План-конспект урока «У войны не детское лицо» (по повести В. Богомолова «Иван»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Миронова Жаргалма Николаевна
Цели урока:
Провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное;
Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
Развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogomolov.docx21.82 КБ
Office presentation icon Пионеры-герои ВОВ2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Бурятский республиканский институт образовательной политики

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ “СОШ № 19»

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Тема: «У войны не детское лицо»

(по повести В. Богомолова «Иван»)

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Миронова Жаргалма Николаевна

категория: первая

Вид урока: урок внеклассного чтения

Тип урока: беседа

Оборудование: портрет В.О. Богомолова, тексты повести «Иван», презентация

Цели урока:

  • Провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;
  • подвести учеников к осознанию того, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное;
  • Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за тех, кто отстоял Победу.
  • Развивать навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.

Эпиграф:

  • Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Сенека, римский писатель и философ.
  • «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало». В.О. Богомолов «Иван»

Ход урока

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Сегодня у нас серьезная тема для разговора. Мы проводим урок внеклассного чтения «У войны не детское лицо» в предверии знаменательной даты – Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне по повести Владимира Богомолова «Иван». Это стало доброй и обязывающей традицией: каждый год в начале мая остановить бег своего детства и всмотреться в одну самых трагических страниц нашей истории – в события Великой Отечественной войны. Мы имеем возможность узнать о войне, благодаря книгам.

- Какие повести, рассказы, стихотворения о войне вы читали?

(Ответы учащихся).

III. Работа по теме.

Учитель. Молодцы! Мы продолжим с вами знакомиться с произведениями о Великой Отечественной войне, о детях на войне. В центре нашего внимания повесть В.О. Богомолова «Иван».

1. Начнём наш урок со Слова о писателе – фронтовике Богомолове.

Ученик. Владимир  Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт ушел совсем юным: не было и 15 лет. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

2. Аналитическая работа по тексту повести.

а) Словарная работа:

  • плащ – палатка -
  • гильза -
  • полевая почта -
  • ординарец -
  • штаб армии -
  • дивизия -
  • разведотдел -
  • землянка -

Учитель. Мы с вами прочитали повесть. На уроке постараемся глубже осмыслить ее содержание и ответить на проблемный вопрос урока: ПОЧЕМУ МЫ ПОБЕДИЛИ В ВОЙНЕ НЕПОБЕДИМУЮ, КАЗАЛОСЬ БЫ, АРМИЮ ГИТЛЕРА?

Обратимся к первым страницам повести, поговорим о главном герое – Иване. Что можно сказать о нем исходя из первого эпизода?

Ученик. Гильза разгорелась, осветив просторную землянку. У самых дверей я увидел худенького мальчишку лет одиннадцати.

- Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи.

- Грязная рубашка до бёдер и узкие короткие порты.

- Он был совсем ещё ребёнок, узкоплечий, с тонкими ногами и руками, на вид не более 10-11 лет.

Учитель: Как он держится?

- Мы понимаем, что мальчик очень замёрз, но он не хнычет, держится с достоинством.

-Он серьезен, неразговорчив, немногословен, требователен.

Учитель. Что сделало его таким?

Ученики. – Первые дни войны… мальчик пережил смерть отца, на его руках погибает сестренка, Иван был в партизанах, в лагере смерти.

Учитель. Он принял решение. Какое?

Ученики. Мстить врагу. Стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба.

Учитель. Вот откуда его серьезность, угрюмость, собранность, молчаливость, настороженность. Он не только повзрослел, он постарел на целую войну.

     И вдруг мы видим его играющим в землянке. Что хотел подчеркнуть автор в характере героя, рисуя эту сцену?

Ученик. Мальчишка остается мальчишкой, он играет.

Учитель. Да, вы правы, как и его сверстники, мальчик собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, теплым лучам солнца, а он каждый день смотрит в глаза смерти… Как относятся к нему взрослые? Какие взрослые его окружают?

Ученики: Холин любит Ивана, хочет даже усыновить его. Но понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, грубоват. Холин сам как большой ребенок и относится к мальчику как к равному, а в чем-то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания Ивана.

Катасоныч относится к мальчику по-отцовски, все готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, лицо Катасонова озаряется нежной, необыкновенно теплой улыбкой. Один он называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший охотник за языками, как никто другой понимает, как опасна работа, которую выполняет ребенок для штаба армии.

