Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Разработка урока литературы в 5 классе, которая содержит презентацию, творческие работы обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar_2.zip25.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Белавская основная школа

Разработка урока литературы в 5 классе

Тема «Родная природа в произведениях поэтов,

художников и композиторов XIX века»

                                     Выполнил:

                                                                                    учитель русского языка и литературы

                                             Виногорова М.А.

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов,

художников и композиторов XIX века»

Цель: познакомить с произведениями русских поэтов, художников и композиторов о родной природе.

Задачи урока:  

Продолжить формирование умения слышать и  видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

Продолжить развитие эмоционально-образного воображения в процессе восприятия произведений искусства.

Продолжить воспитание чувства прекрасного через литературу, музыку и живопись.

 Тип урока:  урок комплексного применения ЗУН обучающихся.

Вид урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.

Используемое оборудование:  мультимедийный проектор, экран. На магнитной доске: портреты поэтов Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова.

  На демонстрационном столе: выставка книг русских поэтов Ф. И. Тютчева, И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова.

Используемые ЦОР: презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point; музыкальные произведения П. И. Чайковского; фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс».

Формы и методы: фронтальная и групповая работа, работа в парах; вербальный, наглядный; беседа, художественное чтение, слушание; иллюстративный, репродуктивный.

Живопись даёт образ и мысль, и нужно

создать в своём воображении настроение.

Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно

создать образ и настроение, а музыка

даёт настроение, и по нему надобно

воссоздать мысль и образ.

Н. Римский-Корсаков

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам

Захотелось вновь прийти!

  1. Мотивация учебной деятельности.

   Демонстрация презентации (слайды №1-4) под музыку П. И. Чайковского «Сладкая грёза» («Детский альбом») и чтение стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…»

   Учитель: Ребята, вы прослушали стихотворение, музыку, увидели репродукции картин, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Формулируют с помощью учителя).

   Обратите внимание на эпиграф урока. Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. Каждый вид искусства делает это своим языком.

- Какими средствами может рассказать о красоте родной природы художник?

- А композитор?

- Поэт выражает свои чувства при помощи слова, ритма, рифмы. У художника – краски, у композитора – звуки, у писателя и поэта – слово. Этими средствами создаются картины родной природы.

   Сегодня  мы будем  говорить  не  только  о  поэзии, но  и  познакомимся  с  произведениями других видов искусства  о  природе:  музыкой  и живописью. Узнаем,  как   они дополняют    друг   друга   и   помогают  понять,  что  хотели   выразить   поэты, художники, композиторы своими произведениями, продолжим учиться умению видеть, слышать и понимать.

Итак, отправляемся в путешествие по стране Времена Года.

  1. Проверка домашнего задания.

   Учитель:  Перед началом нашего путешествия нам необходимо купить билет. Его нам продадут только в том случае, если вы ответите на вопросы.

  1. Что такое пейзаж?
  2. Какие виды пейзажей вы знаете?

(Дома обучающиеся должны были узнать значение слова «пейзаж» и его виды в любом словаре литературоведческих терминов).

   Молодцы! Вы справились с заданием верно. Вот наши билеты (демонстрация железнодорожных билетов). Сейчас мы с вами садимся в поезд и отправляемся в путь. (На магнитной доске крепится изображение поезда).

  1. Объяснение нового материала.
  1. Учитель: Вот и первая станция (слайд №5).

Знакомая и  близкая всем русским людям картина. Кто знает её автора и название?

(И. И. Левитан «Золотая осень»)

Ребята, а как называется наша станция, догадались?  Правильно, Осень. Давайте послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»  

 (Выразительное чтение стихотворения обучающимся).

Учитель: Светлые стихи об увядающей природе.

Какой же изобразил осень Ф. И. Тютчев?

Какие черты и оттенки надвигающейся осени сумел запечатлеть поэт в своём стихотворении?

Укажите значение эпитета «лучезарный».

Какое настроение создают другие эпитеты?

Давайте выстроим ассоциативные ряды к этому стихотворению (работа в парах, записывают ряды в тетради).

Проверка ассоциативных рядов.

Мы увидели осень глазами поэта и художника, теперь самое время обратиться к музыке.

  1. Сообщение обучающегося (приложение №1).

Звучит  «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

Учитель:  Какое настроение передаёт музыка? Созвучно ли это настроение с настроением стихотворения Ф. И. Тютчева?

Своя «Золотая осень» у художника И. С. Остроумова (слайд №6).

Вы увидели репродукции картин известных художников. Какой период осени они изображают?

Какие краски преобладают в репродукциях?

Какое настроение возникает у вас, когда вы всматриваетесь в изображённые пейзажи?

Молодцы! Отправляемся к следующей станции. Она называется Зима.

До прибытия есть ещё время, но настроиться на зимний лад нам поможет стихотворение И. З. Сурикова «Зима» (прослушивание фонохрестоматии).

О чём это стихотворение?

(Запись в тетрадях: тема, идея, образы, композиция).

Каково настроение стихотворения?

Кто испытывает эту «тихую радость»?

Как же автору удалось создать такую чудную картину?

  1. Работа в группах.

Учитель: Для того, чтобы поезд пошёл дальше, нам необходимо поработать в группах. Каждая группа получает своё задание.

I группа

  1. Найдите в тексте эпитеты. Какова их роль? Что помогает понять эпитет «белый»?
  2. Какие сравнения есть? Как вы можете их объяснить?
  3. Зачитайте олицетворения, для чего они использованы?

II группа

  1. Какие предложения по цели высказывания использованы? Почему?
  2. Что показывает многоточие?
  3.  Какое слово помогает почувствовать любовь автора к зиме?
  1. Выступление групп.
  2. Проверка работы в группах.

