Рассказы Антоши Чехонте
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П.Чехов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказы Антоши Чехонте

«Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно»

М. Горький

  1. Организационный момент
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

Жил на свете необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но и, главное, словами. Помогал он и больным и здоровым. Потому, что он был не только доктор, но и замечательный писатель. А звали его … Антон Павлович Чехов.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством А.П.Чехова, поговорим о тех, юмористических рассказах, которые вы прочитали дома; познакомимся со способами создания комического.

Но для того, чтобы приступить к обсуждению прочитанных рассказов, давайте вспомним то, что вам уже известно о Чехове.

Для этого мы проведем игру «Верю – не верю»

  • Верите ли вы, что А. П. Чехов родился в Москве? (Нет, не верим. А.П. Чехов родился в Таганроге в 1860 году)
  • Верите ли вы, что у А.П. Чехова было четыре брата и сестра? (Да, верим)
  • Верите ли вы, что в нижнем этаже дома, где прошло детство А.П. Чехова, помещалась аптека? (Нет, не верим. Там помещалась бакалейная лавка отца)
  • Верите ли вы, что отец А. П. Чехова считал, что дети должны связать свою судьбу с торговлей, а не с сочинительством и рисованием? (Да, верим)
  • Верите ли вы, что А.П.Чехов закончил медицинский факультет Московского университета и стал врачом? ((Да, верим)
  • Верите ли вы, что свои первые рассказы он печатал в журналах «Стрекоза», «Будильник», Сверчок»? ((Да, верим)
  • Верите ли вы, что А. П. Чехов писал под псевдонимами Антоша Чехонте, Дон Антонио Чехонте? ((Да, верим)
  • Одним из героев рассказа «Хирургия» является хирург? (Нет, не верим. Фельдшер)

- Молодцы, отлично справились с заданием!

III. Работа по теме урока

- Какие рассказы А.П.Чехова вы прочитали дома? («Радость», «Пересолил»)

- Было ли интересно читать? Смешно?

- Вы пока прочитали лишь 3 рассказа А.П.Чехова, но я думаю, что вы заметили особенности произведений писателя. Давайте попробуем их назвать.

- Каковы по объему рассказы Чехова? (Короткие)

- Каковы названия произведений? (Простые, короткие, яркие)

- Какие фамилии использует Чехов в рассказах? («говорящие»)

- Давайте обратимся к рассказу «Радость». Кратко перескажите его.

-  Почему свой рассказ А.П.Чехов назвал “Радость”? (Это то состояние, в котором пребывает главный герой – хохочет, не в силах держаться на ногах от счастья)

- Когда человек испытывает радость?

- В чем комизм этой ситуации? (Несоответствие – повода для радости нет, а герой радуется)

Несоответствие – так называется один из приемов комического (на доске появляется название приема, ребята записывают в тетрадь)

- Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; об этом случае написали в газете)

- Скажите, умный ли способ прославиться?

- О чем этот рассказ? (О человеческой глупости)

- Сам герой осознает свою глупость? (Нет. Он даже по ходу чтения заметки комментирует, сообщает подробности, бежит показывать статью другим. Спешит поделиться “радостью”).

- А сейчас давайте посмотрим художественный фильм по рассказу А.П.Чехова «Пересолил» (просмотр фильма)

- Понравился фильм? Есть расхождения с текстом?

- Давайте обсудим этот рассказ.

- Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?

- Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?

- Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).

- В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).

- Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?

- Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?

- Почему землемер начинает врать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (прием комического - несоответствие).

- Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.

- Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?

- Смеетесь ли вы, когда Клим со словами «Караул!» убегает в лес? Почему?

- Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?

- Так почему же рассказ называется «Пересолил»?

- Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?

-А теперь проверим ваше знание  текста рассказа «Пересолил», для этого разгадаем кроссворд

1) Профессия Смирнова. (Землемер)

2) Какую работу должен был он выполнить?(Межевание)

3) Что более всего напугало возницу?(Револьвер)

4) Название деревни, куда направляется Смирнов. (Девкино)

5)Какое слово кричал напуганный возница?(Караул)        

Кроссворд на доске

3

5

4

1

2

IV. Рефлексия

- Какое впечатление произвели на вас  рассказы «Пересолил» и «Радость»?

- Что понравилось в сегодняшней работе?

- М. Горький так говорил о манере писать Чехова: «Чехов …умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно». Так ли это? Действительно ли в коротком рассказе Чехова сказано очень многое?

V. Итог урока

- Над чем смеётся А.П. Чехов  в своих рассказах? (он показывал в своих рассказах недостатки людей, прочитав о которых, каждый умный человек постарается исправиться)

Д/з.

Подготовить рассказ от лица Клима о том, что с ним произошло, пока он вез Смирнова в Девкино.

Подумать от чего еще может испытывать чувство радости такой герой как Митя Кулдаров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти Антоши Чехонте

Жизненное творчество многообразно. И однажды на уроках литературы  я предложила детям выразить своё  "я" в образе начинающего писателя. Этот литературный проект носил название "Памяти Антоши...

«А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил». «Лошадиная фамилия» и др. рассказы Антоши Чехонте».

Цель:  познакомить  учащихся  с  именем  писателя,  раскрыть  значимость  его  в  литературе,показать  незаурядность  личности  Чехова...

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте.

Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте. Ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова....