«Дрянное Нечто» (Урок-размышление по рассказу Г.Демидова «Убей немца»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок по современной литературе, поднимающий проблемы современных детей и подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дрянное Нечто» (Урок-размышление по рассказу Г.Демидова «Убей немца»)

Тип урока по форме: диалогический

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Г.Демидова,
  • развивать  навыки анализа художественного текста,
  • воспитывать  компетентного читателя.

Задачи урока для учеников: выстроить диалог с писателем на основе художественного текста; уметь анализировать, сопоставлять, интерпретировать фрагменты текста; определить проблематику рассказа, авторскую позицию в её раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов, опираясь на текст рассказа.

Результаты обученности школьников на этом уроке:

Личностные:

-совершенствование духовно-нравственных качеств,

-умение определять нравственные ценности произведения,

-умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценности для людей.

Метапредметные:

-умение понимать проблему и конфликт  внутри её,

-умение сопоставлять различные источники информации,

-умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

-умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

Предметные:

-понимание связи литературного произведения с эпохой его написания, выявление заложенных в нём вневременных нравственных ценностей и их современное звучание,

-определение в произведении изобразительно – выразительных средств языка, художественных приёмов, элементов сюжета и композиции и понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания,

-умение анализировать литературное произведение и формулировать тему, идею, характеризовать героев, уметь их сопоставлять,

-понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Ресурсное обеспечение урока:

  • Портрет писателя Георгия Демидова.
  • Тексты рассказа «Убей немца».
  • Видеоролик «Жизнь и творчество Г.Демидова»
  • Сообщение-презентация на тему «Сталинские репрессии»
  • Словарная работа в виде презентации.
  • Слайды презентации к отдельным фрагментам урока.
  • Стихотворение Р.Рождественского «Убили парня».

Какое это чудо - человек

Какая это мерзость – человек.

                                         Ход урока

1.Приветствие. Организационный момент.

2.Введение в тему. Учитель читает стихотворение Рождественского «Убили парня»

Убили парня

           за здорово живёшь.

За просто так.

Спокойно.

Как в игре...

И было это

          не за тыщу вёрст

от города.

А рядом.

Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем

он так кричал,

              прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик

    жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался,

обрушивался с крыш.

Растерзанный,

             отчаянный,

                       больной.

нечеловечески огромный

крик!

Он тёк по трубам,

                 полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери

               и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки

           прыгали у рта:

"Вот если бы не вечером,

а днём..."

"Вот если бы на фронте, -

я б тогда..."

И всё.

И только молний пересверк.

И всё

И не остановился

                век...

Какое это чудо -

человек!

Какая

     это

        мерзость -

человек!

-Какие чувства вызывает  это стихотворение ? (Страх, ужас)

-Какое ключевое словосочетание вы выделите?( Мерзость –человек)

-Обратимся к эпиграфу. Здесь две фразы, две мысли. Как вы их понимаете? Вы себя какими людьми считаете?

-По – вашему, каких людей больше  на земле?

-С творчеством одного из таких замечательных людей мы с вами сейчас и познакомимся.

3.Видеоролик о жизни и творчестве Г.Демидова.

4.Слово учителя. Со страниц своих книг писатель разговаривает с читателем, заставляет над чем-то задуматься, что-то понять, переосмыслить. Впечатление  от прочитанного? Думаю, что по силе нравственного воздействия мало подобных рассказов.Трудно говорить, хочется плакать…Прошлое не изменить, убитых и замученных не воскресить. Но рассказ живёт душой автора и утверждает человечность и милосердие. Сегодня мы  ещё раз вдумчиво  перечитаем рассказ  и вместе с героями переживём события их жизни.

Запишем тему урока «Дрянное Нечто»(Урок-размышление по рассказу Г.Демидова «Убей немца»).Слайд 1-2.

Задачи урока:

выстроить диалог с писателем на основе художественного текста; уметь анализировать, сопоставлять, интерпретировать фрагменты текста; определить проблематику рассказа, авторскую позицию в её раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов, опираясь на текст рассказа.

5.Анализ рассказа.

-Объясните смысл заголовка? Какое слово ключевое, о чём заставило задуматься?( Убей)

-Дайте морфологическую характеристику слова. (Глагол повелит наклонения, значит побуждает к действию, но к какому?)

-Вспомним христианские заповеди, которым следует наша литература: « Не убий», «  Люби ближнего своего»  и даже «Любите врагов ваших» и вдруг такой заголовок. Из чего он рождается?( Из реальных жизненных событий, из плаката).

