духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях школы-интерната
методическая разработка по теме

1.Актуальность темы

2.цели и задачи

3.воспитание духовности,используя"Основы православной культуры"

4.приоритетные деятельностные направления

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Актуальность темы духовно-нравственного воспитания

и развития  школьников.

Проблема нравственного воспитания носит актуальный характер  с давних времён. Формулировалась она по-разному. «Воспитание нравов», «Духовное воспитание», «Идейно-нравственное воспитание».

Проблемы общества, идеалы, мораль, культура, традиции и т.д. могут изменяться из века в век. А суть духовности, нравственности почти не меняется, то есть  то, что нравственный человек должен жить по законам добра, совести, чести, справедливости, быть патриотом своей Родины, уметь любить (в широком смысле этого слова), быть носителем ценностей того общества, в котором он живёт, остаётся прежней во все времена.

Доказательством актуальности темы с давних времён до наших дней служат высказывания знаменитых педагогов, живших в разных временных характеристиках. Проблемы нравственности как основы образа жизни и как решающей роли в развитии и формировании  человека как личности, осознавались и ставились в педагогике.  Они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает у личности формирование доброжелательных отношений к людям.

Вот что писал об этом Я. А. Каменский в своём трактате «Наставление нравов». Он приводил изречение древнеримского философа Сенеки «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение « Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог – демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его, мнению, только оно формирует добродетельный характер и   сочувственное отношение к людям.

Нравственное воспитание выдвигал на первый план педагог Иоганн Гербард. В соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в     одном только слове «нравственность»

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно и ярко характеризовал роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности К. Д. Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много приносят пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания могли сделать человека честным…

Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»  [1] 

Таким образом, можно сделать вывод, что роль нравственности, духовной культуры в развитии и формировании личности была значима и актуальна.

Проблемы формирования духовной нравственности, т. е. перевода моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и осознанное и неуклонное их соблюдение – одна из важнейших проблем современного воспитания. Она является центральной в нашем обществе: в дошкольном детском учреждении, в семье, в школе, в специальных учебных заведениях, на улице, во взаимоотношениях, отношениям к культурным ценностям и т. д.

Актуальность проблемы я попытаюсь раскрыть в разных сферах и уровнях для общества нашей страны, для республики, для моей Новоторъяльской школы-интерната, и, наконец, для моего класса, моих воспитанников, второклассников.

Как мы знаем, «духовное развитие» представляет собой «движение по пути обретения истины добра, справедливости, смысла жизни. На этом пути человек учится соотносить свои потребности и желания других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в окружающем мире, воспринимать красоту и прекрасное в природе. Кроме этого человек всегда связан с культурой.

«Культура» - это среда, растящая и питающая личность» - говорил М. Пришвин.

«Понять духовность вне культуры нельзя» - говорил В. П. Зинченко.[2]

В этих высказываниях подчёркивается доминанта, которая мощно влияет на духовно-нравственное развитие личности. Иначе это: двор, улица, вещи, быт, традиции, повседневный уклад жизни, обычаи, взаимоотношения близких друг к другу и т. д. – всё это воспитывает, даёт некие представления, накладывает отпечатки на проблемы воспитания нравственности личности.

Социальная и политическая нестабильность в обществе агрессивная среда, влияние СМИ породила ряд проблем в воспитательной системе школы, которые представляют собой значимость (актуальность) для общества, страны, а не только для школы.

Произошла переоценка ценностей.

Духовно нравственный кризис затронул самые основы существования общества, его основные институты: семью, экономику, школу, органы власти. Растёт число беспризорных и безнадзорных детей, число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается доля несовершеннолетних правонарушителей младшего возраста и девочек-подростков, возрастает наркомания среди подростков, распространяется положительная установка по отношению к употреблению наркотиков культ насилия, преступности, проституции и других неизменных чувств.

Кризисный период общественного развития производит ценностные перевёртыши: вдруг вместо ценности добра провозглашается ценность силы, труд как ценность уступает место роскоши, любовь заменяется сексом. И всё это выстраивается на основании индивидуализма, а не моральных норм. Гуманизм высмеивается или переходит в лицемерие…

Исходя из этого, вытекает актуальность для школы, педагога. Педагог оказался в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма, узаконенного воровства и честности, безобразия и красоты, распущенности и целомудрия.

В этом же поле оказались и дети. Им производить выбор. А педагогу – содействовать производимому ребёнком выбору жизненных ценностей.

ЧЕЛОВЕК

ЖИЗНЬ           ПРИРОДА        ОБЩЕСТВО

ДОБРО                         ИСТИНА                           КРАСОТА

СЧАСТЬЕ             СОВЕСТЬ              СВОБОДА                         СПРАВЕДЛИВОСТЬ

РАВЕНСТВО            ТРУД                ПОЗНАНИЕ             ОБЩЕНИЕ                ИГРА

То, что расположено ниже, не является наихудшим:

Низ пирамиды – это средства жизни;

Верх пирамиды – содержание жизни.[3]

Я считаю актуальной данную проблему для школ республики. Не обошли стороной проблемы современного общества и нашу республику.  Главная «беда» в настоящее время для республики – безработица. Подавляющее большинство работоспособных жителей республики вынуждены уезжать на заработки в другие регионы страны или даже за рубеж. Множество детей в результате предоставлены сами себе. «Свобода» порождает массу этических проблем в обществе: детская преступность, пьянство среди несовершеннолетних, разгульный образ жизни, распущенность, детская проституция, наркомания и масса других нравственных пороков.

На одной из конференций по духовно-нравственному воспитанию, с докладом выступила кандидат педагогических наук, профессор, Министр образования республики Марий Эл Г. Н. Швецова. Она отметила: « Начавшийся процесс духовного разрушения общества в республике. Прежде всего, духа народа (его нравственных чувств, воли, целеустремлённости) осложняет социальный кризис, создаёт угрозу национальной безопасности».

Нарушение законов жизни, разрушение её ценностей, подмена истинной цели жизни средствами её осуществления подрывают у наших граждан источник веры и духовное будущее России, энтузиазм и творческую энергию народа, мешают постижению и претворению им в жизнь своей духовности. Социальный и духовный кризис, деградация нравственных начал, охватившие все институты и социальные слои общества особенно остро ощущаются молодёжью. Нравственная растерянность молодых людей, утрата несвойственным нашим народам ценностей создают реальную угрозу будущему России.[4]

Как видно, из данных слов заключение актуальности прослеживается в угрозе будущему России, а значит, я как воспитатель должна воспитывать в детях патриотическую направленность. Актуальной считают проблему духовно-нравственного воспитания психологи. Как приостановить возрастающий рост негативных поступков, которые совершают дети не только старшего, но и младшего возраста.

Очень частой становится ситуация, когда проблемность в поведении появляется у детей, от которых этого не ожидали ни родители, ни школа. Это своего рода сигнал протеста против вранья, агрессивности мира взрослых. Данная ситуация заставляет задуматься над тем, как нам, педагогам, преподнести настоящие ценности (счастье, добро, любовь, долг, ответственность, красота) и соотнести их с современным миром. Как заставить детей выбрать то ценное,  значимое среди полярно- противоположных ценностей добра-силы, труда-роскоши, любви-секса и т. д. Как научить жить?

В этом, отчасти, проявляется для меня актуальность данной проблемы, как для воспитателя. Проблемные дети появляются и в благополучной семье, и в семье супер-благополучной, в которой гипертрофированы нравственные ценности, стиль взаимоотношений и т. д. За двадцатилетний стаж работы в Новоторъяльской школе-интернате делаю вывод: Какие семьи дают наибольший процент проблемных детей? Чем обосновывается неблагополучие семьи, какими нравственными пороками?

- Пьянством, ленью, безответственностью, равнодушием, жестокостью, тунеядством, разгульным образом жизни, воровством, безработицей, вынуждающей бросать семью и уезжать на заработки и т. д.

Дети, поступающие в наш интернат, носящий статус «малообеспеченных и неполных семей» фактически, в своём подавляющем большинстве, это дети из неблагополучных семей, проблемные дети: не учились, бродяжничали, конфликтуют со взрослыми, с которыми не справляются в школах и в семьях. Как правило, это запущенные школьники, ставшие «изгоями». Таких детей прибывает много в наш интернат.

