Конспект урока на тему : "Жизнь и творчество Иосифа Александровича Бродского
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

БелТат1619

муниципальное общеобразовательное учреждение

Манычская средняя школа №11

Зерноградского района Ростовской области

 

 

 

 

 

 

Конспект    урока

«Жизнь  и  творчество

 Иосифа  Александровича  Бродского»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы: Белецкая Т.А.

2010

 

 

Цель   урока:  дать   краткий  обзор  поэзии  И.Бродского; познакомить с  основами  его  поэтики.

Оборудование  урока:  портреты  Иосифа  Бродского  разных  лет, возможно  прослушивание  некоторых  стихотворений  в  авторском  исполнении.

Методические  приемы:  лекция  учителя, доклады  учащихся, выразительное  чтение  стихотворений  и  их  анализ.

Вид  урока:  лекция  с  элементами  исследования.

                                                       Ход    урока

22 октября  1987  года  Шведская  академия  объявила  имя  очередного  лауреата  Нобелевской  премии   по  литературе. Им  стал  живущий  в  США  поэт  Иосиф  Бродский, пятый  вслед  за  Иваном  Буниным(1933), Борисом  Пастернаком(1958),Михаилом  Шолоховым(1965)и Александром  Солженицыным(1970) в  ряду  отмеченных  этой  премией  русских  художников  слова. Иосиф  Бродский - одаренный  ленинградский  поэт. Характерной  особенностью  поэзии  Бродского  является  ориентация  не  только  на  русскую, но  и  на  англоязычную  традицию. Именно  поэтому  в  своей  Нобелевской  лекции  он  назвал  учителями, наряду  с  Мандельштамом, Цветаевой  и  Ахматовой, Роберта  Фроста  и  Уистиана  Одена: «Я  назвал  лишь  пятерых - тех, чье  творчество  и  чьи  судьбы  мне  дороги  хотя  бы уже  потому , что, не  будь их, как  человек  и  как  писатель  я  бы стоил  немногого: во  всяком  случае, я  бы  не  стоял бы сегодня  здесь..

( слайд 1)

Слово  учителя

Ребята, как вы  уже  поняли, сегодня  мы говорим о  современном  классике  русской  литературы, уникальном  поэте Иосифе  Бродском. Он  родился     в 1940 году в  семье  ленинградского  военного  фотографа, морского  офицера. В  пятнадцать  лет  оставил  школу ,попытался  поступить  в  военно-морское  училище, но  не  принят  в  него  из-за  национальности  (еврей).Работал  на  заводе «Арсенал», в  геологоразведочной  партии. Он упорно  занимался  самообразованием: изучал  английский и  польский  языки, углубленно  знакомился  с  американской, английской  и  польской  поэзией, религиозной  философией   и  мифологией. Начал  писать  стихи  в  конце  50-х годов.( слайд 2)

  Я  родился  и  вырос  в  балтийских  болотах, подле  серых  цинковых  волн,

  всегда  набегавших  по  две,

  И отсюда - все  рифмы, отсюда  тот  блеклый  голос,

  Вьющийся  между  нами, как  мокрый  волос,

  Если  вьется  вообще. Облокотитесь  на  локоть,

  Раковина - в них  различит  не  рокот

  Но хлопки  полотна, ставен  ладоней, чайник, кипящий  на  керосине

  Максимум - крик  чаек.

  В  этих  плоских  краях  то  и  хранит  от  фальши  сердце,

  Что  скрыться  негде и  видно  дольше.

  Это  только  для  звука  пространство  всегда  помеха:

  Глаз  не  посетует  на  недостаток  эха.

