Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока литературы в 5 классе, которая содержит презентацию, творческие работы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arhiv_zip_-_winrar_2.zip | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Белавская основная школа
Разработка урока литературы в 5 классе
Тема «Родная природа в произведениях поэтов,
художников и композиторов XIX века»
Выполнил:
учитель русского языка и литературы
Виногорова М.А.
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов,
художников и композиторов XIX века»
Цель: познакомить с произведениями русских поэтов, художников и композиторов о родной природе.
Задачи урока:
Продолжить формирование умения слышать и видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Продолжить развитие эмоционально-образного воображения в процессе восприятия произведений искусства.
Продолжить воспитание чувства прекрасного через литературу, музыку и живопись.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН обучающихся.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран. На магнитной доске: портреты поэтов Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова.
На демонстрационном столе: выставка книг русских поэтов Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова.
Используемые ЦОР: презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point; музыкальные произведения П. И. Чайковского; фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс».
Формы и методы: фронтальная и групповая работа, работа в парах; вербальный, наглядный; беседа, художественное чтение, слушание; иллюстративный, репродуктивный.
Живопись даёт образ и мысль, и нужно
создать в своём воображении настроение.
Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно
создать образ и настроение, а музыка
даёт настроение, и по нему надобно
воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
Ход урока:
- Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь прийти!
- Мотивация учебной деятельности.
Демонстрация презентации (слайды №1-4) под музыку П. И. Чайковского «Сладкая грёза» («Детский альбом») и чтение стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…»
Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение, музыку, увидели репродукции картин, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Формулируют с помощью учителя).
Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком.
- Какими средствами может рассказать о красоте родной природы художник?
- А композитор?
- Поэт выражает свои чувства при помощи слова, ритма, рифмы. У художника – краски, у композитора – звуки, у писателя и поэта – слово. Этими средствами создаются картины родной природы.
Сегодня мы будем говорить не только о поэзии, но и познакомимся с произведениями других видов искусства о природе: музыкой и живописью. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями, продолжим учиться умению видеть, слышать и понимать.
Итак, отправляемся в путешествие по стране Времена Года.
- Проверка домашнего задания.
Учитель: Перед началом нашего путешествия нам необходимо купить билет. Его нам продадут только в том случае, если вы ответите на вопросы.
- Что такое пейзаж?
- Какие виды пейзажей вы знаете?
(Дома обучающиеся должны были узнать значение слова «пейзаж» и его виды в любом словаре литературоведческих терминов).
Молодцы! Вы справились с заданием верно. Вот наши билеты (демонстрация железнодорожных билетов). Сейчас мы с вами садимся в поезд и отправляемся в путь. (На магнитной доске крепится изображение поезда).
- Объяснение нового материала.
- Учитель: Вот и первая станция (слайд №5).
Знакомая и близкая всем русским людям картина. Кто знает её автора и название?
(И. И. Левитан «Золотая осень»)
Ребята, а как называется наша станция, догадались? Правильно, Осень. Давайте послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
(Выразительное чтение стихотворения обучающимся).
Учитель: Светлые стихи об увядающей природе.
Какой же изобразил осень Ф. И. Тютчев?
Какие черты и оттенки надвигающейся осени сумел запечатлеть поэт в своём стихотворении?
Укажите значение эпитета «лучезарный».
Какое настроение создают другие эпитеты?
Давайте выстроим ассоциативные ряды к этому стихотворению (работа в парах, записывают ряды в тетради).
Проверка ассоциативных рядов.
Мы увидели осень глазами поэта и художника, теперь самое время обратиться к музыке.
- Сообщение обучающегося (приложение №1).
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
Учитель: Какое настроение передаёт музыка? Созвучно ли это настроение с настроением стихотворения Ф. И. Тютчева?
Своя «Золотая осень» у художника И. С. Остроумова (слайд №6).
Вы увидели репродукции картин известных художников. Какой период осени они изображают?
Какие краски преобладают в репродукциях?
Какое настроение возникает у вас, когда вы всматриваетесь в изображённые пейзажи?
Молодцы! Отправляемся к следующей станции. Она называется Зима.
До прибытия есть ещё время, но настроиться на зимний лад нам поможет стихотворение И. З. Сурикова «Зима» (прослушивание фонохрестоматии).
О чём это стихотворение?
(Запись в тетрадях: тема, идея, образы, композиция).
Каково настроение стихотворения?
Кто испытывает эту «тихую радость»?
Как же автору удалось создать такую чудную картину?
- Работа в группах.
Учитель: Для того, чтобы поезд пошёл дальше, нам необходимо поработать в группах. Каждая группа получает своё задание.
I группа
- Найдите в тексте эпитеты. Какова их роль? Что помогает понять эпитет «белый»?
- Какие сравнения есть? Как вы можете их объяснить?
- Зачитайте олицетворения, для чего они использованы?
II группа
- Какие предложения по цели высказывания использованы? Почему?
- Что показывает многоточие?
