Доклад "Использование технологии проектов на уроках истории в школе-интернате"
статья

Седова Нина Михайловна

Доклад на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Седова Н.М., учитель истории и обществознания

«Использование технологии проектов на уроках истории в школе-интернате

                                  (Из опыта работы)

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам истории, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Наряду с большими проектами существуют проекты, которые отличаются рядом особенностей.

Во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент.

Во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию.

В-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.

 По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, комбинированные, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала, от особенностей организации учебного процесса в данном образовательном учреждении.

Цель метода мини-проектов отвечают целям образования на современном этапе. Такой метод создает условия для  формирования интеллектуальных качеств личности, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, учит конструировать собственный образовательный маршрут.

Цели использования метода проектов на моих уроках:

- способствовать актуализации и обобщению знаний, имеющихся у ученика по данной теме или проблеме;

 - продолжить формирование устойчивого интереса к изучаемой теме;

- способствовать повышению мотивации ученика к активной, творческой работе на уроке и дома.

Ценность  метода мини-проектов по моему мнению состоит в удивительной легкости и гибкости его применения, доступности для большинства педагогов и учащихся, не зависимо от уровня их подготовки по предмету и личностных характеристик.

Этот метод является оригинальным, инновационным, носит универсальных характер, и думаю, что он будет интересен и применим в профессиональной деятельности любого творческого педагога. Этот метод с одной стороны, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, а с другой стороны, использование данного метода ориентировано на развитие ярко выраженных способностей учащихся в области истории.

Из опыта работы можно предложить несколько примеров применения метода мини-проектов. Для каждой изучаемой темы курса «Истории России» я подбираю нетрадиционные задания, в том числе и темы для мини-проекта учащегося. Их должно быть несколько. (Приложение) У детей должен быть шанс для творчества. Учащиеся выбирают мини-проект и тему мини-проекта.

В своей работе использую следующие творческие игры и задания:

“Особое заданиеСильные ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом).

“Необычная обычность»: учитель задает домашнее задание необычным способом. Например, зашифровав его.

“Идеальное задание”: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных видов заданий.

“Добудь ответ опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в Интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени

«Звезда знаний»: на оборотной стороне звездочки в центре записать вопрос и варианты ответов на лучах звезды

В рамках мини-проекта ученикам предлагаю кроссворды, чайнворды, ребусы, которые можно разгадать, а можно и самому их составлять на определённую тему, предлагать отгадать одноклассникам.

Интересны детям задания, включающие ошибки в рассуждениях или записях, сбор и подготовка учебных пособий, таких, как открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки для изучения новых тем на уроках, создание карты-схемы путешествия  (реальное или воображаемое).

Задания мини-проекта могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные, их можно выполнять самостоятельно и с родителями.

Я считаю, что метод мини-проекта результативен, так как он позволяет мне достигать целей поставленных в процессе обучения, а именно: сделать обучение, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Приложение.

Темы мини-проектов к разделу «Великие преобразования России в 18 веке»

8 класс.

Тема урока

Тема мини-проекта

1

Начало правления Петра I.

Я участник потешных игр.

Я участник «Великого посольства»

(составить карту-схему)

Дневник путешествия.

2

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга.

Я строитель города.

Заочная виртуальная экскурсия по городу.

Составить текст с исторической ошибкой.

Хочу задать вопросы.

Тематический кроссворд.

3

Полтавская битва.

Нарисуй ответ на вопрос.

Внеси изменения в схему сражения.

Добудь ответ.

Подобрать пословицы и поговорки по теме.

4

Пётр I–первый русский император.

Составь шпаргалку по теме.

Тематический кроссворд.

Идеальное задание .

Изготовить звезду знаний.

Портрет (внешность, одежда, характер).

5

Преобразования Петра1.

Ребусы.

Составь для своего соседа два задания.

Изготовить книжку-малышку.

Подобрать пословицы и поговорки по теме.

Один день с Петром I.

Копилка интересных и занимательных фактов.

Рассказ -рассуждение  «Пётр I  в 21 веке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петр I - первый российский император" урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий в 8 классе специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида

Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, реализован через личностно ориентированный подход с элементами проектной деятельности...

презентация на тему: Сушка плодов и овощей". Учитель технологии Губачёва Ольга Николаевна ГКОУ РО школа-интернат ст. Николаевская

Презентация предназначена для обучающихся 10 класса  по предмету " Технология переработки сельскохозяйственной продукции", для закрепления материала по теме:"Сушка плодов и овощей"...

Выступление на педсовете на тему: «Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы – интерната»

Выступление на педсовете на тему:«Здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе в условиях школы  –  интерната»Подготовила: воспитатель школы – интерната...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование рисунков и проектов на уроках истории в специальной коррекционной школе-интернате»

На уроках истории я использую метод нетрадиционного подхода использования средств наглядности. В чем заключается практическая значимость такого метода?...

Дипломный проект "Адаптация школьников в условиях школы-интерната"

Стремительные изменения, происходящие в окружающем мире, отражаются во всех сферах деятельности подрастающего поколения. Стратегической целью современного образования является «человек гражданск...