнев) стих. «Как должны писать стихи женщины (1840 г)

Чтение и анализ стихотворений Е.П. Ростопчиной

Занятие №7

Жизненные пути двух поэтов:

Е. Растопчиной и

 А. С. Пушкина

1 час

I.Кумир поэтессы – А.С. Пушкин. Стихотворение «Две встречи».

II.Жанровое разнообразие: стихи, элегии, романсы, дружеские послания и пеcни. В освоении этих жанров Е.П. Ростопчина опиралась на традиции Жуковского, Пушкина, а чуть позже – и Лермонтова.

III.Я верю: под одной звездою мы с вами были рождены». Духовная связь М.Ю. Лермонтова и Е.П. Ростопчиной.

Чтение и анализ стихотворений

Занятие №8

Творчество А.И. Готовцовой и Н.С. Тепловой

1 час

I. «Дается редкому поэту быть политическим лицом» - посвящение П.А. Вяземского, А.И. Готовцовой. Творчество А.И. Готовцовой и выдающихся русских поэтов А.С. Пушкина и П.А. Вяземского.

II.Извечное и неразрешимое столкновения «мечты», «существенности», «несколько экзальтированная женская дружба, грусть и религиозные упования в творчестве Н.С. Тепловой.

Занятие №9

«Лирика женского сердца»

1 час

I.К. Павлова – поэт большого мастерства, большого диапазона. В.Г. Белинский назвал ее стих «алмазным», «лирикой женского сердца».

II.Влияние Е. Баратынского на творчество К. Павловой. Она настойчиво выдвигает тему избранничества, пишет о высокой душе, поэте, противопоставляющей свой духовный мир окружающей действительности. Борьба страстей, тема внутренних противоречий личности (окрашена в поэзии Павловой трагически)..

  1. Некрасовские традиции в творчестве Ю.В. Ждановской и

                А.П. Барыковой

Занятие №10

Своеобразие поэзии Ю.В. Жадовской

1 час

I.Жизнь и творческая судьба Ю.В. Жадовской.

II.Своеобразие, самобытность поэзии Ю.В. Жадовской: боль безнадежной любви, мужественное приятие судьбы, одиночество, самоотречение.

Занятие №11

Творческая судьба А.П. Барыковой

1 час

I.Лирика женского сердца в творчестве А.П. Барыковой.

II.Влияние нравственного учения Л.Н. Толстого.

III.Некрасовские традиции в творчестве поэтессы. Герои ее стихотворений – обездоленные и отверженные бедняки («Чужому горю», «Хата» 1881 г.), падшие женщины, брошенные дети.

  1. Демократическое направление в русской поэзии

Занятие  №12

Художественно одаренная натура Н.Д. Хвощинской

1 час

I.Прозаик, критик, художественно одаренная фигура – Н. Д. Хвощинская (псевдоним В. Крестовский)

II.Революционно-демократические традиции в творчестве Н.Д. Хвощинской, героями ее произведений являются представители разных поколений «отступников», людей, сохранивших верность, (но сломленных), тех, кто развивал идеи общественной борьбы.

Занятие №13

Революционерка-народница Вера Фигнер

1 час

I.Жизнь, творчество, личность. Нам выпало счастье – все лучшие силы. В борьбу за свободу отдать…

II.Широкая панорама русской жизни середины прошлого века. Героическая борьба против самодержавия.

Занятие №14

Яркая творческая судьба Глафиры Галиной

  1. час

I.Жизнь, творчество, личность. «Я пою свободная, как птица…» Стихотворения Г. Галиной (псевдоним Глафиры Адольфовны Эйнерлинг) отражали настроения, характерные для демократических слоев русского общества.

II.Рассказы и сказки для детей. Перевод драматических произведений иностранных писателей, в частности «Брант» Ибсена.

Занятие №15

Поэтесса, переводчица, прозаик Т. Щепкина –Куперник.

1 час

I.Представительница передовой демократической литературы, олицетворением которой уже на грани XIX – XX века стал М. Горький.

II.Популярность

стихотворения «На родине», написанного под впечатлением расстрела манифестации петербургских рабочих у Зимнего дворца 9 января 1905 года.

  1. Зарождение модернистской, декадентской эстетики в творчестве Мирры Лохвицкой и П. Соловьевой

Занятие №16

Трагичность поэтического мира в творчестве

М. Лохвицкой

1 час

  1. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью судьбы

М. Лохвицкой.

  1. М.Лохвицкая – предшественница и учитель Игоря Северянина. Мажорность тона, утверждение свободы чувства – зарождение символизма: «Мы светим век, живем лишь миг».

… . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Мы сеем свет, где солнца нет …»

Занятие №17

Лирика тоски и бесконечного одиночества

1 час

  1. П. Соловьева (Allegro)(1867-1924 гг) Лирика тоски и бесконечного одиночества. А. Блок поэзию Соловьевой назвал «тихой», отметив грусть и печаль как существеннейшие черты ее лирики.
  2. П. Соловьева и революционные события 1905 года. Поэтесса восприняла революцию как нечто животворное, но грозное, апокалиптически зловещее.