 

Сообщение  ученицы:   В 1963  году  состоялись  печально   известные  встречи Хрущева  с  интеллигенцией, на  которых  было  строго  указано, как   ей  надлежит     вести   себя. Получив «зеленый  свет», ленинградские  власти  решили   «очистить   город» от  нежелательных  представителей   свободных  творческих  профессий, обвинив  их  в  тунеядстве. Первый  удар  этой  кампании  пришелся  по  Иосифу  Бродскому. В 1963году  был  опубликован  в «Вечернем  Ленинграде» фельетон «Окололитературный  трутень».Те, кто  обличал поэта  в  тунеядстве, забыли, что  он в свои  двадцать  с  небольшим  лет  успел  поработать  фрезеровщиком  на  заводе, санитаром, кочегаром  в  котельной, побывать  в  геологических  экспедициях. Объявленный  тунеядцем, по решению  суда он  был  выслан в  глухую  деревушку  Архангельской  области.( слайд 3)

     

   Это    трудное  время. Мы  должны  пережить,

                                                   перегнать  эти  годы,

   с  каждым  новым  страданьем  забывая

                                                    былые  невзгоды

   и  встречая, как  новость, эти  раны

                                              и  боль  поминутно,

    беспокойно  вступая  в  туманное  новое  утро.

 

    Находясь  в  ссылке, Бродский  чувствовал  поддержку. До  него  доходили  сообщения  о  том, что  Ахматова, Твардовский, К.Чуковский, Шостакович и  другие  хлопочут  о  его  освобождении. Благодаря  стараниям  друзей  поэт  вернулся, досрочно  освободившись, в Ленинград. ( слайд4)

                                 

Сообщение  ученицы:  Брежневские  чиновники  тоже  запрещали  печатать  стихи  Бродского, особую  ярость  вызывали  у  них публикации  поэта  на  Западе. Там  вышли  в  свет  два  сборника  Бродского( «Стихи  и  поэмы»(1965),  «Остановка  в  пустыне»(1970).А  у  нас  в  стране  ему  удалось  напечатать  только  четыре  стихотворения! Поэтому  Бродский  принял  решение  уехать  из  страны, и 4 июня 1972 года он  написал  Брежневу: «Покидая  Россию  не  по  собственной  воле, о  чем  Вам, может  быть, известно, я решаюсь  обратиться  к  Вам  с  просьбой, право  на  которую  мне  дает  твердое  сознание  того, что  все, что  сделано  мною  за 15 лет  литературной  работы, служит  и  еще  послужит  только   к  славе  русской  культуры, ничему  другому. Я  хочу  просить  Вас  дать  возможность  сохранить мое  существование  в  литературном  процессе. Хотя  бы  в  качестве  переводчика…Я  принадлежу к  русской  культуре, я  осознаю себя  ее  частью, слагаемым, и  никакая  перемена  места  на  конечный  результат  повлиять  не  сможет. Язык- вещь  более  древняя  и  более  неизбежная, чем  государство. Я  принадлежу  русскому  языку, а  что  касается  государства, то,    с  моей  точки  зрения, мерой  патриотизма  писателя    является  то,  как  он  пишет  на  языке народа, среди  которого  он  живет, а  не  клятвы  с  трибуны. Мне  горько  уезжать из  России. Я родился , вырос, жил, и всем, что  имею  за  душой, я  обязан  ей. Все  плохое, что  выпало  на  мою  долю,  с лихвой  перекрывалось  хорошим, и я никогда  не  чувствовал  себя  обиженным  Отечеством. Не  чувствую  и  сейчас. Ибо, переставая  быть  гражданином СССР, я  не  перестаю  быть  русским  поэтом. Я  верю, что  я  вернусь, поэты  всегда возвращаются:  во  плоти  или  на  бумаге…»(Нева.-1989.-№2. - стр. 165 -166).Бродский  уехал  в США, не  получив  ответ  на  свое  письмо. В  эмиграции  изданы  его  поэтические  сборники: «В  Англии»(1977),   «Конец  прекрасной  эпохи» (1977), «Часть  речи»(1977), «Римские элегии»(1982) , «Новые  стансы  к  Августе»(1983), «Урания»(1987). ( слайд 5)

Слово  учителя:

     Несмотря  на  кажущуюся    удовлетворенность  жизнью (новые  стихи, переводы,  чтение  лекций  в  американских  университетах, профессорская  должность), Бродский  во  многих  своих  поэтических  откровениях  говорит о  тех сложных  и болезненных  процессах, которые  происходят  в  его  душе, о горькой обиде, о тоске  по  родине, которая  гложет  его  сердце.

Чтение  стихотворения одним  из  учеников:

Я  входил  вместо  дикого  зверя  в  клетку,

выжигал  свой  срок  и   кликуху

гвоздем  в  бараке,

жил  у  моря, играл  в  рулетку,

обедал  черт  знает с кем  во  фраке.

С  высоты  ледника  я  озирал  полмира,        

Трижды  тонул, дважды  бывал  распорот.

Бросил  страну, которая  меня  вскормила.

Из  забывших  меня  можно  составить

                                                                           город.

Я  слонялся  в  степях, помнящих  вопли

                                                                           гунна,

надевал  на  себя  что  сызнова входит 

                                                                          в  моду,

сеял  рожь, покрывал  черной  толью  гумна

и  не  пил  только  сухую воду.

Я  вступил  в  свои  сны  вороненый

                                                                    зрачок    конвоя,

жрал  хлеб  изгнанья, не оставляя корок.

позволял своим связкам все звуки,

помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что сказать

длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не  забили глиной,

из него раздаваться будет лишь

благодарность.

 

(«Я входил вместо дикого зверя

в клетку …»)

 

Современное литературоведение стремится определить эволюцию творчества И. Бродского. М. Лотман видит такие этапы его творчества, как ранний и зрелый. Граница между ними приходится на 1965 – 1968 гг. Стихи раннего И. Бродского простоты по форме, мелодичны, светлы и очищающие воздействуют на читателя.

У зрелого Бродского происходит как бы «похолодание климата» в его поэтическом мире: превалируют здесь темы конца, тупика, пустоты, одиночества, Бессмысленности всякой деятельности. Много места в его стихах начинает занимать тема смерти и любви («Любовь», «Новые стансы к Августе»),  семьи («Речь о пролитом молоке»), частной жизни. ( слайд 6)  

Его лексика  становится резкой («На смерть Жукова»), синтаксис усложняется. Заметно усиливается философское звучание стиха.

Когда снег заметает море и скрип сосны

оставляет в воздухе след глубже,

чем санный полоз,

До какой синевы могут дойти глаза?

до какой тишины

может упасть безучастный голос?

Пропадая без вести из виду, мир вовсе

сводит счёты с лицом,

как заложником Мамелюка.

… так моллюск фосфоресцирует

на океанском дне,

так молчанье е себя вбирает

всю скорость звука,

так довольно спички, чтобы

разжечь плиту,

так стенные часы, сердцебиенью вторя,

остановившись по эту,

продолжают идти по ту

сторону моря.

(«Шведская музыка»)

 

        «Сознание Бродского, - отмечает И. Винокурова, - сознание человека XX века – насквозь атеистично.  В «рай» он не верит ни на земле, ни на небе, ни в шалаше. Известные опоры человеческому духу – семья, государство, религия, - никогда и не казавшееся особенно надёжными, для поэта изжили себя окончательно,  обрушились  разом, одновременно. Треск рушащихся опор – вот, думается, та «музыка»,  которую Бродский явственно слышит своим слухом художника» (Октябрь. – 1988. - № 7).

Исследователи отличают виртуозное владение И. Бродским средствами языка. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря. Архаики, политического и технического сленга, уличного просторечия, эпатирующее ораторство «молодёжной вольницы»: ( слайд 7)

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и всё такое.

Он утверждает: цель в покое

и в равновесии души.

А я скажу, что  это -  вздор.

Пошёл он с этой целью к чёрту!

Когда вблизи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор?

И даже если не вблизи,

а вдалеке? И даже если

сидишь в тепле в удобном кресле,

а кто – нибудь сидит в грязи!