Гальцев тоже любит мальчика. Он ищет подходы к характеру мальчика, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет, но не решается поцеловать на прощание.

Учитель. Гальцев пронес память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжелая доля прочитать в архивах фашистов сообщение о гибели юного разведчика…

Какие сведения добывает Иван в тылу врага? Как он это делает?

Ученики: Иван подолгу живет на оккупированной территории. Ходит по деревням, поселкам, одетый в тряпье, и зорко всматривается в любое скопление живой силы врага, его вооружение.

Учитель. Сведения, добытые им, очень ценны. В чем особая тяжесть положения мальчика, когда он находится в тылу врага?     (ответы учеников)

- Вы хорошо прочувствовали сложность положения мальчика: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться ТОЛЬКО на себя. Никого рядом. Только ты и враг. Понимая всю тяжесть переживаний Ивана, взрослые все-таки посылают его в разведку. Почему? (ответы учащихся).

- Главную причину – самую страшную – вы не назвали. Шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели села. За победу сражались и, случалось, гибли старики и дети. Да, и дети!как ни больно и горько об этом говорить.

    Помните, Холин, переправив Ивана на тот берег, в тыл врага, разговаривает с Гальцевым в землянке? О чем сокрушается Холин?

Ученик. «Третий год воюешь? И я третий… а он один! – Ребенок!»

Учитель. Ребенок…но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть  называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?            

Ученик. Он уже взрослый…в

Учитель. Согласна с вами. Этого мальчика иначе не назовешь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни: выбор защитника Отечества. Вы читали повесть В. Катаева «Сын полка». Чем, на ваш взгляд, отличается изображение войны в той и в другой повести?        (ответы детей)

- А теперь обратимся к последним страницам повести. Давайте прочитаем эпизод (глава 9) со слов «Берлин капитулировал 2-го мая…»

Иван погиб, но есть и его капелька крови на знамени Победы. Согласитесь, это не мало для одиннадцатилетнего мальчика. Это очень большой вклад в Победу от наших отважных маленьких защитников. Многие дети удостоены высокого звания: ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Вот фотографии лишь немногих из них:        (презентация – портреты пионеров - героев)

Учитель. Расскажите о ваших мыслях и чувствах при чтении последних страниц повести. О последних днях и часах юного разведчика мы узнаём из сухой официальной бумаги, которую Гальцев находит в фашистском архиве. Как вы думаете, почему автор не сам рассказывает о смерти Ивана, а предпочитает, чтобы об этом сказала сухая официальная бумага. Что мы узнаём о последних днях и часах юного разведчика?

(Ответы учащихся, с опорой на источник).

Учитель. Да, ребята, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

IV. Обобщение

Учитель. Да, историки могут скурпулезно подсчитывать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

     Но они не могут рассказать, что чувствует каждый ребенок, о чем он думал. Многие дети остались без родных, без дома, были угнаны в Германию, стали инвалидами. Разные судьбы у детей, но объединяет их одно – их детство совпало с войной.

Учитель. Слово корреспондентам. Получив задание, они отправились к ветеранам,  беседовали со своими дедушками, бабушками, их детство тоже совпало с войной. Расскажите нам, как ответили они на ваши вопросы, какие вопросы вы приготовили?

Вопросы корреспондентов:

  1. Как отразилась война на Ваши жизни?
  2. Приходилось ли Вам встречать детей на дорогах войны?
  3. Как вы относитесь к понятию «дети и война»?
  4. Должны ли дети воевать?

V. Подведение итогов.

Учитель. Итак, ребята, подведём итоги.

Совместимы ли два понятия: ДЕТИ и ВОЙНА?

Ребята, против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми. Вам я желаю совершать подвиги, но только в мирное время – трудовые.

Последний вопрос нашего урока: ПОЧЕМУ МЫ ПОБЕДИЛИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ? (ответы детей)

Причины вы определили верно. От мала до велика, все поднялись на защиту Отечества. Гитлеру пришлось воевать не только с армией, а со всем народом. А одолеть народ никакой армии не под силу. Закончить урок мне хочется словами из известного стихотворения:

Мы от свинцовых розг

Падали в снег с разбега.

Но –

Поднимались в рост

Звонкие, как победа!

Как продолжение дня,

Шли тяжело и мощно,

Можно убить меня,

Нас убить – невозможно!

