Дипломный проект "Адаптация школьников в условиях школы-интерната"
материал

Жапова Мыдыгма Цыбановна

Стремительные изменения, происходящие в окружающем мире, отражаются во всех сферах деятельности подрастающего поколения. Стратегической целью современного образования является «человек гражданского общества, открытого общества, функционально грамотная личность, способная совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность».  В этом отношении первостепенная роль принадлежит школе.  Школа –  организм, прочно связанный с социальной практикой, с развитием современного общества и изменениями в нем. С момента вступления ребенка в школу жизнь его меняется, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_kak_sotsialno-pedagogicheskaya_problema.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . .  . . . . . . . . . . . . . .. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГЛАВА I.  Адаптация как социально-педагогическая проблема

  1.  Теоретические основы адаптации школьников к новым условиям деятельности
  2.  Особенности социальной адаптации школьников в условиях школы-интерната

Выводы по I  главе

ГЛАВА II. Повышение эффективности социальной адаптации школьников в условиях школы-интерната

2.1. Содержание и организация деятельности педагогического коллектива для создания успешной  адаптации школьников

2.2. Реализация этнокультурной компетенции учащихся  как одно из условий адаптации  в учебно-воспитательной деятельности школы-интерната

Выводы по II главе

Заключение

Приложение

Список использованной  литературы

ГЛАВА 1. Адаптация как социально-педагогическая проблема

  1. Теоретические основы адаптации школьников к новым условиям  жизнедеятельности

Стремительные изменения, происходящие в окружающем мире, отражаются во всех сферах деятельности подрастающего поколения. Стратегической целью современного образования является «человек гражданского общества, открытого общества, функционально грамотная личность, способная совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность».  В этом отношении первостепенная роль принадлежит школе.  Школа –  организм, прочно связанный с социальной практикой, с развитием современного общества и изменениями в нем. С момента вступления ребенка в школу жизнь его меняется, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность. И в новой для него социальной ситуации должно происходить становление новых потребностей, целей, эмоций, мотивов, направленных на новое поведение, способствующего формированию новой ситуации по отношению к самому себе и окружающим. Следовательно,  социальная адаптация является одним из важнейших этапов социализации человека, представляя собой процесс приближения социального опыта личности  социальным и социально-психологическим требованиям среды, условиям и содержанию общественной жизни людей с целью формирования готовности к исполнению соответствующих возрасту социальных ролей.  По мнению известного психолога В.В. Давыдова,  «образование – это воспитание … у школьников таких качеств личности, как коллективизм и солидарность, товарищество, трудолюбие, сочетающиеся с инициативностью и самостоятельностью» .[].  

В учебной деятельности все межличностные отношения строятся по схеме «ребенок – учитель», и от нее зависят все условия жизнедеятельности. Как считает М.В. Максимова, школьная адаптация  осуществляется в трех сферах:

- академическая адаптация,  характеризующая  степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношения к школе, хорошая успеваемость, достаточная познавательная активность на уроке);

- социальная адаптация, которая отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу, где ребенок принимается одноклассниками с достаточным количеством коммуникативных связей;

- личностная адаптация характеризует уровень  принятия ребенком самого себя как представителя социальной общности и выражается  в виде  соответствующих эмоционального фона, самооценки и уровня притязаний в пространстве школьной жизни.

Школьная адаптация включает в себя следующие компоненты: когнитивный (успеваемость и работоспособность) компонент, эмоциональный (настроение, эмоции, самооценка) компонент, поведенческий (мотивы поведения, социометрический статус, компонент.

Итак, школьная адаптация – «это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [Крайнова].  Таким образом, педагогический процесс – это процесс совместной деятельности двух индивидуальностей: учителя и ученика. Как уникален в своих психофизических особенностях учащийся, так неповторим и учитель. На деятельности учителя отражается уровень его профессиональной компетентности, уровень общей и педагогической культуры, качества личности и степень физического, психического и социального благополучия.  Подлинный реформатор школы – это Учитель  с его умом, энергией, творческим началом и огромной любовью к детям.

Как известно, школа не только учит, но и воспитывает, т.е. она есть часть образовательной среды, куда входит семья, жизнь детей вне школы, газеты, радио и телевидение, круг чтения и многое другое. В результате развития глобальных   коммуникаций тот мир, в котором  ребенок ощущает себя живущим и причастным к процессу, происходящим в нем, совершенно изменился, расширился до всего земного шара. Произошел фундаментальный сдвиг в системе ценностей. В сознание детей ежедневно вторгается обилие   негативной информации из радио, газет, телевидения, разговоров взрослых о социальных бедах, терроризме, убийствах, катастрофах, исчезновениях людей. Этого влияния социума не в силах избежать ни взрослые, ни дети. Наличие у школьников отрицательных переживаний неизбежно ведет к срывам поведения, возникновению конфликтов со взрослыми и сверстниками.

И в последнее время остро чувствуется необходимость привлечения психологических знаний. Психология позволяет ребенку лучше понимать  самого себя, выстраивать более гуманные отношения с другим человеком, с окружающим миром и, самое главное, понять свою самоценность, чувство собственного достоинства.  Как считают психологи, «усвоение психологических знаний является  непременным условием развития творческих возможностей личности, расширяет границы самоактуализации, позволяет не держаться за стереотипы, а выбирать свой путь в освоении мира» [Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. – М.,1994.]