 

Для зрелой поэзии И. Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания, многословие. Для русской поэзии стихотворения его необычно длинны. А. Блок считал оптимальным объёмом стихотворения 12 – 16 строк, т.е.  3- 4 четверостишия, у Бродского же стихи порой достигают 200 и более строк.  Бродский признает в мире  две силы: слово и смерти. Для того,  чтобы слово жило, необходим безостановочный поток слов. Он и станет преградой смерти. Литературоведы отмечают в поэзии И. Бродского парадоксальное соединение эксперимента и традиционности.

Тема одиночества,  незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах зрелого поэта, лауреата Нобелевской премии.

Чтение  стихотворения  одним  из  учеников:

 

Снег идёт, оставляя весь мир

в меньшинстве.

В эту пору – разгул Пинкертонам,

и себя настигаешь в любом естестве

по небрежности оттиска в оном.

За  такие открытья не требую мзды;

тишина по всему околотку.

Сколько света набилось

 

в осколок звезды,

на ночь глядя! Как беженцев в лодку.

Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,

отщепенец, стервец, вне закона.

За душой, как ни шарь, ни черта.

Изо рта –

пар клубами, как профиль дракона.

Помолись лучше вслух,

как второй  Назорей,

за бредущих с дарами в обеих

половинках земли самозваных царей

и за всех детей в колыбелях.

(«Снег идёт, оставляя

весь мир в меньшинстве…»)

 

И. Бродского часто спрашивали, не хочет ли он вернуться на Родину? Ответ на этот вопрос содержится в данных строчках:

«Теперь уж и взаправду – навсегда

Ведь если может человек вернуться на место преступления, то туда,

Где был унижен, он прийти не сможет…»

А жаль…

Ведь в другом стихотворении поэт обязательно мечтал вернуться:

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно – синий

я впотьмах не найду,

между выцветших лилий

на асфальт упаду.

 

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

под затылком снежок,

и услышу я голос:

до свиданья, дружок.

 

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

прожимаясь щекой,

словно девочки-сестры

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

машут мальчику вслед. ( слайд 8)

 

                                             («Стансы» 1962)

 

 

  Все  исследователи  творчества  Бродского  отмечали  у  него  большое  количество  скрытых  ссылок  на  великих  предшественников ( от Державина  и  Пушкина  до  Хлебникова и  Пастернака), следование  за  Ахмадулиной  и Мандельштамом; его   стихи – это  насыщенный  раствор, из  которого  постоянно  выпадают  кристаллы  книжной  культуры.  

Вывод урока:

Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

Бродской И. Ниоткуда с любовью: Стихи // Новый мир. – 1987 - № 12.

Бродской И. Стихи (Послесл. А. Кушнера) //  Нева. – 1988. - № 3.

Бродской И. Нобелевская лекция // Кн. Обозрение. – 1988 - № 24.

Бродской И. Стихи разных лет (Вступ. Ст. Е. Рейна) // Дружба народов. – 1988. - № 8.

Бродской И. Стихи из книги «Урания» // Лит. Обозрение – 1988. - №8.

Бродской И. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна // Известия. -  1988. -  4 дек.

Бродской И. Из разных книг: Стихи (Подг. Текст и публ. Э. Безногова) // Знамя. – 1989 - № 4.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_brodskomu.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

Манычская средняя школа №11

Зерноградского района Ростовской области

Конспект    урока

«Жизнь  и  творчество

 Иосифа  Александровича  Бродского»

Учитель русского языка и литературы: Белецкая Т.А.

2010

Цель   урока:  дать   краткий  обзор  поэзии  И.Бродского; познакомить с  основами  его  поэтики.

Оборудование  урока:  портреты  Иосифа  Бродского  разных  лет, возможно  прослушивание  некоторых  стихотворений  в  авторском  исполнении.

Методические  приемы:  лекция  учителя, доклады  учащихся, выразительное  чтение  стихотворений  и  их  анализ.

Вид  урока:  лекция  с  элементами  исследования.

