Назывные предложения
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Назарова Екатерина Андреевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: «Назывные предложения».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: дать понятие назывного односоставного предложения.

Задачи:

        Образовательные:

- познакомить с особенностями односоставных предложений с главным членом подлежащим; научить отличать виды односоставных предложений друг от друга;

- закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

        Развивающие:

- развивать связную речь, воображение, мышление, память;

- учить самостоятельно делать выводы, формулировать вопросы по изученной теме, задачи, которые необходимо решить на уроке.

        Воспитательные:

- воспитывать любовь к слову, к прекрасному; прививать интерес к изучению родного языка.

Ожидаемые результаты:

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, усвоение грамматических средств для выражения мыслей в речевом общении; развитие речевой культуры.

Метапредметные результаты: формирование умения извлекать информацию и различных источников, сопоставлять и сравнивать полученную информацию, оценивать результаты своего труда.

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики, применение знания о назывных предложениях не только на репродуктивном уровне, но и на творческом уровне.

Оборудование урока: 

- компьютер и мультимедийный проектор;

- экран, аудиосистема;                                                                                          

- набор лингвистических словарей;                                                                                                       - презентация «Назывные предложения»;                                                                                                                                                                                            - дифференцированные карточки с заданиями для групп.

Цели и задачи для учащихся:

ЗНАТЬ:

основные признаки назывных предложений, их значение, сферу употребления.  

ФОРМИРОВАНИЕ  УМЕНИЙ:

- находить назывные  предложения;

- определять роль назывных предложений в художественной литературе;

- использовать назывные предложения в речи.

Ход урока

I. Оргмомент. Мотивация

1.Сообщение темы урока (слайд 1).

2.Формулирование целей урока учащимися («Как вы думаете, каковы цели и задачи нашего урока?») (слайд 2)

II. Проверка домашнего задания (взаимопроверка).

III. Повторение.

1.Вопрос:                                                                                                                                                   - Можно ли изучать новый материал без опоры на старый? (Повторяем).                               - Какую задачу на этом этапе урока мы перед собой ставим?

2.Задание: восстановите кластер по теме «Односоставные предложения» (распечатать пустой кластер) (слайд 3)

Вопросы по кластеру:

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы делятся односоставные предложения?

- Какие предложения относятся к определенно-личным, неопределенно-личным, обобщенно-личным?

- Какие предложения с главным членом сказуемым не указаны в кластере? Как вы думаете, почему? (Не все лингвисты признают эти предложения)

3. Задание: охарактеризуйте предложения по составу и особенностям грамматической основы, определите их тип (слайды 4, 5, 6, 7) (работа с интерактивными таблицами)

4. Задание: спишите текст, подчеркните грамматические основы, определите тип предложений, помня о том, что односоставные предложения могут быть частью сложного предложения. Найдите односоставные предложения (работа с цитатой - высказыванием о русском языке известного советского поэта и переводчика В. Луговского (слайд 8). «1.Относитесь к родному языку бережно и любовно. 2. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».    

Вопрос:

- Какова главная мысль этого высказывания? (если мы будем внимательными и чуткими по отношению к родному языку, то нам откроются его «сокровища»).

- Сегодня с одним из таких «сокровищ» языка, обозначенных в теме урока, мы и познакомимся.      

IV. Объяснение нового материала.  

1.Психологическая подготовка к восприятию нового материала (слайды 10-14).

     Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Фета «Шёпот, робкое дыханье…» в актёрском исполнении.

     Учащимся сообщается, что появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. Л. Толстой восторженно отмечал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». (слайд 16)

2.Вопрос:

- А какова ваша точка зрения? (выслушать мнения учеников).

- Безусловно, мы согласимся с Л. Толстым.

3. Наблюдения над языковыми явлениями. Постановка проблемных вопросов.

