Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок литературы в 5 классе по теме "Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Димова Светлана Александровна

2. Класс: 5        Предмет:литература         Тема: Нравственные проблемы рассказа Л.Андреева «Петька на даче»

3. Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный урок

4.Используемые методы, приемы,формы: технология развивающего обучения          

5. Цели урока:

  • Образовательные: содействовать развитию умения исследовать и анализировать полученную информацию по теме, с целью выделения отличительных признаков и критериев для сравнения и классификации изучаемых объектов;
  • Развивающие: развивать мыслительные операции:  анализ, обобщение, способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, готовности для саморазвития в процессе сотрудничеств.
  • Воспитательные: развивать умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группы и строить продуктивное сотрудничество, учиться на принципах толерантности обсуждать вопросы, учитывать позиции других людей.

 6. Дидактические средства:

  • для учителя – текст;
  • для учащихся – тетрадь, учебник, текст, раздаточный материал

Характеристика этапов урока

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Организация начала урока Самоопределение к

учебной деятельности.

Цель: мотивировать

учащихся к учебной

деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД: Ролевая саморегуляция

2

Проектирование

Учитель просит детей написать два предложения о своем друге .Просит обратить внимание на то, как каждый назвал своего друга

Дети пишут о друге, называя его по имени

Замечают, что называют друзей полным именем

индивидуальная

Самоорганизация учебной деятельности

3

Мотивация к учебной деятельности

Проблемная ситуация

Почему  автор в заголовке рассказа называет главного героя не Петя, а Петька?

Пытаются найти ответ

индивидуальная

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества  с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция

4

Целеполагание

Используем технологию «Кванта»

Чтобы ответить на вопрос, разделимся на группы.

Каждая группа работает с текстом рассказа по одной из четырех позиций.

1- составляет схему-кластер, отображающую смысловые части рассказа;

2- выбирает самые важные ключевые слова и ассоциации-прилагательные к ним;

3- составляет все возможные вопросы к тексту;

4-вспоминает произведения литературы с подобным сюжетом

Работа в группах

регулятивные: целеполагание, коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение    полно выражать  мысли  в соответствии  с Личностные: нравственно-этическое оценивание

5

Практикум

Цель: развивать умение работать со словом

Аналитическая работа с текстом

Работают с заданиями

Проблемно-поисковый.Работа в группах

Познавательные: анализ  объектов  с целью  выделения признаков. Коммуникативные: умение  слушать  и понимать речь других; выстраивать  логичное устное высказывание.          

6

Отчет

Отчет групп о работе Определение идеи рассказа

Помогает систематизировать ответы

Какое понимание хочет донести автор до  читателя?  (каким  должно  быть детство ребенка) -  А  каким,  по-вашему,  оно  должно быть?  (беззаботным,  радостным, легким) -  Продолжите  фразу  именем существительным  «Детство  –  это……  

Выступают с готовыми работами.  Делают выводы.

Таблица  заполняется  учащимися каждой  группы  на  основе  анализа.(Что такое детство? Дом,  счастье,  беззаботность,  любовь, красота.)

Выступление перед публикой

коммуникативные: умение  работать  в группе, взаимодействуя  с товарищами, планирование учебного сотрудничества, умение  полно выражать  мысли  в соответствии  с задачами  урока; соблюдение  правил общения.регулятивные: прогнозирование  и  получение конкретного результата.  

7

.  Подведение итогов урока

 Давайте пополним копилку знаний -  На  какие  размышления  вывел  нас автор? -  Так какие же нравственные проблемы затронул автор в своем рассказе? -

Делают вывод о том, что автор употребляет уменьшительную форму имени, чтобы показать не столько малый возраст героя, сколько подчеркнуть его бесправное состояние. «Старичок» без детства

фронтальная

Регулятивные:  уметь вносить  необходимые коррективы  после завершения действия личностные: формирование эстетических потребностей, наблюдательности  и фантазии; нравственно-этическая ориентация познавательные:умение  осуществлять сравнение,  понимать проблему произведения коммуникативные: умение  достаточно полно  выражать  свои мысли;  умение представлять результат деятельности группы

8

. Рефлексивно-оценочный этап

Метод контроля познавательно-рефлексивный

Все  ли  вам  удалось  сегодня  на  уроке? Чем запомнится эта встреча? Что узнали новое  для  себя?  Как  вы  оцениваете свою  работу?  Что  было  непонятным?  

 Домашнее задание:  Нарисовать  обложку  к рассказу Л.Андреева

Подводят итог, оценивают свою работу на уроке

фронтальная

Коммуникативные: умение  достаточно полно  выражать  свои мысли

Познавательные: смыслообразование (значение обучения) Личностные: способность  к самооценке

Приложение.

 Предполагаемые результаты работы.

Работа 1 группы» Составление кластера»

Парикмахерская ---посетитель---угорь

                               ----Осип Абрамович----угроза----наказание

                               -----Николка------папиросы, водка, скверные слова----грязные истории

                                 -----улицы---- крики женщин

Поезд----- лес----травка

              -----облачка---- ангелочки

              -----зеркальная гладь реки

Дача----лес

          -----полянки----- как сестры

         ---гимназист Митя---- удивительно скоро сошелся

           -----река----удочка---- черви

             ----исследователи дворца, старых развалин

          ----- барин----что, брат…

           -----нарядные господа----- лодки

           ----- танцы---- музыка

Поезд---- морщинки

            ------столбы---- стропила----платформы

Парикмахерская----- маленькая грязная рука

                                  ----- угрожающий шепот

                                Крик---- пьяный мужчина бьет пьяную женщину.

Вывод: В каждой части рассказа Петька испытывает контрастные чувства, отношение людей.

2 группа «Ключевые слова и определения»

Простынка---грязная

бритва--туповатая

скрип --неприятный

слова--скверные

угол--Темный

бюст --восковой

глаза--  стеклянные

Лица--- равнодушные ---злые--- распущенные

сон ---неприятный

Мрак, черно- белые цвета, безотрадность----реальность

Дача---вода -----зеркальная

     Удочка -----мокрая

       Полянки ---- светлые, зеленые, веселые

      Роса--- ночная

   -------------------------------------------------------------------

Вывод—игра света и красок, радость, блаженство.--- Это место—мечта, сказка.    

3 группа «Вопросы»

Почему на Петьку кричали?

Почему он не мог остаться с матерью?

Зачем Петька  кричал и плакал?

Вывод: Петька ничего не решает, и он, и мать,и Николка совершенно бесправны

Герой навсегда останется Петькой. Его имя – это символ его незначительности, его бесправия.

Ребенок без детства. Сын без родителей. Человек без любви.

4 группа» Примеры»

А.П.Чехов «Ванька», «Спать хочется»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...