Можно представить себе с какими проблемами сталкиваются педагоги Новоторъяльской школы-интерната, и какие усилия прикладывают, чтобы поступивший «проблемный» ученик из неблагополучной (малоимущей) семьи захотел:

  1. сидеть в школе;
  2. учиться;
  3. усвоил программу того или иного класса, учитывая запущенность по тем или иным предметам, порой за несколько лет;
  4. научился слушать и понимать взрослых и одноклассников;
  5. научился жить в коллективе;
  6. увидел свои недостатки, пороки и захотел их исправлять;
  7. поставил себе цель на будущее, т. е. «кем я хочу стать, и что должен для этого делать? как жить?»;
  8. научился различать добро и зло и жить по законам добра;
  9. научился жить по законам истинных ценностей – доброты, справедливости, совести, любви, чести, уважения, сочувствия, ответственности и др.;
  10. выбрал идеал в жизни;
  11. наконец, стал носителем духовно-нравственных ценностей в современном обществе, видел смысл жизни и умел «жить» в ней честно и достойно.

Эти простые истины заставляют меня работать и находить такие методы воспитания, которые эффективны в наших условиях школы-интерната, применять различные формы и методики, быть в постоянном поиске новых технологий, которые способны из «изгоя» сделать человека («человек»=«чело»+«век», что означает «чело, обращённое к вечности»).

В чём актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания конкретно для моего класса и школы в целом. Что побудило меня взять именно это направление и формирование нравственного качества у детей?

В этом учебном году состав класса пополнился на 11 человек новенькими, что составило 50%. Класс стал неузнаваемым:

  1. резко снизилась успеваемость;
  2. наблюдается ряд аморальных поступков и пороков;
  3. враньё, недоброжелательные отношения некоторых детей друг к другу, месть, бывают драки между новенькими, стремление унизить друг друга;
  4. воровство, не вызывающее со стороны одноклассников осуждения, а со стороны нарушителя чувства стыда, раскаяния;
  5. матерщина даже в младшем возрасте;
  6. недобросовестные отношения к учебному и творческому труду (особо у вновь прибывших учащихся, неосознанность).    

Особых программ по духовно-нравственному воспитанию или формированию нравственных ценностей у нас в России не разработано. Вследствие этого для меня как воспитателя актуальность проблемы состоит в выборе путей решения проблемы, приемлемых в нашей школе режиму, деятельных направлений наиболее эффективных и результативных, в использовании методик по развитию коллектива, творческих способностей, привитию духовных ценностей и т. д. приемлемых школой, в которой я работаю, режимом школы. Кроме этого,  я могу использовать только те методы, приёмы, которые подходят для моих воспитанников, основанные на глубоком изучении психических индивидуальных особенностей учащихся, а так же их возрастных особенностей.

Актуальна тема для самих воспитанников, так как от того, чему они научатся в стенах нашей школы, что приобретут, будет зависеть их дальнейшая жизнь, значимость в обществе. Многочисленные наблюдения, подтверждённые анкетированием и диагностированием выявили: все воспитанники, исключая из 19 двоих – Иванову Ксению и Колесникова Диму, проживают в семьях, где царит злоупотребление алкоголем, курение и т. д., где воспитанием и заботой о своих детях родители не занимаются, либо не справляются, часто дети брошены старым бабушкам (Стрельников И., Соченюк С., Дружинин Д.).

Итак, мои воспитанники не умеют сочетать личные и общественные интересы. Имеют низкий контроль над  своим поведением, нарушают межличностные отношения. Не имеют установок на будущую, самостоятельную жизнь, нет интереса к самосовершенствованию. Многие неверно ориентируются в проблемных ситуациях, равнодушны к своему здоровью. Абсолютное большинство детей  склонны к приобретению привычек, навыков, противоречащих нашим моральным нормам и правилам учащихся. Многим воспитанникам требуется помощь в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания. Некоторым учащимся (Д. Колесникову, И.Стрельникову) требуется лечение и наблюдение в психоневрологическом отделении.  Низок уровень самостоятельности, ответственности. Многие дети не ориентируются в понятиях нравственных ценностей – совесть, доброта, честь, счастье и т. д. и объясняют их неверно. «Духовная бедность» мешает саморазвитию воспитанников.

  1. Цель, задачи и гипотеза исследования.

Объектом исследования являются мои второклассники, учащиеся Новоторъяльской школы-интерната. В группе 19 человек: 8 девочек и 11 мальчиков. Большую часть в классе составляют дети из неполных семей (родители есть, но вместе не живут), более того , трое из них брошены на бабушек – 14 человек, полусирот – 2 человека, родительских -2 человека, сирота социальный – 1 человек.  Не соответствуют возрасту 8 лет- 8 человек: Русинов Максим, Полушина Кристина, Соченюк Саша, Иванова Ксения, Колесников Дима, Стрельников Игорь, Шабалина Настя, Рябинин Витя – 7лет.

Предметом исследования моей проблемы будет являться процесс развития и формирования духовно-нравственных качеств воспитанников через целенаправленную воспитательную работу в системе школы, через выбор приоритетных деятельных направлений, которые я считаю наиболее эффективными в формировании нравственных и личностных качеств, привитии культурных ценностей, выборе образа жизни воспитанников, развитии способностей.

Цель:  Создание пробной программы воспитания в условиях школы-интерната, направленной  на развитие и формирование положительных личностных качеств воспитанников, которая будет содействовать выбору жизненных ценностей и развитию творческих способностей и накоплению жизненных навыков.

Задачи:

1. Изучить индивидуально-психические процессы и способности каждого воспитанника. Учитывать возрастные особенности (память, внимание, работоспособностью, способность  к анализу). Проанализировать межличностные отношения, уровень нравственного развития и воспитанности детей.

2. Наметить основные направления и принципы работы  по духовно- нравственному развитию.

3.  Содействовать выбору жизненных ценностей воспитанников. Направлять их на  выполнение необходимых «надо», сдерживать возникающих «хочу», реализацию своих «могу».

4. Объединить знания детей о жизненных ценностях, которые должны стать мотивами к здоровому образу жизни, выборе профессии, жизненного пути воспитанников.

5. Прививать ответственное отношение к учебному труду, поступкам и поведению, умение анализировать свои поступки, преодолевать свои недостатки.

 Так как любая программа носи деятельный характер, создать данную программу воспитания я предполагаю осуществить , опираясь на следующие деятельные направления.

Гипотеза:

 1.  1) «Основы православной культуры» - книга для чтения, которая наиболее просто и сильно объясняет смысл нравственных понятий, а также опираясь на работы Щурковой Н. Е. по организации духовной деятельности и работы с индивидуальностью.

2) Посещение храма «Вознесения Господня» и занятий в Воскресной школе (руководитель: Ершова Нина Семёновна).

2.  1)Цикл этических бесед «О хорошем и плохом поведении», «О ценностях жизни», «Ежели вы вежливы»  и другие.

2) Занятия кружковых занятий искусствоведческого направления

а) театрализация (при воскресной школе);

б) «Юный умелец» (при ДТЮ)

3) Целенаправленную организацию досуга и развитию творческих способностей через:

  1. рукоделие;
  2. игры;
  3. вечера;
  4. викторины;
  5. обсуждение пословиц и поговорок о качествах человека;
  6. подготовку к конкурсам школьного, районного,  республиканского масштаба.

4) Вовлечение в здоровый образ жизни:

  1. беседы;
  2. уроки-практикумы;
  3. участие в соревнованиях (внутри класса, школы);
  4. спортивные занятия;
  5. знакомство со спортсменами и др.

5) Патриотическое направление через:

  1. вовлечение в КТД школы;
  2. традиции школы;
  3. цикл мероприятий, посвященных юбилею школы, республики;
  4. участие в традиционных концертах школы;

6) Развитие самостоятельности и самоуправления по методике А. Иванов « Работа в микрогруппах и ЧТД».

3.  Микрогруппы по 5-6 человек, чередование поручений по неделям («Друзья Гнома», «Друзья Айболита», «Друзья Знайки»).

4. Анализы и самоанализы системного характера .

5. Работа по самообслуживанию – трудовая направленность.

