Урок внеклассного чтения
презентация к уроку по литературе на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya.rar100.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по повести Г.Н.Троепольского  "Белый Бим Черное ухо"
и В. В. Юхнина «Лыско» (отрывок из романа «Алая лента»)
 Конспект интегрированного урока по литературе

для учащихся 7 класса

(национально-региональный компонент на уроках литературы)

Эпиграф:

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент-Экзюпери

Тема урока: «Человек в зеркале природы"

Жанр урока: бинарный. 

Тип урока: иллюстративно-развивающий с использованием проблемного компонента.

Вид урока: комбинированный ( беседа - диалог с элементами исследования)

Форма урока: «Урок-исследование.» Групповое занятие.

Методическое обоснование урока:  Урок, в ходе которого учитель опирается  на произведения литературы, музыки и живописи, для эмоционального восприятия и более глубокого усвоения учащимися материала курса.

Цели (и задачи) урока:

1. Углубить знания, расширить представления учащихся о коми литературе и связи с русской литературой

2. Познакомить учащихся с творчеством коми-писателя В.В.Юхнина; добиться более глубокого усвоения темы через эмоциональное восприятие произведений искусства, литературы, музыки.

3. Способствовать формированию представления о Г.Н.Троепольском как о писателе; помочь выявить основные нравственные вопросы повести; побудить ребят задуматься над тем, что есть добро и зло; подвести учащихся к мысли об ответственности каждого из нас за тех, кого мы приучили, за то, что происходит вокруг, к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, с бессердечием, с равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, стремиться прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается. В любой ситуации надо оставаться человеком. Ребята должны понять, если человек равнодушен, бездушен и жесток – он неприятен, отвратителен.

4. Развивать речь, обогащать словарный запас, развивать умение решать проблемные задания, логически мыслить, исследовать.

5. Воспитывать уважение и любовь к животным, к природе родного края,  воспитывать в себе нравственные качества: любовь, уважение, доброжелательность, ответственность

Материально-техническое и дидактическое обеспечение урока:

- рисунки обучающихся о добре и зле.

- фотографии учащихся о животных, собаках, кошках.

- высказывания, афоризмы о добре и зле.

- компьютер;

- проектор;

- Фрагменты музыкальных и литературных произведений.

 -Оформление классной доски

-портреты писателей В.Юхнина, Г.Н.Троепольского  .

-Словарь Ожегова

-Интернет-ресурсы

Источники: Фрагменты: Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» и «Лыско», информация учащихся о  своих домашних животных, Интернет – ресурсы. Очерки  по этнографии  народа коми. М.-Л.,1958г.

Виды деятельности: обмен мнениями в группах, инсценирование отрывков из произведения «Белый Бим Чёрное ухо», анализ текстов, сопоставление текстов, героев, ситуаций и сюжетов в произведениях, выразительное чтение отрывков из произведений.

                                              Ход урока:

1.Мотивационный этап.

Вопрос учителя: Как вы понимаете слова эпиграфа к уроку, откуда они?

1.Примерные ответы учеников: Нужно быть ответственным за тех животных, которых взяли в свой дом, приручили их  и ни в коем случае нельзя их бросать.

2.Слова темы урока взяты из произведения С.Экзюпери « Маленький принц»

 

б) Мотивационная беседа учителя:

Однажды афиняне спросили философа Диагена:

- Что ты ищешь, Диаген, днём с огнём?

- Я ищу человека, ответил он.

- Кого? Меня? Его?

- Я ищу человека, - повторил мудрец.

А другой древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.

-Как вы думаете, какой смысл вложен в эти предания?

-Как они связаны с произведениями, которые вы прочитали дома?

( Г. Н. Троепольский и В. Юхнин в своих произведениях тоже говорят о Человеке.)

Как вы понимаете, что такое  человек, человечность, нравственность, нравственные качества характера? (Можно воспользоваться толковым словарем и интернетом)

Примерные ответы учащихся:

Ученики находят значение данного слова в словаре Ожегова и через подключенный в классе интернет, сравнивют значения.

Нравственность - хорошие, духовные качества человека, их нужно воспитывать   в себе с детства.

в) Совместно формулируется тема урока: «Человек в зеркале природы" Учитель: Почему так назван наш урок? Как вы думаете? Какое было домашнее задание?

Ответ учеников: Мы прочитали произведения «Белый Бим Черное ухо» и  «Лыско». Главные герои - собаки, но судьба у них разная. Эти произведения об ответственности людей за свои поступки. Дома нужно было сравнить эти рассказы, героев.

Учащиеся рассказывают биографию писателей Г. Н. Троепольского и В. В. Юхнина.

2. Введение в тему.

Учитель:

Ребята, Г.Н.Троепольский вложил в эту книгу свои самые важные и мудрые мысли о жизни, о природе, о нас с вами. Свою повесть он назвал «трагическим романом о собачьей жизни»

- Но как вы думаете, кто больше интересует писателя?

- Да, больше писателя интересуют люди: «Ведь пока они спешат по улицам города, их едва можно заметить, отличить в толпе друг от друга. Но как только на их пути возникает Бим, их как бы можно проверить, увидеть каждого в отдельности».

Давайте вместе определим тему нашего урока, назовём наш урок. О чём мы будем говорить на уроке? О ком?

а) Итак, ребята,  на уроке  мы сегодня работаем в группах.  Каждая группа «Исследователей» должны были подготовить выступления по творчеству писателей, по сюжету произведений, сделать анализ рассказов, «Художники» нарисовать рисунки к рассказам, рисунки и фото по теме «Добро» и «Зло»,  «Актеры» проинсценировать моменты из рассказов.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Что мы можем узнать? Для чего нам это нужно? Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цель урока.

