Конспект урока по литературе для 11 класса по теме: "Москва - огромная сцена, а москвичи - марионетки Воланда" по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Прохорова Евгения Олеговна

Данная разрботка предполагает групповую деятельность учеников на уроке литературы в 11 классе. Материал рассчитан на учеников, хорошо знающих роман.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 11 класса по теме:

«Москва – огромная сцена, а москвичи – марионетки  Воланда» по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Прохорова Евгения Олеговна

учитель  русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного

 бюджетного учреждения «Липовецкая

средняя общеобразовательная школа №1»

Октябрьского района

2018 год

Цель урока: определить роль Воланда и его свиты в романе, представить своеобразие булгаковской дьяволиады.

Задачи урока:

 - создание атмосферы на уроке, при которой учащиеся смогут определить основную цель появления сатаны и его свиты в романе;

-развитие умений интерпретации эпизодов из романа;

- развитие навыков  анализа  явлений общественной жизни;

- воспитание чувства ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия;

 - воспитание навыков работы в группах;

 - совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся с помощью организации и проведения литературного диспута, коллективного обсуждения и подготовки заданий на уроке;

 - развитие эмоционально-волевой сферы личности у учащихся с помощью внедрения в урок просмотра эпизодов из художественного фильма по роману;

-организация видеоэкскурсии по Москве 30-х годов;

 - воспитание у учащихся интереса к художественным постановкам по мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Матргарита».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска, презентация к уроку «Свита Воланда», карточки с раздаточным материалом, тексты романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Ход урока:

При проведении урока класс делится на 4 группы.Раздаточный материал лежит на столах.

  1. Организационный момент, знакомство с классом, психологическая установка.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Прохорова Евгения Олеговна, я учитель русского языка и литературы, приехала из пос. Липовцы Октябрьского района. Рада с  вами познакомиться! Давайте начнем наш урок.

  1. Погружение в атмосферу урока, формулировка темы, постановка цели урока.

Учитель: Я привезла вам видеообращение одной из моих учениц, Вероники Шматко. Она очень любит литературу, недавно прочитала роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Послушаем, что она скажет!

Видеообращение ученицы. Видео 1.

Учитель: Как вы считаете, какова тема и цели  нашего урока? (Запись на доске целей и темы).

Ответы учеников с использованием фраз (речевых клише):

«Я считаю, что….» (к теме)

«На мой взгляд целью урока является….» (к целям)

Лист с клише прикреплен к доске.

  1. Погружение в роман.

Учитель: Итак, время перенестись в прошлое. Вернемся в начало прошлого века, в Москву 30 –х годов…

Демонстрируется хроника через мультимедийный проектор «Москва 30-х годов» под музыку из х/ф «Мастер и Маргарита». Видео 2.

Задание: Вспомните, каковы особенности образа жизни людей в этот период? (Процветали доносы, преследовалось инакомыслие).

Ответы учеников.

  1. Работа по теме урока.
  1. Проверка знания текста и выявление тематики высказываний персонажей.  

Задание: определите, кому из героев принадлежат следующие высказывания и составьте рассказы о персонажах.

Группы берут лежащие на столах распечатки с репликами героев романа. Раздаточный материал перед уроком кладется на столы учащихся.

Группа 1.

 - Рукописи не горят!

 - Ну что ж, они люди как люди…

 - Каждому воздастся по его вере!

 - Это моя свита, и свита эта требует места! (Воланд)

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

Группа 2.

  - Он такой же директор, как я архиерей!

 - Неужели, чтобы чувствовать себя живым, непременно нужно сидеть в подвале, имея на себе больничные кальсоны! Это смешно!

 - Одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое ему же в сердце! (Азазаелло)

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

Группа 3.

 - Котам обычно говорят: «Брысь!». Хотя ни один кот ни с кем не пил на брудершафт!

 - Надо терпеть, хрустальная донна, они (туфли) делались по ноге одной китайской принцессы.

 - Что ж вы, гражданка, посетителям «брысь» кричите. (Кот Бегемот).

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

Группа 4.

 - «Ба, Никанор Иваныч!»

 - Вот будете следующим летом за границей, непременно заезжайте к нему на виллу в Ниццу. Какая вилла – ахнете!

 - Душенька! Не при валюте мы сегодня! (Фагот Коровьев).

Демонстрация изображения персонажа, рассказ о нем учеников.

Учитель: Какой тематике посвящены все реплики героев? (социально-философской).

 - Кто из свиты Воланда нами не был назван? Почему? (Гелла. Она в романе не разговаривает. Гелла – девушка-вампир, служанка Воланда, младший представитель свиты).

Демонстрация изображения.

2) Фронтальный опрос:

 - С какой целью сатана посещает Москву? Какие поступки он со своими помощниками совершает в городе?

  - Для чего Воланд устраивает сеанс черной магии в варьете? Каким испытаниям он подвергает московских обывателей?

 - Эти искушения выдуманы самим дьяволом?

 - Разочарован ли сатана в москвичах?