6. Работа по профориентации.

Таким образом, вышеизложенные деятельностные направления и сопутствующие методики Н. Е. Щурковой по работе с индивидуальностью, а также методика Иванова «Микрогруппы и ЧТД», при обязательном приобщении воспитанников к церкви и основам православной культуры, я полагаю, дадут значительные результаты над моей проблемой. Это и будет гипотезой проблемы, над которой я начала работу.

Духовность. Воспитание духовности через основы

 православной культуры.

Давать знания - наша специальность. Как воспитать наших детей добрыми, отзывчивыми, честными и порядочными? Как воспитать так, чтобы эти черты характера стали свойствами их натур, а не средствами для достижения определенной цели?

Понятия «духовный», «духовность», исходя их русского языка, произошли от слова «дух», имеющего множество значений:

1. Психические способности, сознание, мышление.

2. Внутренне состояние, моральная сила человека, коллектива.

3. Обозначение бесплатного, сверхъестественного существа (доброго и злого), принимающего участие в жизни человека, природы( горные духи), а так же «дыхания», «запаха», аромата.

«Духовный» - связанный с внутренним, нравственным миром.

«Духовность» - есть интеллектуальная природа человека, противополагаемая его физической сущности.[5]

Она выступает как характеристика внутреннего мира человека, т. е. уровень развития мышления, уровень образования, наличие культурных и познавательных потребностей.

Включает в себя ценности,  на основе которых решаются проблемы смысла жизни, вечные проблемы человеческого бытия. Это – совесть, долг, патриотизм, добро, красота, любовь, честь, ответственность, свобода и  другие.

В традиционном понимании духовность включает в себя три начала – познавательное. Нравственное и эстетическое. Этим началам соответствуют три сферы человеческой деятельности, три сферы духовных ценностей – истина, добро, красота.[6]

          Единство добра,  истины и красоты является непременным условием поиска истины. Эстетические и нравственны е начала – это разные пути обретения человеком смысла жизни, гармонии, согласия с собой и миром. Очень верно по этому поводу сказал Н. Бердяев «Я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчинённым собственному закону, так же своей волей к торжеству смысла, своей напряженной эмоциональностью.[7]

Применяя данный смысл духовности к нашей сегодняшней жизни школы, можно сказать: «Если школа компьютеризирована, то это не значит, что она нравственна. Ребёнок может хорошо сидеть за компьютером, участвовать в виртуальном мире, но при этом быть совершенно равнодушным и жестоким человеком, которому не присущи понятия высоких чувств. Поэтому в настоящее время при Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации созданы два центра. Один из них возглавляет Татьяна Ивановна Петракова. Она приезжала в республику Марий Эл, является одним из авторов пособия по духовно-нравственному воспитанию, которое вышло у нас в республике. Учёные, которые с научной точки зрения изучают духовную нравственность ребёнка, приходят к выводу, что это возможно на основе традиционной культуры,  в числе которых является православная религия. Это понимание есть на всех уровнях.[8]

1. Сущность духовности в религии:

Совершенствование себя для принятия дара Божественной благодати. Это означает: нужно очистить свою душу от злых помыслов, грехов (барьер между человеком и богом), гордыни, жить по заповедям божьим.

2. Нерелигиозный гуманизм подменяет духовность эстетикой, искусством,  «культурой». Искусство является фермой душевности в человеческой деятельности, т.е. средством формирования чувств.[9]

Эти два вида духовности, по моему мнению, должны на современном этапе идти в воспитательном процессе сообща. Что даёт нам сущность духовности в религии?

Помогает обрести смысл жизни. Даже у того, кто всю жизнь стремился лишь к материальным благам, к богатству, в определённый момент возникает вопрос: «А зачем собственно, всё это богатство нужно?»

В религии есть идеал, выражающийся в вере в бога.

Существование каких – то идеалов, которые были бы для человека выше и ценнее, чем его собственные нужды, -это необходимое условие, во-первых, для нравственной жизни человека и, во-вторых, для постижения его существования. Должен жить в душе каждого человека такой «фонарик», который осветил бы жизненную суету и сделал бы жизнь осмысленной.[10]

На отсутствие идеалов и целей показывают признаки нигилизма (отрицание общепринятых ценностей: моральных норм, культуры, форм общественной жизни).

Наши дети являются заложниками отсутствия цели – именно этим в нашей школе можно объяснить признаки нигилизма. Например, в школе , в общежитии, в котором мы живём. На улице ребятишки бросают фантики, кожуру апельсинов. Они, конечно, знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но общепринятые правила и нормы отрицают. Или в коридоре: бегают, громко смеются, нецензурно бранятся. Они не задумываются над тем, какую великую силу имеет слово.

Идеал, который живёт в церкви – Иисус Христос направляет людей на исправление жизни через покаяние.  (Христианин искренне и сердечно раскаивается в своих грехах, намереваясь исправить свою жизнь). Через тайну покаяния (исповеди) человек  с каждым днём , месяцем, годом обретает себя, возвращается к себе, становится самим собой. Именно поэтому детей нужно водить в церковь, где можно и нужно не лукавить, где  в почёте порядочность, святость и отвергаются всякие формы самоубийства (курение, алкоголь, преступления, убить себя) – результат психологического кризиса человека.

Христианская культура  к самоубийству отрицательно. Христиане считают, что человек не создавал сам себя, он создан Богом. И убийство самого себя не менее тяжкий грех, чем убийство другого. Но убивший себя предстанет перед Судией, даже не имея возможности искупить свой грех.

Конечно, христианам также знакомо чувство уныния, неудовлетворённости, кажущейся безысходности. Отрицаний и сомнений. Ну и что? С этим настроением христианская религия учит бороться.[11]

Из данных основ христианкой культуры воспитанники могут взять многое, а главное:

1. Отличать истинно христианскую религию от сектантских религий. А это значит, что наши воспитанники будут обезопасены от различных сект, которые унося много жизней.

2. Воспитанники через данное отношение к самоубийству развивают в себе качества: мудрость, справедливость, мужество, самообладание. А эти качества обозначают добрый нрав.

Воспитание духовно-нравственных качеств воспитанников с помощью основ православия, приобщения к церкви не означает сделать детей глубоко религиозными людьми, посвятившим себя служению Богу. В основах православия заложен глубокий смысл, направленный на формирование наилучших человеческих качеств.

Христианское учение говорит о любви к ближнему своему, о едином Боге, создавшем мир и человека. Бог любит людей как своих детей, и требует от них любить друг друга, помогать, и заботиться, а не мстить. Особенно было трудно понять, что Бог требует любить не только ближних, но и врагов. Не всем это понятно и в наши дни, но со временем , возможно, люди поймут, что жить можно только в мире друг с другом!

Христианский бог дал заповеди своим детям – людям. Исполняя заповеди, человек становится праведным, имея надежду попасть в рай. В христианстве важно исполнение заповедей, а не обычаев и ритуалов (это ещё одно отличие от других религий). Значит, человек своим стремлением к добру, может стать лучше, добродетельнее, отзывчивее!

Христианские заповеди не трудные и  понятные (закон Божий): Люби отца своего и мать свою. Не ради, не убивай, не присваивай чужого – все это тоже очень правильно и понятно! Если исполняешь заповеди Божии, получишь награду. Если же нет, то такой ответ придётся дать, от которого не увильнёшь и не откупишься обрядами. Твои судьи – совесть и Бог, который всё видит и знает! От суда своей совести не уйдёшь! Перед богом можно каяться и просить прощения. Далее христианство учит человека сдерживать свои дурные наклонности. Отказываться от того, чего хочется, во имя заботы о других и о семье. Такие люди, воспитанные православной христианской верой, умеют властвовать над своими желаниями и страстями, с закалённым характером, с твёрдой волей, нужны в каждой стране. Им можно доверять.

Христос проповедует и отрицает гордость, требует заботы о бедных.[12]

В христианской религии есть свои святыни. Особое, трепетное отношение вызывает крест, он имеет великую силу. «Кто с крестом, тот с Христом», - приведу в пример народное изречение, которое говорили в старину добрые люди в случае. Когда кто-то вёл себя из рук вон плохо, недостойно звания православного христианина.

