Конспект урока по литературе
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Конспект урока литературы в 7 классе на тему "Песнь о вещем Олеге" А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Песнь о вещем Олеге18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе в 7 классе Б

Дата проведения 19 октября 2017 года

Учитель СидоренкоТ.В.

Тема: «Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады

Цель: познакомить с исторической основой «Песни…», понятием «баллада»; формировать умение воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной выразительности, определять их роль в тексте; развивать логическое и образное мышление, связную речь; воспитывать интерес к отечественной истории, прививать художественный вкус.

Оборудование: учебник, портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песни о вещем Олеге», раздаточный материал, опорная таблица.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений, практикум.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Реализация домашнего задания. Индивидуальный опрос

Выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Медный всадник»

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: «Песнь о вещем Олеге» переносит нас в далёкое прошлое, когда наши предки – восточные славяне – были язычниками, а всё, что окружало, - камни, травы, реки – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями богов. Богов было много. Одним из наиболее почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, оружие. Воина хоронили с конём – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле. В честь покойника совершалась тризна – пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

       Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами, или колдунами, кудесниками (от «чудо»). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса: управлять силами природы, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).

  1. Работа над темой урока

Подготовка к глубокому восприятию художественного содержания «Песни о вещем Олеге»

  1. Виртуальное справочное бюро.

Знакомство с понятием баллады (карточки по одной на парту)

1-ая карточка-информатор

Баллада – это лиро-эпическое произведение, в основе которого лежить необыкновенная история; сюжетное стихотворение с острым, напряжённым сюжетом. По происхождению баллада связана со сказанием, преданием, легендой или историческим событием.

  1. «Расшифровка» названия произведения

- Баллада называется «Песнь о вещем Олеге». А кто такой Олег?

- Что означает слово «вещий»?

2-ая карточка-информатор

Князь Олег правил в Киеве, который в 9-12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда. Когда Олег возвратился в Киев, ликующие горожане, «дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

  1. Чтение фрагмента из летописи «Повесть временных лет» о смерти князя Олега

Работа с содержанием «Песни о вещем Олеге»

  1. Чтение учителем произведения
  2. Проблемно-аналитическая беседа

- Как отразилось летописное предание в стихотворении А.С.Пушкина?

- Каким вы представляете себе волхва?

- Какую судьбу предсказывает кудесник Олегу? Как звучит его обращение к князю?

- Какие черты старца свидетельствуют о том, что князь не мог не послушаться его совета?

- Как в речи волхва переданы особенности его характера? Выразительно прочитайте предсказание кудесника, передавая торжественность и величавость его речи.

- Что переживает Олег, услышав предсказание кудесника? Как относится к нему? Подтвердите свой ответ цитатами.

- Как относится князь-воин к своему коню? Выразительно прочитайте прощальное обращение Олега к коню, передавая при чтении чувства князя.

- За что, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (Князь ведёт себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

- Как Пушкину удалось передать атмосферу древности? Приведите примеры.

- Есть ли в стихотворении черты, свойственные фольклорным произведениям (былинам, сказкам, преданиям)? Приведите доказательства.

- Расположите события баллады в порядке их следования. Найдите в ней композиционные части: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку, концовку. Запишите в тетради в виде таблицы.

Порядок следования событий в балладе

Композиционные части баллады

1

Появление героев

1

Экспозиция

2

Предсказание кудесника

2

Завязка

3

Разлука с конём

4

Возвращение Олега с дружиной на Родину

3

Развитие действия

5

Воспоминания о коне и сожаление об утрате товарища

6

Появление змеи

4

Кульминация

7

Гибель князя

5

Развязка

8

Тризна по Олегу

6

Концовка

- Что изменилось в композиции баллады по сравнению с летописью? Для чего так поступает поэт?

Творческая работа с иллюстрациями к балладе В.М.Васнецова

- В 1899 году вышло юбилейное издание «Песни о вещем Олеге», иллюстрации к которому выполнил художник В.М.Васнецов. Рассмотрите репродукции его картин и назовите понравившуюся вам больше всего. Объясните свой выбор.

5. Подведение итогов. Рефлексия

6. Домашнее задание

1. Выучить отрывок из «Песни о вещем Олеге» наизусть (1-7 строф).

2. Подготовить рассказ об одном из героев баллады на выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе: «Жанр басни в мировой литературе»

небольшой экскурс в историю оформления и развития жанра басни...

Конспект урока родной литературы (русской литературы) по теме «Эдуард Данилович Гольцман – детский поэт Кузбасса»

Методическое обоснование урокаЭтот  урок является единственным по изучению творчества Эдуарда Даниловича Гольцмана в 5 классе. При постановке целей и задач урока учитывается особенность учебного ...