- Понаблюдайте над предложениями, которые поэт использует в стихотворении (слайд 15). Что необычного, удивительного в них? Попробуйте найти слова, обозначающие действие? Запишите выделенные предложения в тетрадь и отметьте грамматическую основу предложений.

 - Какие  это предложения по наличию главных членов?  В чем особенность грамматической основы этих предложений? Чем выражен главный член односоставных предложений?

- А. Фет часто использует этот приём (запись предложений из стихотворений А. Фета). (слайд 17)

1)Тихая, звёздная ночь …

2)Тёмно-синее небо и в мелких и в крупных звёздах …

- Назовите грамматические основы предложений.

      На основе анализа предложенных отрывков и общих выводов учитель подводит учащихся к формулированию определения назывных предложений. (слайд 18)

- Посмотрим, правильно ли мы дали определение, что такое назывные предложения (читаем определение в учебнике).

     Обращается внимание на то, что выразительная ёмкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. Учитель приводит слова известного лингвиста Н. С. Валгиной. (слайд 19)

V. Закрепление материала.

1.Задание. Запись предложений. Учащиеся должны найти назывные предложения (слайды 20-22).

2. Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений (сильные учащиеся зачитывают и анализируют заранее найденные ими тексты, в которых поэты и писатели используют односоставные предложения с главным членом подлежащим). Попутно объясняются все встретившиеся в текстах изученные пунктограммы и орфограммы. Соответствующие слайды ученики готовят как опережающее задание. Они включаются в учительскую презентацию (слайды 23-25).

VI. Обобщение.

1.Задание. Прочитайте отрывок из стихотворения В. А. Жуковского «Приход весны». Найдите предложение, объясняющее, почему писатели и поэты так любят использовать назывные предложения? (слайд 27)

     Подтверждение выводов учащихся в высказывании известного лингвиста В. В. Виноградова (слайд 28)

2. Задание. Учащимся предлагается понаблюдать над языковым материалом (слайды 28, 29, 30). Они делают выводы, что назывные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными, что их следует отличать от двусоставных предложений с составным именным сказуемым с нулевой связкой.

3.Задание. Прочитать текст, найти назывные предложения распространённые и нераспространённые. Объяснить орфограммы.

VII. Диагностика усвоения. Работа по группам

1.Тест (слайды 32, 33, 34). Попутно учитель задаёт вопросы (Что выражают односоставные предложения? (чувства, настроения  (Какая ночь!) состояния (Тихо.) Констатируют факт. (Вечерний час)

2. Работа по группам с самопроверкой. (слайды 35, 36). Учащиеся работают с дифференцированными карточками-заданиями. (см. приложение, дидактические материалы)

3. Творческое задание.

- Напишите небольшой текст о зиме, используя назывные односоставные предложения. А помогут вам в этом зимние картины природы и музыка. (слайд 37)

    Несколько учащихся зачитывают получившиеся текста (само- и взаимооценка).

VIII. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление мотивированных оценок. Дифференцированное домашнее задание (1 и 2 группы – упр. 140 (Составьте краткий текст на темы…); 3 группа – упр. 142 (Поляна на взгорке…)

Учитель предлагает в качестве мотивационной цитаты следующую:

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. (Л.Н. Толстой)

- Как цитата Л.Н.Толстого может относиться к нашему уроку?

- Определим лексическое значение слов «количество» и «качество».

- Я буду вами довольна, если объясните знаки препинания в предложениях. (Однородные члены. Обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом)

- Где пригодятся нам эти знания? (ГИА)

2.Задание: Среди предложений 18–21 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

1.С чего начинается Родина? 2.Сразу и не ответишь. 3.Для каждого она начинается с чего-то своего, личного. 4.Родительский дом… 5.Любимая школа… 6.Знаменитая Волга… 7.Не перечислить всего, о чем думают люди, говоря о Родине, об Отчизне. 8.Величают ее Русь-матушка, говорят о ней Отчизна-мать, Родина-мать.

II.Повторение. Проверка домашнего задания.