Захмелеет ли на пиру добрый молодец, не рассчитав свои силы, и начнёт бесчинствовать; торговец ли, обозлившись на кого-либо, вдруг станет скверно ругаться; или  служивый, выйдя из терпения немилосердным образом,  будет хлестать застопорившуюся лошадь – увидит подобное украшенный сединами благочестивый пожилой человек, покачает сокрушённо головой и скажет: «Усовестись, что ж ты творишь? Креста на тебе нет!..»

Времена меняются, а крест был,  есть и будет святыней. И если заветный крестик сокрыт у тебя на груди, бойся дурным поступком, нехорошим словом, даже грешной мыслью оскорбить благодать божию, льющуюся со креста в твою душу и дарующую ей силу жить чисто, честно и благодарно, а лучше сказать - свято.[13]

Положительная основа в православной религии заложена в воспитании мальчика – христианина.

            1.  Мальчик как будущий воин.

Для этого используются формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, - начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями  и прочее. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть усталость, неудобства  и т.п.

Характерным свойством русского воина всегда был его оборонительный неагрессивный характер. Это пошло со времён равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

К мужеству всегда добавляется ещё одно важнейшее личностное качество. Это жертвенность. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – Господь.

Презрение смерти, состояние до конца за свой народ – вот признаки русского воинства.

Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности. Послушания и забвения себя, без которых не мыслима ни армия, ни церковь.

Осуществление этой воспитательной работы сопряжено ещё и с идеалами отечественных героев – воинов: святым благоверным Александром Невским, А. В. Суворовым, М. И. Кутузовым и другими.

2. Мальчик как российский интеллигент.

В это понятие включается сразу несколько составляющих.

- Патриотизм – любовь к Родине, осознание русской земли как своей, чувство ответственности за эту землю, за её благосостояние. Формирование готовности простит (не осудить) ошибки отцам и дедам и искупить их своей жизнью.

- Интеллигентность – близость с природой, чувство своей природы, любовь к ней.

Вовлечение в освоение мировой культуры (знание языка, туризм, истории мировых религий).

3.Юноша как будущий отец и муж.

Отцовство предполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия. Кроме того, отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но хранится она Господом. Он помнит слова Священного Писания: дом беззаконных разорится (Пр. 14, 11).

4. Внутренний мир юноши и его формирование.

 …Внешнее не существует без внутреннего. Внешне вообще лишь некая оболочка внутреннего…

Основополагающим духовным чувством, которое является верным знаком благочестия (или, по крайней мере, борьбы за него) является страх Божий. Как у юноши, так и у девушки. Начало мудрости – страх Господень, - говорит Псалом… У мальчика должна появиться с детства некая способность «глядение в себя».[14]

Итак, основы православной культуры способны решить проблемы, которые необходимы в воспитании сегодняшних наших мальчиков. Это важные нравственные качества и психологические способности: патриотизм, мужество, понятие о грехе, близость с природой, жертвенность, чувство стыда и жалости, терпимости.

У современных девочек так же, как и у мальчиков есть общий нравственный порок – праздность души и просто механическая занятость в кружках и секциях.

Чрезвычайно важным является восстановление подлинных идеалов русской девушки.

Идеалы, культивируют общественное сознание сегодня. Первый идеал – Девушка – фотомодель (где осуществляется погоня за внешними данными – фигура, макияж, а должно быть Сердце или Ум).

Второй идеал – Девушка – блудница. Эта безнравственность не порицается в обществе и даже сопровождается пропагандой порнографии и насилия… Поэтому как можно раньше нужно объяснять девочкам первооснову того, зачем девочка появляется на свет Божий. Т. е. это должен быть идеал добропорядочной жены  и заботливой матери.

Большие основы христианской мудрости заложены в поручениях по формированию и воспитанию у детей жизненно важных качеств:

О воспитании в детях послушности, правдивости, искоренения гордости, зависти, воспитании невинности и чистоты сердца.

Вот что об этом пишет в поучениях епископ Екатеринбургский Ириней в «Кормчей книге по морю житейскому».

О воспитании в детях правдивости. Чувство истины, потребность правды природа вложила в душу всякого человека… Родители с самых ранних лет должны внушать детям любовь к истине. Как это сделать? В ответ укажу на 3 главные правила.

1) Учите своих детей любить правду по религиозным побуждениям. С мыслью о Боге. Дитя тогда будет любить правду и истину, когда оно будет твёрдо знать, что Бог, который ест вечная и непогрешимая истина, хочет,  чтобы мы всегда говорили правду, что он ненавидит всякую ложь и гнушается ею, и что всякая неправда есть грех.

2)  В нашей Воскресной школе матушка Нина именно так и рассказывала моим детям. После занятия стало сразу заметно меньше лжи в классе. Это правило нужно постоянно поддерживать взрослым.

3) Поступать с детьми прямодушно и искренно. Верьте детям на слово, пока не заметили в них лживости. Никогда не требуйте                           от них и не допускайте божбы для подтверждения их слов; довольствуйтесь евангельскими да, нет!

4)  Доказывайте сами всегда перед детьми вашими любовь к истине и уважение к ней; будьте правдивы и без фальши во всех отношениях и действия. Прежде всего, чтите веру в закон Христов. Опасайтесь, в чём бы то ни было, обнаружить равнодушие к вере, и особенно не допускайте возможности детям слушать неразумные речи, что можно обойтись без религии.

Родители должны всеми силами воевать против лжи. Как этого достигнуть?

Ваши дети главным образом должны избегать лжи, что их накажут в случае обличия, что Бог запретил ложь и всякая ложь это грех. Покажите детям слова святого Писания, как ненавистна ложь Господу.

«Лживые уста – мерзость Господеви» нужно говорить, что ложь изобрёл Диавол «он есть лжец и отец лжи». Следовательно, дети, которые лгут, подражают сатане и уподобляются ему.

Его дитя сделало проступок и если оно откровенно сознается, на первый раз простите ему или, если проступок серьёзный, смягчите наказание, но, сказав ему при этом, что вы потому не наказываете его или назначаете меньше наказание, что оно тотчас сказало правду. Но нельзя каждый раз прощать или уменьшать наказание, дитя с одной стороны, приучится не придавать значения своим проступкам, а с другой – будет говорить правду только тогда, когда будет усматривать в этом выгоду.

Если дитя сделало что-либо нехорошее и притом ещё и лжёт, запираясь в этом, нужно поставить всегдашним правилом – удваивать наказание, но при этом объявить дитяти, что оно вдвойне наказывается и за проступок, и за ложь.

Если дитя из мести или по злобе к другим лживо сказало  что-нибудь нехорошее - следовательно, наклеветало, то за это должно не только строго наказать, но и без снисхождения заставить, чтобы оно перед всеми, кто слышал его ложь, опровергло её. Этого требует христианский нравственный закон.

Никогда не обманывайте детей и другим не позволяйте.

Не доводите сами своих детей намеренно или ненамеренно до лжи.

Ненамеренно это может происходить, когда вы, если что случиться, грубо накидываетесь на детей, если вы в горячности и  с поднятой рукой для наказания кричите «Это ты сделал? Вот тебе» или «Будешь ты мне помнить, если ты это сделал», и т.п. Нужно ли в этом случае, если дитя в страхе за свою кожу станет лгать? А что сказать, если родитель улыбаются лжи своих детей, поваляют их за хитрую ложь? Или родители, которые побуждают ко лжи, детей своих, учат, как обмануть учителя и других людей, чтобы выйти из затруднительного положения. Можно ли удивляться после этого. Дети не только бранятся, но и лгут и воруют? Нужно хорошенько помнить, что кто не считает лжи за грех, тот способен воровать и обманывать. Нечестивый и лживый в слове – таковым будет и на деле.[15]

Не менее мудрые поучения даёт епископ Екатеринбургский Ириней  в поучениях о зависти в детях.

Весьма распространенный у детей порок на своевременное искоренение коего родители должны обращать особое внимание, есть зависть. Для человека завистливого невыносимо благополучие ближнего: он терзается скорбью, его гложет печаль. Когда ближний  его наслаждается счастьем жизни; зато сердце его исполняется радостью и удовольствием, когда ближний испытывает злополучие и несчастие.[16]

За свою практику я встречалась с очень завистливой девочкой - Кулакова Лена. Однажды она украла деньги в сумме 70 рублей у  Загайновой Ирины. Я вычислила, кто это сделал, но решила проверить, попросила вернуть на место, аргументируя тем, что у Ирины мама посылает деньги, которые ей нужны на лечение. Затем мы пошли в церковь. Там шло занятие на тему «Делай людям добро», проводила его матушка. Когда мы шли обратно,  у воспитанников душе чувствовалась радость, а я сказала: «Вот если бы деньги у Ирины нашлись, было бы очень хорошо. А ведь бог знает, что сделала одна девочка из нашего класса. Он сейчас ждёт, как она дальше поступит: сделает шаг в сторону или же укоренит зло».

Далее я заметила, Лена выходит вперёд всех, в комнату вбегает первая. Остальных я задержала разговором всего на минутку. Когда девочки зашли в комнату, Лена находит эти деньги у Кати Беловой под подушкой.

Я делаю вывод: что всё-таки это помогло занятие в церкви, а затем связь его с жизнью. Немного позднее мы заставили её признаться в этом поступке, причиной содеянного девочка назвала зависть. «Что всем посылают деньги, а мне нет, хотела сказать, что мне Артём привёз».

Второй ученик – Шарипов Саша. Отличается недоброжелательностью – это тоже зависть. Саша видит, кого хвалят и сразу про этого ребёнка нужно сказать плохое. Любит жаловаться, драться.

Как же бороться с завистью?

Где её можно разглядеть?

Дает это в 5 правилах.

Обращу ваше внимание на некоторые примеры того, как этот гнусный порок обнаруживается в самых маленьких детях.

Первое правило: Задерживайте в детях всякое проявление зависти. Если дети за столом торопливо спешат подставить тарелки в видимом беспокойстве, что им достанется меньше; если они  бросая по сторонам взглядом начинают быстро есть, чтобы упредить других и взять ещё добавку; если полученную порцию сравнивает с другими, чтобы видеть, не получил ли кто больше; они сравнивают купленные для них игрушки, классные принадлежности и платье с такими вещами братьев и сестёр, не получил ли кто лучшей вещи, если вы подобное заметили – это верный признак завистливого сердца.

Такие порочные явления терпеть не нужно, их нужно искоренять. Приучать, чтобы они были довольны тем, что получают.

Другая сторона зависти – злорадство.

Если дети злобно улыбаются, когда кого-либо наказывают, или насмехаются над наказываемым, то эти недобрые дети заслуживают такие же наказания, как и наказанный.

Если дети лживо жалуются друг на друга, сваливают вину друг на друга со злобной целью, то это должно быть всегда строго наказываемо. Если дети передают и о действительных проступках своих братьев или товарищей, то и этого нельзя оставлять без порицания, когда это делается ими с целью, чтобы другой был наказан.

Вообще доношения от детей только тогда должно терпеть, когда отец или мать, законоучитель или учитель поставляют их для надзора или порядка и требует правдивых ответов. И не от злорадства,  а дабы предохранить от греха.

Правило второе: Не вызывайте зависти в сердцах детей своих.

Не предпочитайте одному другому, христианские родители не должны иметь любимцев; долг их – относиться ко всем с равной любовью, мерить всех одной и той же мерою… В пище, одежде, в подарках не должно одному давать предпочтение перед другими. Похвала и порицание, награды и наказание так же должны быть соразмерны.

Правило третье: Не учите детей этому гнусному пороку своим примером.

Если дети слышат как отец или мать с завистью и зложелательством, говоря о своих знакомых и сослуживцах, позволяют себе злорадственные о них рассказы; если недостаточные родители в присутствии детей своих бранят людей богатых, часто выражают своё недовольство, что они не так богаты, не так счастливы в своих делах, в своих предприятиях, как тот или этот, - вообще если дети дома почти ежедневно и ежечасно ничего другого не слышат, кроме завистливых и зложелательных речей о своих ближних, то может ли быть иное, как не то что зависть, зложелательство пустит корни в нежные души детей, которые ко злу гораздо восприимчивее, чем к добру?

Четвёртое правило: Учите своих детей ненавидеть зависть и гнушаться (презирать) её, как богопротивного порока… Самое худшее, что можно сказать о зависти сказано словом Божьим устами Премудрого:

Завистью дьявола вошла в мир смерть и испытывают её принадлежащие к уделу его.

Пятое правило: Насаждайте с самых ранних лет в сердцах детей ваших противоположному этому пороку добродетель, именно – благорасположение ко всем и доброжелательство, - вообще ту любовь к ближним, которая всегда и во всяком случае поступает по словам Спасителя:

- во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (МФ. 7,12);

- радоваться с радующимися и плакать с плачущими (Рим.15)

(усвоение заповеди о любви к ближним)[17]

Итак, в основах православной христианской религии заложен высокий нравственный и воспитывающий потенциал, который так необходим нашим сегодняшним детям.

Посещая занятия в воскресной школе, мои воспитанники учатся быть человечными, добрыми, ответственными за свои поступки и даже слова. На занятиях матушки Ершовой Нины Семёновны дети учат стихи, поют песни о дружбе, о любви к ближнему, читая были, рассказы, отрывки из Святого Писания. Изучая закон Божий, используют красочные накладные картинки, чтобы детям было понятно и хорошо запоминалось. Материал излагается в доступной и образной форме. Воспитанникам нравятся такие занятия, они очень быстро всё запоминают.

На занятиях в воскресной школе дети учатся жить по заповедям Божьим. Разбирают жизненные примеры, как нужно поступать согласно заповедям Божьим.

Например, ситуация: «Вы нашли кошелёк, полный денег. Как вы поступите?»  Дети говорят разное, фантазируют. Кирилл Щербаков говорит: «Найду хозяина», Настя Шабалина: «Объявлю в бюро находок», Саша Соченюк: «Отдам тому, кому срочно нужны деньги на операцию… спасти жизнь». Матушка опять задаёт вопрос: «Не нарушим ли мы заповедь Божью, которая гласит: не бери чужого, не кради». В конце ребятишки приходят к выводу, что нужно найти хозяина и вернуть кошелёк именно ему.

Работа в воскресной школе строится не только на религиозной духовной деятельности, но и с опорой на эстетику, мировое искусство, культуру.

Используя драматургию, ставят кукольные спектакли, которые формируют чувственную сферу детей; помогают видеть отрицательное и подсказывают, как нужно поступать согласно заповедям Божьим, христианским учениям (См. Приложение №1,2).

                        Воспитанники учатся жить, следуя христианским традициям. Изучают значение праздников «Рождества Христова», «Крещения», «Пасхи» и др. Пытаются блюсти чистоту души: исповедуются, причащаются и стараются меньше грешить после причастия. Понимают значения данных таинств.

В прошлом учебном году на праздник пасхи своими усилиями мы подготовили праздник «Здравствуй, Пасха!». Зимой и весной дети с удовольствием помогают трудиться при церкви. Воспитанники чистят снег, сажают  цветы, облагораживают клумбы. Удивительно то, что никто не ленится и даже не устаёт.

Церковь и Воскресная школа при храме «Вознесения Господня» привлекла ребят своей красотой, чистотой, уютом. А самое главное, я считаю, доброжелательным и чутким отношением взрослых к каждому ребёнку. Дети это чувствуют.

Первый год посещения занятий «Воскресной школы» и церкви, я считаю, дал  немалые результаты в развитии духовно-нравственных качеств воспитанников.

  1. Заметно выросло стремление стать лучше (у каждого ученика). Воспитанники понимают, что главное в человеке его душа, и он должен стремиться делать добро, а не зло и заботиться о своей душе.
  2. Дети стали ответственнее серьёзнее, трудолюбивее, стараются жить по совести, говорить правду.

Приоритетные деятельностные направления в воспитательной работе  в условиях школы-интерната, способствующие формированию и развитию духовно-нравственных качеств воспитанников.

