Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

Я. Полонский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_55_literatura.docx21.52 КБ
Файл urok_55_literatura.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

1. О.Н.У.

(Играет классическая музыка, вызывающая ощущение переживания, трепет души. На слайдах (1-4) меняются репродукции картин русских художников с изображением грозы, туч, бури на море и т.д.)

-Ребята, сейчас мы с вами побывали на мгновение на небольшой выставке картин русских замечательных художников-пейзажистов. Как вы думаете, почему организаторы выставки объединили именно эти картины?

(Организаторы выставки объединили эти картины, потому что на них изображён похожий пейзаж: перед грозой, тучи, дождь и т.д.)

-Какое чувство возникло в ваших сердцах, когда вы путешествовали по этой картинной галерее?

(Чувство тревоги, переживания, ожидания чего-то, тоски, может быть даже страха).

-Ребята, несмотря на не совсем радостные ощущения от посещения выставки, согласитесь, что пейзажи, изображённые на репродукциях картин великолепны. А великолепие их состоит в том, что  это наша родная русская природа, которая является неисчерпаемым бесконечным источником  вдохновения  не только для художников, но и для поэтов.

2. Актуализация знаний

-Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?

-Кто из поэтов 19 века «часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)

-Какой автор считает, что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»? (Фет)

-Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово.

3. Работа по теме урока

1) (слайд 5) Я.П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился 6 декабря 1819 года, умер 18 октября 1898 года.

Писательская деятельностью занимался шесть десятилетий.

Родился и вырос в Рязани, в небогатой дворянской семье (слайд 6). Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать себе на хлеб. Но в душе он поэт. Его друг – Афанасий Фет (слайд 7). Среди товарищей Полонского считали малообразованным провинциалом, «недалеким малым». Среди чиновников и богачей – человеком с незавидной судьбой неимущего студента.

Полонский вёл изнурительную жизнь литературного труженика, журнального поденщика, добывал средства к жизни в качестве домашнего учителя, служил секретарем Комитета иностранной цензуры. Его стихия – стихия чистого лиризма.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Вечерний звон», «Мгновения».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его по достоинству оценили такие писатели, как Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, хотя у него учились поэтическому мастерству Иван Бунин и молодой Александр Блок, он не знал настоящего большого успеха. С горечью поэт говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

Но через всю жизнь пронес он веру в чудесную силу поэзии и высокое назначение поэта. В лучшем, что им написано, он остается прекрасным лирическим поэтом – искренним, музыкальным, со своим собственным, пусть не очень громким, но берущим за душу голосом.

На его личности и творчестве лежал последний отблеск пушкинской и лермонтовской эпохи.

Особенности лучших стихов Полонского заключаются

а)  в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме;

б) в его стихах присутствует неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений.

Типичный для него пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны, костер в ночи (слайд 8).

Слабый свет в ночи – основной мотив поэзии Полонского, мотив неясного смятения, панической растерянности, тревоги.

Светлая часть суток, весна, светлые стороны жизни не интересуют поэта. Лирический герой Полонского – печальный, унылый, он замирает перед величием природы, ее тайнами (слайд 9).

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

2) А сейчас запишем в тетради особенности творчества поэта. 

Особенности творчества Я.П. Полонского: (слайд 10)

-Стихи мелодичны и напевны;

-глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм;

-в стихах есть грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений;

-типичный пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны.

-мотив неясной надежды, смятения, панической растерянности, тревоги;

-лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами.

-Ну что ж, познакомившись с поэтом поближе, перейдём к изучению его стихотворений.

3) Анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи...»

-Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я.П. Полонского?

(«Утес» М.Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчева).

-Что вы увидели общего со стихотворениями этих поэтов?

(С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским – образ грозы).

-Только ли эти образы мы можем выделить в стихотворении?

-Какую картину вы увидели, когда слушали стихотворение?

-Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?

(Олицетворение помогает картину представить как живую. Всё в природе ведёт себя словно человек: «тучи блуждали, сползали, спорили», «улеглись и обомлели» «эхо…засмеялось», скала стонала.)

-Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

(Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула.)

-С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей. А чьи именно переживания мы можем представить за образами скалы  туч?

(Это могут быть образы скалы – матери и туч – детей. Дети, не поделив места возле матери-скалы, поссорились и их спор породил молнию и грянул гром. А ссора детей отозвалась в сердце матери-скалы стоном, и дети, поняв, что ссора их была глупа, улеглись у подножия вдвоём.)

-Вернёмся к началу нашего урока и вспомним сопоставление стихотворения Я.П. Полонского со стихотворением «Утес» М.Ю. Лермонтова. Мы сказали, что они схожи образами природы.

-Исходя их этого, что мы видим в стихотворении  Я.П. Полонского – реальную природу или аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений?

