Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Бессчастнова Светлана Николаевна

Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием  для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazyvnye_predlozheniya.pptx1.55 МБ
Файл konspekt.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Назывные предложения Урок русского языка в 8 классе Разработал: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 20» Бессчастнова С.Н.

Слайд 2

Цель: Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения.

Слайд 3

Ход урока: организация класса. Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений. Объяснение нового материала. Закрепление. Домашнее задание: 24, упр.247, индивид. найти в стихах, дневниковых записей поэтов, писателей (А.Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак) назывные предложения, определить их роль в тексте.

Слайд 4

Тест 1. Найдите определенно – личное предложение. А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.) Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.) В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.) Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.) Д. По ниве прохожу я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.) 2. Найдите неопределенно – личное предложение. А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.) Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.) В. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.) Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.) Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.) 3. Найдите безличное предложение А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.) Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.) В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.) Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.) Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

Слайд 5

Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И, заря, заря!... А.Фет Запишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы предложений.

Слайд 6

Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Вот и утро. Подлежащее может иметь при себе определение. Например: Старый дом с голубыми ставнями. (С.Есенин.) В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относится к сказуемому. Выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, нем немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. Чтение параграфа 24

Слайд 7

Закрепление: Упр. 242 ( 1 вар.: 1-3 предлож ., 2 вар. 4- 6 предл .) Анализ текстов с точки зрения в них назывных предложений (выборочная запись текстов ). Упр. 244; сочинение по вариантам (начало из упр. 243).

Слайд 8

Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К. Бальмонт ЧАРЫ – волшебство, колдовство)

Слайд 9

Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая березовая роща, Редкий лес на берегу реки. ( Д.Кедрин )

Слайд 10

к Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Б. Пастернак

Слайд 11

Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь темно – синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме. К. Ваншенкин

Слайд 12

Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко. Глубокий, но пологий овраг… По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки… (по И. Тургеневу.)

Слайд 13

Литература: Антология русской поэзии. В 2 т. Т.2 / Сост. М. Латышев. – М. ТЕРРА, 1997. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл .: Кн. Для учителя. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2000. Виртуальный наставник. Русский язык 7 – 11 класс. Русский язык: учеб. для 8 кл . / С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2008.



Предварительный просмотр:

Назывные предложения. Урок  русского языка в 8 классе.

Разработал учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 20» Бессчастнова С.Н.

Цель: Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием  для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения. (СЛАЙД 2).

Форма урока: комбинированный.

Тип урока: изучение нового материала.

Методические приемы: работа с поэтическим текстом, тренировочные упражнения.

Литература:

  1. Антология русской поэзии. В 2 т. Т.2 / Сост. М. Латышев. – М. ТЕРРА, 1997.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Кн. Для учителя. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Виртуальный наставник. Русский язык 7 – 11 класс.
  4. Русский язык: учеб. для 8 кл. / С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2008.

Ход урока: (СЛАЙД 3)

  1. организация класса.
  2. Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений. (СЛАЙД  4).

1.  Найдите определенно – личное предложение.

А.   С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)

Б.    Про победу Великого года  будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

В.    На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)

Г.     Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)

      Д.   По ниве прохожу  я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)

2. Найдите неопределенно – личное  предложение.

А.   Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)

Б.    Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)

В.   Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.)

Г.    Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)

Д.  Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)

3. Найдите безличное предложение

А.  Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)

Б.  Не спится, няня. (А. Пушкин.)

В.  Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)

Г.  Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)

Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)

  1. Объяснение нового материала. (СЛАЙД  5).

  Учитель: Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного  глагола. Каждое выражение – картина».

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

                                               И, заря, заря!...                         А.Фет

        Учитель: Запишите выделенные  предложения, подчеркните грамматические основы предложений.

Учитель дает понятие назывных предложений. (СЛАЙД 6).

- Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее.  Например: Вот и утро.

                Подлежащее может иметь при себе определение.  Например: Старый дом  с голубыми ставнями. (С.Есенин.)

- Учитель: Назывные  предложения могут быть распространенными и нераспространенными: Ср.: Вечер. – Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями. Распространить  назывные предложения  могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относится  к сказуемому.

        - Учитель  обращает внимание учащихся на выразительную емкость этих предложений, что  делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, нем немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

        - Чтение параграфа 24 (самостоятельно), составление плана в форме вопросов. Например:

1) Что такое назывные предложения?

2) Какое время выражают назывные предложения?

3) В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?

4) Где и с какой целью употребляются назывные предложения?

  1. Закрепление.

1.Упр. 242 (1 вар.: 1-3 предлож., 2 вар. 4- 6 предл.)

  1. Анализ текстов с точки зрения в них назывных предложений (выборочная запись текстов).  (СЛАЙД 8-12).
  2. Упр. 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из вариантов Упр. 243 (писать по вариантам). Прочитать 1-2 сочинения от каждого варианта.

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание:  
  3. 1. Параграф 24, упр.247 (СЛАЙД 3);

2. Индивидуальное задание: найти в стихах, дневниковых записей поэтов, писателей    (А.Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак) назывные предложения, определить их роль в тексте.