  В концепции модернизации российского образования подчёркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности правового сознания и духовности. Формирование духовно-нравственных качеств личности непосредственно связано с развитием национальной культуры, воспитанием патриотических чувств, творческих способностей детей, созданием условий для самореализации личности, утверждением основ культуры здоровья.[18] Исходя из выступления, можно определить главные направления воспитательной работы, которых должен придерживаться воспитатель:

1.Патриотическая направленность (воспитание патриотических чувств);

2.Развитие творческих способностей;

3.Создание условий для самореализации;

4.Воспитание, утверждение основ культуры здоровья.

Неосознанное чувство Родины возникает у детей в семье задолго до школы. Оно формируется под влиянием всей окружающей среды. Даже такой, совсем простой факт, состоящий в том, что ребёнку хорошо и радостно жить в светлом и теплом доме с любящими его взрослыми, способствуют воспитанию любви к людям, тому месту, где ребёнок живёт. Это ещё не патриотизм в полном значении слова, но это чувство, обогащаясь и развиваясь, станет основой любви к Родине. Расширяется мир детства. Двор, где так всё интересно, увлекательный игры с друзьями и, природа,- всё это оставляет в восприимчивой душе ребёнка неизгладимые впечатления. Взрослые имеют возможность помогать постепенному осознанию ребёнком чувства Родины. Рассказыванием и чтением народных сказок, беседами о наиболее выдающихся событиях общественной жизни страны, собственным  участием в трудовых буднях взрослые способствуют формированию патриотических понятий, чувств, реальных мотивов поведения. В школе целенаправленно формируется патриотическое сознание, закреплённое полезной общественной деятельностью.[19]

К примеру, в нашей школе дети ухаживают за памятниками, собирают информацию о ветеранах школы, о знаменитых людях, выпускниках школы.Большое воспитательное значение имеют обсуждения статей, телепередач, соотношение их с реальной обстановкой в стране, за рубежом, рассказы о людях, совершивших патриотические дела и подвиги (А. Родионов, семья Романовых и др.)  В нашей школе ежегодно включаются праздники и мероприятия, посвящённые народным традициям родной земли: «Мой край», дети участвуют в районной выставке  « Я люблю свою землю» (прикладное творчество), встречи со знаменитыми людьми района, от которых можно многому научиться, различные викторины, которые «заставляют»  добывать  знания о своей Родине, о героях, их подвигах и т.д. Внутри класса еженедельно проходят информационные часы, проходят творческие вечера, которые готовят дети совместно с воспитателями, классными руководителями.

Дети хотят стать сильными и стать военными, милиционерами, учителями, ветеринарами. Именно этим можно объяснить рост успеваемости по четвертям в текущем учебном году. Патриотическое направление вносит большой вклад в нашей школе  в развитие духовно-нравственных качеств учащихся, основанных на чувствах любви к своей земле, народу, формируют отклик на события в мире, побуждают детей соучаствовать в происходящем, формирует чувства, волю, помогает в установке жизненных целей и определяет принципы жизнедеятельности воспитанников.

Второе очень важное направление в развитии  духовности воспитанников это развитие их творческих способностей, привитии им навыков труда и мышления.

Ребёнок, строящий свой дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создания с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой – обусловленного материалом, событиями , людьми и обстоятельствами жизни».

Результатом творчества является некий новый продукт: идея, материальный объект, способ действия или поведения. Процесс творчества связан с особым видом мыслительной деятельности креативности (способность человека к творческому мышлению, творчества).

Креативность – это те самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать личность в целом или продукт его деятельности. Креативность связана с особенностями мышления. Так, Дж. Гилфорд выделяет:

МЫШЛЕНИЕ

Конвергентное                                          дивергентное

логическое      однонаправленное            целостное         интуитивное

                                           Беглость (максимальное количество идей)

                 Гибкость (разнообразие идей)

                 Оригинальность (нестандартные идеи)

                 Точность (завершенный вид продуктам мышления)

 Эти особенности, по сути, составляют основу творческих способностей, без которых невозможно никакое творчество.

Итак: наши воспитанники уже творцы. Работа воспитателя заключается в организации процесса развития и приобретения умений, навыков, формирования чувства прекрасного, приобретения умений общаться, создании продуктов деятельности. Это и будет формированием творческих способностей. Главная задача  воспитателя в данном направлении в том, чтобы его воспитанники вышли из этой школы как можно лучше подготовленными к жизни в обществе. Какие бы наши воспитанники плохие или хорошие не были, мы, взрослые, обязаны увидеть в них то положительное, на что можно опереться. Ежегодно наблюдается немалое движение учащихся в классе. Это особенность нашей школы. Поэтому нужно постоянно наблюдать, проводить, анкеты, диагностики. Исходя из этого, определять для себя:

               - склонности

               - способности

               - задатки

               - недочеты

                - пробелы

                - и даже проблемы.

Строя и организуя жизнь в классе все это учитывается. Естественно, кроме классных часов, информационных часов, различных вечеров, проведения игр, подготовки (участия) в общешкольных мероприятий.

Дети посещают кружковые занятия в  ДДТ п. Новый Торъял, посещение которых организуют воспитатели:

1. Кружок «Юный художник». Руководитель Рукавишникова Лар. Ник. На её занятиях дети приобретают навыки работы в области декоративно-прикладного искусства

- (создают картины, композиции) развивают умения, фантазию, чувства прекрасного

- мозаикой

- рисовать красками (различные виды работ, росписи)

- занятия папье – маше (создание различных предметов из «жеваной бумаги».

2..Воспитание через драматургию «премирование» на себя в процессе чтения разных характеров, способ реагирование и ситуаций кажется благотворным для детской психики. Что-то вроде душевной гимнастики, которая в свою очередь, развивает эмоциональную сферу, формирует правильные модели поведения, некий нравственный кодекс, которым руководствуется в своих поступках любой культурный человек.

Пользу, которую приносит постановка спектакля, сказки, сценки неоценима. Скажем лишь, что театральные репетиции, если рассматривать их как варианты сюжетно-ролевых игр, больше, чем другие виды совместной деятельности, помогают наладить контакт между отдельными членами ребячьего коллектива. Кроме того, подготовка спектакля, сказки, сценки и др. – это разностороннее эстетическое воспитание. Тут и слово, и мимика, и пластика, и декорации, и музыка.

         3. Очень большое значение несет в развитии творческих способностей организация досуга детей в свободное от уроков, кружков, вечернее время, в выходные и праздничные дни.

    Конечно, развитие творческих способностей, навыков воспитанников зависит и от индивидуальных увлечений воспитателей, от их умения:

         1. Всех детей первым делом учим шить (разные виды швов в процессе изготовления работ), вышивать (тоже разные виды – гладь, крестик, узелок и др.), вышивка крючком (коврики, подушки). Вследствие этого развиваем навыки, которые могут давать неплохие результаты творческих работ воспитанников.

2. Учим играть в шахматы, шашки. Проводим турниры внутри класса. Эта работа тоже даёт результаты.

3. Дети очень любят занятия из солёного теста, из папье-маше. С интересом лепят, мастерят, раскрашивают.

4. Осенью во время экскурсии в природу делаем заготовки природных материалов (соломки, бобовых, семян и др.) которые впоследствии используем для поделок (картины, вазы) и др.

Работая с группой детей, довольно часто приходится прибегать к игровым оформлениям духовной деятельности, тем самым, оказывая значительную духовную поддержку для духовных усилий, снимая акцент с трудного момента и перенося его на лёгкий, красочный.

Например: игра «Кошкины гости» порождена низкой действительностью, подтасовывающей ценности жизни и выдвигающей на поверхности «перевертыши», такие как богатство, сила, карьера, эгоизм, власть. В таких условиях часто некоторые дети в группе вытесняются из групповых отношений и занимают место изгоя, так как его семья не имеет богатства , родители не занимают высоких постов, а сам ребёнок не владеет силой противостояния и способностью самоутвердиться.

Сценарий игры прости. Кошка приглашает к себе в гости всех жителей хозяйского двора, оставив без внимания поросёнка, потому что тот, как ей кажется, будет неприятен всем гостям свое страстью к грязной луже и вечно грязным бокам. Её нечистоплотность не позволяет допустить в дом такого неряху. Кошка не знает , что Поросёнок именно в луже чистит свою кожицу от насекомых – ему приходиться это делать, он так устроен природой.

