Рабочая программа по литературе 11 класс (Бирюкова, 102 часа)
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Губейдуллова Альбина Касимовна

        Курс литературы направлен на формирование у учащихся представ­ления о литературе

как о необходимой части многонацио­нальной культуры России, способствует формированию гармоничной личности, обладающей этническим и обще­российским гражданским сознанием; гармонизирует меж­национальные отношения.

            Изучение русской литературы учащимися школ с рус­ским (неродным) и родным

(нерусским) языком обучения характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в них изучается родная литература. Русская литература изучается в нерусской культурно-ис­торической среде, отражающей своеобразие социально-ис­торического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения необходимо учитывать на­циональные особенности родной для учащихся литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_11_klass.doc339 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

           Цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  • развить их литературный вкус;
  • подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;
  • стимулировать творческую активность детей;
  • совершенствовать  навык выразительного чтения;
  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

        Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

               Общая характеристика предмета

        Курс литературы направлен на формирование у учащихся представления о литературе

как о необходимой части многонациональной культуры России, способствует формированию гармоничной личности, обладающей этническим и общероссийским гражданским сознанием; гармонизирует межнациональные отношения.

        Изучение русской литературы учащимися школ с русским (неродным) и родным

(нерусским) языком обучения характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с русской литературой в них изучается родная литература. Русская литература изучается в нерусской культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика опосредованно влияет на восприятие русской литературы нерусскими учащимися, поэтому в процессе ее изучения необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы.

      Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Этим определяется особая важность установления теснейших связей в преподавании русской литературы и русского языка.

Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся воспринять русскую литературу как существенную часть русской культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры.

Изучение русской литературы, тесно связанное с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края учащихся, формирует у них историзм мышления, гордость за свое многонациональное Отечество.

        Специфика предмета «Литература» как базовой учебной дисциплины определяется спецификой объекта литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные

идеалы, эстетический вкус.

        Сложность учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными знаниями оказывается несколько иным в сравнении с русской школой, поскольку определенный объем сведений историко- и теоретико-литературного характера учащиеся приобретают в курсе родной литературы.

      Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Программы основной и средней школы. Русский язык и литература. V-XI по литературе для обучающихся 5-11 классы национальных школ РФ. Авторы: С.К.Бирюкова, Н.Н. Вербовая, К.М.Нартов. С-П., «Просвещение» 2004г. Согласно приказу МОРМ от 02.08.2011№ 967 на преподавание литературы в 11 классе отводится 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

        Технологии, используемые в работе: комментированное чтение и письмо для развития критического мышления, ИКТ, дискуссии, диспуты.

            Место предмета в базисном учебном плане

.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В 10–11 классах выделяется по 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков   предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

     Результаты  изучения курса:

Личностными результатами выпускников средней  школы с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

-осознание себя и представителями своего народа,  и гражданами многонационального

Российского государства;

-совершенствование  духовно-нравственных   качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе (культуре), культурам других народов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и другие базы данных).

Метапредметные  проявляются в:

-умении   понимать   проблему,   выдвигать   гипотезу, структурировать   материал, подбирать   аргументы   для подтверждения собственной позиции,  выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

-использовании в самостоятельной деятельности приемов сопоставления и сравнения;

-умении   работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников состоят:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов России, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей  XIX—XX вв., произведений литературы  народов  России и зарубежной литературы;
способность грамотно формулировать эти проблемы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них

вневременных,   непреходящих   нравственных  ценностей  и  их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;  понимать и формулировать тему, идею,  нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,  сопоставлять героев одногоили нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции,  изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы   филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2)в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях)изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и умение  выразить свое отношение к ней;

3)в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;

 умения  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • создавать на русском языке устные монологические речевые высказывания разного типа; вести диалог на русском языке при соблюдении норм русского речевого этикета ;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой и проблематикой  изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;
  1. в эстетической сфере:
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическон восприятие произведений  русской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;
  • умение при сопоставлении произведений русской и родной литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языка.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  Основные требования к знаниям и умениям выпускников национальной школы

Выпускникам необходимо знать:

- творческий путь ведущих писателей;

- тексты художественных произведений;

- основные признаки понятий: художественный образ, литературный тип, литературный герой, литературное направление, метод, стиль писателя, жанровые особенности эпоса, лирики, драмы;

- основные положения изученных критических статей.