-Перечитаем эпизод, в котором описывается плакат, привлёкший к себе внимание ребят.

-На что обращает наше внимание автор?( На искажение реальных  деталей ради создания большого эмоционального эффекта).

-Каково отношение автора к этому плакату?( Грубый, без полутонов, несуразный)

-Почему же дети не замечают этой несуразности?( Их целиком захватило садистское вдохновнеие художника, которое так легко передать дикарям и детям.)Эпитет даёт понять, какая мысль насаждается.

 -Отношение детей  к войне какое? При помощи каких художественных средств автору удаётся показать, что  война предстаёт в романтическом ареоле? ( восхитительный мир войны, заливистые трели пулемётов)

-Ещё раз прочитаем эту фразу « Их целиком захватило садистское вдохновнеие художника, которое так легко передать дикарям и детям». Можно ли считать слова дикарям и детям синонимами? Почему?( Много не знают, не понимают подобно дикарям)

-Какова цветовая палитра плаката? ( Подсознательно цвета чёрный и желтый ассоциируются с «фашистской гадиной»( ядовитой змеёй), о которой говорится в статье, висящей под стеклом в клубе « Считай одно: убитых тобой немцев»). И волевой подросток полон фанатизма.

-Какова роль плаката в композиционном построении рассказа? ( Экспозиция)

-Как развивается действие? Кто его участники?( Саша и Костя мечтают о подвигах. Решаются на убийство ). Такова первая сюжетная линия.

-Что мы можем сказать о второй? ( История заключённых)

-Кто главные герои рассказа? Сашка? Костя? Вернер?(Обсуждение)

6.Проверка домашнего задания. Сравнительная характеристика Саши Маслова И Кости Шмелёва.(Примерный ответ: учатся в одном классе, примерно одного возраста: не слишком внимательны на уроках; получили двойки за диктант с одинаковыми ошибками; географию знают хорошо, двоек нет; скучно на острове; мечтают о подвигах. У Саши смелости и фантазии хоть отбавляй. Костя рассудительный и серьёзный. Критикует Сашкины проекты. Сашка- вожак, Костя - хороший товарищ, но у него слабая воля, в решительные моменты он подчиняется другу. Именно Сашка решается на убийство немца, а Костя не хочет этого. Обратить внимание на эпизод  на улице, когда Сашка объясняет Косте свой план. На квартире Шмелёвых ведут себя по-разному. У одного нетерпение и решимость, у другого- подавленность и страх. В решающий момент Костя зажимает уши и кричит : «Не надо», а Сашка без колебания стреляет со словами «Смерть немецким захватчикам».)

7.Работа с текстом.

-Поговорим о Вернере. Обратим внимание на портрет героя. Читаем:

« У него было благодушное, несмотря на резкие, глубокие морщины, лицо и серо-голубые, как будто выцветшие глаза»». Какое слово ключевое?

( Благодушное лицо).

-Читаем описание одежды. На что обращает наше внимание автор?(Хозяйственный и аккуратный).

-Как называет его Костя? ( Наш немец).

 -Судя по первым абзацам, какого человека видим перед собой? Настораживает ли нас что-нибудь? ( Чувствуем расположение к герою)

-Что узнаём о Линде, его судьбе?( Сидит в лагере, потому что немецкой национальности; по образованию филолог, фашизм не приемлет; подорвал здоровье на руднике, научился плотницкому делу, носит дрова Шмелёвым)

-Как другие немцы к нему относятся? (Враждебно. «Русский интеллигент несколько старомодного склада».) Почему русский?

-С кем Дружил?( С Жердиным)

-Портреты этих героев даются в сравнении. Читаем «В отличие от немца ..до слов…к собственным удобствам». Что же мы узнаём об этом герое? (Внутренняя капитуляция). Чего мы не можем сказать о Вернере.

- Что же даёт ему силы выдержать всё это? В какие моменты герой преображаетя? Подтвердите текстом. («Тоска в выцветших глазах сменилась выражением глубокого удовлетворения», «блаженно улыбался и , как гурман, пробующий никогда не надоедающее вино, покачивал головой»)

Носителем каких национальных черт является Линде?( Аккуратность, пунктуальность, трудолюбие, предусмотрительность, менторство) В чём проявляется?

Что говорит о русских?( Талантливый народ, но склонны к разгильдяству?)Согласны ли вы с этим утверждением?

