Игра по литературе в 6 классе "Литературный маскарад"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме

Бабунова Екатерина Евгеньевна

Методическая разработка представляет собой сценарий и презентацию урока-игры для недели русского языыка и литературы в 6 классе. Данное занятие позволяет проверить знания учащихся по предмету за курс 5-6 классов

Ссылка на презентацию https://drive.google.com/drive/my-drive

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_maskarad.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игра по литературе в 6 классе «Литературный маскарад»

Цель: 1) обобщить знания, полученные учащимися за курс литературы 5-6 классов

2) развивать память, логическое мышление, интуицию, внимание

3)

Сценарий мероприятия

I. Вступительное слово учителя

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами представим себя на маскараде. Что такое маскарад?

Маскарад или карнавал – один из любимых праздников многих людей, потому что в это день можно стать другим персонажем, скрыться за маской и чем интереснее маска, тем лучше.

За масками сегодня скрываются – герои, писатели и их произведения. Итак, начнем

II. Ход игры

1. Представление команд

2. Зашифруй героя – команды рассказывают про двух героев, не называя их

3. «Алфавит». На столе разбросаны буквы алфавита, найти ответ среди букв – команды отвечают на вопрос, выбирают правильные буквы и выстраиваются в правильном порядке. За 2 минуты дать как можно больше ответов

  • Средство выразительности, красочное, яркое прилагательное – эпитет
  • Это место назвали в честь мальчика, который его открыл – озеро
  • Что должен был покрасить известный герой Марка Твена-забор
  • Что видел мальчик из рассказа «Мальчик у Христа на елке» в первом окне – елка
  • Кого спас Алеша от гнева кухарки в сказке А.Погорельского «Подземные жители»-курица
  • Как звали девочку, которая попала в страну чудес, выпив уменьшающее зелье – Алиса
  • Фамилия героя, прожившего на острове 28 лет – Крузо
  • Жанр литературы, народное и литературное произведение с большой долей вымысла и часто волшебства- сказка
  • Царь, превращавшийся в сказке Пушкина в муху, комара и шмеля – Гвидон
  • Как звали сестру Валька из повести «В дурном обществе»- Маруся
  • Какой предмет хранился у черепахи Тортиллы – ключик
  • Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов – Геракл
  • Как звали учителя, за которого выдавал себя дубровский – Дефорж
  • Какой отравленный фрукт съела царевна  в сказке Пушкина -яблоко

4. Домашнее задание – костюмированное представление литературного героя

5.  Узнай писателя – лицо писателя закрыто, команды отвечают по очереди, если не отвечают, вопрос переходит  зрителям

  • А.С.Пушкин
  • Н.В.Гоголь
  • М.Ю.Лермонтов
  • А.П.Чехов
  • А.П.Платонов
  • И.А.Крылов

6.  Мозаика

Команды получают конверты с разрезанными описаниями героев, надо собрать описание, наклеить его  и выбрать средства выразительности

  • Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами.

  •   «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

  • « Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, - и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, врезывал упругую грудь земли, либо в Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей…Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж…»

7. «Предметы и книги»

На экране предметы, о ком из героев идет речь

  • Корона, веретено, замок – царевна «Спящая царевна»
  • Курица, рыцари, семечко – «Черная курица»
  • Розы, снег, олень– «Снежная королева»
  • Подснежник, королева, собаки – «12 месяцев»
  • Ящерица, малахит, гора – «Хозяйка медной горы»
  • Татарин, оковы, русский офицер  - «Кавказский пленник»
  • Мед, вереск, король – «Вересковый  мед»
  • Озеро, глухарь, карта- «Васюткино озеро»

Вопросы для «Игры со зрителями»

1. Виды народных сказок? (Волшебные, о животных, социально-бытовые) 

2. Время года, когда происходит действие в сказке «Снегурочка»? (Зима) 

3. Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей) 

4.  Какой герой, собираясь жениться в своей деревне,  отправился косить траву  «в края дальние»( «Косарь». А.В.Кольцов))

5.Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

6. Цвет волос спящей царевны? (Черные) 

7.  Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега) 

8. В каких отношениях с лошадью находилась Муму? («… в приятельских»)

8. Что такое «лукоморье»? (Излучина морского берега)

9. Кто вылечил китайского императора из сказки Х.Андерсена? (Соловей)

10. Кому принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»? (Пушкину) 

11. Как начинается «Сказка о золотой рыбке»?      (« Жили-были старик со старухой у самого синего моря») 

12. Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»?(Дефорж) 

13.Как зовут мальчика из сказки Э.Успенского, который с котом Матроскиным уехал в Простоквашино? (Дядя Фёдор) 

14. К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде) 

15. Имя косого левши? (Имя затерялось)

16. Какой   нелюбимый учебный предмет А.Пушкина? (Математика) 

 17. Назовите автора строк: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»? (А.Пушкин) 

18. Автор рисунка «Парус», помещенного у вас в хрестоматии? (М.  Лермонтов) 

Запасные вопросы для команд:

  1.  Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием?
  2. Кто из сказочных героев очень любил поговорку ''Одна голова хорошо, а две лучше''?
  3. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки, убиралась в доме.

4. Назовите сказку итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи.

      5. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил  санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

       6. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали?

 7. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?

Когда Дубровский окончил осаду Нарвы, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был Жилин. Который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил.

И чуть если Жилин заметит, что Дубровский чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Жилин сейчас скажет: «так и так, и у нас дома свое не хуже есть», - и чем-нибудь отведет. Голландцы это знали и выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали. Особенно в больших собраниях, где Жилин не мог по-немецки вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все немецкие разговоры считал за пустяки.

Какое произведение скрыто? (автор и название) ______________________________________

Какие произведения в маске? ______________________________

Всегдашние занятия Герасима состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Левши. Сей Левша был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Герасим, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Левшу несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Герасим знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Левша с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Герасим, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Левша благодарил его и остался беден и независим. 

Какое произведение скрыто? (автор и название) ______________________________________

Какие произведения в маске? ______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

Интеллектуально-развлекательная игра по литературе.

Вненклассное мероприятие для средних школьников. командная игра....

Итоговая игра по литературе 7 класс "Что? Где? Когда?"

Итоговая игра по литературе "Что? Где? Когда?". Презентация....

Игра по литературе "Десять пятёрок"

Игра для учащихся 11 класса по поэзии Серебряного века....

ГЛАГОЛ В РЕЧИ. игра по литературе. Открытое мероприятие по литературе.

Эта презентация поможет учителю при изучении темы " Роль глагола в речи". Также прилагаются: игра по станциям по литературе, конспект, приложение к конспекту и презентация открытого мероприятия по лит...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

Интеллектуальная игра по литературе "Своя игра"

Интеллектуальная игра "Своя игра" для обучающихся 6 класса по повести А.С.Пушкина "Дубровский"...