Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazyvnye_predlozheniya.pptx | 1.55 МБ |
konspekt.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения.
Ход урока: организация класса. Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений. Объяснение нового материала. Закрепление. Домашнее задание: 24, упр.247, индивид. найти в стихах, дневниковых записей поэтов, писателей (А.Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак) назывные предложения, определить их роль в тексте.
Тест 1. Найдите определенно – личное предложение. А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.) Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.) В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.) Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.) Д. По ниве прохожу я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.) 2. Найдите неопределенно – личное предложение. А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.) Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.) В. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.) Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.) Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.) 3. Найдите безличное предложение А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.) Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.) В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.) Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.) Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И, заря, заря!... А.Фет Запишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы предложений.
Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Вот и утро. Подлежащее может иметь при себе определение. Например: Старый дом с голубыми ставнями. (С.Есенин.) В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относится к сказуемому. Выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, нем немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия. Чтение параграфа 24
Закрепление: Упр. 242 ( 1 вар.: 1-3 предлож ., 2 вар. 4- 6 предл .) Анализ текстов с точки зрения в них назывных предложений (выборочная запись текстов ). Упр. 244; сочинение по вариантам (начало из упр. 243).
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К. Бальмонт ЧАРЫ – волшебство, колдовство)
Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая березовая роща, Редкий лес на берегу реки. ( Д.Кедрин )
к Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора. Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озера. Как на выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой. Б. Пастернак
Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь темно – синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме. К. Ваншенкин
Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко. Глубокий, но пологий овраг… По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки… (по И. Тургеневу.)
Литература: Антология русской поэзии. В 2 т. Т.2 / Сост. М. Латышев. – М. ТЕРРА, 1997. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл .: Кн. Для учителя. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2000. Виртуальный наставник. Русский язык 7 – 11 класс. Русский язык: учеб. для 8 кл . / С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2008.
Предварительный просмотр:
Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Разработал учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 20» Бессчастнова С.Н.
Цель: Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, пользоваться описанием для обозначения места и времени; 3) выразительно читать назывные предложения. (СЛАЙД 2).
Форма урока: комбинированный.
Тип урока: изучение нового материала.
Методические приемы: работа с поэтическим текстом, тренировочные упражнения.
Литература:
- Антология русской поэзии. В 2 т. Т.2 / Сост. М. Латышев. – М. ТЕРРА, 1997.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 кл.: Кн. Для учителя. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2000.
- Виртуальный наставник. Русский язык 7 – 11 класс.
- Русский язык: учеб. для 8 кл. / С.Г. Бархударов и др. – М.: Просвещение, 2008.
Ход урока: (СЛАЙД 3)
- организация класса.
- Тест. Цель – проверка степени овладения умением различать виды односоставных предложений. (СЛАЙД 4).
1. Найдите определенно – личное предложение.
А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев.)
Б. Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)
В. На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет.)
Г. Волка шапками не закидаешь. (Пословица.)
Д. По ниве прохожу я узкую межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)
2. Найдите неопределенно – личное предложение.
А. Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков.)
Б. Ради розы терпят и шипы. (Пословица.)
В. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет.)
Г. Со скрипом опустили трап. ( А Толстой.)
Д. Еду – еду в чистом поле. (А. Пушкин.)
3. Найдите безличное предложение
А. Ведут ко мне коня. ( А. Пушкин.)
Б. Не спится, няня. (А. Пушкин.)
В. Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин.)
Г. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев.)
Д. Кому – то принесли от мастера ларец. (И. Крылов.)
- Объяснение нового материала. (СЛАЙД 5).
Учитель: Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Они восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени, тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И, заря, заря!... А.Фет
Учитель: Запишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы предложений.
Учитель дает понятие назывных предложений. (СЛАЙД 6).
- Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Вот и утро.
Подлежащее может иметь при себе определение. Например: Старый дом с голубыми ставнями. (С.Есенин.)
- Учитель: Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными: Ср.: Вечер. – Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные предложения, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений (согласованные и несогласованные).
В таком предложении не может быть дополнения и обстоятельства, потому что они должны относится к сказуемому.
- Учитель обращает внимание учащихся на выразительную емкость этих предложений, что делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, нем немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
- Чтение параграфа 24 (самостоятельно), составление плана в форме вопросов. Например:
1) Что такое назывные предложения?
2) Какое время выражают назывные предложения?
3) В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?
4) Где и с какой целью употребляются назывные предложения?
- Закрепление.
1.Упр. 242 (1 вар.: 1-3 предлож., 2 вар. 4- 6 предл.)
- Анализ текстов с точки зрения в них назывных предложений (выборочная запись текстов). (СЛАЙД 8-12).
- Упр. 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из вариантов Упр. 243 (писать по вариантам). Прочитать 1-2 сочинения от каждого варианта.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание:
- 1. Параграф 24, упр.247 (СЛАЙД 3);
2. Индивидуальное задание: найти в стихах, дневниковых записей поэтов, писателей (А.Ахматова, М. Цветаева, Б. Пастернак) назывные предложения, определить их роль в тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык . 9 класс
Материал предназначен для итоговой проверки знаний девятиклассников по теме "Сложноподчиненное предложение", содержит пунктуационные и орфографические задания....
Зачетная работа по теме "Сложносочиненное предложение". Русский язык . 9 класс
Материалы предназначены для итоговой проверки знаний учащихся по теме "Сложносочиненное предложение", содержит пунктуационные задания разных видов: расстановка знаков препинания, составление схем, тес...
Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" Русский язык. 9 класс.
Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" содержит СПП с разными видами придаточных. Может быть использован для индивидуальной и групповой работы при освоении названной темы....
Презентация "Бессоюзное сложное предложение". Русский язык 9 класс.
Данная презентация содержит материал для объяснения и закрепления темы "Бессоюзное сложное предложение"....
Тест, проверочная работа по теме "Сложноподчиненное предложение". Русский язык 9 класс
Материал по русскому языку 9 класс можно использовать в качестве контрольной, проверочной или тестовой работы по теме "Сложноподчиненное предложение"...
Презентация на тему: "Второстепенные члены предложения". Русский язык. 5 класс.
Данная презентация помогает учащимся повторить материал по данной теме за курс 4 класса и формирует представление о дополнительных функциях определения,дополнения. обстоятельства....