Анализ эпизода "Князь Андрей на батарее Тушина" (план).
план-конспект занятия по литературе (10 класс) по теме

Дубовицкая Екатерина Алексеевна

План анализа эпизода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ эпизода «Князь Андрей на батарее Тушина».

Вторая часть первого тома романа «Война и мир» начинается с описания событий войны 1805 года. Безжалостная и бесполезная война была начата императорами, но участвовали в ней простые люди. Они жертвовали своими жизнями и тихим счастьем в семейном кругу ради своей страны.

        Но кто же настоящие герои этих событий? Ни Долохов, рассказывающий о своем ранении, ни Николай Ростов, испуганный на поле боя, а после сражения рассказывающий о своем «подвиге», ни Жерков, который позорно струсил  и не доехал с приказом до батареи, не могут называться ими. Они забыли о собственной чести и чести русской армии. А настоящие герои – это простые солдаты, исполняющие приказ до конца, не сломленные ни суровыми армейскими порядками, ни тяжелым переходом без отдыха, ни вражескими войсками.

        В центре Шенгаренского сражения Толстой изображает скромного капитана Тушина и его батарею, потому что он своей храбростью и твердым знанием своего дела заслуживает уважения. Тушин – «сутуловатый человек» небольшого роста. «Тоненький голосок» и «маленькие ручки» не выдают  в нем какой-то особой решимости и героизма, но его «большие, умные и добрые глаза» располагают его к нам. Мы неосознанно доверяем этому персонажу.

        Перед боем Тушин говорит такие слова: «Если бы возможно знать, что будет после смерти, тогда бы  и смерти из нас никто не боялся. Боишься неизвестности, вот чего». Он искренен и не скрывает своего страха перед будущим. Но во время боя он предстает пред нами совсем другим. Мы не видим в нем ни тени сомнения, он «словно играет в какую-то игру». Его батарея работает быстро и слаженно.

        Поведение Тушина на поле боя – яркий пример толстовского понимания подвига. Ответственность, немногословность, четкие и быстрые действия, не оставляющие времени на раздумья и страх, скромность делают его настоящим героем. Он один из немногих, кто на самом деле заслужил звания «герой».

        Сама того не замечая, батарея капитана Тушина совершила подвиг, про который Андрей Болконский сказал: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина и с его ротой». Несмотря на то, что Тушин совершает почти невозможное и проявляет поразительную храбрость, сам он не осознает, что совершил подвиг. Он даже боится наказания за оставление на поле боя двух орудий. Это еще одно доказательство того, что истинно сильный и мужественный человек никогда не будет выставлять свои заслуги напоказ.

        В противовес Тушину представлено поведение офицеров, которые после успешного сражения кутят и ждут наград. В этом проявляется истинный и ложный патриотизм. Кто-то без раздумий рискует своей жизнью и думает прежде всего об окружающих людях, а кто-то думает о собственной выгоде. Тушин – уникальный человек. Простота и решимость – главные качества его характера.



Предварительный просмотр:

Анализ эпизода.

Князь Андрей на батарее Тушина.

  1. Вступление. (Война 1805 года начата императорами, но участвуют в ней простые люди).
  2. Кто настоящие герои?

- не Долохов, рассказывающий о своем ранении, не Николай Ростов, изображенный испуганным, а после рассказывающий о своем «подвиге», не адъютант Жерков, который даже не доехал с приказом к батарее;

Простые солдаты, исполняющие приказ до конца.

  1. Почему Толстой в центр Шенгабенского сражения поставил скромного капитана Тушина и его батарею?
  2. Портрет Тушина (впервые его видит кн. Андрей…)

- отношение Тушина к войне

    5. Батарея Тушина и ее дружная работа.

- испытывают ли чувство страха во время сражения?

(«оживление» земли происходит в воображении Тушина, детская радость (словно играет в какую-то игру, где…)

-Слова, Андрея Болконского, сказанные после боя в ставке:…

      6. Толстовское понимание подвига (ответственность, немногословность, скромность)

7. Понимает ли Тушин, что он совершил подвиг? (даже не подозревает, а боится наказания, что оставил 3 орудия)

8. Как ведут себя офицеры после успешного сражения? (ожидание наград, кутят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"

Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...

ЗАРЯДНО-ДЕСУЛЬФАТИРУЮЩИЙ АВТОМАТ ДЛЯ СВИНЦОВОСТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

Предлагаем описание прибора дяя зарядки аккумуляторов «асимметричным» током, оснащенного устройствами защиты от коротких замыканий и автоматического отключения при полной зарядке аккумулятора...

Альтернативные источники электроэнергии, применяемые для энергообеспечения г. Москвы. Солнечные батареи.

Название: Альтернативные источники электроэнергии, применяемые для энергообеспечения г. Москвы. Солнечные батареи. Автор: Стрельникова Людмила Вячеславовна16 лет10 классГБОУ СОШ №997 Руковод...

Презентация: "Технология мытья батарей отопления"

От чистоты отопительных батарей зависит...Несколько способов ухода....

Проект "Батарей зыяны"

Кулланылган батарейкаларның табигатькә һәм кеше сәламәтлегенә йогынтысы...