Психологические знания нужны для того, чтобы быть более устойчивым в развитии, чтобы во главу угла ставить принцип – жить  в человеческом мире как человек.

Важным компонентом в обучении и воспитании подрастающего поколения являются элементы педагогического образования. Ключевой задачей является воспитание у школьника чувства ответственности по отношению к другим, понимания образовательной парадигмы не только в настоящем, но и будущем.

Методисты считают, что введение факультативных или элективных курсов, пропедевтических по отношению к педагогическому образованию,  должны иметь цель подготовки  к любому последующему этапу дальнейшей профессиональной деятельности. Это и внеклассная работа, кружки, научные  школьные общества и т.д.    

Не для кого не секрет, что уже несколько десятилетий отмечается тенденция к снижению авторитета  личности учителя в глазах учащихся. Большее влияние  на современного ученика оказывает позиция родителей (в том числе  и по отношению к учителю),  также взаимоотношения со сверстниками играют немаловажную роль. Характерной особенностью сегодняшнего дня является то, что жизнь современных детей протекает в условиях жесткой социальной дифференциации.  Все это влияет на поведение школьников: замкнутость, уход в себя, агрессия, тревога, раздражительность и т.д.

 На сегодняшний день актуальной является поиск эффективных педагогических методов воспитания и форм деятельности, которые соответствуют физическому и психическому развитию школьников, способствующие успешной социальной адаптации.

Все большую значимость в современном обществе приобретает экономическое фактор. В школьной среде «авторитет» завоевывается материальным достатком родителей. У кого материальный достаток  «не на высоком уровне» ищет другие способы «уважения».

 В основе эффективной адаптации школьников лежат  медико-биологические характеристики, влияющие  на развитие  педагогов и детей.  Следовательно, образование и воспитание – это формирование  умения сохранять здоровье субъектов учебной деятельности.

Одним из показателей успешной адаптации ребенка можно является динамика физического развития. Нормальное физическое развитие детей – условие успешной социализации ребенка.

В исследованиях (Л.С. Алексеева, Е.А. Аркин и др.) красной нитью проходит семейное воспитание, которое влияет на формирование и развитие социального опыта и качеств личности.

Таким образом, психологическое, физическое и социальное здоровье педагога и детей являются эффективными  механизмами социальной адаптации школьников. Как известно, адаптация тесно связана с тем, что как человек живет в той или иной обстановке, кто его окружает, какие планы он строит и каких целей он должен добиться. Вся  эта совокупность должна составить его жизненное кредо – кем он будет, как будет формироваться личность, будет ли он открытым  окружающей действительности и т.д.

  1. Особенности социальной адаптации школьников в условиях школы-интерната  

Проблема адаптации школьников  волнует  педагогическую науку  и приобретает всё большую  актуальность. Безусловно, с приходом в этот мир ребенок начинает жить в этом мире, принимая его нормы и законы, т.е. приобретает определенный багаж знаний и жизненного опыта. На успешную адаптацию влияет состояние нервной системы. Как считают исследователи, долгое бодрствование, эмоциональное напряжение, бессонница могут  привести к истощению организма и снижению адаптационного периода.  Эффективная адаптация является необходимым условием психологического, физического и социального здоровья.

 Исследования последних лет показывают снижение количества детей с нормальным физическим здоровьем, уже  у 30%  первоклассников наблюдаются признаки школьной тревожности, проявляющейся в боязни ходить в школу, отказе посещать уроки, отвечать у доски. Снижение детей с нормальным физическим развитием, с современной точки зрения, можно рассматривать как проявление дезадаптации. Факты снижения резистентности, увеличения заболеваемости, перенапряжения  мешают эффективной адаптации, что подтверждаются физиологическими и гигиеническими исследованиями. Дезадаптация – это неспособность к персональным потребностям и требованиям, т.е. личность не соответствует требованиям, установленным обществом, не в состоянии осуществлять свою социальную роль. Свидетельством появляющейся дезадаптации является наличие  длительных внутренних и внешних конфликтов. Внешние воздействия (целенаправленные и стихийные) преломляются через внутренние условия, изменение внутренней среды организма оказывает влияние на характер психической деятельности. Влияние школьной дезадаптации распространяется не только на личность (депрессия, угнетенность, неугомонность, нетерпеливость) школьника, но и на отношения с учителями и одноклассниками (недоверие, тревожность).

Так, чтобы понять особенности адаптивного процесса, необходимо знать уровень дезадаптации, с которого  личность начинает адаптивную деятельность. Успешность человека  адаптированного определяется продуктивным принятием решений, инициативностью и осознанностью своей общественной роли. Индивид имеет свой определенный потенциал, который позволяет справляться с стрессом, предъявляемым социумом. Главными критериями эффективной адаптации будут новые знания, умения и навыки, компетентность и мастерство в социальной сфере, более эмоциональные личностные и интимные отношения.  