1.Вопрос:                                                                                                                                                   - Можно ли изучать новый материал без опоры на старый? (Повторяем).                               - Какую задачу на этом этапе урока мы перед собой ставим?

2.Задание: восстановите кластер по теме «Односоставные предложения» (распечатать пустой кластер)

Вопросы по кластеру:

- Какие предложения называются односоставными?

- На какие группы делятся односоставные предложения?

- Какие предложения относятся к определенно-личным, неопределенно-личным, обобщенно-личным?

- Какие предложения с главным членом сказуемым не указаны в кластере? Как вы думаете, почему? (Не все лингвисты признают эти предложения)

Задание: приведите примеры односоставных предложений с главным членом сказуемым из текста.

1.С чего начинается Родина? 2.Сразу и не ответишь. 3.Для каждого она начинается с чего-то своего, личного. 4.Родительский дом… 5.Любимая школа… 6.Знаменитая Волга… 7.Не перечислить всего, о чем думают люди, говоря о Родине, об Отчизне. 8.Величают ее Русь-матушка, говорят о ней Отчизна-мать, Родина-мать.

III.Изучение нового материала.

1.Вопрос: Какое односоставное предложение мы с вами еще не изучали? (с главным членом подлежащим).

- Что мы знаем об этом предложении?

2.Объявление темы урока «Назывные предложения» (тема появляется по щелчку)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
                                        К.Бальмонт

3.Задание: самостоятельно познакомиться с §.24, стр.120.

- познакомиться с информационной карточкой №1

Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространить назывные  предложения могут только определения, согласованные и несогласованные.

Но если согласованное определение стоит после подлежащего, оно выступает в роли составного именного  сказуемого.

Чудесный день.(Односоставное назывное)   День чудесный. (Двусоставное с составным именным сказуемым).

4.Ответить на вопросы:

- Какие предложения называются назывными?

- Что сообщают назывные предложения?

- Когда назывные предложения приобретают указательное значение?

- Где употребляются назывные предложения?

5.Сравните предложения. Дать правильный ответ поможет информационная карточка №1.

День.

Чудесный день.

День чудесный.

6.Проаналзируйте цитату лингвиста Валгиной:

«Назывные предложения позволяют представить отдельные детали описываемой обстановки в виде ярких штрихов, они сосредотачивают внимание на этих деталях»

IV.Закрепление.

1.Задание: найдите в тексте назывные предложения.

1.С чего начинается Родина? 2.Сразу и не ответишь. 3.Для каждого она начинается с чего-то своего, личного. 4.Родительский дом… 5.Любимая школа… 6.Знаменитая Волга… 7.Не перечислить всего, о чем думают люди, говоря о Родине, об Отчизне. 8.Величают ее Русь-матушка, говорят о ней Отчизна-мать, Родина-мать.

V. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос.

1.Назывные – односоставные предложения? (Да).

2.Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

3.Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

4.Правда ли, что НП распространяются обстоятельствами? (Нет)

5.Могут ли входить в состав НП частицы ну и, что за, вот, какой(Да)

6.Правда ли, что НП обозначают, что предмет или явление существует в настоящем времени? (Да)

2.Рефлексия

МЫ      - повторили…..                                                                                                                       - познакомились…..                                                                                                                          - установили…..                                                                                                                                        - встретились с трудностями…..                                                                                                            - будем работать над……

Я  - хочу похвалить……                                                                                                                      - хочу сказать спасибо….

VI.Домашнее задание:

- §.24, вопросы на стр.129, упр.246

- вопрос: какую роль играют назывные предложения в поэтическом тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк...

Назывные предложения

Урок русского языка в 8 классе с презентацией....

Разработка урока "Назывные предложения",8 класс

Это 5-ый урок русского языка в 8 классе в разделе "Односоставные предложения".Учащиеся самостоятельно разберут предложения, научатся составлять синквейн....

Урок для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Назывное предложение".

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ...