Использование технологии проектов в условиях пришкольного интерната
статья на тему

Канзычакова Рима Константиновна

Актуальность проектной деятельности никем сегодня не оспаривается, осознается всеми субъектами образовательного процесса. В государственном стандарте образования методы проектно-исследовательской деятельности являются обязательным условием реализации образовательной программы начального и основного общего образования.

Технология проекта в пришкольном интернате имеет свои особенные специфические отличия и подходы к организации и ориентирована, прежде всего, на коллективную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Канзычакова Рима Константиновна,

воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева

Аскизского района Республики Хакасия

Использование технологии проектов в условиях пришкольного интерната

В настоящее время в условиях реформирования всей системы общего образования большое внимание уделяется применению новых педагогических технологий, которые открывают новые возможности для обучения и воспитания, способствуют развитию творческой активности, самостоятельности, инициативы школьников.

Актуальность проектной деятельности никем сегодня не оспаривается, осознается всеми субъектами образовательного процесса. В государственном стандарте образования методы проектно-исследовательской деятельности являются обязательным условием реализации образовательной программы начального и основного общего образования.

Технология проекта в пришкольном интернате имеет свои особенные специфические отличия и подходы к организации и ориентирована, прежде всего, на коллективную деятельность.

Организация проектной деятельности в интернате осуществляется с учётом требований, предусмотренных ФГОС ООО. Педагоги пришкольного интерната Аскизского лицея-интерната творчески работают со своими воспитанниками, направляя их деятельность на развитие познавательных и творческих способностей детей, постоянно находятся в поиске наиболее эффективных средств и методов воспитания и обучения. Один из таких методов – метод проектов, его использование дает возможность воспитанникам поэкспериментировать, объединять и применять полученные знания в играх и самостоятельной деятельности, развивать коммуникативные навыки и творческие способности.

Основные особенности проектов в интернате:

1. Работа над проектом направляется на разрешение конкретной (исследовательской, информационной, практической) проблемы, но чаще всего социально-значимой.

2. Выполнение работы начинается с проектирования самого проекта, или по-другому, - с определения вида продукта и формы презентации (планируются действия по разрешению проблемы)

3. Поисково-исследовательская работа воспитанников (поиск информации, которая потом обрабатывается, анализируется участниками проектной группы и представляется остальным членам группы).

4. Результат работы над проектом – продукт, созданный участниками реализации проекта в ходе решения проблемы.

5. На завершающем этапе требуется презентация продукта и защита самого проекта (дети обосновывают свое мнение о том, почему выбран именно этот продукт).

Традиционно выбираются именно коллективные творческие проекты, целью которых является творческое развитие всех субъектов образовательного процесса, а основные задачи решаются через сотрудничество и сотворчество, воспитание культуры общения, развитие воображения, любознательности.

Во время участия в проектной деятельности каждый воспитанник может найти  себе занятие по своим склонностям и способностям. Выполняя проект, воспитанники самостоятельно ищут источники информации, извлекают нужные им сведения и систематизируют их, планируют свою работу, сотрудничают с педагогами и друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями и навыками, расширяют свой кругозор (проектная деятельность позволяет воспитанникам выйти за границы школьных предметов), соединяют опыт из собственной жизни с новыми знаниями.

Воспитанники самостоятельно выдвигают гипотезы, формулируют проблему, выступают в роли организатора проектов.  Проектная деятельность в пришкольном интернате подразумевает сотрудничество трех сторон: детей, родителей и педагогов.

В зависимости от темы и сроков выполнения проекта, состава участников, в интернате реализуются проекты разных видов.

Так, в самом начале (в 2012 году) это был экологический проект «Наш двор» (по благоустройству и озеленению территории интерната), в ходе которого были расчищены замусоренные участки, посажены зеленые насаждения, разбиты цветочные клумбы и т.п. (работа над данным проектом была продолжена во все последующие учебные годы).

В интернате также реализуются творческие, игровые и комплексные проекты. По направлению «Театральное искусство» (в рамках работы в «Музее искусств») дети представляют презентации промежуточных итогов внутриклассных творческих проектов (5, 6, 7 классы – кукольный театр, 8 класс – по биографии и творческому пути артистов театральных коллективов РХ, 9 класс – по альбомам из афиш театров Хакасии, 10 и 11 классы – по творческому использованию медиаресурсов). Перед каждой дискотекой проводится маленькое мероприятие (на 15-20 минут) – серия тематических конкурсных программ (по правилам дорожного движения, по экологии и др.), по которым итог подводится в конце учебного года, а во время самих дискотек организуются игровые паузы – члены Совета интерната проводят небольшие юмористические конкурсы.

В 2017-2018 учебном году в интернате было реализовано 2 проекта, один – по благоустройству и озеленению внутренних помещений интерната (четырех учебных кабинетов и рекреаций на 2-4 этажах здания), второй – по оформлению этих же помещений к Новому году. В первом случае в проектную деятельность были привлечены родители, которые изъявили желание передать в дар интернату комнатные цветы, цветочные горшки, кашпо и другие предметы для благоустройства помещений для своих детей, а во втором случае дети сами проявили фантазию и с помощью одной только белой бумаги и ножниц необычно, в сказочном стиле, оформили окна к Новому году.

В конце учебного года был реализован еще один проект – «Малые олимпийские игры» (соревнования по разным видам спорта, в т.ч. конкурс команд чирлидеров).

Именно с помощью проектной деятельности педагоги пришкольного интерната стараются развить и максимально приблизить своих воспитанников к благополучному вхождению в социум.

Не все воспитанники в силу их индивидуальных особенностей могут самостоятельно выполнить задание, поэтому воспитатели совместно с ними в обсуждении определяют общую тему проекта, помогают ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы.

Совместная деятельность над проектами вызывает у воспитанников массу положительных эмоций и превращается в настоящий праздник, потому что одна из особенностей творческих коллективных проектов – наглядный результат совместной творческой деятельности.

Таким образом, реализация творческих коллективных проектов в пришкольном интернате дает возможность развивать у воспитанников активность, формировать самостоятельность, инициативность, компетентности (интеллектуальную, социальную), творческое отношение к делу, свободу поведения.

Технология проектирования требует от педагога соответствующих знаний и умений, поэтому сами воспитатели, благодаря проектам, учатся работать в соответствии с современными требованиями стандарта системы образования.

Значение такой формы организации творческой деятельности в пришкольном интернате невозможно переоценить. Воспитанники, обладающие знаниями и умениями практической деятельности, более успешно адаптируются в самостоятельной жизни.

Список литературы:

1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся - М., 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в воспитательном процессе в условиях пришкольного интерната

Использование в воспитательном процессе новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать мероприятия ...

ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК СПОСОБ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому воспр...

Культурно-исторический аспект в духовно-нравственном воспитании детей и подростков в условиях пришкольного интерната

В данной статье описывается опыт культурно-исторического аспекта духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Особенность работы заключается в том, что она происхдит в условиях пришкольно...

Использование мультимедийных проектов как условие формирования и развития коммуникативных способностей учащихся в образовательной среде

Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм...

СОХРАНЕНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

Воспитательная работа, которая проводится в Аскизском пришкольном интернате, приучает детей изучать не только историю своей семьи, своего рода, но и своей страны, потому что духовно-нравственное воспи...

Организация совместной деятельности педагогов, детей и их родителей в условиях пришкольного интерната

При организации совместного творчества воспитателя, воспитанников и их родителей в процессе совместной деятельности у всех сторон происходит формирование положительной установки на совместное творчест...