Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:
    Урок по теме "Футуризм. Манифесты футуристов" (литература, 11 класс)

    Цель урока: дать представление об истории возникновения футуризма, сформулировать его основные особенности.

    Задачи: выяснить причины возникновения футуризма, закрепить навыки анализа художественного произведения; развитие аналитического мышления учащихся; формировать навыки самостоятельной   работы и работы в группе, воспитывать интерес  к авангардным направлениям в искусстве.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_futurizm.docx19.95 КБ
    Файл futurizm.pptx2.27 МБ

    Предварительный просмотр:

    Футуризм. Манифесты футуризма (урок в 11 классе).

    Цель урока: дать представление об истории возникновения футуризма, сформулировать его основные особенности.

    Задачи: выяснить причины возникновения футуризма, закрепить навыки анализа художественного произведения; развитие аналитического мышления учащихся; формировать навыки самостоятельной   работы и работы в группе, воспитывать интерес  к авангардным направлениям в искусстве.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Приветствие.
    2. Актуализация опорных знаний.
    1. Составить 5 вопросов по теме «Серебряный век в русской литературе».
    2. Взаимоопрос «по цепочке».
    1. Работа с презентацией.
    1. Работа с 1 и 2 слайдом. Учащиеся формулируют тему, цели урока, план действий для их достижения (корректировка учителем).
    2. Подготовительная беседа.

    - как переводится футуризм ?

    - как вы думаете, какую поэзию можно назвать футуристической, поэзией будущего ?

                 3.3.       Формулируем задание. В ходе работы с текстом презентации ребята заполняют таблицу – отвечают на вопросы, также могут делать записи в тетради. Главная наша задача – сформулировать особенности футуризма.

    Ф У Т У Р И З М

    Контрольные вопросы

    Ответы

    1

    Где возник футуризм ?

    2

    Главный лозунг футуризма –

    3

    Зачем эпатировали публику ?

    4

    Кому футуристы давали пощёчину ?

    5

    В чём неоднозначность отношения футуристов к классикам ?

    6

    Заумь – это…,  родоначальником был

    7

    Наиболее активным словотворцем был

    8

    Будетляне – это

    9

    Депоэтизация языка – это

    10

    Основные группировки футуристов

    Название

    Лидер (представители)

    Особенности

     «Ассоциативный куст»                                          Ф У Т У Р И З М

    3.4. Просмотр презентации. Прослушивание аудиозаписей (Д. Хармс). Комментарии учащихся и учителя.

    5. Проверка выполненного задания.

    6. Работа в группах. Сформулировать особенности футуризма. Какие ключевые слова можно теперь ещё «нанизать» на наш «ассоциативный куст» ?

    7. Спикеры групп зачитывают особенности, коллективно – дополняем, «дорисовываем куст».

    8. Самопроверка (слайд № 32 ).

    9. Домашнее задание. Выписать из учебника (или Интернета) новую информацию о футуризме (или написать миниатюру «Моё впечатление от поэзии футуристов»).

    10. Оценивание. Рефлексия (слайд № 35 ). 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Бобэоби пелись губы , Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Велимир Хлебников Муломнг улва Глумов кул Амул ягул Александр Туфанов . Глухонемой Тучелет Из чернаго ведра сентябрь льет Туманов тяжесть И тяжесть вод. Ах, тучелета Вечен звон О неба жесть. Анатолий Мариенгоф Сиинь соон сиий селле соонг се Сиинг сеельф сиик сигналь сеель синь Александр Туфанов . Весна Мы . Новые гунны. О меди и мясе. Гений без костюма. Зачем узоры и галстуки из аршина весны?

    Слайд 2

    - В чём необычность ? - К какому течению отнесём эти стихотворения ? - Что уже знаете об этом течении ?

    Слайд 3

    Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России . Родиной нового модернистского движения была Италия , а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти , выступивший с первым « Манифестом футуризма», в котором была заявлена « антикультурная , антиэстетическая и антифилософская » его направленность. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением .

    Слайд 4

    Чёткая формулировка заложенных в выражения заумного языка смыслов затруднительна, а зачастую и вовсе невозможна, и поэтому в восприятии заумного текста эмоционально-интуитивное начало преобладает над рациональным . В большинстве произведений, использующих ЗАУМЬ , представлены несколько типов заумного языка. Так , в стихотворении в прозе Бенедикта Лившица «Люди в пейзаже» из раннего футуристического сборника «Пощёчина общественному вкусу» встречается морфологическая (неопределённого значения глагол желудеть ), синтаксическая (неопределённая конструкция долгие о грусти ступаем ) и супрасинтаксическая (неопределённого значения словосочетание пепел запятых ) заумь : Долгие о грусти ступаем стрелой. Желудеют по канаусовым яблоням, в пепел оливковых запятых, узкие совы .

    Слайд 8

    Манифест футуризма состоял из двух частей: текста-вступления и программы, состоявшей из одиннадцати пунктов-тезисов футуристической идеи; в них Маринетти утверждает радикальные изменения в принципе построения литературного текста : « разрушение общепринятого синтаксиса»; « употребление глагола в неопределенном наклонении» уничтожение качественных прилагательных, наречий, знаков препинания, опущение союзов, введение в литературу « максимума беспорядка », словотворчество (авторские неологизмы) — словом, все, направленное к лаконичности и увеличению «быстроты стиля», чтобы создать «живой стиль, который создается сам по себе, без бессмысленных пауз, выраженных запятыми и точками. Заключительный, одиннадцатый пункт «Технического манифеста итальянской литературы» провозглашал один из важнейших постулатов новой поэтической концепции: «уничтожить Я в литературе ». « Человек, совершенно испорченный библиотекой и музеем <...> не представляет больше абсолютно никакого интереса… Нас интересует твердость стальной пластинки сама по себе, то есть непонятный и нечеловеческий союз ее молекул и электронов… Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем улыбка или слеза женщины».

    Слайд 9

    C лова свободно располагались в пространстве страницы , отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки.

    Слайд 12

    В одной из своих книг Игнатьев публикует стихотворение «Опус-45», в постскриптуме к которому указывает, что данный текст «написан исключительно для взирания , слушать и говорить его нельзя ». В историю литературы Василиск Гнедов вошел как зачинатель нового жанра — поэтической пантомимы ; слову как таковому отводилась минимальная роль, Гнедов покончил со словесным искусством окончательно и бесповоротно, создав цикл из 15 поэм под названием «Смерть искусству». Все это сочинение умещалось на одной странице и последовательно сводилось к единственной букве, составившей поэму «Ю», лишенную даже традиционной точки в конце. Цикл завершался знаменитой «Поэмой конца», состоявшей из молчаливого жеста. « Слов она не имела и вся состояла только из одного жеста руки, поднимаемой перед волосами, и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок. Этот жест, нечто вроде крюка, и был всею поэмой. Хлебников дал первый импульс словотворчества, Крученых стал родоначальником заумной поэзии, Гнедов возвел жест на уровень литературного произведения

    Слайд 13

    Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Теперь поднимающийся на сцену поэт стал всеми возможными способами эпатировать публику : оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу и насилию . «Василиск Гнедов, в грязной холщовой рубахе, с цветами на локтях, плюет (в буквальном смысле слова) на публику, кричит с эстрады, что она состоит из „идиотов“». Равнодушие было абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность . С тихи футуристов: «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», «Танго с коровами», « Взорваль », «Я !». Северянин был провозглашен «королем поэтов». Вторым стал Маяковский , третьим был признан К. Бальмонт (по другим сведениям — В. Каменский ).