Появляютсягости: Собака, Мышь, Воробей, Паук, Коза. Они пришли принарядившимися: на Собаке бант, у Мыши в руках красивая сумочка, на Воробье яркий нагрудник, Паук пришёл с вуалью, а на Козе – шляпка. Входят поочередно, приветствуют Кошку-хозяйку. Все они проходят мимо поросёнка, который тихо стоит недалеко от входа.

В  доме стоит одно красное кресло. Кошка ещё не знает, кому она предложить присесть на это место…

Сюжет может далее развернуться и непредсказуемо: кто из гостей исправит ситуацию? Кто из гостей постоит за обиженного? Кому из гостей удастся повлиять на хозяйку?

Интересен и второй план сюжета: кого кошка посадит на кресло? Отметит ли она достоинство справедливо. Обязательно проводиться анализ игры: что подумалось во время игры? Что понял для себя в заключение? Как себя чувствовал, когда наблюдал за ходом действий? Какой поворот событий был наиболее интересен? Подчеркну ещё раз: смысл игры не в произнесении правильного и нормативного. Её смысл в пробуждении духовного выбора, в избрании позиции каждого участника. Очень важно организатору игры не давать инструкции и приказы, которые увивают игру.

Проводя в классе такую игру, было видно, что дети на самом деле каждый играют самого себя, показывая в игре свой внутренний мир. Игра позволяет выявлять воспитателю духовно-нравственные качества детей. Особо интересно ее проводить с вновь прибывшими воспитанниками.

С целью развития самостоятельности, инициативы, самоутверждения учащихся класс поделен на 4 микрогруппы. Каждаяиз них, чередуясь, выполняет творческие дела: организует игры, оказывает помощь подшефным (1 класс), выполняет хозяйственные дела, готовит интересную информацию для информационных часов и т. д. работа по методике А. Иванова «Микрогруппы и чередование творческих дел» позволяет развивать такие качества учащихся как: ответственность, забота. Инициативность и др. Позволяет сознавать условия для самореализации.

Очень важное направление на современном этапе – воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни, который очень влияет на дальнейшую духовную жизнь воспитанников.

Неслучайно, помимо уроков физкультуры подавляющие большинство мальчиков посещают секцию греко-римской борьбы при ДЮСШ, руководитель: Семёнов В. Н. Дети на занятии занимаются общеукрепляющими упражнениями, учатся применять свои силы «с умом», играют в футбол, теннис и др. игры        , как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультурного спорта для здоровья ребенка, то они сами с раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя на своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, чтобы, взрослые ошибочно считаем: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».

К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.

Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому,  чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека. Практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении!»

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический друг. А ребенок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94 до 1 процента. Главными пороками XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю  занятий физической культурой в школе не смогут формировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, и школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении:

- включение ребят в общешкольные мероприятия спортивного оздоровительного характера;

- соблюдение рекомендаций медсестры для больных, о тихом часе в дни напряжения, повышенной конфликтности, утомляемости.

5 . Работа с родителями по сохранению здоровья:

- информировать о результатах медосмотра;

- передавать рекомендации врачей;

- срочно вызывать родителей в случаях внезапного ухудшения состояния здоровья их детей;

- привлекать родителей к покупке сезонных вещей.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения.

Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.На мой взгляд, гораздо больше необходимо уделят внимания знакомству учащихся с историей развития спорта в целом и олимпийского движения в мире и своей стране, показывать эволюцию спорта во всем мире.   Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

И ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

1. Цикл классных часов-бесед построен на основе книги Н. Коростелева «50 уроков здоровья» для маленьких и больших.- М.,1991:

- «Как ты сидишь?»

- «В большой семье»

- «Ты учишь уроки?»

- «Успевайки и неуспевайки»

- «Как улучшить память»

- «Чтобы друг не стал врагом» (о телевизоре)

- «Показания к житейскому обхождению» (наставления Петра I)

- «Пить хочется»

- «А ты умеешь мыть руки?»

- «В бой с простудой»

- «Береги землю»

- «Нету глаз в запасе лишних»

- «Наказание за незнание»

- «Дружба»

- «Не пробовать, не начинать»

- «Дал слово – держи!»

2. Мероприятия по здоровому образу жизни и охране здоровья:

- выполнение санитарно – гигиенических норм, самообслуживание;

- выполнение комплекса утренней гимнастики;

- проветривание помещения;

- организация активного отдыха на свежем воздухе:

разучивание подвижных игр, спортивных умений, катание на

лыжах, лепка из снега, походы одного дня;

- экскурсии в природу.

Итак, я считаю, что основные деятельностные направления, указанные в концепции модернизации российского образования, озвученные в нашей республике Г. Н. Швецовой, можно считать эффективными в развитии духовно-нравственных качеств воспитанников в условиях школы-интерната.

Воспитание патриотических чувств, воспитание и утверждение основ культуры здоровья должны принести плоды в формировании гражданской ответственности.

Развитие творческих способностей через вовлечение воспитанников в:

-КТД  и чередование творческих дел по методике Иванова;

- занятия при ДТЮ в кружках ИЗО «Юный художник»;

- посещение секции по греко-римской борьбе для мальчиков при ДЮСШ;

- участие в школьных традиционных праздниках, вечерах, мероприятиях, посвященных календарным датам, театральные спектакли;

- занятия по развитию общения + коррекционные занятия по развитию памяти, внимания, мышления воспитанников во время самоподготовки и др. (См. Приложение)

- четкая и целенаправленная организация досуга воспитанников (шитье, вышивка, вязания, изготовление других различных поделок);

- игровая деятельность с проблемами нравственного характера, а так же анализы и самоанализы уже приносят первые плоды по развитию духовно-нравственных качеств;

- созданы условия для самореализации и положена основа для развития культуры здоровья.

Об этом свидетельствуют:

- отношение детей к утренней гимнастике;

- индивидуальные занятия мальчиков (поднимание гирь – 2 кг,, занятия эспандером, использование упражнений на тренировку силы и выносливости);

- участие в общешкольных и районных спортивных мероприятиях;

- выезды на соревнования республиканского значения.

Данные направления заложены как основные в программу развития и формирования духовно-нравственных качеств воспитанников.

Список литературы:

1.. Алоева М. А. Классные часы в 5-7 классах /Под редакцией Г. Н. Сибирцовой/ Изд. 2-е, доп. – Ростов н/д: Феникс, 2004.-320с.

2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл. – М.: ВАКО, 2004.-152с.

3. Духовность и нравственность в современном образовательном процессе: материалы республиканской научно-практической конференции от 25 марта 2003г..-Й-Ола: ГОУДПО (ПК) с

4. Ильичева И. М. Психология духовности: Учебное пособие.- Москва – Воронеж, 2003. – 144с. (Серия «Библиотека психолога»)

5.Кормчая книга по морю житейскому. Поучение Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского.- М.: Изд.Грим, 1994. – 335с..

6. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е. Шуруют С. М. «Обучение жизненно важным навыкам» пособие для кл. руководителей).- С-П: «Образование – культура» 2002. – 285с.

7. Медведева И., Шилова Т. «Улыбка судьбы. Роли и характеры» - М.: «Линка-пресс», 2002. – 240с.

8. Ничопоров  Б.В. «Ведение в христианскую психологию. – М.: Школа-прессс, 1994. – 189с.

9. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста: Книга для учителя под ред. Протоиерея Виктора Дорофеева. – М.: И. Д. Покров, 2002.-236с.

10. Основы православной культуры книга для учителя под ред. Протоирея Виктора Дорофеева.- М; «Покров», 2002.-236с.

11. Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия.- СПб,: Питер, 2003. – 282с. (серия «Практическая психология»)

12.. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.-256с.

13.. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Про-Пресс, 2000. – 456с.

3.Заключение.

1. Выводы и результаты.

Изучая данную проблему, актуальную в нашей жизни, как и в школе, так и в обществе, в целом, я повысила свои знания в этой области.

Развитие духовности воспитанников – очень трудная задача и я понимаю. Что желаемые результаты могут и не получиться в отношении к некоторым воспитанникам. Всё же твердо верю. Что многие из моих выпускников станут счастливы.