VI. Домашнее задание.

Ребята, мы сегодня говорили об Иване. Как вы думаете, если бы Иван остался жив, кем бы он стал? Порассуждайте над этим вопросом, напишите сочинение – миниатюру на эту тему.

Спасибо за урок. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели: 1. Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и её героев. 2. Воспитание уважения и глубокой признательности прошлым поколениям, отстоявшим ценой своей жизни независимость нашей Родины.

Слайд 3

“ Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.” К.Ушинский

Слайд 4

Много героев было у нашей Отчизны в годы Великой Отечественной. Когда началась война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

Слайд 5

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Валя Котик

Слайд 6

Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. 16 февраля 1944 года в бою за город Изяслав Каменец-Подольской ныне Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Слайд 7

. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени. Имя Вали Котика было присвоено теплоходу, ряду школ, пионерским дружинам и отрядам. В Москве (на территории ВДНХ) и в Шепетовке в 1960 году ему сооружены памятники. Улицы в городе-герое Киеве, городе Калининграде (областной центр) носят имя самого юного Героя Советского Союза Вали Котика.

Слайд 8

. Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном. Василий Коробко В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый истопник и уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Слайд 9

. Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью “Партизану Отечественной войны” I степени.

Слайд 10

. ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Марат Казей Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Слайд 11

. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

Слайд 12

. Родился 17 июня 1926 года в деревне Лукино ныне Парфинского района Новгородской области в семье рабочего. Окончил 5 классов. Леня Голиков Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.

Слайд 13

. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков» неподалёку от деревни Варницы Стругокрасненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Слайд 14

. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. Леня Голиков был отмечен орденом Ленина, Орденом Отечественной войны 1 степени, Медалью «Партизану Отечественной войны» 2 степени. В честь Лёни Голикова в Кировском районе Санкт-Петербурга названа улица (между проспектом Стачек и проспектом Народного Ополчения). Именем Лёни Голикова названы также улицы в Великом Новгороде (бульвар), Пскове, Старой Руссе (переулок), Окуловке, Калининграде, посёлках Пола и Парфино. Один из кораблей Новгородского клуба юных моряков носил имя «Партизан Лёня Голиков»

Слайд 15

. Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Портнова Зинаида Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.

Слайд 16

. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Слайд 17

Сколько же их было? Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы. Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной: умерла сама Таня. Мария Щербак. Ушла на фронт в 15 лет под именем своего погибшего на фронте брата Владимира. Стала пулеметчицей 148-й стрелковой дивизии. Мария закончила войну старшим лейтенантом, кавалером четырех орденов. Аркадий Каманин . Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. Заслужил три ордена. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

Слайд 18

Сколько же их было? Сколько юных патриотов сражалось с врагом наравне с взрослыми? Этого точно не знает никто. Многие командиры, чтобы не наживать неприятностей, не заносили фамилии юных бойцов в ротные и батальонные списки. Но от этого героический след, оставленный ими в нашей военной истории, не стал бледнее. У наших побед нет срока давности, на них воспитывались и будут воспитываться новые поколения русских бойцов, которым откроется возможность вписать свои страницы в военную историю Отчизны.

Слайд 19

Люди! Покуда сердца стучатся, Помните. Какой ценой завоёвано счастье, Пожалуйся, помните! Р. Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "У войны не детское лицо" Подвиг детей в лирике о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит с подвигом подростков в годы войны, во время урока подробно анализируется  баллада А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста"....

Урок "У войны не детское лицо"

На уроке используется материал художественных книг и документальный материал, а также воспоминания людей, чье детство пришлось на период Великой Отечественной войны. Повести и рассказы, стихи и расска...

Мастерская о ценности детства «ДЕТИ и… ВОЙНА» ( по повести Владимира Богомолова «Иван»)

Цель: образовательная – а) повторение ранее изученного произведения ( Л.Н.Толстой «Петя Ростов»);б) знакомство с произведением о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., где герой-ровесник вносит пос...

Урок внеклассного чтения по повести В.Богомолова "ИВАН"

                                    Что  общего на этих  фотографиях...

Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...

План-конспект урока "У войны не детское лицо" по повести В.Богомолова "Иван"

Цели урока:• Провести анализ повести Богомолова «Иван», ввести в атмосферу описываемых событий, обменяться опытом прочтения;• подвести учеников к осознанию того, что война - тяжё...