                                                       Ход    урока

22 октября  1987  года  Шведская  академия  объявила  имя  очередного  лауреата  Нобелевской  премии   по  литературе. Им  стал  живущий  в  США  поэт  Иосиф  Бродский, пятый  вслед  за  Иваном  Буниным(1933), Борисом  Пастернаком(1958),Михаилом  Шолоховым(1965)и Александром  Солженицыным(1970) в  ряду  отмеченных  этой  премией  русских  художников  слова. Иосиф  Бродский - одаренный  ленинградский  поэт. Характерной  особенностью  поэзии  Бродского  является  ориентация  не  только  на  русскую, но  и  на  англоязычную  традицию. Именно  поэтому  в  своей  Нобелевской  лекции  он  назвал  учителями, наряду  с  Мандельштамом, Цветаевой  и  Ахматовой, Роберта  Фроста  и  Уистиана  Одена: «Я  назвал  лишь  пятерых - тех, чье  творчество  и  чьи  судьбы  мне  дороги  хотя  бы уже  потому , что, не  будь их, как  человек  и  как  писатель  я  бы стоил  немногого: во  всяком  случае, я  бы  не  стоял бы сегодня  здесь..

( слайд 1)

Слово  учителя

Ребята, как вы  уже  поняли, сегодня  мы говорим о  современном  классике  русской  литературы, уникальном  поэте Иосифе  Бродском. Он  родился     в 1940 году в  семье  ленинградского  военного  фотографа, морского  офицера. В  пятнадцать  лет  оставил  школу ,попытался  поступить  в  военно-морское  училище, но  не  принят  в  него  из-за  национальности  (еврей).Работал  на  заводе «Арсенал», в  геологоразведочной  партии. Он упорно  занимался  самообразованием: изучал  английский и  польский  языки, углубленно  знакомился  с  американской, английской  и  польской  поэзией, религиозной  философией   и  мифологией. Начал  писать  стихи  в  конце  50-х годов.( слайд 2)

  Я  родился  и  вырос  в  балтийских  болотах, подле  серых  цинковых  волн,

  всегда  набегавших  по  две,

  И отсюда - все  рифмы, отсюда  тот  блеклый  голос,

  Вьющийся  между  нами, как  мокрый  волос,

  Если  вьется  вообще. Облокотитесь  на  локоть,

  Раковина - в них  различит  не  рокот

  Но хлопки  полотна, ставен  ладоней, чайник, кипящий  на  керосине

  Максимум - крик  чаек.

  В  этих  плоских  краях  то  и  хранит  от  фальши  сердце,

  Что  скрыться  негде и  видно  дольше.

  Это  только  для  звука  пространство  всегда  помеха:

  Глаз  не  посетует  на  недостаток  эха.

Сообщение  ученицы:   В 1963  году  состоялись  печально   известные  встречи Хрущева  с  интеллигенцией, на  которых  было  строго  указано, как   ей  надлежит     вести   себя. Получив «зеленый  свет», ленинградские  власти  решили   «очистить   город» от  нежелательных  представителей   свободных  творческих  профессий, обвинив  их  в  тунеядстве. Первый  удар  этой  кампании  пришелся  по  Иосифу  Бродскому. В 1963году  был  опубликован  в «Вечернем  Ленинграде» фельетон «Окололитературный  трутень».Те, кто  обличал поэта  в  тунеядстве, забыли, что  он в свои  двадцать  с  небольшим  лет  успел  поработать  фрезеровщиком  на  заводе, санитаром, кочегаром  в  котельной, побывать  в  геологических  экспедициях. Объявленный  тунеядцем, по решению  суда он  был  выслан в  глухую  деревушку  Архангельской  области.( слайд 3)

     

   Это    трудное  время. Мы  должны  пережить,

                                                   перегнать  эти  годы,

   с  каждым  новым  страданьем  забывая

                                                    былые  невзгоды

   и  встречая, как  новость, эти  раны

                                              и  боль  поминутно,

    беспокойно  вступая  в  туманное  новое  утро.

