Урок литературы в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бородина Надежда Александровна

  Урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок27.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок литературы в 5 классе

Тема: А. С. Пушкин. « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Система образов.

УМК:

  1. Сборник нормативных документов. Литература/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2008.
  2. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)/ Под ред. В.Я. Коровиной.- М.:  Просвещение, 2010.
  3. Литература. 5 кл. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт. Сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2007.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс.- ВАКО, 2009.

Тип урока: комбинированный

Цели:

Образовательные: расширить представления учащихся о биографии и творчестве А.С. Пушкина, способствовать формированию и пониманию жанровой специфики литературного произведения.

Развивающие: развивать навыки сопоставительного анализа, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к художественной литературе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портрет А.С. Пушкина,

Методы: эвристический, частично- поисковый.

Форма контроля: проверочная работа, ориентированная на выявление умений сопоставительного анализа, проверка теоретических знаний

                                                     Ход урока

Домашнее задание. Учащиеся должны были выучить определение баллада, прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», выявить сходства и различие со сказкой В.А. Жуковского « Спящая царевна»,обратить внимание на то, как Пушкин описывает своих героев в сказке.

1.Организационный момент ( 5 минут)

Запись в тетради темы урока. Формулировка целей урока вместе с учениками.

- Мне хочется начать наш урок со стихотворения А.С. Пушкина

2. Чтение учителем наизусть стихотворения А.С. Пушкина « Няне» ( 4 минуты)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

- Как вы думаете, кому посветил это стихотворение А.С. Пушкин? ( Няне)

-А как звали няню Пушкина? ( Арина Родионовна)

- А что вы еще знаете о биографии  А.С.Пушкина?

3. Составление первой колонки таблицы (5 минут) (ученики заполняют самостоятельно)

       Что я знаю об А.С. Пушкине

- Проверяем.

- А теперь послушаем о новых фактах из биографии А.С. Пушкина.

4. Проектная деятельность учащихся о биографии А. С. Пушкина. ( презентация).  ( 7 минут),( Приложение № 2)

- Вам понравилась работа ребят? Что особенно понравилось?

- А теперь заполним вторую графу колонки, что же вы нового узнали о  Пушкине? ( 3 минуты)

Что я нового узнал об А.С. Пушкине

5. Физическая минутка ( 1 минута)

6. Эвристическая беседа ( 10 минут)

-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки.

-Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

- Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»

- Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.

- Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?

- Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка? ( сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко,  сказочная концовка)

- Кратко перескажите сюжет сказки

- С какими героями нас знакомит Пушкин? ( Царь, царица, царевна, Королевич Елисей, Чернавка, пес, семь богатырей)

- Какими нам рисует А.С. Пушкин образы Царицы и молодой царевны. Составим синквейн ( по вариантам: 1 вариант- царица,  2 вариант- царевна; 2существительных, 3 прилагательных, 4 глагола)

      Царица                                                     Царевна

-зеркальце                                                   -нрав

-зло                                                             -молодость

-своенравна                                                 -белолица

-ревнива                                                      -черноброва

-горда                                                          -свежа

-красоваться                                                -пала

-говорить                                                     -росла

-позвала                                                       -поднесла

-сердилась                                                    -проглотила

- Найдите в тексте описание этих героинь.

 «…Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива» ( Царица)

«Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась- и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву краткого такого» ( Царевна)

- В каких народных и литературных сказках говорится о злой мачехе и падчерице? ( Народные сказки: « Морозко», « Крошечка-Хаврошечка»; литературные сказки: « Золушка» Ш. Пьеро, « Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака)

-Какими словами автор описывает образы царя, чернавки, пса?

(царь: царь-отец, неутешен, был грешен,

чернавка: та в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала « Не кручинься, Бог с тобой»,

 семь богатырей: перед утренней зарею Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять,  

пес: одолел, чуть до смерти не заел, лает, прыгнет, завизжит, жалко смотрит, грозно воет, словно сердце песье ноет)

-Кому из героев автор дает имя? Как вы думаете почему?( Королевич Елисей)

- как описывает его автор?

-Пушкин представил нам образы своих героев . Описывая каждого из них, он проделал кропотливую работу. Любой сказочный образ у него индивидуальный и интересный. В целом складывается система взаимосвязанных образов. Если мы хоть один  из них выбросим, то сказка уже не будет такой целостной и понятной.

7. Проверочная работа (7 минут)

Слайд  вынесен на интерактивную  доску.

https://lh5.googleusercontent.com/5d-btG9eeQ3auXE2VSVE9RJ9xPl5ND5u_MgYTIh8IlQse0jXEVb3TWravVDjaT_8HhX69EtvMTz9Okq5H9bK8lQmYk8hgP4ukmnKHLkssGJCpUIZpeRMkDg_CjNNfvkGF6PrOtrnb6Un1Q_o

8. Домашнее задание ( 2 минуты)  

1.  Подготовить выразительное чтение эпизода сказки (не менее 24 строк)

2. Выполнить рисунок к эпизоду (любому из сказок А.С. Пушкина)

3. 1 вариант – стр. 108, 5 вопрос (письменно)

     2 вариант – стр. 109, 5 вопрос (письменно)

9. Итоги урока ( 1 минута)

-Что мы сегодня на уроке узнали нового? ( Познакомились с биографией А.С. Пушкина, выявили систему образов в « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»). Выставление оценок.

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...