    Слайд 14

    Из Севастополя поэты отправились в Керчь. Накануне выступления они посетили Зимний театр, где была поставлена «Принцесса Грёза» Э. Ростана. Маяковский и Д. Бурлюк с футуристической разрисовкой на лицах сидели в ложе, возле которой толпилась публика («Южная почта», Керчь 1914, 14 января). Вечер футуристов состоялся 13 января в Зимнем театре. В одном из газетных отчётов есть следующие подробности: „Немногочисленная публика (театр был более чем наполовину пуст), слушая футуристическую поэзию, всё время смеялась”, а Маяковскому, назвавшему „лучших русских критиков бараньими головами, шикала и свистала”. 21 В Керчи между участниками турне произошел конфликт. Впоследствии Северянин объяснил ссору тем, что Маяковский и Бурлюк отказались выполнить его требование: выступать без эпатажного грима и в “обыкновенных костюмах”. Отрывок из неопубликованных воспоминаний Игоря Северянина: В Керчи ‹...› Маяковский облачился в оранжевую кофту, а Бурлюк в вишнёвый фрак при зелёной бархатной жилетке. Это явилось для меня полной неожиданностью. Я вспылил, меня с трудом уговорили выступить, но зато сразу же после вечера я укатил в Питер.

    Слайд 15

    Основные группировки футуристов

    Слайд 16

    Кубофутуризм « Гилея » — первая футуристическая группа. Они называли себя также « кубофутуристы » или « будетляне ». Постоянного состава у группы не было. В начале 1910 года в Петербурге « Гилея » заявила о своем существовании в составе Д. и Н. Бурлюков , В. Хлебникова, В. Маяковского , В. Каменского , Е . Гуро , А. Крученых и Б. Лившица. Именно они стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма , который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали , эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.

    Слайд 17

    Кубофутуризм принято считать результатом взаимовлияния поэтов-футуристов и живописцев-кубистов. Идея исчерпанности культурной традиции прежних веков была исходным пунктом эстетической платформы кубофутуристов . Программным стал их манифест , носивший намеренно скандальное название «Пощечина общественному вкусу». В нем декларировался отказ от искусства прошлого, звучали призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».

    Слайд 18

    За внешней бравадой его авторов стояло серьезное отношение к творчеству. И знаменитая эпатажная фраза о Пушкине объяснялась Хлебниковым , которому и принадлежала, совсем по-другому: « Будетлянин — это Пушкин в освещении мировой войны, в плаще нового столетия, учащий праву столетия смеяться над Пушкиным XIX века» и звучала уже совсем не эпатажно. Хлебников писал: «Мы оскорблены искажением русских глаголов переводными значениями. Мы требуем раскрыть пушкинские плотины и сваи Толстого для водопадов и потоков черногорских сторон надменного русского языка… Помимо завываний многих горл, мы говорим: «И там и здесь одно море».

    Слайд 19

    С. Третьяков : «Издевка над кумирами: Пушкиным и Лермонтовым и т. д.- это… прямой удар по тем мозгам, которые, впитав в себя со школьной скамьи дух ленивой авторитарности, никогда не пытались дать себе отчета о той воистину футуристической роли, которую для своего времени сыграл хотя бы охальник Пушкин, принесший в офранцуженные салоны по существу самую простонародную частушку, а теперь, через сто лет, разжеванный и привычный, сделался аршином изящного вкуса и перестал быть динамитом! Не Пушкин мертвый, в академических томах и на Тверском бульваре, а живой сегодняшний Пушкин, через столетие живущий с нами в словесных и идейных взрывах футуристов, продолжающих сегодня работу, которую он проделывал над языком позавчера…»

    Слайд 20

    Кубофутуристы пытались найти единство вообще мировых языков, построенное из единиц азбуки. Хлебников , стремясь расширить границы языка и его возможности , много работал над созданием новых слов. Согласно его теории, слово лишается смыслового значения , приобретая субъективную окраску: «Гласные мы понимаем, как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах ». Лексическое обновление литературных текстов теперь достигалось внесением в него вульгаризмов , терминов технического характера, изобретением непривычных словосочетаний, отказом от знаков препинания. Одни поэты производили новые слова из старых корней (Хлебников, Каменский, Гнедов), другие раскалывали их рифмой (Маяковский), третьи с помощью стихотворного ритма придавали словам неправильные ударения (Крученых). Все это вело к депоэтизации языка .

    Слайд 21

    Футуристы применяли фигурное построение стиха , где активно использовалась приемы рифмовки не конечных, а начальных слов , а также внутренние рифмы или способ расположения строк «лесенкой». Проявляя обостренное чутье к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием. Особое значение они придавали словотворчеству, « самовитому слову». В программной статье «Слово как таковое» были приведены заумные строки: Дыр бул щыл убешшур скум вы со бу р л эз Результатом подобной деятельности футуристов явился небывалый всплеск словотворчества, что в конце концов привело к созданию теории «заумного языка» — зауми . В литературном плане заумь являлась своеобразной акцией в защиту « самовитого слова» против того подчиненного значения, которое имело слово в поэтике символизма, где оно играло лишь подсобную роль в создании символа и где поэтическая лексика была чрезвычайно строго отделена от словаря разговорной речи.

    Слайд 22

    « Эгофутуризм» был другой разновидностью русского футуризма. В отличие от кубофутуризма , который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина . С целью создать теоретическую базу своему поэтическому творчеству, идейной и содержательной основой которого являлось самое обычное противопоставление поэта толпе , Северянин основывает в 1911 году в Петербурге кружок « Ego », с которого и начался эгофутуризм. Слово , в переводе с латыни означающее «Я — будущее», впервые появилось в названии сборника Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос . Апофеозная тетрадь третьего тома» (1911). Особый успех принесли Северянину его « поэзоконцерты », с которыми он объездил чуть ли не всю Россию, а после эмиграции выступал в Европе.

    Слайд 23

    Лозунгами эгофутуризма были : 1. Душа — единственная истина. 2 . Самоутверждение личности. 3 . Поиски нового без отвергания старого . 4 . Осмысленные неологизмы. 5 . Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6 . Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7 . Разнообразие метров».

    Слайд 24

    Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы. Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук ( кубофутуризм ), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В. Шершеневич . Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С. Есенина , который входил в костяк объединения.

    Слайд 25

    Основные признаки имажинизма: — главенство «образа как такового»; — образ — максимально общая категория; — поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору; — эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений; — поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа; — текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.

    Слайд 26

    Я грущу в кабаке за околицей, И не радует душу вино, А метель серебристая колется Сквозь разбитое ветром окно. В полутемной избе низко стелется Сизым клубом махорки струя. — Ах! Взгляни, промелькни из метелицы, Снеговая царевна моя ! Из лугов, из лесов густодебреных , Из далеких жемчужных полей Покажись мне на крыльях серебряных Голубых, снеговых лебедей . Вадим Шершеневич Одиночество Покажись мне безлунной дорогою, Хоть на миг из тумана явись, И рукою печальной и строгою Моих глаз воспаленных коснись ! Неужель одному мне суровую Перенесть мою горе-судьбу? Иль залечь одному мне в кедровую, Благовонную смертью избу ? Никого! Я один за околицей Упиваюсь тяжелым вином, Да мятель серебристая колется И играет разбитым окном .

    Слайд 27

    «Центрифуга » Основной особенностью было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции ( Б . Пастернак ). Разновидность русского футуризма — поэтическое объединение « Мезонин поэзии», созданное в 1913 году московскими эгофутуристами. Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным ее участником являлся Вадим Шершеневич .