Умения учащихся включают:

- самостоятельный анализ и оценку художественных произведений с точки зрения общечеловеческих идей, проблем, конфликтов;

- определение роли композиции, сюжета, изобразительно-выразительных средств языка в их единстве;

- способность доказывать свою точку зрения на один и тот же предмет;

- выразительное чтение отрывков художественных произведений;

- составление тезисов и конспектов критических статей;

- подготовку докладов, рефератов на литературную тему, рецензий на произведения литературы и других видов искусства; устных выступлений, сочинений на литературные, общественно-политические темы

Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:

чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;

- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;

- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- знать основные  факты о жизни и творчестве  изучаемых писателей;

- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;

- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;

- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность

- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);

- анализировать эпизод изученного произведения;

- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;

- писать сочинения на литературную тему разных жанров;

- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Предполагаю диагностировать уровень ЗУН учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:

Тесты (типа ЕГЭ).

Сочинения разнообразных жанров (отзывы, рецензии, эссе, рассуждения) и типов.

Письменный или устный развёрнутый ответ на вопрос.

Изложения с творческим заданием.

Оценка ЗУН учащихся осуществляется с использованием двух систем измерения: пятибалльной и «зачёт - незачёт».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в темной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественный особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений и изложений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

Брюсов. Лирика

Гумилёв. Лирика

Блок. Лирика

Есенин. Лирика

Маяковский. Лирика

Ахматова. Лирика

Мандельштам. «Notre Dame».

Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».

 Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».

 Лирика поэтов-песенников.

                         ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Основные  разделы

Количество  часов

В том числе

Сочинений  

Тестов, контрольных работ

 1

Введение

2

1

2

Русская литература первой половины XX века

70

7

4

3

Русская литература  второй половины XX века

21

2

1

4

Литература народов России

1

5

Зарубежная  литература

8

1

1

ИТОГО:

102

10

6

               

                             ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Челкаш».

Романтический колорит рассказа.  Антитеза Челкаш- Гаврила.  Многогранность характера Челкаша. Понимание свободы Челкашом и Гаврилой.  Образ рассказчика. Роль романтического  пейзажа в рассказе

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев 

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Безответным рабом» Самобытность  стихотворений Клюева. Отражение в ней народных традиций и представлений.

А. А. Блок

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

Героико-романтический пафос поэмы. Восприятие Октября как очищения, духовного возрождения России. Образы ветра, метели как символы революции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы.  Своеобразие композиции.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Во весь голос» (первое вступление к поэме)

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества поэта. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатирическая обработка реального жизненного  факта. Роль гиперболы. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Самооценка творческого пути поэта, утверждение своей органической связи  с эпохой революционных потрясений. Традиция  поэтических «памятников»..

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Основополагающее значение  темы родины в поэзии Есенина Мотивы одиночества и усталости. Любовная тема. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»,  «Идешь, на меня похожий…», «Дон». Основные темы творчества Цветаевой. Трагедийная тональность творчества.  Конфликт быта и бытия, времени и вечности.  Мотив одиночества. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама. Философичность и ассоциативная манера его письма. Насыщенность поэзии образами мировой культуры. Представление о поэте как хранителе культуры.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

 Глубокий психологизм поэзии Ахматовой. Творчество как выражение чувств и переживаний  женской души, богатства внутреннего мира женщины.  Поэзия зарождающегося любовного чувства, использование образов природы  в раскрытии любовных переживаний. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Поэма как свидетельство гражданского мужества  Ахматовой.  Картины всенародного горя, бесправия, жестокости, трагедии человеческой судьбы. Библейские мотивы и образы в поэме. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».Своеобразие поэзии Пастернака: воссоздание картин жизни через  выражение своих личных ощущений и ассоциаций. Лиризм и одухотворённость его поэзии. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа и мотивами лирики.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.Роман «Мастер и Маргарита».

