О роли гимназии в сохранении родных языков и культур народов
статья по литературе на тему

«Подлинным носителем национальной культуры считается тот человек, который хорошо познал культуру своего народа и способствует ее взаимообогащению с культурой других народов», Зуфар Фаткутдинов, современный татарский публицист, писатель и философ, автор книги «Откровения XX века». Это высказывание отвечает духу нашей общегимназической программы «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного компонента в условиях двуязычия. Одним из стержневых проектов является проект «Язык», в ходе реализации которого язык рассматривается с позиций существования нации. Также стержневыми проектами является «Родина» и «Семья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

О роли гимназии в сохранении родных языков и культур народов

учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории, заместителя директора по УР МАОУ «Гимназия № 37» Авиастроительного района города Казани

Ибрагимовой Лилии Тимербулатовны.

«Подлинным носителем национальной культуры считается тот человек, который хорошо познал культуру своего народа и способствует ее взаимообогащению с культурой других народов»,  Зуфар Фаткутдинов, современный татарский публицист, писатель и философ, автор книги «Откровения XX века». Это высказывание отвечает духу нашей общегимназической программы «Мы россияне». Данная программа ориентирована на внедрение русского этнокультурного компонента в условиях двуязычия. Одним из стержневых проектов является проект «Язык», в ходе реализации которого язык рассматривается с позиций существования нации. Также стержневыми проектами является «Родина» и «Семья». Таким образом, программа основана на следующих концептуальных идеях:

  • Возрождение этнокультуры русского и татарского народов, использование ее потенциала в нравственном, духовном и социальном становлении современных школьников.
  • Осуществление поликультурного подхода в формировании ценностных ориентиров.
  • Создание целостности, системности и глубины учебно-воспитательного процесса, т. к. реализация программы предполагает многоуровневый исследовательский и аналитический подход.

Предполагаемый конечный результат заключается в следующем:

  • Воспитание гражданина, знающего  достоинства национальной культуры;
  • Имеющего  сформированные  ценностные ориентиры;
  • Умеющего  гармонично войти в современную жизнь на культурном, социальном, экологическом уровнях;
  • Способного видеть  взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего и ценить  взаимосвязь культур разных народов;
  • Воспитание патриота, обладающего  способностью к диалогу, эмпатии, к сохранению народных традиций;
  • Умеющего брать на себя ответственность за принятые решения

Предлагаем несколько фрагментов реализации данной программы на уроках и во внеурочной деятельности.

Учитель высшей квалификационной категории Нуретдинова Р.К.проводит уроки «Энциклопедия одного слова», одной из целей которых является поиск сближения культурных ценностей разных народов. На таких уроках учащиеся работают над этимологией слова, определяют, что оно обозначает, подбирают однокоренные слова, пословицы, рассматривают образ коня, например, (Урок по теме «Энциклопедия одного слова. Конь»)  в художественной литературе, праздниках русского и татарского, а также других народов. Так, конь во всех странах почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь – символ добра и счастья, мудрость богов являлась людям через это животное, конь являлся не только оберегом, но и верным другом. («Конек-горбунок» и др.) В Болгарии до сих празднуют Тодорицу, День коня. Этот праздник похож на праздник татарского народа «Сабантуй» с его скачками.

С учащимися начальных классов проводятся уроки народной мудрости, где отражены идеалы русского и татарского народов.

В пятых классах - уроки «Чему учат нас русские и татарские былины и легенды.

Шестые классы изучают казанский ретролексикон. Проводится работа со  словарем, который является первым опытом родословно-биографической и историко-краеведческой энциклопедией, выпущенной в 2002 году; научным редактором является заведующий кафедрой истории Татарстана Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, профессор З.З. Мифтахов.

Седьмые классы проводят исследования «Слово и мысль», «Слово – начало всех начал».

Восьмые рассматривают этимологию слов «толерантность», «эмпатия», «традиция», учатся анализировать на уроках литературы исторические песни, например, «Взятие Казани», «Смерть Ивана Грозного».

Девятые классы обращают особое внимание на тюркские элементы в славянских языках.

Десятые и одиннадцатые проводят специальные уроки «Диалог культур», темами которых являются «Русские писатели 19-20 веков в Казани», «Современные татарские и русские писатели Татарстана».

Во внеурочной деятельности сохранению родного языка и культуры способствует школьный этнографический музей «Наследие времен». Проводятся экскурсии «Полотенца русского и татарского народов», «Куклы из бабушкиного сундука», «Из истории старинных вещей», «Обзорная (краткая и полная) экскурсия» (на русском и татарском языках), «Из истории самовара», «Похвальное слово керосиновой лампе», «Прялка», «Матрешек пестрый хоровод» (на русском и английском языках».

Сохранению языков взаимообогащению культур способствуют исследовательские работы учащихся. Так, в 2008-2009 учебном году гимназисты приняли участие в республиканских конференциях (им. Л.Н. Толстого, Кирилло-Мефодиевские чтения, в межрегиональных (им. Каюма Насыри), в городских (им. И. Хальфина, Д.С. Лихачева, К.Д. Ушинского, последняя проводится по нашей инициативе на базе нашей гимназии). Результаты следующие: межрегиональные  НПК – 2; республиканские НПК – 13; городские – 38 участников.

Хочу остановиться на двух исследовательских работах.

Ученица седьмого класса в своей работе «Культурологический концепт слова «память» обращается к стихотворению И. Юзеева «Чуток ли твой сон, 20 век», рассматривая вопросы ответственности за земной шар, к легенде Ч. Айтматова о манкурте, которая подводит ученицу к мысли о том, что каждый человек должен помнить семейные и народные традиции, иначе превращается в бессловесного раба – манкурта, убивающего свою мать.

Тема исследовательской работы десятиклассницы «Спектр портретов и образов пожилых людей в Отечественной литературе». Помимо филологической направленности эта работа имеет социально-нравственное звучание. В ней рассматривается система духовно-нравственных координат современного общества. Работа носит сопоставительный характер русских и татарских произведений разных жанров: анализ пьесы Ш. Хусаинова «Мама прости», рассказы В.М. Шукшина и А.Н. Еники, стихи Л. Татьяничевой и татарских поэтов Р. Миннуллина и Р. Файзуллина. В работе рассматриваются наставления К.Насыри. Ученица сделала вывод, что и русская и татарская литература уделяют большое внимание теме старости, подчеркивает, что слова «старость» и «одиночество» порой воспринимаются как синонимы. В работе звучит призыв к молодому поколению задуматься над тем, что необходимо воспитывать в себе такие нравственные чувства, как сострадание, милосердие и забота, следовать таким нравственным чувствам, как сострадание, милосердие и забота, следовать таким нравственным принципам как человечность, а нравственность поведения должна проявляться в единстве и благородстве помыслов, слов и поступков.

Приведенный выше материал иллюстрирует работу нашей гимназии по сохранению языков и культур русского и татарского народов. Как сказал Н. Бердяев: «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире. Культура есть культ предков, связь отцов с сынами». Таким образом, в гимназии осуществляется целенаправленная работа по созданию интеллектуально-нравственной образовательной среды, по проекту «Новая школа».