Урок чтения в 5 классе на тему: А.Платонов. «Июльская гроза».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Дата проведения: 18 октября 2017 года.

Класс:

Тема: А.Платонов  «Июльская гроза».

Цель: обеспечить условия для:

1.     Восприятия художественного произведения.

2.     Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.

3.     Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие:   развитие интереса к творчеству А.Платонова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные:  воспитание чувства товарищества: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих близких, воспитание веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважение к хлебу.

 

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг А.Платонова, портрет писателя, иллюстрации, колосья ржи, презентация, тест.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.a._iyulskaya_groza.docx35.88 КБ

Предварительный просмотр:

Казанская школа № 142

УРОК ЧТЕНИЯ

в 5 классе

ТЕМА:  А.Платонов. «Июльская гроза».

 Провела:

учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

2017 год.

Дата проведения: 18 октября 2017 года.

Класс: 5а

Тема: А.Платонов  «Июльская гроза».

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.
  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
  3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие:   развитие интереса к творчеству А.Платонова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные:  воспитание чувства товарищества: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих близких, воспитание веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважение к хлебу.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг А.Платонова, портрет писателя, иллюстрации, колосья ржи, презентация, тест.

УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе

ТЕМА:  А.Платонов «Июльская гроза».

Этапы

Средства и приёмы учителя

Оргмомент

- Ребята! Поприветствуйте гостей.

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.

Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья,

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

 

Приятного нам урока!

- Итак, мы начинаем.

- Я желаю вам новых открытий.

Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание у вас было? (выучить стихотворение  И.Сурикова «Ярко солнце светит»).

Проверка д\задания.

Объявление темы урока

- Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «Картины родной природы».

- Вспомним, какие произведения о летней природе мы прочитали? («Июнь», стихотворение «Ярко солнце светит».)

Представление автора.

- Какое время года изображено на картине? (лето)

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Июльская гроза».

- Но прежде мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя А.Платонова.

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов), родился в 1899 году в городе  Воронеж, умер в 1951 году в городе Москве) — русский советский писатель.

Воспитывался в многодетной семье. У его мамы было 11 детей, Андрей был самым старшим. Помогал маме воспитывать и кормить всех братьев и сестер. Он выучится на инженера. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. На фронте был очень скромным. Участвовал в боях вместе с солдатами. Одной из ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, непохожий ни на кого простой  русский язык.  

Парад

книг.

– Обратите внимание на выставку книг А.Платонова.

- Эти книги станут нашими добрыми и умными друзьями.   Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Чтение 1 части учителем

- Послушайте 1 часть рассказа «Июльская гроза».

Словарная работа

- Ребята! Вам в 1 части встретились непонятные слова?

- Давайте прочитаем их.

Застило

Наискось

По обочине

Туча истратится

Зажмурил

Рожь полегла

- Какие слова вам были непонятны?

Вопросы по содержанию

1 части текста.

Выборочное чтение.

- Где происходит действие рассказа?  (в поле)

- Назовите главных героев рассказа. (Наташа и Антошка)

- Кем они приходились друг другу? (сестра и брат)

- Откуда и куда шли дети? (от бабушки домой - к маме и папе)

- Какое природное явление описывается в рассказе? (гроза)

- Как автор описывает начало грозы? (Дальняя молния в злобе разделила весь мир пополам, и оттуда, с другой стороны, шёл пыльный вихрь под тяжкой и медленной тучей; там раздался удар грома, сначала глухой и нестрашный, потом звук его раскатился и, повторившись, дошёл до Наташи так близко. Что она почувствовала боль в сердце.)

- Чего больше всего хотелось Наташе? (Наташа спешила изо всех сил, ей хотелось лишь бы только донести Антошку домой, чтобы их не застала буря и гроза в чистом поле.)

- Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? (Антошка молчал; он боялся того, что с ним будет теперь, но его  интересовала туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное. А он бы посмотрел, но только не умер.)

- Почему Наташа не побежала к дороге по ржи? Каким словом назвал автор рожь? Почему? (Наташа вошла в рожь, чтобы спрятаться с Антошкой. Она хотела быстро наискось пробежать по ржи к дороге и по той дороге уйти от тучи домой к отцу и матери, но затем передумала, потому что боялась помять хлеб, и пошла по обочине ржи.)

- Почему дети, несмотря на опасность, не пошли через хлебное поле?

- О каком отношении к хлебу говорит их поступок?

Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы:

* Хлеб-кормилец.

* Хлеб ногами топтать – народу голодать.

* Смелость города  берёт.

* Друг познаётся в беде.

-  Какие из пословиц подходят к 1-й части рассказа? Докажите свой ответ.