 Принято считать, что организм человека в процесс адаптации взаимодействует  с окружающей средой на нескольких уровнях: на биологическом  уровне проявляется способность сохранять свое здоровье независимо от  меняющихся ситуаций. На психологическом уровне личность взвешенно реагирует на текущий момент, а на социальном – демонстрируются возможности оценивать ситуацию с разных сторон и подстраиваться под новые проявления.

Школа-интернат – это особая среда, в которой растет, развивается, воспитывается и обучается ребенок.  Школа-интернат включает: 1)   школу, где  воспитанники обучаются; 2) интернат, где обучающиеся проживают. Следовательно, в школе-интернате есть учителя и воспитатели, воспитанники и ночные нянечки.

Эффективность адаптации детей, обучающихся в школах-интернатах, значительно повышается при соблюдении  некоторых социально-педагогических условий: это организация учебно-воспитательной работы на основе научно разработанной системы обучения,  где поэтапность и целостность формируют позитивную мотивацию в обучении,  развитие умений   и навыков, использование инновационных образовательных программ, учет индивидуальных особенностей развития каждого школьника, вовлечение  их в социально значимую деятельность, стимулирование творческой активности детей, развитие духовных и физических качеств. Между тем,  условия образовательной и воспитательной среды  школы-интерната предъявляют  свои специфические особенности в приеме детей, которые будут учиться и жить  в таком образовательном учреждении.

В настоящее время, на наш взгляд, обучающимся в школах-интернатах (с круглосуточным пребыванием)  предъявляются особые требования, т.к. воспитанники  не только учатся в школе, но и внеучебное время проводят вместе. Таким образом, социализация ребенка волнует всех участников учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Создание каждому участнику ситуации успешности, комфортности – главная задача образовательного учреждения. Всем знакомая стратегическая цель  образования  – «человек гражданского общества, открытого общества, функционально-грамотная личность, способная принимать решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность» – актуальна и в наши дни. В решении данной социальной цели значительную роль играет образовательное пространство школы-интерната. По мнению известного психолога А.В. Мудрика,   «жертвами неблагоприятных условий социализации» становятся особые группы. В эти группы входят первоклассники, воспитанники с нарушениями здоровья, дети-сироты и дети, попавшие в сложные жизненные ситуации.

 Первоклассники. Каков он, маленький человек, впервые переступивший порог школы? Какие переживания он испытывает? Ведь 1 сентября первоклассник попадает в совершенно новые для него условия. Безусловно, это первый уровень адаптации – приспособление к новым пространственным условиям. Также приход в школу сопровождается огромным количеством незнакомых людей. Это второй уровень адаптации.  Сложности, которые поджидают первоклассников: соблюдение режима дня, вставать в одно и то же время, определенное количество времени проводить за партой, правила поведения в школе, классе и на уроке, взаимоотношения с одноклассниками  – это адаптация третьего уровня. Развитие мелкой моторики, понимание  и решение учебной задачи, развитие внимания и т.д. – следующий уровень адаптации. Немаловажное значение имеет адаптация первоклассника к жизни в интернате. Ведь «домашнему» ребенку оставаться на ночь в интернате очень сложно и трудно. На первых порах профессионализм, чуткое и доброе  отношение учителя и воспитателя  имеют огромное значение для успешной адаптации первоклассника.

Инклюзивное образование. Начиная с 2016 года, в России были введены в систему образования инклюзивные классы. Как известно, нормативно-правовая база инклюзивного образования основывается на законах федерального уровня: «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,  Конвенции ООН «О правах ребенка» ст. № 28, Конституция Российской Федерации ст. № 43, где прописано «Каждый имеет право на образование».

Внедрение инклюзии в общеобразовательные учреждения, где в одном классе обучаются и дети с ОВЗ (ограничение возможности здоровья), и дети с нормальными показателями  здоровья, практикует индивидуальный подход и адаптированный учебный план, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяя убрать социальный барьер и клеймо неполноценности. Так, дифференцированный подход – часть структуры инклюзивного образования.

Дети-сироты и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Такие дети  входят в группу риска, но в наше образовательное учреждение такой контингент не попадал. Но тем не менее учителя и воспитатели должны уметь организовать соответствующую среду пребывания и эффективную адаптационную работу.

Как нам кажется, в современных условиях развития школы, необходимо обращать внимание не только интеллектуальное развитие детей, но и на уровень психоэмоциональное состояние. Безусловно, правы психологи, утверждая,  что «организация учебной деятельности не учитывает и такого важнейшего объективного фактора, как гендерные различия». Объективные биологические различия, обусловленные половой принадлежностью,  определяют особенности восприятия и переработки учебной информации, устойчивость к неблагоприятным воздействиям.

Анализ учебных возможностей показывает, что девочки-первоклассницы имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Следовательно, на адаптацию в определенной мере влияют и гендерные особенности младших школьников.

 Выводы по I главе

Таким образом, адаптация – сложный психологический, социально-педагогический процесс.  Процесс адаптации затрагивает взаимодействие растущего организма с окружающей средой. Особую роль играет биологическое состояние, когда  ребенок здоров, то адаптационный период протекает без каких-либо затруднений. С психологической точки зрения растущий организм независимо от меняющейся ситуации адекватно и взвешенно реагирует на происходящее и принимает правильное решение. На социальном уровне индивид должен уметь быть достойным представителем того общества, в котором он живет и уметь правильно воспринимать правила поведения и общественные устои окружающих его людей.