 Ученики: Будем анализировать рассказы. Сравнивать жизнь и судьбу собак, делать выводы.

в) Беседа с учащимися:

- Как вы понимаете значение слов «добро» и «зло».

Прокомментируйте, пожалуйста, ваши подготовленные рисунки и фотографии на эту тему.

Ответы учеников: Добро - хорошее, положительное. Зло - плохое, противопоставленное добру. (Учащиеся пользуются словарями и интернетом)

Ученики - «Художники» из каждой группы  комментируют свои работы: фото, рисунки. На них изображены домашние животные,  которых любят, красивая  природа, солнце, цветы, голубое небо, счастливые люди,  и работы, на которых изображено зло: тучи, нечастные брошенные животные, люди со слезами и т.д.

4.Работа по группам:

1.Выступают  в группах по творчеству писателей «Исследователи-литературоведы», используются презентации. Учитель добавляет факты по творчеству и биографии писателей, акцентирует внимание  на то, что В.Юхнин- коми писатель, уроженец Прилузского района.

2.Первая группа работает по повести «Белый Бим Чёрное ухо», вторая - по «Лыско»

3.Работа по сюжетам рассказов, по героям. Делаем в тетрадях сравнительную таблицу:

Один ученик из каждой группы коротко передает содержание  рассказов.

«Бим»

«Лыско»

Условия жизни собак

Сначала прирученный, любим хозяином, затем в силу сложившихся обстоятельств оказался брошенным на произвол судьбы.

Живет в селе у своих хозяев. Они ценят ее, любят. Она - охотничья собака, многому научена, любит хозяина, верна ему. Отдают ей последний кусок хлеба

Отношение хозяев к собакам

В начале произведения  хорошее, затем, бесчеловечное, безнравственное, равнодушное.

Доброе, хорошее.

Дальнейшая судьба собак

Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах.

Остается у своего хорошего хозяина.

5.Физминутка

6.Обращение учителя к классу:  А сейчас музыкальная пауза - послушаем музыкальную композицию «Мой ласковый нежный зверь» Эту музыку написал  композитор Е.Дога.

Вопросы к классу после прослушивания.

- Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку, что вам представлялось?

Ответы учеников:

-Грусть, слезы, собаку брошенную, плохих людей.

-Я так никогда бы не поступил.

-Я бы забрал Бима домой.

-Люди, которые обижают собаку - безнравственные.

  7.  А сейчас наши «актеры» из групп покажут инсценировки по эпизодам произведений.

 Ученики показывают моменты из рассказов, когда хозяин Лыско делится с собакой последним куском хлеба в лесу, хотя самому нечего есть, и момент, когда Бима оставляет Иван Иванович.( …как бы Бима ни били, ни калечили, в его глазах не появлялся волчий блеск… )

 8. Слово учителя: В нашем современном мире есть приюты для собак, не всегда им там живется хорошо, есть люди, которые ухаживают за ними. Кормят их,  это хорошие люди, с чутким сердцем, доброй душой. Но много таких, которые жестоки по отношению к животным, бьют их, бросают. Много передач посвящено животным, особенно собакам. И сегодня хочется сказать всем: «Будьте ответственны за тех, кого приручили»!

9. Ученики - «Защитники животных»(показ видео фрагмента из фильма «Белый Бим черное ухо») читают свои сообщения, сочинения о своих питомцах». Обе группы пишут обращение к людям - относиться бережно к животным, к природе, к людям, быть ответственными за свои поступки. И зачитывают их. Каждая группа зачитывает также высказывания и афоризмы о добре и зле, которые висят в классе на доске.

10.Рефлексия.

Ребята, в повести есть такие слова, послушайте и подумайте над их смыслом.

«Странным, очень странным показался Иван Иванович двум собаколовам, когда, садясь в кабину, он сказал как бы самому себе:

- Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники… В России бывают и зимы, и вёсны. Вот она какая, наша Россия, - и зимы, и вёсны обязательно».

- В чём суть этого философского раздумья Ивана Ивановича?

11. Заключительный этап урока – оценивание учителем групп учащихся, самооценка учащихся: каждый на доску прикрепляет магнитик разных цветов, а именно: красный - мне стало тревожно и грустно, зеленый - урок мне понравился, я многое взял с него для себя, не буду совершать плохие поступки, синий - я в раздумии, пока не могу оценить. Желтый -  буду делать добрые дела.

В итоге - на доске - магнитики зеленого и желтого цвета.

Учитель оценивает учащихся, работу групп.

Итак, подведём итог. Как же звучит тема нашего урока?

(«Человек в зеркале природы»)

 Мы уже с вами сказали, что человек перестаёт быть человеком, когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию.

Скажите, когда же человек становится Человеком? Какими важными качествами должен обладать Человек? 

Кого в повести можно назвать этим гордым именем Человек?

Построение синквейна:

Человек –

Добро

Милосердие

Сочувствие

Сострадание

Любовь

Искренность

Ответственность

 Ребята, мы достигли цели, которую поставили перед собой в начале урока?

- Продолжите предложение:

Этот урок научил меня…

Этот урок заставил меня задуматься…

Мне захотелось…

Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е.Евтушенко.

Берегите эти земли,

Эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Д\З Дать письменный ответ на один из вопросов:

Какое чувство во мне оставили повести?

Чему учат нас книги Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо» В. Юхнина «Лыско»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок — путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Много ли человеку надо?" Чтение с остановками рассказа В.П.астафьева "Приветное слово".

quot;Чтение  с  остановками"  способствует  критическому  мышлению, поиску  здравого смысла. Школьники  учатся  рассуждать  объективно и  поступ...