 Новаторство писателя  в области художественной формы.История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа.  Приём «роман в романе». Роль эпиграфа. Два временных пласта : история и современность. Евангельские сцены в романе. Своеобразие осмысления нечистой силы как  карателя греховного в душах и поступках людей. Сочетание реальности и фантастики.. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество. Повесть «Песчаная учительница».Умение понять традиции и обычаи другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различия в быту и культуре. Подвиг учительницы, её душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность  языка и стиля писателя.

Н.А.Островский

Очерк жизни и творчества.«Как закалялась сталь» ( в сокращении).Раскрытие характера Павла Корчагина на широком социально-историческом фоне. Цельность личности Корчагина, его романтическая устремлённость, нравственный максимализм как  выражение романтического пафоса революционной эпохи.

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).История создания романа . «Тихий Дон»- широкая эпопея жизни донского казачества  в период трагических событий революции, Гражданской войны  и установления советской власти на Дону. Глубина  и художественная сила характеров главных героев. Разрушение крестьянского и семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Обзор русской литературы второй половины XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»,  «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.  Постановка вечных тем русской поэзии; совести, духовности, справедливости, памяти. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Чудик», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Развенчание эгоизма и корыстолюбия.Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).  Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).  Повесть «Матрёнин двор». Изображение русской деревни конца 50-х годов. Воспроизведение в образе Матрёны человека- праведника, носителя народной нравственности. Значение рассказа в развитии деревенской прозы.

«Архипелаг ГУЛАГ»

История создания и публикации романа. Отражение  в нем трагического опыта русской истории.

В. В. Быков

Очерк жизни и творчества. Повесть «Сотников». Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.  

В.Белов .

«Привычное дело» . Изображение в повести быта и нравов жителей северной русской деревни. Нравственная широта характера  Ивана Африкановича, отражение в нём лучших черт народного самосознания.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние. Тема родины в лирике поэта, острая боль за её судьбу, вера в её неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Рождественская звезда», «На столе Анны Ахматовой» . Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

А.Вознесенский

Очерк жизни и творчества. «Сон». Поэзия 60-х, проникнутая духом новаторства и раскрепощения человека от власти изживших себя догм. Нравственно- психологическая проблематика стихотворения.

А. В. Вампилов

«Провинциальные анекдоты». Образ вечного неистребимого бюрократа в пьесе. Утверждение добра, любви, милосердия.  Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

Литература последнего десятилетия .

Основные тенденции современного литературного процесса. Влияние на развитие современной  литературы  культурной ситуации новой России. Постмодернизм. Публикации последнего десятилетия, получившие общественный резонанс:В.П.Астафьев «Пролётный гусь», В.Н.Войнович «Сказка для взрослых», Ф.А.Искандер «Мальчик и война»,В.С.Маканин «Кавказский пленник » и др.

Литературное творчество народов России

Р.Гамзатов «Мой Дагестан», «Покуда вертится земля», «Журавли»,»Берегите друзей». Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Приём параллелизма, усиливающий смысловое  звучание восьмистиший.

Зарубежная литература  XX века

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Пигмалион».  Своеобразие конфликта в пьесе.. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Мост Мирабо».

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Старик и море». Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

Основные теоретико-литературные понятия

  • Углубление понятия о художественной литературе как искусстве слова.
  • Углубление понятия о художественном образе.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Художественный вымысел. Фантастика.
  • Повторение    понятия    «историко-литературный процесс». Литературные направления и течения: романтизм,  реализм, символизм, акмеизм ,футуризм. Модернизм и постмодернизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей XIX—XX веков.
  • Расширение понятия о литературных родах :эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Углубление понятия об авторской позиции Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ  автора.  Персонаж.  Характер,  Тип. Лирический герой. Система образов. Деталь. Символ.
  • Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое  и   комическое.   Сатира,   юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Повторение понятия «язык художественного произведения ».     Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение,  эпитет,  метафора,  метонимия.  Гипербола. Аллегория.
  • Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
  • Литературная критика.
  • Художественный перевод.
  • Русскоязычные    национальные    литературы народов России.

   Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий  

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа.
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
  • Выявление  языковых  средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных
    произведений.
  • Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.
  • Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск
    в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Тип урока

Виды самостоятельной

работы

                    Дата

Планируемая

Фактическая

  I      

Введение (2ч.)

1.1

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры..

1

Урок систематизации знаний.

Тест на повторение

1.2

 Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

1

Урок систематизации знаний.