    Находясь  в  ссылке, Бродский  чувствовал  поддержку. До  него  доходили  сообщения  о  том, что  Ахматова, Твардовский, К.Чуковский, Шостакович и  другие  хлопочут  о  его  освобождении. Благодаря  стараниям  друзей  поэт  вернулся, досрочно  освободившись, в Ленинград. ( слайд4)

                                 

Сообщение  ученицы:  Брежневские  чиновники  тоже  запрещали  печатать  стихи  Бродского, особую  ярость  вызывали  у  них публикации  поэта  на  Западе. Там  вышли  в  свет  два  сборника  Бродского( «Стихи  и  поэмы»(1965),  «Остановка  в  пустыне»(1970).А  у  нас  в  стране  ему  удалось  напечатать  только  четыре  стихотворения! Поэтому  Бродский  принял  решение  уехать  из  страны, и 4 июня 1972 года он  написал  Брежневу: «Покидая  Россию  не  по  собственной  воле, о  чем  Вам, может  быть, известно, я решаюсь  обратиться  к  Вам  с  просьбой, право  на  которую  мне  дает  твердое  сознание  того, что  все, что  сделано  мною  за 15 лет  литературной  работы, служит  и  еще  послужит  только   к  славе  русской  культуры, ничему  другому. Я  хочу  просить  Вас  дать  возможность  сохранить мое  существование  в  литературном  процессе. Хотя  бы  в  качестве  переводчика…Я  принадлежу к  русской  культуре, я  осознаю себя  ее  частью, слагаемым, и  никакая  перемена  места  на  конечный  результат  повлиять  не  сможет. Язык- вещь  более  древняя  и  более  неизбежная, чем  государство. Я  принадлежу  русскому  языку, а  что  касается  государства, то,    с  моей  точки  зрения, мерой  патриотизма  писателя    является  то,  как  он  пишет  на  языке народа, среди  которого  он  живет, а  не  клятвы  с  трибуны. Мне  горько  уезжать из  России. Я родился , вырос, жил, и всем, что  имею  за  душой, я  обязан  ей. Все  плохое, что  выпало  на  мою  долю,  с лихвой  перекрывалось  хорошим, и я никогда  не  чувствовал  себя  обиженным  Отечеством. Не  чувствую  и  сейчас. Ибо, переставая  быть  гражданином СССР, я  не  перестаю  быть  русским  поэтом. Я  верю, что  я  вернусь, поэты  всегда возвращаются:  во  плоти  или  на  бумаге…»(Нева.-1989.-№2. - стр. 165 -166).Бродский  уехал  в США, не  получив  ответ  на  свое  письмо. В  эмиграции  изданы  его  поэтические  сборники: «В  Англии»(1977),   «Конец  прекрасной  эпохи» (1977), «Часть  речи»(1977), «Римские элегии»(1982) , «Новые  стансы  к  Августе»(1983), «Урания»(1987). ( слайд 5)

Слово  учителя:

     Несмотря  на  кажущуюся    удовлетворенность  жизнью (новые  стихи, переводы,  чтение  лекций  в  американских  университетах, профессорская  должность), Бродский  во  многих  своих  поэтических  откровениях  говорит о  тех сложных  и болезненных  процессах, которые  происходят  в  его  душе, о горькой обиде, о тоске  по  родине, которая  гложет  его  сердце.

Чтение  стихотворения одним  из  учеников:

Я  входил  вместо  дикого  зверя  в  клетку,

выжигал  свой  срок  и   кликуху

гвоздем  в  бараке,

жил  у  моря, играл  в  рулетку,

обедал  черт  знает с кем  во  фраке.

С  высоты  ледника  я  озирал  полмира,        

Трижды  тонул, дважды  бывал  распорот. 

Бросил  страну, которая  меня  вскормила.

Из  забывших  меня  можно  составить

                                                                           город.

Я  слонялся  в  степях, помнящих  вопли

                                                                           гунна,

надевал  на  себя  что  сызнова входит  

                                                                          в  моду,

сеял  рожь, покрывал  черной  толью  гумна

и  не  пил  только  сухую воду.

Я  вступил  в  свои  сны  вороненый

                                                                    зрачок    конвоя,

жрал  хлеб  изгнанья, не оставляя корок.