ГЛАВА II. Повышение эффективности социальной адаптации школьников в условиях школы-интерната

2.1. Содержание и организация деятельности педагогического коллектива для создания успешной  адаптации школьников

В нашей стране существуют и действуют обычные школы-интернаты, интернаты с углубленным изучением  предмета для одаренных детей, интернаты-лицеи и гимназии.

Такие образовательные учреждения отличаются от обычных общеобразовательных школ тем, что в них учащиеся имеют возможность круглосуточного пребывания. Различаются они программами преподавания дисциплин, но и контингентом учащихся. Здесь могут обучаться дети, нуждающиеся в опеке со стороны государства, а также  дети из обычных семей, на территории,  проживания которых нет образовательных учреждений. Школа-интернат обычного профиля  дает все те знания, которые дети получают в общеобразовательных  школах, проходя все три ступени образования.

МБОУ «Ацагатская  общеобразовательная школа-интернат» им. Агвана Доржиева Заиграевского района Республики Бурятия, где я работаю старшим воспитателем – единственная  школа в районе с родным (бурятским) языком обучения.

Забота о сохранении и развитии родного языка, приобщение к родной культуре определяют развитие школы. С целью изучения родного языка родители из близлежащих сел и деревень, даже из г. Улан-Удэ, привозят своих детей в нашу школу. Дети живут и учатся  в школе-интернате в течение  недели, выходные и каникулы проводят дома. На мой взгляд, дети с удовольствием  учатся и проводят внеучебное время в нашей школе. Педагогический коллектив – коллектив единомышленников, творчески работающий и внедряющий инновационные технологии обучения.

Для успешного обучения необходимо учитывать  привыкание, приспособление новому укладу жизни, новой деятельности. Как известно, более неблагоприятно адаптация протекает  у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. В этом случае  значительная ответственность ложится  не только на учителей и воспитателей, но и медицинского работника, который не предусмотрен в штате школы-интерната. Но мы сотрудничаем с фельдшером сельского поселения.

  В процессе обучения и воспитания важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Каждый ребенок имеет возможность работать в присущем ему темпе. Объем и темп работы должны увеличиваться постепенно. В условиях школы-интерната при выполнении домашнего задания важно учитывать разную долю участия воспитателя в их выполнения. Такое участие особенно актуально для младшего школьного возраста. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».

Стиль общения учителя и воспитателя с детьми имеет немаловажное значение. Тон учителя и воспитателя должен быть доверительным и мягким.  Следует отметить,  что  дети, живущие  в интернатах, скучают по дому и родителям, поэтому нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения. Особенно важно, чтобы воспитанники развивали такие качества, как самостоятельность и активность, полезно оценивать каждый удавшийся шаг школьника, принятие самостоятельного ответа в решении проблемы.

Каждый человек адаптируется в силу своих способностей и особенностей. Готовность личности к адаптации, «строительство» жизненного пути содействуют личной формы жизненного, социального самоопределения, когда человек  со школьной скамьи начинает определять свои поступки, поведение, эмоции, соотносить  их с окружающей средой.  Ведь общество диктует свои правила и кому-то оказывается с ними по пути, а кто-то идет против течения.  Путь образования и воспитания школьника, осмысление своего нового социального положения, будучи школьником, «Я-концепция», которые определяют отношение к учебе, общение с учителями и одноклассниками, статус ученика – вот фундамент дальнейшего успешного обучения и общения в школьной среде – во многом зависит от профессионализма учителей, воспитателей, школьных психологов и родителей.

Так,  еще раз подчеркнем, что социально-педагогическая адаптация –  это способ создания условий для успешного обучения школьников, их личностного развития и социальной защиты путем воспитательного  воздействия на его личность. Создание благоприятного нравственно-психологического климата, создание каждому ситуации успешности и принятия окружающими – условие влияния воспитания на эффективную адаптацию, которую должен создавать педагогический коллектив.

 Как считает А.В. Мудрик,  предупреждение или коррекция детских комплексов – одна из значимых функций управления процессом социализации личности. Подросток может быть неуверенным  в себе из-за неуспешности в учебе, испытывает дискомфорт из-за отношения сверстников, неудовлетворенности внешним обликом.

 Гуманность педагога: принятие ребенка таким, как он есть, понимание причин его замкнутости или агрессивности, создание ситуации успешности, включение младшего школьника или подростка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других – основа успешной адаптации.

Особую значимость приобретает расширение социального опыта детей. Экскурсии в музеи, картинные галереи, связь культурными центрами, уход за памятниками истории и культуры, посещение культовых мест, выступление с концертами перед населением, встречи с ветеранами ВОВ, с представителями разных профессий и т.д. – все это расширяет кругозор, оказывает влияние на становление структуры ценностей, помогает самоопределиться и освоить опыт предыдущих поколений.

Известный русский педагог П.П. Блонский считал  основой профессиональности педагога отношение учителя к детям.  Это, прежде всего, педагогика знания личности, знания особенностей подопечных в процессе обучения, т.е. программа социального благополучия и адаптации вступающего в жизнь человека к требованиям общества.

Чуткость учителя, его терпение, педагогический такт, осведомленность о психофизиологическом состоянии учеников, семья, школьная и внешкольная жизнь детей являются необходимыми условиями, которые помогут успешной адаптации ребенка.  

Социально-педагогическая адаптация осуществляется в ходе взаимодействия педагогов и детей, использования всех средств, применения целого комплекса методик и технологий (педагогических, психологических, социальных, медицинских, правовых и т.д.). Педагогические технологии предусматривают обучение новым способам обеспечения существования и жизни, воспитания уверенности в себе, адекватной самооценки в новых условиях, рационального отношения к обстоятельствам, самовоспитанию. Критериями социально-педагогической адаптации школьников служит их самостоятельность, позволяющая им в сложных ситуациях, приобщиться к профессиональной деятельности, найти свое место в определенной социальной группе за счет сформированных коммуникативных умений и установлению активной жизненной позиции.

По мнению исследователей, основными показателями адаптированности  школьников являются: 1. Знания об окружающем мире и о самом себе: знания правил общения и социально одобряемого поведения; знания о роли природы в жизни человека и явлениях, представляющих опасность; наличие представлений об общечеловеческих нравственных ценностях; элементарные социально-экономические и геополитические знания; первоначальные знания о своем физическом и психическом развитии, социальном статусе и социальных ролях;

  1. Практические умения и навыки в ведущих видах деятельности:  готовность к безопасному взаимодействию с природной и социальной средой; сформированность коммуникативных умений; самостоятельность при выполнении учебных заданий; умение дружить;
  2. Ценностно-смысловые ориентиры: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (к природе, социальным объектам, людям); доброжелательность и отзывчивость к переживаниям другого человека (эмпатия); стремление к установлению благоприятных отношений с коллективом; сформированная учебная мотивация;
  3. Поведение: способность контролировать свое поведение, адекватно реагировать на просьбы, замечания и требования;  преобладание преодолевающих адаптационных  стратегий поведения в проблемных ситуациях;  соблюдение социальных правил и норм; инициативность и самостоятельность в игре, общении, решении элементарных бытовых и социальных задач.

Таким образом, школьная адаптация – это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.

2.2. Реализация этнокультурной компетенции учащихся  как одно из условий адаптации  в учебно-воспитательной деятельности школы-интерната

Современное развитие российского образования одной из приоритетных целей считает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Государственная политика основана на сочетании общемировых, российских и национально-региональных целей воспитания и обучения. Они  определены в приобщении школьников к национальным традициям, культуре, овладении ими языком, в развитии личности на основе знаний о прошлом и настоящем родного края. В образовании и воспитании, таким образом, усиливается его этнокультурная составляющая.

Образовательное пространство Российской Федерации представляет собой многообразие взаимосуществующих культур и культурных традиций. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России подчеркнуто, что именно «в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося».

Будущее народа и его духовно-нравственный облик определяются системой воспитания и образования, которая строится на принципе приобщения подрастающего поколения к культурным традициям народов, в нашем случае  Бурятии,  что становится неотъемлемой частью содержания и структуры школьного образования.  Приобщение к своей культуре, через  нее приобщение к мировой культуре – стратегическая задача сегодняшнего образования.

Знакомство с культурной традицией родного народа, других народов многонациональной России, уважение к многообразию культур, языков, сохранение духовного наследия – приоритетные ориентиры духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совесть, долг, ответственность, гражданственность),  нравственного облика (терпимость, терпение, милосердие), нравственной позиции (преодоление жизненных испытаний, способность различать добро и зло), нравственного поведения (готовность служения людям, доброй воли и культуры мира).

По определению авторов Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников  (А. Данилюк,  А. Кондаков, В. Тишков),  «школу необходимо рассматривать  как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом – человеческого развития обучающихся. Обучение – только один из компонентов личностного развития». Базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную жизнь обучающихся.

Одним из условий  успешной адаптации школьников, на наш взгляд, является реализация этнокультурной компетенции  в нашей школе-интернате. Экспериментальная работа доказала эффективность  проводимой работы на этнопедагогической основе. Как известно, термин «этнопедагогика» впервые использовал   академик Г.Н. Волков.

Традиционные методы и формы воспитания бурятского народа, содержание воспитания и обучения на этнопедагогической основе, передовой педагогический опыт российских  и зарубежных ученых и педагогов помогли понять и охарактеризовать   критерии эффективного периода школьной адаптации.

Анализ показал, что следует выделить основные три компонента школьной адаптации:

Когнитивный компонент школьной адаптации включает 2 критерия: успеваемость и работоспособность.

Эмоциональный компонент предполагает исследование настроения, ведущей эмоции, самооценки, уровня притязаний.

Поведенческий компонент предполагает изучение ведущего мотива поведения, социометрического статуса.

Таким образом, далее мы рассмотрим как влияет на школьную адаптацию школьников этнопедагогические воззрения бурятского этноса.