Конспект лекции

 II              

 Русская литература первой половины XX века (70ч.)

2.1

Обзор русской литературы первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

1

Урок –лекция с демонстрацией презентации

Конспект лекции

2.2

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, выразительное чтение стихов

2.3

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

1

Комбинированный

Ответы на вопросы.

2.4

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”.

1

Комбинированный

Ответы на проблемные вопросы

2.5

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет». Утверждение любви как высшей ценности.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, ответы на вопросы.

2.6

Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы.

1

Комбинированный

Самостоятельная работа с текстом.

2.7

М.Горький.

Жизнь и творчество.

1

Урок –лекция с демонстрацией презентации

Защита презентаций.

2.8

Рассказ «Челкаш».

Романтический колорит рассказа.  

Многогранность характера Челкаша

1

Комбинированный

Ответы на проблемные вопросы, составление опорного конспекта

2.9

“На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов

1

Комбинированный

Анализ текста ,пересказ, ответы на вопросы

2.10

Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей.

1

Комбинированный

Работа с текстом, беседа по вопросам

2.11

Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)

1

Комбинированный

Тестовая работа, ответы на вопросы

2.12

Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

1

Комбинированный

Индивидуальные сообщения, ответы на проблемные вопросы

2.13

Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

1

Урок- практикум

Тестовая работа

2.14

М.Горький и революция. Проверочная работа по творчеству М.Горького.

1

Урок обобщения и контроля.

Проверочная работа

2.15

Урок развития речи. Сочинение по пьесе М.Горького «На дне».

1

Урок развития речи

Сочинение

2.16

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс".

1

Лекция учителя с презентацией

Составление конспекта лекции

2.17

Символизм. А. Белый

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Ответы на проблемные вопросы, индивидуальные сообщения

2.18

Акмеизм

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны»

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Составление конспекта, ответы на вопросы, выразительное чтение

2.19

Футуризм

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Индивидуальные сообщения, составление конспекта,

выразительное чтение стихов

2.20

Крестьянская поэзия

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Безответным рабом» Самобытность  стихотворений Клюева.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспектирование, чтение стихов ,беседа по вопросам

2.21

Контрольный тест  по теме «Серебряный век»

1

Урок контроля

Работа по тестам

2.22-2.23

Урок развития речи

Подготовка и написание сочинения  по лирике «серебряного века»

2

Урок развития речи

Сочинение

2.24

А. А. Блок

Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.25

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока.

1

Комбинированный

Выразительное чтение, ответы на проблемные вопросы

2.26

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”..

1

Комбинированный

Анализ стихотворений, чтение наизусть

2.27

Поэма «Двенадцать».  

Героико-романтический пафос поэмы. Восприятие Октября как очищения, духовного возрождения России

1

Комбинированный

Составление плана ,работа по тестам, ответы на вопросы

2.28

Образ Христа и многозначность финала поэмы.  Своеобразие композиции

1

Комбинированный

Работа с терминами, ответы на проблемные вопросы

2.29

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.30

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!» Тема страдания человека.

1

Комбинированный

Выразительное чтение ,беседа по вопросам, творческая работа

2.31

«Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!» «Письмо Татьяне Яковлевой».

 «Нате!»,  , «Прозаседавшиеся». Сатирическая обработка реального жизненного  факта.

1

Комбинированный

Творческие задания ,ответы на вопросы

2.32

«Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», Юбилейное» Поэма «Во весь голос» (первое вступление к поэме) . Тема поэта и поэзии.

1

Комбинированный

Анализ и чтение стихов

2.33

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

 «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Защита презентаций, выразительное чтение, беседа по вопросам

2.34

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», Основополагающее значение  темы родины в поэзии Есенина

1

Комбинированный

Чтение и анализ стихов, ответы на проблемные вопросы, работа по тестам

2.35

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»,  «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», Мотивы одиночества и усталости.

1

Комбинированный

Чтение и анализ стихов, ответы на проблемные вопросы, работа по тестам

2.36

М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…»,  Основные темы творчества

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.37

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…»Трагедийная тональность творчества.  Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

1

Комбинированный

Анализ и чтение стихов

2.38

«Тоска по родине! Давно…»,  «Идешь, на меня похожий…», «Дон».