Просмотр отрывка из х/ф «Мастер и Маргарита» «Монолог Воланда о людях» ВИДЕО 3.

Задание (на доске): Письменно ответьте не вопрос: «В чем суть монолога Воланда? Как вы понимаете значение последней фразы?»  3-4 ответа выслушать.

Учитель:  О каких настоящих людях идет речь?

Учитель: Люди стремятся к власти, деньгам, которые открывают для них возможности наслаждаться жизнью. Любые препятствия в погоне за жизненными благами встречаются жителями Москвы с озлоблением. Театр «Варьете» - это сцена для москвичей, на которой идут разные театральные представления, а Москва – огромная сцена для Воланда, где он устраивает дьявольский спектакль, справедливо наказывая обывателей за алчность, жестокость, лицемерие. Воланд делит народонаселение Москвы на серую массу и особо отличившихся негодяев.

Физминутка (разминка для глаз).

3) Задание по группам: составить рассказы (таблицей) о:

1 гр.  – Босом Никаноре Ивановиче

2 гр. – Семплиярове

3 гр. – Лиходееве

4 гр.  – Берлиозе.

Таблица 1.

Имя героя

Занимаемая должность

Портрет

Грехи

Выслушивание ответов друг друга.

Учитель: Чье наказание, по вашему мнению, является самым страшным? Почему? (Берлиоза. Его Сатана наказывает особенно жестоко за отрицание веры в Бога).

4) Образы Мастера и Маргариты.

Учитель: Кого из москвичей Сатана берет под свое покровительство и награждает?

Задание (устно). Расскажите о Мастере и Маргарите. По вопросам (лежат распечатанные на столах).

Вопросы для всех групп:

По образу Мастера:

 - За что Мастер оказался к тюрьме, потом в клинике для душевнобольных?

 - Почему у героя нет имени?

 - Каким можно считать героя? Слабым или сильным? (Вопрос для литературного диспута)

По образу Маргариты:

 - Отличается ли Маргарита от московского народонаселения?

 - Почему она несчастна с мужем?

 - Каким образом желтый цвет связан в героиней? (желтые мимозы – символ болезненного мировосприятия)

Учитель: На что решается Маргарита ради любви? Как ведет себя во время бала у сатаны?

Просмотр эпизода из х/ф «Рукописи не горят» ВИДЕО 4.

Учитель: Почему Воланд оценил сочинение Мастера? Чем он наградил героев?

«Слушай тишину» ВИДЕО 5.

Задание: Письменно ответьте на вопрос: «Почему мастер не заслужил света, а заслужил покой?»

  1. Работа с афоризмами о добре и зле.

Афоризмы выведены на слайде.

Учитель: Итак, мы определили, что в московских главах романа развенчивается зло, наказываются пороки. Мы с вами поработаем с высказываниями о добре и зле. Прочитайте высказывания, как вы понимаете их значение и к кому из персонажей можно отнести каждый афоризм?

Учащиеся дают толкование высказыванию и определяют, с каким из персонажей романа соотносится изречение.

  • Тёмные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет.

Р. Тагор  

  • Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».

Конфуций

  • Зло исцеляют противоположным.

Вольтер

  • Будем учиться — может быть, после смерти из нас вырастет древо познания добра и зла.

С.Е. Лец

  • Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней.

О. де Бальзак  

6. Актуальность романа.

Учитель: Образ черта, как и понятия добра и зла, на протяжении многих веков присутствует в мировой литературе. Черта называли по-разному: Фауст, Люцифер, Сатана, дьявол, Асмодей, Шайтан, и вдруг появляется булаковский Воланд. Типичен ли персонаж?

Задание: заполните правую часть таблицы, сделайте вывод, отвтив на вопрос «Чем Воланд отличается от привычного образа Сатаны в мировой литературе:  

Таблица 2.

Черт

Воланд

Дух зла

Назначение: сеять зло, развенчать все, что представляется высоким

Качества: коварен, жесток, обладает даром перевоплощения

Доведение человека до преступления

Наблюдение за течением жизни на земле

Демонстрация афиш спектакля.

Учитель: Ребята, посмотрите на афиши спектакля по мотивам романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Спектакли по роману в нашей стране и за рубежом проходили много раз, много раз менялся режиссерский замысел, но каждый раз зрительные залы собирают аншлаги. Почему?  (Ответы учеников).

Учитель: Итак, вернемся к вопросу Вероники? Почему Воланд выбрал для визита именно Москву, а московских обывателей сделал своими марионетками?

Вывод учащихся оформляется в качестве видеообращения.

  1. Рефлексия «Плюс, минус, интересно».

Учитель: У вас на столах лежат таблицы со знаками «+», «- « и словом «интересно». Напишите, что вам понравилось на уроке, а что не очень, какие моменты показались интересными.

Таблица 3.

+

-

интересно

Учитель: Ребята! Огромное спасибо за работу! Я была рада познакомиться с вами, было очень приятно вести занятие! Желаю вам успехов в учебе и на предстоящих экзаменах. До свидания!