Буряты – представители группы монгольских народов, проживающих на территории России.  С древнейших времен буряты вели кочевой образ жизни, и жизнь кочевника зависела от природных сил, и это способствовало появлению множества традиций и обычаев, связанных со взаимоотношениями с природой. Для выживания в суровых условиях Забайкалья и Прибайкалья существенное значение имело развитие пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности, глазомера, внимательности и собранности, т.е. весьма своеобразного комплекса черт, занимающих особое место в национальном характере бурят. Бурята отличают, как отмечает этнопсихология, выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение   эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность, а также коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, терпеливость во взаимоотношениях – все те качества, без которых  невозможно было существовать  при кочевом образе жизни.

Из века в век человек передает последующему поколению нравственные устои. Первые нравственные идеалы формируются в семье. Процесс нравственного совершенствования человека происходит всю жизнь, но основа, которая была заложена в семье и школе, становится фундаментом «нравственного здания».

Учителя и воспитатели в своей работе стараются в полной мере использовать многовековые традиции народной педагогической мудрости.  Формируя гражданина, учителя и воспитатели школы-интерната  видят, прежде всего, в ребенке  и подростке, человека  индивидуальную личность, самобытную, обладающую единством гражданского и духовно-нравственного долга.

У бурят существовала  особая система воспитания мальчиков и девочек. Мальчики, как будущий глава семьи,  должны были освоить девять наук: умение выслеживать зверя на охоте; стрелять из лука и ружья; вести столярное и кузнечное дело; мастерить сани, телегу, конскую упряжь; ездить верхом; соблюдать диету, режим; закалять организм путем тренировок; плести бич, волосяные путы – треножник для лошадей; разбивать кость позвонка.  А девочки, как будущая хозяйка дома и мать, должны были уметь изготовлять молочные блюда, выделывать кожу, обрабатывать шерсть, вязать носки, рукавицы и другие вещи, шить для себя одежду и младших детей, изготовлять  предметы домашнего обихода.

Обучение и воспитание – единый процесс: обучая – воспитывать, воспитывая – обучать. Учителя и воспитатели, т.е. весь персонал образовательного учреждения, стремится учебную деятельность сочетать с воспитательной работой. Таким образом, история родного народа, язык и культура, традиции и обычаи, фольклор, праздники –  мощные средства традиционного воспитания -    должны стать основой  современного образования, возрождения и развития духовности.

Основным содержанием реализации этнокультурной компетенции являются:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Перечислим некоторые мероприятия  (см. Приложение), которые мы проводили, где активными участниками были не только сами участники, но и учителя, воспитатели, родители. Следует отметить, что самое деятельное участие во всех мероприятиях принимают родительская общественность, администрация поселения.

  1. Что в имени твоем?
  2. Моя семья.
  3. Моя семья в истории России.
  4. Моя малая родина.  История моей малой родины в истории России.
  5. Правила этикета.
  6. Народные игры
  7. Национальные праздники.
  8. Моя родословная.
  9.  Озеро Байкал – жемчужина мира.
  10. Мировые религии о воспитании.
  11. Здоровье – залог успешности.
  12. Моя любимая сказка.
  13. Лунный календарь в истории бурят.

Перечисленные  мероприятия – лишь малая толика всего того, что делается для развития и воспитания интереса к родной культуре, языку, истории, традициям и обычаям не только бурятского народа, но и народа, которые испокон веков живут рядом, по соседству.

Выводы по главе 2.

Таким образом, организация учебно-воспитательной работы строится на основе выбора учителей и воспитателей средств, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих получение образования, соответствующего государственному стандарту, предусматривающего универсальную подготовку на ступенях общего образования. Вся воспитательная работа в школе-интернате ведется с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся на принципах  взаимоуважения и сотрудничества.

 

Заключение.

Успешная школьная   адаптация -  сложный и многомерный социально-педагогический процесс.    Новые условия жизнедеятельности, условия учебы и  круглосуточное пребывание в школе-интернате требуют от обучающихся   устойчивости моральных качеств. Для успешной социализации учащихся разных ступеней общеобразовательной школы имеют большое значение профессионализм учителей, воспитателей,  сотрудничество с психологом, который обладает  высоким уровнем профессиональной и социальной компетенции. Социально-педагогическая адаптация школьников является значимой и актуальной проблемой. Комплексный подход к решению данной проблемы подтвердил выдвинутую нами гипотезу.

В первую очередь, мы выяснили значение понятий «адаптация» и «адаптированность». Адаптация – социально-педагогический процесс, который  при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности. Так, адаптированность можно охарактеризовать как состояние личности, которая без длительных внешних и внутренних конфликтов выполняет свою деятельность.

В адаптационный период у школьников происходит осмысление своего нового социального положения и закладывается основа, определяющая отношение к учебе,  отношение к школе, общению с учителями и одноклассниками,  Таким образом, по какому пути пойдет развитие ученика и будет ли заложен положительный фундамент успешного обучения и общения в школьной среде, будет ли расти социальный статус ребенка во многом зависит от личности родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов. Следует отметить, что внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательную деятельность на современном этапе развития общеобразовательной школы играет немаловажную роль в эффективности школьной адаптации. На адаптацию школьников влияют семья, школа, социальное окружение, психолого-педагогические, бытовые, медико-биологические факторы.