5. Учитель:  Художник Левитан говорил: «Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь».

Но только ли художнику надо понимать язык природы?

    Действительно, не только служители искусства должны понимать язык природы, но и мы с вами. Теперь вам понятно, каким талантом должен обладать художник, писатель и композитор, чтобы передать свои тонкие наблюдения и открытия через музыку, слова и краски.

   Перед вами картина художника    Л. Л. Каменева «Зимняя дорога» (слайд №7).

    Посмотрите, как созвучна его картина   стихотворению И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» (выразительное чтение наизусть обучающимся).

    Подберите строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», которые соответствуют картине Л. Каменева.

    Какие выразительные средства использует поэт в стихотворении?

   Мы увидели зиму глазами поэтов и художников, теперь самое время обратиться к музыке. Эта пьеса посвящена февралю, называется она «Масленица». Вы можете уже понять, о чём пойдёт речь в этой музыкальной пьесе. Итак, слушаем и пытаемся представить образы, создаваемые звуками пьесы (звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Масленица»).

    Какое настроение создаёт у слушателя эта музыкальная зарисовка?

   Масленицу ещё называют проводами зимы и встречей весны. И, как вы понимаете, следующая станция  – Весна.

   Прослушивание записи стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» (фонохрестоматия).

   Перед вами картина русского художника И. С. Остроухова «Ранняя весна» (слайд №8). Весна, апрель, появляются первые подснежники. Именно подснежникам посвящена четвёртая пьеса из «Времён года» П. И. Чайковского. Слушаем пьесу «Подснежник» и думаем: о чём эта музыка? Показан ли Чайковским образ подснежника, удивлённо смотрящего на мир?

   А теперь давайте послушаем, какой изобразил весну поэт А. Н. Плещеев в своём стихотворении «Весна».

 Выразительное чтение стихотворения обучающимся.

Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов?

Учитель: «Ах, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, комары, да мухи», - сетует А. С. Пушкин.

   Вы уже, наверное, догадались, что следующей станцией в нашем путешествии будет Лето.

   Посмотрите, каким изобразил лето И. И. Шишкин на картине «Рожь».

   Всё в ней проникнуто чувством покоя: небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, скромные полевые цветочки. Просёлочная дорога, пропадающая во ржи, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Шишкин избирает здесь время дня, подчёркивающее спокойствие в природе, - полдень. Полуденный пейзаж – это образ России, неяркой, неброской, но родной и близкой каждому русскому человеку.

    Давайте всмотримся в картину, вслушаемся в слова И. С. Никитина (выразительное чтение стихотворения И. С. Никитина «Утро»).

Вы заметили? Здесь нет ничего необычного. А что есть?

Всё так просто, скромно. Что же нас так пленяет? Именно эта простота! Это наше, родное, знакомое!

Как же называется художественный приём, на котором построено стихотворение?

    А теперь послушаем музыку (звучит запись П. И. Чайковского «Вальс цветов» из «Щелкунчика»). Кто-нибудь узнал её? Да, конечно, это цветы раскрывают навстречу солнышку свои голубые, красные, розовые, лиловые лепестки. И вдруг налетает ветер!

(Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»)

Что же вы услышали?

   Ф. И. Тютчев – гениальный певец природы и мастер слова, которое в его стихах то рокочет грозой, то шепчет нежно и задумчиво о красоте Земли.  

Поэты, художники и композиторы умеют видеть и чувствовать красоту природы. И поэтому именно у них нужно учиться умению видеть и ценить красоту природы в любое время года, стремиться к познанию тайны природы. Русская природа исцеляет людей своей мягкостью, добротой, красотой. Она делает людей поэтами, философами, мечтателями, заставляет людей стать лучше, чище, добрее, мудрее.

Вот и закончилось наша поездка.

Кто помог нам в этом путешествии?

  1. Домашнее задание:
  1. Подготовить выразительное чтение наизусть или по тексту любимого стихотворения о родной природе.
  2. Подобрать репродукции картин к выбранному стихотворению
  3. Написать буриме на заданные рифмы о весне.
  1. Рефлексия.

Учитель: Ребята, на ваших столах лежат смайлики:  «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось. Выберите тот,  который (как вам кажется) подходит для вас и прикрепите на магнитной доске.

Литература:

  1. В. Я. Коровина Литература. 5 класс: учебник для общеобраз. учрежд. В 2-х ч. Авт.-сост. В. Я. Коровина М.: «Просвещение», 2012.
  2. И. В. Карасёва. В. Н. Пташкина Литература. 5 класс: система уроков по учебникуВ. Я. Коровиной, В. П. Журавлёвой, В. И. Коровина. Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Сергеева Г.П. Музыка. 5 кл. : учебник для общеобраз. учрежд. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 6-е изд. -  М.: Просвещение, 2010
  4. Родные поэты. Стихотворения русских поэтов-классиков Х1Х – начала ХХ века. – М.: Детская литература, 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование образа русской природы по произведениям поэтов, художников и работам мастеров народно – прикладного творчества"

Конспект занятия  для детей коррекционного детского дома  младшего и среднего школьного возраста...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Презентация к уроку «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Презентация к уроку литературы в 5 классе на тему "Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века"...

Интегрированный урок по МХК и русской литературе «Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "

Интегрированный урок литературы, МХК по теме "Родная природа произведениях поэтов, художников и композиторов "...

План-конспект урока по литературе на тему: "Картины родной природы в произведениях писателей, художников, композиторов XIX века"

(интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства) Цели урока:Развивающая и коррекционная цель урока:Развивать речь, интеллектуальную культуру, творчество, умение высказывать с...

Родная природа в произведениях поэтов 19 века

Родная природа в произведениях поэтов 19 века...