Аллегория (от греч. allos – иной и agoreuo – говорю) – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный образ (сердце – аллегория любви).

4) Групповая работа над стихотворением Я.П. Полонского «Посмотри – какая мгла…»

Ребята, в этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет. А какой сюжет и с помощью каких средств, вы определите, работая в группах. Почувствуем себя творцами.  Разделимся на 4 группы. Каждая группа будет выполнять своё задание, работая над стихотворением. Представители групп выберите себе перо любого цвета (слайд 11):

  1. «красное перо» – определяем настроение лирического героя  и картины, которые рисует автор;
  2. «зелёное перо» – выявляем художественные приёмы и их роль в стихотворении;
  3. «синее перо» – определяем размеры, строфы и способы рифмовки;
  4. «белое перо» – делаем вывод о стихотворении в целом.

Итак, успехов вам в совместной работе!

«Красное перо» – ощущение покоя, умиротворения от общей картины и чувство печали, тоски возникает при появлении образа месяца. Поэт изображает ночной пейзаж. В первой строфе мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой в густой тёмной ночи, которая ощущается в словах «мгла», «глубина», сумрак». Во второй строфе мы видим героя месяца – «невидимку» в сизых тучах, он ищет приюта, но не может его найти, наводя свой фосфорический луч на всё.

«Зелёное перо» – поэт создаёт зримо картину ночного пейзажа с помощью эпитетов, олицетворения, аллитерации. Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический». Эпитеты «тускло» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему настроение стихотворения. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущение автора от общения с этим существом. 

Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создаётся настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Использование этого приёма даёт возможность почувствовать одиночество месяца – человека.  Настроение тоски и тишины выражается и в звукописи – аллитерации на глухие согласные – «с», «т», «ч», «х», «ф».

«Синее перо»

Размер: четырёхстопный хорей

Так как в строфе по пять строк, то способ рифмовки в 1 строфе – опоясывающий, во второй строфе – опоясывающий, а 1 строка второй строфы рифмуется с 3 строкой из 1 строфы опоясывающей рифмой.

«Белое перо». В этом стихотворении рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг своим «фосфорическим лучом». Чувство сонного покоя, восхищения тишиной и лёгкой грусти возникает благодаря использованию поэтом эпитетов, олицетворения. В образе месяца легко угадать поэта Якова Петровича Полонского, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтически воображением.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

В душе  стихах любого поэта, как в водах светлого озера, отражается жизнь и время, поэтому и стихи то дышат светлой грустью, то исполнены покоя и мудрости. Сегодня мы с вами увидели прекрасную душу поэта XIX века Я.П. Полонского – душу ранимую, незащищённую, как у ребёнка, душу, ищущую приют и покоя.

  1. Д/з наизусть стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри – какая мгла...» – по желанию учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.К. Айвазовский «Гроза»

Слайд 2

Е. Гарин

Слайд 3

Г. Дмитриев

Слайд 4

И.К. Айвазовский «Штормовое море»

Слайд 5

Яков Полонский

Слайд 10

Особенности творчества Я.П. Полонского: -стихи мелодичны и напевны; глубина и искренность чувств, проникновенный лиризм; в стихах есть грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений; типичный пейзаж – ночь, глухая осень, беззвездное небо, пасмурный призрак луны; мотив неясной надежды, смятения, панической растерянности, тревоги; лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, ее тайнами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "От улыбки хмурый день светлей"

ОТ УЛЫБКИ ХМУРЫЙ ДЕНЬ СВЕТЛЕЙ...Цель: познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.Пр...

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

А.П.Чудаков – человек с мировым именем // «Ложится мгла на старые ступени» как роман о красоте и живой жизни

Прошлое постепенно покидает нашу память. Так ли это? Связано ли настоящее с прошлым? Данная статья посвящена творчеству А.П.Чудакова, который хотел доказать, что настоящее всегда связано с нашим прошл...

Цикл игровых занятий по социально-эмоциональному развитию учащихся со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!»

Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Ее содержание направлено на реализацию трех основных разделов «Кто я такой», «Я, ты, мы», «Я и мир в...

Какие мульфильмы стоит посмотреть с дошкольниками?

Почему дети по-разному воспринимают один и тот же мультфильм? Можно ли воспитывать мультиками? Здесь пойдёт речь о добрых мультфильмах, которые воспитывают ребёнка....

Контрольная работа по литературе 6 класс. Анализ стихотворения Я. П. Полонского "Посмотри - какая мгла..."

Форма тестовых вопросов различна: от краткого однозначного ответа до небольшого творческого задания. Кроме того работа включает в себя умение определять стихотворный размер стихотворения....

Родительское собрание "Посмотрим правде в глаза или какие мы родители"

Родительское собрание Посмотрим правде в глаза или какие мы родители...