Мотив одиночества. Поэзия как напряженный монолог-исповедь.

1

Комбинированный

Анализ и чтение стихов

2.39

О.Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…» Историзм поэтического мышления Мандельштама.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.40

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Философичность и ассоциативная манера его письма.

1

Комбинирован-ный

Анализ и чтение стихов

2.41

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

  Глубокий психологизм поэзии Ахматовой

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.42

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», Творчество как выражение чувств и переживаний  женской души, богатства внутреннего мира женщины.  

1

Комбинирован-ный

Анализ и чтение стихов, работа по тестам

2.43

«Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»... Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве.

1

Комбинированный

Анализ и чтение стихов, работа по тестам

2.44

Поэма «Реквием».

Поэма как свидетельство гражданского мужества  Ахматовой.  

1

Комбинированный

Чтение и анализ поэмы, ответы  на вопросы, обсуждение содержания поэмы

2.45

Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.46

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»,

Своеобразие поэзии Пастернака: воссоздание картин жизни через  выражение своих личных ощущений и ассоциаций.

1

Комбинированный

Сообщения ,чтение наизусть, беседа по вопросам

2.47

«Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя.

1

Комбинированный

Чтение и анализ стихов, работа по тестам

2.48

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Составление плана, ответы на проблемные вопросы

2. 49

Контрольный тест

1

Урок контроля

Работа по тестам

2.50

М.А.Булгаков.

Жизнь. Творчество. Личность. Булгаков-драматург.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.51

Роман «Мастер и Маргарита».

 История создания и публикации романа.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Пересказ ,ответы на проблемные вопросы.

2.52

Своеобразие жанра и композиции романа Проблема нравственного выбора в романе.

1

Семинар

Художественный пересказ, ответы на вопросы

2.53

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

1

Киноурок

Составление характеристики образа Мастера и Маргариты.

2.54

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

1

Киноурок

Беседа по вопросам

2.55

Смысл финальной главы романа.

1

Комбинированный

Тестовая работа

2.56-2.57

Подготовка и написание сочинения по роману «Мастер и Маргарита»

2

Урок развития речи

Сочинение

2.58

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.59

Повесть «Песчаная учительница».

Подвиг учительницы, её душевная не успокоенность, жажда полезной деятельности, широта души.

1

Комбинированный

Чтение и анализ повести.

2.60

Н.А.Островский

Очерк жизни и творчества.

«Как закалялась сталь» ( в сокращении).

Раскрытие характера Павла Корчагина на широком социально-историческом фоне.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

2.61

Цельность личности Корчагина, его романтическая устремлённость, нравственный максимализм как  выражение романтического пафоса революционной эпохи.

1

Комбинированный

Художественный пересказ, беседа по вопросам

2.62

М.А.Шолохов.

Жизнь и творчество.

История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект статьи учебника ,чтение отрывков романа «Тихий Дон»

2.63

 «Тихий Дон»- широкая эпопея жизни донского казачества  в период трагических событий революции, Гражданской войны  и установления советской власти на Дону Функция пейзажа в романе.

1

Урок комментированного чтения

Художественный пересказ отрывков романа ,ответы на проблемные вопросы

2.64

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Глубина  и художественная сила характеров главных героев.

1

Семинар

Ответы на вопросы

2.65

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».Разрушение крестьянского и семейного укладов жизни

1

Урок – семинар с элементами исследования и с привлечением вопросов и заданий учебника.

Ответы на вопросы, художественный пересказ эпизодов

2.66

 Женские образы. Судьбы Аксиньи и Натальи..

1

Урок комментированного чтения

Составление характеристики

Аксиньи и Натальи.

2.67

«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.

1

Урок -диспут

Ответы на проблемные вопросы.

2.68-2.69

Урок развития речи . Подготовка и написание сочинения по тв-ву М.Шолохова

2

Урок развития речи

Сочинение

 2.70

Контрольный тест по разделу.

1

Урок контроля

Работа по тестам

III

3.1

Обзор русской литературы второй половины XX века (21ч.)

1

Лекция  учителя

Составление конспекта статьи учебника

Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская»

3.2

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Исповедальный характер лирики Твардовского

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

3.3

  «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Постановка вечных тем русской поэзии; совести, духовности, справедливости, памяти.

