Рабочие программы по русскому языку и литературе для 6, 8, 10 классов
рабочая программа по литературе (6, 8, 10 класс) на тему

Голованова Татьяна Геральдовна

В папке представлены рабочие программы для 6, 8, 10 классов по русскому языку и литературе для преподавания по учебникам Рыбченковой, Разумовской, Гольцовой (русский язык), Коровиной и Коровина (литература). Также материал содержит рабочие программы факультативных курсов по русскому языку для 6 и 8 классов и элективных курсов для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_po_russkomu_yazyku_i_literature.zip483.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Новозыбкова» Брянской области

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

Класс 10 (базовый уровень)

Учитель Голованова Татьяна Геральдовна

Квалификационная категория   I

2017 – 2018 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования), Программы по литературе для 5-11 классов (Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. - М.: «Просвещение», 2015.), учебного плана школы на 2017 – 2018 учебный год.

Преподавание курса на базовом уровне осуществляется по учебнику «Литература. 10 класс». В 2 ч. Под редакцией В.И. Коровина - М.: «Просвещение», 2017.

Учебным планом  школы отводится на изучение литературы в 11 классе 102  часа (3 ч в неделю). Фактическое количество уроков в соответствии с календарным графиком составит 102 ч.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В 10 - 11 классах учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 11 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XX века в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы в 10 классе обучающиеся должны знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь:
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

  1. Содержание программы

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение. Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации «русского человека на рандеву». Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме). Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе.

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди.., «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России. КостаХетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

  1. Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Количество

часов

Примечание

1

04.09.17

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы.

1

2

06.09.17

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, К.Н. Батюшков. Обзор их творчества.

1

3

06.09.17

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии.

1

4

11.09.17

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление.

1

5

13.09.17

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

1

6

13.09.17

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный…».

1

7

18.09.17

Философская лирика А.С. Пушкина.

1

8

20.09.17

Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия», «… Вновь я посетил…», «Отцы пустынники и жены непорочны…».  

Р.Р. Домашнее сочинение по лирике Пушкина

1

9

20.09.17

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

1

10

25.09.17

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы.

1

11-12

27.09.17

Р.Р.Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

2

13

02.10.17

Обзор романа «Евгений Онегин»

1

14

04.10.17

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Своеобразие художественного мира поэта.

1

15

04.10.17

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

1

16

09.10.17

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Завещание»

1

17

11.10.17

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта.

1

18

11.10.17

Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…»

1

19

16.10.17

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

1

20 –21

18.10.17

Обзор романа «Герой нашего времени»

2

22-23

25.10.17

Р.Р. Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

2

24

23.10.17

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

25

06.11.17

Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород».

1

26

08.11.17

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

27

08.11.17

Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

28

13.11.17

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

29

15.11.17

Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

1

30

15.11.17

Обзор поэмы «Мёртвые души»

1

31

20.11.17

Р.Р. Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя

1

32

22.11.17

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы.

1

33

22.11.17

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».

1

34

27.11.17

Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

1

35

29.11.17

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

1

36

29.11.17

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

37

04.12.17

 А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

1

38

06.12.17

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

1

39

06.12.17

Своеобразие конфликта. Смысл названия

1

40

11.12.17

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

1

41

13.12.17

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

1

42

13.12.17

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Р.Р. Домашнее сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

43

18.12.17

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

44

20.12.17

И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

1

45

20.12.17

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

46

25.12.17

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

47

10.01.18

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

48

10.01.18

Анализ эпизода «Смерть Базарова»

1

49

15.01.18

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

1

50

17.01.18

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по роману «Отцы и дети»

1

51

17.01.18

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

1

52

22.01.18

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»

1

53

24.01.18

Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве.

1

54

24.01.18

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

1

55

29.01.18

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

1

56

31.01.18

Любовная лирика А.А. Фета.  Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

1

57

31.01.18

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта.

1

58

05.02.18

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

1

59

07.02.18

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

1

60

07.02.18

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

1

61

12.02.18

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

1

62

14.02.18

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.