Занятие №18

Поэт-лирик

О.Н. Чумина

1 час

  1. Поэт-лирик
  2. О. Чумина (1858-1909 г.г) Грусть и неясные, томительные грезы, своеобразные романтические веяния окрашивают стихотворения

О. Чуминой.

Занятие №19

Поэт, прозаик, критик З.Н. Гиппиус

1 час

  1. Судьба, творчество, личность. Связь с символистами.
  2. Противоречивость общественных и политических взглядов и отражение их в творчестве

  1. Поэзия в музыке

Занятие №20

Поэзия в музыке

1 час

  1. Многие стихотворения Ростопчиной были положены на музыку Глинкой, Даргомыжским, А. Рубинштейном. На «Слова для музыки» («И больно и сладко») создал известный романс Чайковский.
  2. На музыку были положены многие стихи и Ю.В. Жадовской: «Ты скоро меня позабудешь…» (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский), «Я все еще его, безумная, люблю!»… (А.С. Даргомыжский) «Нива» (а,т, Гречанинов). Писали музыку к стихам Жадовской и С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов – Иванов,
  3. Р.М. Глиэр.
  4. Широко известны романсы С.В. Рахманинова на слова Г. Галиной «Здесь хорошо», «Как мне больно…» («Весенняя ночь», «У моего окна…»). На стихи Галиной писали музыку М. Гнесин, А.Гречанинов, Б. Астафьев.


Список литературы

1.

Банников Н.В.

Русские поэтессы XIX века. М., «Советская Россия», 1979

2.

Афанасьев В.

Русская элегия. Книга XVIII – начало XIX в. Антология. М., «Советская Россия»,1983 г

3.

Волков Г.

«Тебя как первую любовь…» М., «Детская литература», 1980 г.

4.

Кузьмин А.И.

У истоков русского театра. М., «Просвещение», 1989 г.

5.

 Шевляков м.

Женщина. Жизнь и Любовь. М., «Терра»- Книжный клуб, 1999 г.

6.

Иванова Т.Г.

Русские народные сказатели. М., Издательство «Правда», 1989 г.

7.

Петрова С.М.

А.С. Пушкин о литературе. Избранное. М., «Детская литература», 1977 г.

8.

Чижова И.Б.

«…Души волшебное светило …», Санкт-Петербург, Издательство «Логос», 1993 г.

9.

Басина Б.

Петербургская повесть. Ленинград, «Детская литература», 1974 г.

10.

Коровин В.И.

Поэты Пушкинской поры. Ь., «Просвещение», 1980 г.

11.

Григорович В.Б.

Слово о музыке. Русские композиторы  XIX века. М., «Просвещение», 1990 г.

12.

Николаев П.А.

Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х томах. М., «Просвещение», 1990 г.

13.

Осьмаков Н.В.

Поэзия революционного народничества. М., 1961 г.

14.

Старицына З.А.

Неопубликованные переводы А.П. Барыковой из Беранже. Русская литература, 1977, №4

15

 Семенов-Тян-Шанская В.

Забытая муза //ж-л «Работница», №12,1974 г.

16.

Добролюбов Н.А.

Стихотворения Юлии Жадовской. Собр. Соч. М.; Л., 1962 г.

17.

Благова В.А.

Поэзия и личность Ю.В. Жадовской, Саратов,1981 г.

18.

Белинский В.Г.

Полн.собр.соч. –т.X

19.

Ранчина А.М

Ростопчина Е.П. Счастливая женщина. Литературные сочинения. М. Правда .1991//http://az.lib.ru

20.

Волконская Зинаида Александровна

http://pompirko.ru

21

Охотин Н.Г

Волконская Зинаида Александровна. Русские писатели.1800-1917. М.СЭ,1989.

22

Файнштейн М.Ш.

Писательницы пушкинской поры. Историко-литературные очерки.1989

23

Сборник русской поэзии «Лирикон»

// http://lirikon.ru

24

Лукович И.Е. В салоне З.А.Волконской

«Литература в школе» 2003

25

Пыляев М.И

Энциклопедия императорского Петербурга. М. ЭКСМО,2007, с.142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературы и МХК "Поэзия Велимира Хлебникова" 11 класс

Урок посвящен творчеству замечательного астраханского поэта XIX века Виктора Владимировича Хлебникова. Марериал дан в контексте эпохи....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах.

В элективном курсе по литературе "Серебряный век русской поэзии" в старших классах дается целостное представление о периоде, именуемом в литературе "Серебряный век"...

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ.

В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, наприме...

Специфические методы обучения иностранным языкам: «Английская поэзия на уроках в старших классах»

Специфические методы обучения иностранным языкам: «Английская поэзия на уроках в старших классах»...