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись,  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Чтение  2 части теста учащимися

-  Сейчас мы с вами  возвращаемся к рассказу и начинаем читать  2 часть.

Хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке.

Словарная работа

-Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.

 

Пригнетал

Вихрь

Град

Прилегла

В старой пахоте

Жмурясь

Вопросы по содержанию

2 части текста.

Выборочное чтение.

- Прочитайте о состоянии природы во время дождя. (Вихрь настиг детей и ударил в них песком, землёй, листьями, стеблями травы и деревенским сором.) (Вместе с вихрем, сквозь его горячую пыль, пошёл град и стал бить в хлеб, в землю и в Наташу с Антошкой.) (Град переменился на крупный, прохладный дождь.)

- Какими стали небо, тучи? (Он увидел чёрное, близкое, бегущее  небо, а ниже его неподвижно висели серые облака, пустившие из себя длинные волосы ливня..)

- В чём проявилась забота Наташи о брате? Подтвердите словами текста. (Тогда она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегла на него сверху и спрятала его голову в своих объятиях, тесно прижав брата к своему телу.)

(Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо – он даже шевелился под ней немного, рассматривая землю около ржаных корней в старой пахоте.)

(-Лежи, а то тебя громом убьёт, - ответила Наташа.)

(Наташа села и взяла на колени брата, укрыв его голову от ветра и дождя.)

- Как закончилась гроза? (Вдруг дождь перестал идти. Ветер упал, стало тихо повсюду. Но тяжёлая рожь больше не поднялась.)

Работа по иллюстрации

Рассмотрите иллюстрацию.

- Какой эпизод рассказа здесь изображён?

Беседа по иллюстрациям

- Что изображено на этих иллюстрациях?

- Какой транспорт вы видите?

- Как называется человек, который собирает хлеб?

- Как думаете, ответственная эта работа или нет?

- Как люди должны относиться к хлебу, зная о тяжести труда хлебороба?

Рассматривание колосьев ржи

Рожь — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, ведущая зерновая культура во многих странах.

Получаемая из зёрен ржи мука используется при выпекании хлеба,изготовлении макаронных и кондитерских изделий. Рожь также используется как кормовая культура.

Конкурсное чтение

Выразительное чтение отрывка:

- Пусти меня, я выглянуть хочу.

- Лежи, а то тебя громом убьёт, - ответила Наташа.

- Нет, он мимо, - сказал Антошка и вывернулся из-за сестры.

  

- Кому удалось прочитать  отрывок более выразительно?

Подведение итогов.

Итог урока.

Обобщение.

Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали.

Посмотрите на экран. Выберите одно предложение и закончите его своими словами.

Оцените нашу работу на уроке.

  • Сегодня я….
  • Мне было  интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось…
  • Я смог (смогла)…
  • Мне захотелось…
  • Мне не понравилось…

Оценки.

Д/з.

Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

Домашнее задание – пересказывать 1 и 2 части текста. Оценки за урок следующие…

Дополнительно

Тест:

  1. Выберите рассказ, который написал А.Платонов:

А) «Серая Шейка»

Б) «Июльская  гроза»

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    2. О чём писал А.Платонов?

          А) о машинах

          Б) о взаимосвязи человека и природы

          В) о животных

    3.Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:

А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.

Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.

В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

Дополнительно

Пересказ текста по опорным словам

Гром

Глухой

Нестрашный

Звук раскатился

Молния

Дальняя

Злобная

Разделила весь мир пополам

Туча

Страшная

Тяжкая

Медленная

Ветер

Пыльный вихрь

Буря

Дождь

Крупный

Прохладный

Град

Бил в хлеб

Бил по Наташе

Тест:

1.        Выберите рассказ, который написал А.Платонов:

А) «Серая Шейка».

Б) «Июльская  гроза».

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. О чём писал А.Платонов?

А) о машинах;

Б) о взаимосвязи человека и природы;

В) о животных;

3. Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:

А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.

Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.

В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

Гром

Глухой

Нестрашный

Звук раскатился

Молния

Дальняя

Злобная

Разделила весь мир пополам

Туча

Страшная

Тяжкая

Медленная

 

Ветер

Пыльный вихрь

Буря

 

 

 

 

Дождь

Крупный

Прохладный

 

 

 


 

Град

Бил в хлеб

Бил по Наташе

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "А.Платонов. Загадка неизвестного цветка".

Этот материал  поможет учителю-словеснику в подготовке урока литературы по творчеству А.Платонова....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме "А. Платонов "Никита"

Презентация к уроку литературы в 5 классе  по теме "А. Платонов "Никита"...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему «А.Платонов «Неизвестный цветок». Урок доброты»...