СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА
статья на тему

Канзычакова Рима Константиновна

Воспитательная работа, которая проводится в Аскизском пришкольном интернате, приучает детей изучать не только историю своей семьи, своего рода, но и своей страны, потому что духовно-нравственное воспитание – это не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение ко всем землякам и другим людям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kanzychakova_r.k._statya_askizskiy_l-i.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:


Канзычакова Рима Константиновна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» Аскизского района Республики Хакасия

СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

Хакасский народ, как и другие малочисленные народности Российской Федерации, пытается решать многие проблемы знания и понимания этнокультуры. Этими вопросами сегодня интересуются педагоги не только в Хакасии. Ведь любая школа – это учреждение, которое осуществляет наибольшую работу по личностному формированию учащихся (наряду с семьей). Понятно, что привитие любви к родной земле и народному творчеству надо формировать с самого раннего детства в любой семье. Но в условиях пришкольного интерната, в котором проживают дети из небольших поселений Аскизского и Бейского районов РХ, большую роль в воспитании интереса к родной культуре и культуре других народов играет заполненность предметно-развивающей среды.  

Работая с воспитанниками Аскизского пришкольного интерната, воспитатели стараются вносить элементы этнопедагогики почти во все массовые общеинтернатные (по плану,1 раз в месяц) и классные мероприятия, которые проводятся еженедельно. Если на классном часе дети знакомятся с государственной символикой РФ, то узнают и о символике РХ (о флаге, гербе, гимне). Если классный час носит экологический характер, то на нем дается информация, например, из Красной книги РХ (флора и фауна Хакасии). Если это классный час, посвященный Великой Победе в ВОв, то обязательно озвучиваются данные о героях-земляках или тружениках тыла, чьи имена носят улицы Аскиза. Тематические классные часы воспитывают у детей чувство гордости за страну, республику и людей, живущих рядом, прививают интерес к истории малой родины, содействуют воспитанию настоящих патриотов своего государства. Целенаправленная воспитательная работа имеет огромное духовно-нравственное значение, пробуждает в детях такие чувства, как трудолюбие, честность, стремление к добру и милосердию, учит любить родной народ и землю, на которой они родились.

В интернате проводятся традиционные общеинтернатные мероприятия, которые способствуют развитию интереса к обычной жизни хакасов, фольклору, их обычаям, образу жизни. На них воспитанники знакомятся с уникальными традициями, на которых был построен быт хакасов, демонстрируют национальные костюмы, узнают основные правила гостевого этикета (праздник, посвященный 8 Марта – дефиле в национальных костюмах; праздник, посвященный 23 февраля – соревнования по хакасским спортивным играм»; конкурс «Битва хоров» - исполнение песен на хакасском языке и др.). Такие мероприятия воспитывают уважение к родной культуре и традициям и развивают способности к пониманию чувств людей других национальностей. Каждое общеинтернатное мероприятие – это всегда творчество и импровизация. Воспитатели, составляя сценарий, обязательно учитывают индивидуальные особенности детей, направленность их творчества, интересы, а также уровень знания хакасского и русского языков. 

Знакомя детей с прикладным искусством хакасского народа, педагоги обращают внимание детей на предметы, сделанные из разных материалов (кость, бисер, мех, береста, сукно). Также воспитатели знакомят детей с различными произведениями писателей, поэтов и художников, при этом также воспитывается уважение к культуре и традициям своего народа.

На других познавательных занятиях дети узнают об особенностях профессий, востребованных в сельской местности, эти мероприятия расширяют знания школьников о разных профессиях, учат планировать и анализировать свою деятельность. Вместе с воспитателями дети посещают районные мероприятия, народные праздники, посвященные календарным датам, юбилеям известных земляков (писателей, поэтов, актеров), которые проводят РЦКиД, центральная библиотека, центр дополнительного образования. Следовательно, если наши воспитанники принимают активное участие в таких праздниках, значит, дети в понятной, доступной, эмоциональной форме целенаправленно приобщаются к истокам хакасской культуры. В результате у детей  формируется положительное отношение к этнокультуре, устанавливаются представления о добре и зле, формируется сопереживание ближним, потребность совершать позитивные поступки.

На воспитательных мероприятиях особое внимание уделяется уважению к старшим. Например, ко Дню Матери дети ежегодно рисуют открытки, пишут сочинения о мамах и бабушках. Педагоги постоянно общаются с родителями детей, помогающими при проведении национальных праздников, и не только. Часто простые телефонные звонки родителям приводят к тому, что организуется большое классное мероприятие, иногда – с выездом на природу или в музей, или в кинотеатр, или на концерт.

Таким образом, воспитательная работа, которая проводится в Аскизском пришкольном интернате, приучает детей изучать не только историю своей семьи, своего рода, но и своей страны, потому что духовно-нравственное воспитание – это не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение ко всем землякам и другим людям.

Литература

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание в условиях школы-интерната

Выступление на психолого-педагогическом семинаре...

Использование ИКТ в воспитательном процессе в условиях пришкольного интерната

Использование в воспитательном процессе новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать мероприятия ...

ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК СПОСОБ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому воспр...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

Использование технологии проектов в условиях пришкольного интерната

Актуальность проектной деятельности никем сегодня не оспаривается, осознается всеми субъектами образовательного процесса. В государственном стандарте образования методы проектно-исследовательской деят...

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...