- Какое слово помогает почувствовать любовь автора к зиме?
- Выступление групп.
- Проверка работы в группах.
5. Учитель: Художник Левитан говорил: «Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь».
Но только ли художнику надо понимать язык природы?
Действительно, не только служители искусства должны понимать язык природы, но и мы с вами. Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова и краски.
Перед вами картина художника Л. Л. Каменева «Зимняя дорога» (слайд №7).
Посмотрите, как созвучна его картина стихотворению И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» (выразительное чтение наизусть обучающимся).
Подберите строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», которые соответствуют картине Л. Каменева.
Какие выразительные средства использует поэт в стихотворении?
Мы увидели зиму глазами поэтов и художников, теперь самое время обратиться к музыке. Эта пьеса посвящена февралю, называется она «Масленица». Вы можете уже понять, о чём пойдёт речь в этой музыкальной пьесе. Итак, слушаем и пытаемся представить образы, создаваемые звуками пьесы (звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Масленица»).
Какое настроение создаёт у слушателя эта музыкальная зарисовка?
Масленицу ещё называют проводами зимы и встречей весны. И, как вы понимаете, следующая станция – Весна.
Прослушивание записи стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» (фонохрестоматия).
Перед вами картина русского художника И. С. Остроухова «Ранняя весна» (слайд №8). Весна, апрель, появляются первые подснежники. Именно подснежникам посвящена четвёртая пьеса из «Времён года» П. И. Чайковского. Слушаем пьесу «Подснежник» и думаем: о чём эта музыка? Показан ли Чайковским образ подснежника, удивлённо смотрящего на мир?
А теперь давайте послушаем, какой изобразил весну поэт А. Н. Плещеев в своём стихотворении «Весна».
Выразительное чтение стихотворения обучающимся.
Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов?
Учитель: «Ах, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, комары, да мухи», - сетует А. С. Пушкин.
Вы уже, наверное, догадались, что следующей станцией в нашем путешествии будет Лето.
Посмотрите, каким изобразил лето И. И. Шишкин на картине «Рожь».
Всё в ней проникнуто чувством покоя: небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, скромные полевые цветочки. Просёлочная дорога, пропадающая во ржи, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Шишкин избирает здесь время дня, подчёркивающее спокойствие в природе, - полдень. Полуденный пейзаж – это образ России, неяркой, неброской, но родной и близкой каждому русскому человеку.
Давайте всмотримся в картину, вслушаемся в слова И. С. Никитина (выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Утро»).
Вы заметили? Здесь нет ничего необычного. А что есть?
Всё так просто, скромно. Что же нас так пленяет? Именно эта простота! Это наше, родное, знакомое!
Как же называется художественный приём, на котором построено стихотворение?
А теперь послушаем музыку (звучит запись П. И. Чайковского «Вальс цветов» из «Щелкунчика»). Кто-нибудь узнал её? Да, конечно, это цветы раскрывают навстречу солнышку свои голубые, красные, розовые, лиловые лепестки. И вдруг налетает ветер!
(Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»)
Что же вы услышали?
Ф. И. Тютчев – гениальный певец природы и мастер слова, которое в его стихах то рокочет грозой, то шепчет нежно и задумчиво о красоте Земли.
Поэты, художники и композиторы умеют видеть и чувствовать красоту природы. И поэтому именно у них нужно учиться умению видеть и ценить красоту природы в любое время года, стремиться к познанию тайны природы. Русская природа исцеляет людей своей мягкостью, добротой, красотой. Она делает людей поэтами, философами, мечтателями, заставляет людей стать лучше, чище, добрее, мудрее.
Вот и закончилось наша поездка.
Кто помог нам в этом путешествии?
- Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение наизусть или по тексту любимого стихотворения о родной природе.
- Подобрать репродукции картин к выбранному стихотворению
- Написать буриме на заданные рифмы о весне.
- Рефлексия.
Учитель: Ребята, на ваших столах лежат смайлики: «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. Выберите тот, который (как вам кажется) подходит для вас и прикрепите на магнитной доске.
Литература:
- В. Я. Коровина Литература. 5 класс: учебник для общеобраз. учрежд. В 2-х ч. Авт.-сост. В. Я. Коровина М.: «Просвещение», 2012.
- И. В. Карасёва. В. Н. Пташкина Литература. 5 класс: система уроков по учебникуВ. Я. Коровиной, В. П. Журавлёвой, В. И. Коровина. Волгоград: Учитель, 2014.
- Сергеева Г.П. Музыка. 5 кл. : учебник для общеобраз. учрежд. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010
- Родные поэты. Стихотворения русских поэтов-классиков Х1Х – начала ХХ века. – М.: Детская литература, 1973
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"
Конспект занятия для детей коррекционного детского дома младшего и среднего школьного возраста...
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс
Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...
Презентация к уроку «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»
Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века"...
Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "
Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "...
План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"
(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...
Родная природа в произведениях поэтов 19 века
Родная природа в произведениях поэтов 19 века...