Как нам кажется, одним из условий успешной адаптации является формирование этнокультурной компетенции школьников. В своем исследовании мы  рассмотрели использование краеведческих национальных материалов, которые в достаточной мере обогащают учебно-воспитательный процесс в школе-интернате с родным (бурятским) языком обучения. При этом особую значимость приобретают разнообразные формы проведения учебных занятий, а также и нестандартные формы обучения.

В современных условиях, когда не только в России, Бурятии, но во всем мире возрастает интерес к национально-культурным и религиозным ценностям, необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности, уважения традиций и культуры других народов. Таким образом, школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом  общенационального пространства  духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

Список использованной литературы

1.  Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – Москва: Наука, 1980. – 334 с.

2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма /Н.А. Агаджанян. – Москва: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Педагогика, 1984. – 297 с.

4. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе / Д.А.Андреева – Человек и общество. – Москва: Аспект Пресса, 2000 –235 с.

5. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2012. – 363 c.

6. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока / В.Ф. Афанасьев. – Якутск, 1979. – 184 с.

7. Беккер И.Л.,  Мельникова Е.А. Современные особенности социальной адаптации младших школьников / И.Л. Беккер, Е.А. Мельникова // Известия Пензенского государственного педагогического университета, 2008 № 6 (10). – С. 131-134.

8. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. – Ленинград: Наука, 1988. – 270 с.

9. Битянова М.Р.  Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. – Москва: Образовательный цент «Педагогический поиск», 1997. – 112 с.

10. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные  труды / А.А. Бодалев. – Москва: Педагогика, 1983. – 272 с.

11. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Москва: Просвещение, 1968. – 435 с.

12. Волков Г.Н. Этнопедагогика /Г.Н Волков. – Москва, 1999.

13. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1991. – 480 с.

14. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // С.А. Гапонова. – Психологический журнал. – 1999. – Т. 15, № 3. – С. 131-135.

15. Георгиева И.А. Социально-психологические факторы адаптации личности в коллективе / И.А. Георгиева. – Ленинград, 1985. – 216 с.

16. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации: историко-методологическое исследование. / А.Б. Георгиевский. – Ленинград: Наука, 1989. – 187 с.

17.  Гурулев С.А. Что в имени твоем, Байкал? / С.А. Гурулев. – Новосибирск: Наука, 1991. – 168 с.

18. Глазачев О.С., Гавриков К.В. Индивидуальные особенности  психофизиологических функций первоклассников в процессе их адаптации в школе / О.С. Глазачев, К.В. Гавриков. // Физиология человека, 1992 № 6. – С. 76-79.

19. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления.  Под ред. А.В. Петровского.  // Новое педагогическое мышление. – Москва, 1989. – С. 65.

20. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва: Просвещение, 2014. – 26 с.

21. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш. Под ред. В.Е. Клочко. – Москва: КДУ, Владос-Пр., 2013. – 264 c.

22. Духовно-нравственные  и социальные ориентиры в образовании // Методист, 2010 № 7. –  С. 7-12.

23. Егидес, А.П. Психология конфликта: Учебное пособие / А.П. Егидес. – М.: МФПУ Синергия, 2013. – 320 c.

24. Ефимов Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. – Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА. – М, 2013. – 192 c.

25. Замышляева М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте./ М.С. Замышляева. –Москва: Ин-т психологии РАН, 2006.

26. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 576 c.

27.  Казначеев В.П. Современные проблемы адаптации./ В.П. Казначеев. – Москва, 2000.

28. Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие / И.С. Кон. – Москва, 2003. – 334 с.

29. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. 1, 5, 10 классы. Система работы с детьми, родителями, педагогами / С.А. Коробкина. – Москва: Учитель, 2015. – 240 c.

30. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. –  Москва: ИНФРА-М, 2013. –  400 c.

31. Крайнова Ю.Н. К вопросу об адаптации младших подростков к новым условиям обучения в средней школе / Ю.Н. Крайнова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Т. 14 2008. – С. 178-182.

32. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Москва: Юрайт, 2013. – 471 c.

33. Крысько В.Г. Этническая психология. / В.Г. Крысько. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 320 с

34. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология./ В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с.

35. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым: Учебное пособие по психотерапии и психологии общения / М.Е. Литвак. – Ростов на Дону: Феникс, 2013. – 603 c.

36. Матюшкин А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. / А. М. Матюшкин. – Москва, 2013. – 190 c.

37. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада. К постановке проблемы. – Новосибирск, 1994.

38. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. – 2-е изд. – Москва: Издательство «Эксмо», 2010. – 368 с.

39. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов на Дону: Феникс, – 1996 с.

40. Растигеев А.П. Социальная  адаптации  и ответственность личности  /А.П. Растигеев. – Барнаул, 1984. – 75 с.

41. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан. // Вестник Санкт- Петербург. ГУ. – 2000. – № 20. – С. 74–79.

42. Социальная психология. – Л., 1978.

43. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация: сущности, направления, механизм реализации / Л.Л. Шпак. – Москва: Социологический и социально-психологический цент, 1992. –  42 с.

