Главные вкладки

    Урок литературы 8 класс по комедии Н,В, Гоголя "Ревизор"
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Сапожникова Валентина Алексеевна

    Данная разработка представляет заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор",Уроку предшествует подготовительная работа, учащиеся распределяются по нескольким группам: режиссер, художник оформитель, критики, актеры, музыкальный режиссер, художник по костюмам. Представители групп защищают свои проекты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок  литературы

    8класс

    (ПО ПЬЕСЕ Н. В.ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»                

    Подготовительная работа.

       1.Опережающее задание для всего класса (вопросы для зрителей)

       2.Индивидуальные задания учащимся.

       3.Выбор действующих лиц: режиссера, актеров, художника по костюмам,         музыкального оформителя.

       4.  Подготовка инсценировки.

       5 . Печатание пригласительных билетов.

       6.  Подбор музыки.

       7.Эскизы костюмов.

    Цель урока: 1. Восприятие комедии учащимися.

                         2. Развитие интереса к театральному искусству.

                         3.Способствовать развитию творческих начал у учащихся.

                         4. Помочь получить радость от общения с искусством.

    Оборудование: афиша, портрет писателя, магнитофон, рисунки – эскизы костюмов героев.

    Оформление доски.

    1. Портрет писателя.
    2.  Эскизы костюмов
    3. Рисунки ребят (портреты героев, зарисовки эпизодов и др.)
    4. Эпиграф к уроку.

    «Трагедия и сатира две сестры и идут рядом, и имя им обеим вместе взятым: правда».

                            Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ  

                                                                     

    Ход урока.

    Ведущий.

           Сегодня мы с вами собрались побывать в театре, конечно, это будет лишь воображаемый театр, но пьеса, о которой пойдет речь, самая настоящая. Перенесемся силой воображения в Александрийский театр в Петербурге.                                                                                                                                                               Сегодня вечер 19 апреля 1836 года. Необычайное оживление царит на площади у театра, подъезжают экипажи, хлопают дверцы карет. Ложи и кресла заполнила петербургская знать, ожидают самого Государя. В этот вечер впервые давали комедию Н.В. Гоголя  «РЕВИЗОР».

         Сюжет комедии Гоголю подарил А.С.Пушкин. По рассказам Гиляровского, жители Миргорода считали, что городничий и почмейстер в «Ревизоре»- верные портреты местной бюрократии, причем называли местные фамилии. Многие видели в комедии карикатуру, заявляли, что Гоголь «враг России и что его следует в кандалах отправить в Сибирь». Но пьеса была одобрена государем Николаем Павловичем, который много смеялся во время представления, а выходя из ложи сказал: « Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!»

         Вот что говорил о пьесе Гоголя Аксаков :  «…..основой комизма избраны не шутки, а сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях.»  

          Николаевская Россия того времени представляла ужасную картину. Везде был произвол, истязались невинные  люди, всюду брались взятки и Н.В. Гоголь в своей знаменитой комедии «Ревизор» высмеивал пороки человеческого общества.

           И сегодня мы собрались на встречу с творческой группой, которая осуществляла постановку комедии. И начнем с просмотра инсценировки.

    2. Инсценирование. (действие V явление VIII)

    3.  Сегодня у нас в студии гости.  (Представление режиссера,  актеров, художника, музыкального оформителя)

    Слово предоставляется режиссеру.

    Почему вы выбрали для инсценировки эту сцену из комедии?

          (режиссер отвечает)

    Ведущий: По какому принципу Вы подбирали героев? Кто из героев сыграл, по- вашему, наиболее удачно?

        Режиссер дает оценку работе ребят, сыгравших в инсценировке. Подчеркивает, что подбирал актеров не только по внешности, но и по внутреннему созвучию.

                      В чем вы видите актуальность проблематики пьесы для сегодняшнего дня?

    Художник – костюмер показывает эскизы костюмов, делает необходимые пояснения, соответствующие костюмам, отвечая на вопросы ведущего.

                     Какими вы видите героев пьесы?

                     Какие детали костюма помогут подчеркнуть индивидуальность                                                                                                                характера конкретного персонажа?

                      Какими вы видите костюмы к спектаклю?

    Ведущий представляет Актеров и дает им слово.

                     Что Вы можете сказать о своем герое?

                      Кто Вы?

                      Как вы относитесь к окружающим вас персонажам?

                     Встречаются ли люди, подобные вашему персонажу в наши дни?

    Ведущий обращается к зрителям, предлагает высказать  свое мнение. Задает вопросы.

                   Оцените замысел режиссера игру актеров?

                  Насколько созданные актерами образы совпадают с обликом героев пьесы, хранящиеся в вашем воображении?

    Ведущий благодарит всех за участие во встрече

     4.   Слово берет учитель. Итоговые вопросы учителя:

                 - Понравилась ли Вам встреча?

                 - Кто, на Ваш взгляд, был более убедителен в своей роли на встрече?

       5.      Домашнее задание.

         

    Письменная работа. Так какие пороки высмеивал Н.В. Гоголь своей комедии «Ревизор» (на примере одного героя.)              

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

    Методическая разработка для проведения уроков литературы в 8 классе "Изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ВВЕДЕНИЕ       Выбор нашей темы обусловлен тем, что нам по ...

    Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

    Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

    Методическая разработка интегрированного урока (литература+английский) по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

    Вступление  ( слайд -  портрет А.С.Грибоедова, написанный И. Крамским)         Где он? Где друг? Кого спросить?...

    Презентация к уроку литературы по изучению комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

    Презентация содержит фотографии, на которых запечатлены мизансцены из спектакля 1977 года по комедии "Горе от ума"...

    Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями. Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    Урок литературы в 9 классе в форме творческой встречи актёров со зрителями.Тема урока: Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума».Цели и задачи урока:- обобщение знаний после изучения комедии Грибоедова «Го...

    Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

    Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...