    Слайд 28

    C лушаем Даниила Хармса

    Слайд 29

    « Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы . В ОБЭРИУ вошли Д . Хармс(Ювачев), Н . Заболоцкий, писатель Б. Левин. К обэриутам были близки Н. Олейников, Е. Шварц , а также художник К. Малевич . Писали в авангардистском духе, присущий им «нигилизм» носил юмористический характер . Они были противниками официоза и литературной приглаженности, культивировали поэтику абсурда . С футуристами соотносится обэриутская эксцентричность и парадоксальность, а также антиэстетический эпатаж, который в полной мере проявлялся во время публичных выступлений.

    Слайд 30

    Хармс и Введенский, чьи творческие установки лежали в основе поэтики обэриутов , при всем различии их литературной манеры имели одну общую черту: и алогичность Хармса, и «бессмыслица» Введенского были призваны демонстрировать, что только абсурд передает бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени. Проводимые в стране новой властью абсурдные социальные преобразования, современниками которых оказались обэриуты , подтверждали актуальность их художественно-философских установок.

    Слайд 31

    Сформулируйте главные особенности футуризма, его отличительные черты.

    Слайд 32

    Основные признаки футуризма: — бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; — отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; — бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат; — поиски раскрепощенного « самовитого » слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; — культ техники, индустриальных городов, прославлением современного города, электричества, железной дороги, аэропланов, фабрик, машин ; — пафос эпатажа. Футуризм — общественное течение, рожденное большим городом , который сам уничтожает всякие национальные различия . Поэзия грядущего космополитична .

    Слайд 33

    Та- ра - ра-бумбия Сижу на тумбе я. Простерты руки К скучной скуке. Рука простёртая Ласкает звёздочки, А солнце мёртвое Лежит на жёрдочке. У неё узкая талия А в руках белое полотенце; Мои глаза в Австралии Темнее тамошних туземцев. Та- ра - ра-бумбия Сижу на тумбе я. Александр Введенский

    Слайд 34

    Ноктюрн Месяц гладит камыши Сквозь сирени шалаши... Всё — душа, и ни души. Всё — мечта, всё — божество, Вечной тайны волшебство, Вечной жизни торжество. Лес — как сказочный камыш, А камыш — как лес-малыш. Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь. Колыхается туман — Как мечты моей обман, Как минувшего роман... Как душиста, хороша Белых яблонь пороша... Ни души, и всё — душа! Игорь Северянин

    Слайд 35

    РЕФЛЕКСИЯ Я УЗНАЛ… Я СМОГ… БЫЛО СЛОЖНО… БЫЛО ЛЕГКО… ПОНРАВИЛОСЬ… МЕНЯ УДИВИЛО… ТЕПЕРЬ Я МОГУ…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по немецкому языку в 9-11 классах по теме:”Hauslektüre. Die Arbeit am Text “Ein Fahrrad für 40 Pfennig” von E.Kästner.”

    Данный урок может использоваться в старших классах по теме "Домашнее чтение" по творчеству Эриха Кестнера....

    Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

    Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

    Методическая разработка по курсу ОБЖ "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"

    Тема "Проведение уроков по основам медицинских знаний в 11 классе средней общеобразовательной школы с использованием медицинских тренажёров и имитаторов ранений"Пpeзeнтация методич...

    Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе. Тема урока: Семья в современном обществе

    Тема урока:   Семья в современном обществе Цель урока: Продолжить формирование  понятия  семьи и ее роли в современном обществе, показать нравственные основы формирования семь...

    Конспект урока-лекции по литературе (технологическая карта урока) по теме "Серебряный век" для 11 класса.

    Материал может быть использовн учителем при подготовке к уроку литературы в 11 классе по теме "Серебряный век русской поэзии", в нем представлены этапы урока . деятельность учителя и учеников....

    Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)

    Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...

    Конспект урока по физической культуре для учащихся 11 классов Тема урока: Легкая атлетика

    Обучение технике бега на средние дистанции.  Развитие прыгучести, выносливости, координации. Коррекция двигательной активности. Воспитание активности, решительности, дисциплинированности....