44. Чимитова С.Ц. Национально-психологические особенности воспитания бурят: Дис. … канд. пед. наук. – Москва, 1994. – 24 с.

45. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные / Ц.Б. Цыдендамбаев. – Улан-Удэ, 2001. – 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 1.  Шагай наадан (игра в лодыжки).

 Игра в лодыжки развивает мелкую моторику руки, логическое мышление, усидчивость, память, внимательность, меткость. Играя в шагай, дети учатся считать, различать цвета, форму, величину.

В старину в каждой юрте имелись раскрашенные в разные цвета косточки (шагай), которые хранились в специально сшитых мешочках. Они постоянно пополнялись.

Буряты издавна разводили пять видов домашнего скота (табан хушуу мал). Шагай наадан символизирует традиционные пять видов скота «табан хушуу мал»: морин (лошадь), ухэр (корова), тэмээн (верблюд), хонин (овца), ямаан (коза). Фигуры-шагай называются лошадь, корова, овца или баран, коза и верблюд.

№ 2. Священный Байкал.  

Байкал удивителен и прекрасен. Это не только самое глубокое озеро в мире (1637 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время считается молодым, потому что ученые считают Байкал зарождающимся.

Байкал – самое крупное хранилище пресной воды на планете (23 тыс. куб. км), что составляет  20% мирового запаса  пресной воды. Вода озера отличается своей прозрачностью (можно увидеть камень, лежащий на глубине 40 м). В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 которых нигде в мире не встречаются.

Байкал признан  памятником мирового наследия культуры и природы в числе 300 других – это Египетские пирамиды, Йеллостоунский парк, дворец Тадж-Махал и т.д.

№ 3. Нерпа – единственное млекопитающее Байкала

Нерпа, или тюлень, является единственным представителем млекопитающих на Байкале. Ученые до сих пор спорят, как нерпа попала на Байкал.

Средний вес нерпы обычно составляет 50 кг. Максимальный вес самцов достигает 130-150 кг, а длина – 1,7-1,8 м. Нерпы живут до 50-60 лет.

№ 4. Голомянка – уникальная рыба

Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Это очень красивые рыбы бледно-розового цвета, глаза у них с красно-оранжевым ободком. Тело у голомянки полупрозрачное, без чешуи, через хвостовую часть, как через очки, можно прочитать книгу, написанную крупными буквами. Живут голомянки до 4-7 лет.

№ 5. Легенда об Ангаре, единственной дочери Байкала

У богатыря  седого Байкала было много сыновей – Баргузин, Сарма, Селенга, Култук и другие, и всего одна дочь –  юная красавица Ангара. Любил свою дочь  старый Байкал. Вот и пришло время выдавать дочь замуж. И во все концы владения Байкала были разосланы призывы-приглашения на праздник, где пройдут состязания по стрельбе из лука, конные скачки и борьбе, на котором дочь Байкала выберет себе жениха. И со всех сторон потянулись женихи. На быстрых конях прискакали славный Иркут и богатырь Хубсугул, приехал красавец Алят и меткий охотник Котокель. Начались состязания, но юной красавице Ангаре никто не нравится. Енисей – могучий батор из далеких краев давно пленил сердце красавицы. И вот темной ночью Ангара убежала из отчего дома к Енисею. Узнав о побеге дочери, Байкал в гневе выхватил из прибрежных скал камень и бросил вслед беглянке, чтобы преградить путь. Но Ангара успела убежать к Енисею. Брошенный  Байкалом камень лежит у устья реки Ангара, его называют Шаманским камнем.

Однако вскоре Байкал простил свою любимую дочь и благословил на счастье.

№ 6. Бурятские пословицы

Если семья дружная, то не нужен и сундук золота.

Старших слушай, спелое пробуй.

У людей бывают старшие, а у шубы – ворот.

У кого есть мать, у того душа полна.

Не смейся над старыми, и   сам будешь стар.

Кто родителей не почитает, тот холоднее железа.

№ 7. Загадки

До отца достаю, до матери не достаю (губы).

Войлок матери не смогла я свернуть, монеты отца не смогла сосчитать (земля, звезды).

Два братца одним поясом подпоясаны, а друг друга не видят (глаза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната

1.Актуальность темы2.цели и задачи3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"4.приоритетные деятельностные направления...

Система работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната VIII вида

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация людей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобр...

Методическая разработка "Укрепление здоровья школьников: деятельность воспитателя школы-интерната в условиях обновления образования".

Данный материал посвящён организации учебно-воспитательной работы в условиях школы-интерната на базе СДЮСШОР по хоккею с шайбой, а также внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный проц...

Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.

Данная  программа создана для  оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с...

"Диагностика и коррекция личностной тревожности у младших школьников с ЗПР в условиях школы - интернат"

Выпускная квалификационная работа на право ведения профессиональной деятельности в области Олигофренопедагогике, проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с умственной отст...

Доклад «Социализация младших школьников в условиях школы – интерната»

Социализация - сложный и важный процесс. От него зависит как ребёнок сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Школа выступает в качестве социальной ниши, которая обеспечи...