позволял своим связкам все звуки,

помимо воя;

перешел на шепот. Теперь мне сорок.

Что сказать мне о жизни? Что сказать

длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не  забили глиной,

из него раздаваться будет лишь

благодарность.

(«Я входил вместо дикого зверя

в клетку …»)

Современное литературоведение стремится определить эволюцию творчества И. Бродского. М. Лотман видит такие этапы его творчества, как ранний и зрелый. Граница между ними приходится на 1965 – 1968 гг. Стихи раннего И. Бродского простоты по форме, мелодичны, светлы и очищающие воздействуют на читателя.

У зрелого Бродского происходит как бы «похолодание климата» в его поэтическом мире: превалируют здесь темы конца, тупика, пустоты, одиночества, Бессмысленности всякой деятельности. Много места в его стихах начинает занимать тема смерти и любви («Любовь», «Новые стансы к Августе»),  семьи («Речь о пролитом молоке»), частной жизни. ( слайд 6)  

Его лексика  становится резкой («На смерть Жукова»), синтаксис усложняется. Заметно усиливается философское звучание стиха.

Когда снег заметает море и скрип сосны

оставляет в воздухе след глубже,

чем санный полоз,

До какой синевы могут дойти глаза?

до какой тишины

может упасть безучастный голос?

Пропадая без вести из виду, мир вовсе

сводит счёты с лицом,

как заложником Мамелюка.

… так моллюск фосфоресцирует

на океанском дне,

так молчанье е себя вбирает

всю скорость звука,

так довольно спички, чтобы

разжечь плиту,

так стенные часы, сердцебиенью вторя,

остановившись по эту,

продолжают идти по ту

сторону моря.

(«Шведская музыка»)

        «Сознание Бродского, - отмечает И. Винокурова, - сознание человека XX века – насквозь атеистично.  В «рай» он не верит ни на земле, ни на небе, ни в шалаше. Известные опоры человеческому духу – семья, государство, религия, - никогда и не казавшееся особенно надёжными, для поэта изжили себя окончательно,  обрушились  разом, одновременно. Треск рушащихся опор – вот, думается, та «музыка»,  которую Бродский явственно слышит своим слухом художника» (Октябрь. – 1988. - № 7).

Исследователи отличают виртуозное владение И. Бродским средствами языка. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря. Архаики, политического и технического сленга, уличного просторечия, эпатирующее ораторство «молодёжной вольницы»: ( слайд 7)

Другой мечтает жить в глуши,

бродить в полях и всё такое.

Он утверждает: цель в покое

и в равновесии души.

А я скажу, что  это -  вздор.

Пошёл он с этой целью к чёрту!

Когда вблизи кровавят морду,

Куда девать спокойный взор?

И даже если не вблизи,

а вдалеке? И даже если

сидишь в тепле в удобном кресле,

а кто – нибудь сидит в грязи!

Для зрелой поэзии И. Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания, многословие. Для русской поэзии стихотворения его необычно длинны. А. Блок считал оптимальным объёмом стихотворения 12 – 16 строк, т.е.  3- 4 четверостишия, у Бродского же стихи порой достигают 200 и более строк.  Бродский признает в мире  две силы: слово и смерти. Для того,  чтобы слово жило, необходим безостановочный поток слов. Он и станет преградой смерти. Литературоведы отмечают в поэзии И. Бродского парадоксальное соединение эксперимента и традиционности.

Тема одиночества,  незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от надвигающейся катастрофы звучат в стихах зрелого поэта, лауреата Нобелевской премии.

Чтение  стихотворения  одним  из  учеников:

Снег идёт, оставляя весь мир

в меньшинстве.

В эту пору – разгул Пинкертонам,

и себя настигаешь в любом естестве

по небрежности оттиска в оном.

За  такие открытья не требую мзды;

тишина по всему околотку.

Сколько света набилось

в осколок звезды,

на ночь глядя! Как беженцев в лодку.

Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота,

отщепенец, стервец, вне закона.

За душой, как ни шарь, ни черта.