Какое главное качество подчёркивает в нём автор?( Порядочность и интеллигентность) Что об этом качестве говорит автор? ( «Качество, противопоказанное во все времена»).Почему? ( Быть честным и порядочным трудно)

Кто ещё из героев рассказа  пострадал за честность и порядочность?

 ( Николай Жердин) Почему он оказался в тюрьме? ( Дворянин, родные за границей, бывший белый офицер) Можно ли считать Жердина интеллигентом?( Возможна дискуссия). Работа с речевой характеристикой  ( С одной стороны желчный, ругательный тон, с другой, цитирование Брюсова.) Автор: «Интеллигентность… не мешала Жердину быть храбрым и толковым моряком».(Обратить внимание  на тему споров и лексику героев.(Люди знающие, образованные, владеющие ораторскими способностями)

8.Словарная работа(индивидуальное сообщение): ренегат, апологет, фарисей, сатрап, анахронизм ( из речи заключённых); сложносокращённые слова эпохи 20-40 годов 20 века: НЭП, ГПУ, НКВД. Слайды  презентации 3-6.

9.Индивидуальное сообщение по теме «Депортация народов».Слайды презентации 7-12.

10. Работа с текстом.

В развитии двух сюжетных линий общая кульминация.  Какая? (Выстрел).

Прочитать последний абзац текста.

- Последняя фраза соотносится с миром трагического абсурда, который сатана у Гёте называет «Дрянное Нечто».( Страшный мир, в котором живут люди.) Где и когда звучат в тексте эти слова? (О нём возвещают удары металлической цинги, когда, отложив книгу, Линде пускается в свой последний путь). «Дрянное Нечто» - это и Сашка(" соперник вечного ничто"), человек-мерзость?

-Какова роль эпиграфа в нашем уроке?( Размышление о человеке-чуде и человеке-мерзости)

-Рассказ Демидова тоже имеет эпиграф. Даже два. О чём они? ( Об уничтожении врага, ненависти к нему. И мы понимаем,  что под словом немец подразумевается фашист, который пришёл на нашу землю не с добрыми намерениями)

-Тем не менее в газете «Правда» в апреле 1945 года появилась статья, обвиняющая И.Эринбурга в том, что он призывает к истреблению всех немцев. Мощный форпост советской пропаганды одергивает одного из газетных трибунов 20 века, значит, перебор налицо.

Такой перебор, чудовищный поступок Сашки, завершает рассказ.

Перед нами открытый финал. Что будет дальше? ( Предположения учащихся)

11.Подведение итогов. Рефлексия.

Хотели бы вы иметь такого друга как Саша? Костя? Линде? Почему?

Какие проблемы текста вы бы выделили?(Судьба человека в тоталитарном государстве, агрессивная государственная пропаганда, национализм)

Актуальны ли эти темы и почему?( Фашисты истребляли евреев, в Советском Союзе все немцы враги, в нынешней Украине жаждут уничтожения москалей)

Какова авторская идея? (Идеологический фанатизм – это страшно)

Учитель. Своим рассказом Демидов открывает другой путь толкования патриотизма. В лице Линде мы видим мыслящего человека, а «они всегда были и будут носителями прогрессивных идей», и не их вина, что «они оказались между молотом и наковальней»… А вот обработанный пропагандой подросток, совсем не патриот. Взращённый на нужной государству  идеологии, может быть, такой Саша вырос в сторонника майдана, одного из тех, кто устроил бойню в Одессе …  О соблюдении человечности даже на войне страшный рассказ Демидова «Убей немца».

12.Домашнее задание. Слайд 13.

  • Мои впечатления от прочтения рассказа «Убей немца»
  • Эссе «В чём нравственная сила рассказа?»
  • Сочинение-размышление « Каким человеком вырастет Костя Шмелёв»
  • Письмо Саше Маслову.
  • Плакат « Ценность человеческой жизни»

Список использованной литературы:

  1. http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=15786
  2. https://slovesnik.org/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Демидов,_Георгий_Георгиевич
  4. https://shalamov.ru/memory/222/
  5. Демидов Г.Г. «Убей немца», журнал «Москва» №5 2016г, стр191-202


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"

Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока -  воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять...

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

Пути повышения исследовательских компетенций подростков на уроках внеклассного чтения. Урок-размышление по рассказу Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы…»

В статье рассмотрен опыт формирования исследовательских компетенций у подростков. Вниманию читателей предлагается методика заполнения Карты решения исследовательского задания (КРИЗ) на примере урока в...

Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)

Предлагаем материал к уроку внеклассного  чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...