Выпуск 2010-2011 года, с которыми была начата эта работа с 4 класса, отличался спортивными достижениями, артистическими данными. Юноши-подростки наравне с девушками участвовали в театральных постановках, сценках. Особый рост в своём развитии показали Булыгин Александр, Шабалин Максим, Яшметов Дмитрий, Воробьёва Алина, Рыбаков Роман. При поступлении в школу – интернат эти дети имели низкий уровень знаний, а также жизненных убеждений и навыков. У Яшметова Димы наблюдались психические расстройства, из-за которых он мог оказаться в коррекционной школе. Этот ребёнок закончил 9 класс на 4и5. Отличался тактичностью, вежливостью, выносливостью и старанием. То же можно сказать и о Максиме Шабалине и Саше Булыгине.

К сожалению, одна ученица Кулакова Лена не оправдала возможностей моей работы. Она отличалась от других завистью, жестокостью. Наверно, семейный уклад жизни повлиял на неё в большей степени, чем воспитатель. Это заставляет меня задуматься – где и что я сделала не так по отношению к этой девочке?

В целом выпуск был приобщен к поиску смысла жизни, сформирована привычка анализировать свою жизнь, духовному осмыслению происходящего.

Со своими второклассниками работу по приобщению к духовности начала с первого класса.

С первых дней воспитанники посещают уроки православия в  воскресной школе. Знакомятся с нравственными понятиями: добро, совесть, честность, трудолюбие, долг, любовь. Учатся применять эти понятия в каждодневной жизни. Ведётся большая работа по ознакомлению с азбукой учения, с возможностями управлять своим поведением, а также по организации здорового и безопасного образа  жизни. Учитывая режим и возможности школы, опираясь на систему школы, все воспитанники вовлечены в деятельностные направления воспитательной программы (посещают кружки, секции). За первый год работы удалось достичь доброжелательного отношения детей друг к другу. В классе нет вражды, мести, но завистливые дети есть. Выросли умственные способности детей. Развиваются память, внимание, речь, творческие способности. Если в начале первого класса дети не могли даже говорить или запомнить небольшой стих, то теперь эти дети (Кирилл Щербаков, Вова Камаев,  Николетта Ядыкова, Витя Рябинин), могут не только выучить стих, но и выступать на сцене, двигаться в танце. Дети увлеченно рисуют. Разгадывают ребусы, загадки, читают детские энциклопедии. Могут рассказывать прочитанное на информационном часе, в беседах. Всем учащимся нравится посещать занятия в воскресной школе, участвовать в спектаклях, концертах, конкурсах. Все освоили вышивку крестиком, знакомы с бисером, бумагопластикой. Класс в этом году сильно изменился, прибыло 10 новых учеников. Многие из них правильно понимают такие нравственные понятия как добро, зло, дружба, совесть, жадность, любовь, честность. Этому способствуют часы общения, беседы по основам православия. (см.Приложение).

Есть в классе уголок «Азбука нравственности», где записаны основные понятия. Дети могут читать и повторять основные темы разговоров в любое свободное время.

Очень важно проводить беседы индивидуального характера, направляя детей на конструирование своего поведения, поступков, взаимоотношений. Обязательно должна быть духовная связь в каждым ребенком. Многие дети берут меня образцом в поведении ( это наблюдается особенно в игре «в школу»). Поэтому стараюсь быть достойным примером.

Продолжая работу по своей теме « Развитие духовно – нравственных качеств школьников в системе школы» наметились основные направления, с помощью которых можно и нужно формировать дух - нравственные качества детей.

Программа развития духовно-нравственных

  качеств воспитанников.

Цели:

  1. Развитие и формирование  духовно-нравственных понятий;
  2. Учить жить по нравственным принципам и содействовать накоплению жизненных навыков, развивать творческие способности.
  3. Сплочение и развитие коллектива в духе нравственности и человеколюбия.

Задачи:

  1. Познакомит детей с основными нравственными понятиями: Добро, совесть, любовь, дружба, трудолюбие, долг;
  2. Приобщать к основам православия, посещению храма;
  3. Познакомть с азбукой учения с организацией здорового и безопасного образа жизни, культурного поведения, развития творческих способностей;
  4. Формирровать самооценку своих качеств, поступков;
  5. Знакомить с возможностями управлять своим поведением, своими «хочу», «могу», «надо».

Формы организации работы.

Работа строится по направлениям:

1. Посещение уроков православия в Воскресной школе. Руководитель: Ершова Н.С.

2.Часы общения по основам православно культуры. Тематика на 3 года.

3.Беседы о нравственном поведении (дружба, любовь, трудолюбие).

4. Сотрудничество с ДДТ и ДЮСШОР по развитию творческих и физических способностей ребенка. Кружки «Юный художник», « Греко-римская борьба».

5. Система ЧТД внутри класса.

1) Хозяйственная – «Друзья Гнома»

2) Медицинская – «Друзья Айболита»

3) Служба досуга -  «Друзья Знайки»

6. Ежедневное подведение итогов дня. Анализ положительных и отрицательных моментов, успехов и проблем.

Исходя из этого составлено  расписание дел на неделю.

Понедельник 

Классный час

Занятие психолога

Занятие логопеда

Вторник

Занятие по греко-римской борьбе

Беседы по основам православия

Среда

Информационный час

Занятие логопеда

Чтение

Занятие по греко-римской борьбе

Занятие логопеда

Пятница 

Занятие кружка «Юный умелец»

Суббота

Занятие воскресной школе

Занятие кружка «Юный умелец»

Служба досуга «Знайки»

Анализ недели. Планирование.

Воскресенье

Операция «Уют».

Операция «Чистюля»

   

 

 

   

 

         


[1] Брошюра «Идейно-нравственное воспитание» -№1 («Деятельность классного руководителя»)

[2] И.М. Ильичева «Психология духовности»

[3] Н.Е Щуркова «Классное руководство»

[4] Духовность и нравственность в современном образовательном процессе» (Материалы республиканской научно-практической конференции от 25.03.2003 г.)

[5] Словарь русского языка под редакцией Ожегова

[6] «Психология духовности» И.М. Ильичева

[7] «Психология духовности» И.М. Ильичева

[8] «Духовность и нравственность в современном образовательном процессе» (материалы республиканской научно-практической конференции от 25.03.2003 г.)

[9] В.Г.Нечипоров «Введение в христианскую психологию»

[10] Роман Янушкевичюс «Основы нравственности»

[11] «Кормчая книга по морю житейскому» поучения Иринея, епископа Екатеринбургского

[12] Роман Янушкевичюс «Основы нравственности»

[13] Артемий Владимиров (протоирей) «Учебник жизни» (книга для чтения в семье и школе)

[14] Б,В.Нечипоров «Введение в христианскую психологию»

[15] «Кормчая книга по морю житейскому» поучения Иринея, епископа Екатеринбургского

[16] «Кормчая книга по морю житейскому» поучения Иринея, епископа Екатеринбургского

[17] «Кормчая книга по морю житейскому»поучения Иринея, епископа Екатеринбургского

[18] «Духовность и нравственность в современном образовательныом процессе» (материалы республиканской Научно-практической конференции от 225.03.2003 г.), выступление Швецовой Г.Н.

[19] Б.Т.Лихачев «Простые истины воспитания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

В чрезвычайно  сложной ситуации оказываются  воспитанники школ-интернатов, удаленные из семьи на период учебных занятий, а также дети, лишенные родительского попечения, и дети-сироты, прожив...

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Воспитание здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов

Программа воспитания здорового образа жизни в условиях школы-интерната для 7-9 классов...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...

Программа коррекции произносительной стороны речи при общем недоразвитии речи II-III уровня, обусловленном открытой ринолалией, у младших школьников в условиях школы-интерната для детей с ТНР.

Данная  программа создана для  оказания логопедической помощи школьникам с общим недоразвитием речи II - III уровня, обусловленным открытой ринолалией, в условиях школы-интерната для детей с...

Дипломный проект "Адаптация школьников в условиях школы-интерната"

Стремительные изменения, происходящие в окружающем мире, отражаются во всех сферах деятельности подрастающего поколения. Стратегической целью современного образования является «человек гражданск...

Доклад «Социализация младших школьников в условиях школы – интерната»

Социализация - сложный и важный процесс. От него зависит как ребёнок сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как личность. Школа выступает в качестве социальной ниши, которая обеспечи...