1

63

14.02.18

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

64

19.02.18

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

65

21.02.18

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Р.Р. Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

1

66

21.02.18

М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество, проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

67

26.02.18

Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

1

68

28.02.18

Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

1

69

28.02.18

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

70

05.03.18

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого

1

71

07.03.18

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

1

72-73

07.03.18

12.03.18

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

74

14.03.18

Женские образы в романе «Война и мир»

1

75

14.03.18

Семья Ростовых и семья Болконских

1

76-77

19.03.18

21.03.18

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

2

78

21.03.18

Кутузов и Наполеон

1

79

02.04.18

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир»

1

80

04.04.18

Художественные особенности романа.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир»

1

81

04.04.18

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

82

09.04.18

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

1

83

11.04.18

История создания романа «Преступление и наказание».

1

84

11.04.18

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

1

85

16.04.18

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

1

86

18.04.18

«Двойники» Раскольникова

1

87

18.04.18

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Р.Р. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

1

88

23.04.18

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин

1

89

25.04.18

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

1

90

25.04.18

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80 – 90-х годов

1

91

07.05.18

Душевная деградация человека в рассказах «Человек в футляре» и «Ионыч»

1

92

14.05.18

Особенности драматургии А.П. Чехова

1

93

16.05.18

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

1

94

16.05.18

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

95

21.05.18

Зачетная работа за второе полугодие

1

96

23.05.18

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа

1

97

23.05.18

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе

1

98

25.05.18

Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы

1

99

25.05.18

Ги де Мопассан. «Ожерелье»

1

100

28.05.18

Г. Ибсен. «Кукольный дом»

1

101

30.05.18

Нравственные уроки русской литературы XIX века

1

102

30.05.18

Подведение итогов изученного за год

1

  1. Литература. Программное и учебно-методическое обеспечение

  1. «Литература. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Автор В.И.Коровин. - М.: «Просвещение», 2014.
  2. Беляева Н. В. И др. Литература: 10 класс: Методические советы. – М.:Просвещение, 2007.
  3. Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10класс. В 2 ч. – М.: ВАКО, 2010.
  4. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Под общ.ред. М.Б. Лебедевой. СПб: БХВ - Петербург, 2010.
  5. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельностишкольников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовкешкольников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.:Просвещение, 2007.

Интернет-ресурсы и ЦОР ко всему курсу

литературы 10 класса

http://fcior.edu.ru  (интерактивные  ЦОР  по  темам  курса литературы)

http://school-collection.edu.ru

Рубрика «Коллекции»:

  • Зарубежная художественная литература
  • Аудиозаписи  художественного  чтения  произведений
  • русской поэзии
  • Аудиокниги  по  произведениям  русских  писателей
  • XIX века
  • Произведения  русской  литературы  XIXвека
  • Петербург — столица Российской империи
  • Материалы  по  истории  и  мировой  художественной
  • Культуре
  • Программный  комплекс  «ОСЗ  Хронолайнер  1.0».  Линии времени:
  • Важнейшие  даты  и  события  отечественной  истории (1861 — 1917 гг.)
  • Инструмент  разработки  и  анализа  родословных  «Живая Родословная»

Интерактивные ЦОР по литературе для 10 класса

  • http://hotpot.uvic.ca/  (downloads  —  бесплатная  версия программы  конструирования  интерактивных  заданий  Hotpotatoes)
  • Русская литература http://ru.wikipedia.org/
  • Историко-культурный сайт http://bibliotekar.ru
  • Литературные  сайты  (информация)  http://lit-info.ru/articles/sites.htm
  • Государственный  Литературный  музей  http://www.goslitmuz.ru/
  • Литературные музеи России
  • Литературное радио http://litradio.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературе в 10-11 классе

Пояснительная записка и тематическое планирование...

рабочая программа по русскому языку и литературе 5, 8, 9 класс

Рабочие программы по русскому языку разработаны по программе Ладыженской,  В 8, 9 классе к учебнику  Тростенцовой. Содержат графики контрольных и творческих работ, КТП национально-региональн...

рабочая программа по русскому языку и литературе 5, 8, 9 класс

Рабочие программы по русскому языку разработаны по программе Ладыженской,  В 8, 9 классе к учебнику  Тростенцовой. Содержат графики контрольных и творческих работ, КТП национально-региональн...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочие программы по русскому языку и литературе 5 и 6 классы

По русскому языку автор Львов, Львова.По литературе автор Меркин Г.С....