Изо рта –

пар клубами, как профиль дракона.

Помолись лучше вслух,

как второй  Назорей,

за бредущих с дарами в обеих

половинках земли самозваных царей

и за всех детей в колыбелях.

(«Снег идёт, оставляя

весь мир в меньшинстве…»)

И. Бродского часто спрашивали, не хочет ли он вернуться на Родину? Ответ на этот вопрос содержится в данных строчках:

«Теперь уж и взаправду – навсегда

Ведь если может человек вернуться на место преступления, то туда,

Где был унижен, он прийти не сможет…»

А жаль…

Ведь в другом стихотворении поэт обязательно мечтал вернуться:

Ни страны, ни погоста

не хочу выбирать.

На Васильевский остров

я приду умирать.

Твой фасад темно – синий

я впотьмах не найду,

между выцветших лилий

на асфальт упаду.

И душа, неустанно

поспешая во тьму,

промелькнет над мостами

в петроградском дыму,

и апрельская морось,

под затылком снежок,

и услышу я голос:

до свиданья, дружок.

И увижу две жизни

далеко за рекой,

к равнодушной отчизне

прожимаясь щекой,

словно девочки-сестры

из непрожитых лет,

выбегая на остров,

машут мальчику вслед. ( слайд 8)

                                             («Стансы» 1962)

  Все  исследователи  творчества  Бродского  отмечали  у  него  большое  количество  скрытых  ссылок  на  великих  предшественников ( от Державина  и  Пушкина  до  Хлебникова и  Пастернака), следование  за  Ахмадулиной  и Мандельштамом; его   стихи – это  насыщенный  раствор, из  которого  постоянно  выпадают  кристаллы  книжной  культуры.  

Вывод урока:

Бродский – поэт самобытный. Как всякое выдающееся явление, Бродский-одиночка, феномен. Но при этом представитель целого культурного пласта, который существует в России. Ломая привычные штампы, Бродский создавал свой поэтический язык, который не сочетался с общепринятыми стилистическими нормами. Поэт сравнивает свою деятельность со строительством Вавилонской башни- башни слов, которая никогда не будет достроена.

Литература:

Бродской И. Ниоткуда с любовью: Стихи // Новый мир. – 1987 - № 12.

Бродской И. Стихи (Послесл. А. Кушнера) //  Нева. – 1988. - № 3.

Бродской И. Нобелевская лекция // Кн. Обозрение. – 1988 - № 24.

Бродской И. Стихи разных лет (Вступ. Ст. Е. Рейна) // Дружба народов. – 1988. - № 8.

Бродской И. Стихи из книги «Урания» // Лит. Обозрение – 1988. - №8.

Бродской И. Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна // Известия. -  1988. -  4 дек.

Бродской И. Из разных книг: Стихи (Подг. Текст и публ. Э. Безногова) // Знамя. – 1989 - № 4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Жизнь и творчество Газиза Альмухаметова"

Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством башкирского композитора Газиза Альмухаметова. Задачи: Повторение материала по теме «Опера. Башкирская опера»; Развитие  музыкального вни...

Конспект урока "Таруса в жизни и творчестве М.И. Цветаевой"

Интегрированный урок, посвящённый роли Тарусы в жизни и творчестве М. Цветаевой....

Конспект урока по литературе."Жизнь и творчество Е.Стюарт"

Урок по творчеству Е.Стюарт может быть проведен в 6-9 классах...

Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"

В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....

Конспект урока по теме "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя", 6 класс

Данный урок является 1-м по изучению творчества Н.В.Гоголя в 6 классе. Конспект содержит цели урока, представлены основные этапы жизни и творчества писателя, словарная работа и домашнее задание....

конспект урока по теме "Жизнь и творчество В.В. Маяковского"

Конспект открытого урока по литературе в 11 классе по теме: " В.В. Маяковский.  Жизнь и творчество"...

конспект урока литературного краеведения "Жизнь и творчество Даля. Животные"

конспект урока содержит биографические данные Даля, план урока по изучению его творчества, а также сказки Даля о животных....