1

Комбинированный

Чтение и анализ стихов, ответы на вопросы

3.4

В.М.Шукшин Рассказы: «Чудик», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах..

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

3.5

 Развенчание эгоизма и корыстолюбия. Особенности повествовательной манеры Шукшина

1

Комбинированный

Ответы на вопросы, художественный пересказ эпизодов

3.6

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».

1

Лекция учителя с элементами беседы

Конспект лекции, защита презентаций

3.7

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

 

1

Лекция с использованием презентации

Конспект лекции, защита презентаций

3.8

Повесть «Матрёнин двор». Изображение русской деревни конца 50-х годов. Воспроизведение в образе Матрёны человека- праведника, носителя народной нравственности. Значение рассказа в развитии деревенской прозы.

1

Аналитическая беседа.

Художественный пересказ отрывков романа ,ответы на проблемные вопросы

3.9

«Архипелаг ГУЛАГ»

История создания и публикации романа. Отражение  в нем трагического опыта русской истории.

1

Лекция учителя с элементами беседы

Конспект лекции, беседа по вопррсам

3.10

Контрольный тест

1

Урок контроля

Работа по тестам

3.11

Урок развития речи.

Развёрнутый ответ на проблемный вопрос

1

Урок развития речи.

Развернутые ответы на проблемные вопросы

3.12

В. В. Быков

Очерк жизни и творчества.

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

3.13

Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении.

1

Комбинированный

Художественный пересказ отрывков романа ,ответы на проблемные вопросы

3.14

В.Белов.

«Привычное дело» . Изображение в повести быта и нравов жителей северной русской деревни.

1

Беседа

Развернутые ответы на вопросы ,конспект статьи учебника

3.15

Урок развития речи. Отзыв на прочитанное произведение о ВО войне»

1

Урок развития речи

составление отзыва

3.16

Урок-концерт. Патриотические мотивы в лирике военных лет.

1

Урок –концерт

Чтение наизусть

3.17

Поэзия «шестидесятников». Новые поэтические формы. Поэзия периода оттепели.

«Громкая» лирика: Р.И.Рождественский, Е.А.Евтушенко, А.А.Вознесенский.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Чтение наизусть, беседа по вопросам

3.18

Н.М.Рубцов. Б.Ш.Окуджава.

Страницы жизни и творчества.

Основные темы и мотивы лирики.

1

Урок изучения нового материала с включением индивидуальных сообщений.

Конспект лекции, защита презентаций

3.19

А. В. Вампилов

«Провинциальные анекдоты». Образ вечного неистребимого бюрократа в пьесе. Утверждение добра, любви, милосердия . Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

1

Презентация видеоролик

Составление конспекта, ответы на вопросы

3.20

Литература последнего десятилетия .

Влияние на развитие современной  литературы  культурной ситуации новой России.

1

Лекция

Конспект лекции, беседа по вопросам лекции

3.21

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

1

Лекция с элементами беседы

Конспект лекции, беседа по вопросам лекции

IV

Литературное творчество народов России

4.1

Р.Гамзатов

«Мой Дагестан», «Покуда вертится земля», «Журавли»,»Берегите друзей».

1

Конспект лекции, защита презентаций

V

Зарубежная литература  XX века (8ч.)

5.1

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы            XX в.

1

Лекция с элементами беседы

Составление конспекта, ответы на вопросы

5.2

Б. Шоу

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион».

1

Беседа

Развернутые ответы на вопросы

5.3

Г. Аполлинер

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо».

1

Беседа

Беседа по вопросам, тестовая работа

5.4

Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика  повести.

1

Комбинированный

Конспект лекции, беседа по вопросам лекции

5.5

Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго.

1

Комбинированный

Художественный пересказ ,ответы на вопросы

5.6

Урок развития речи. Сочинение «Моя любимая книга»

Урок развития речи

Сочинение

5.7

Контрольная работа за курс литературы 11 класса.

1

Урок контроля

Контрольная работа

5.8

Анализ контрольной работы. Итоги года.

1

Итоговый

Ответы на вопросы

Резервный урок

1


                                         Содержание практической деятельности

                                          (контрольно-измерительный материал)

Сочинения. Примерные темы:

Комплект №1.

1. Чему учит нас жизнь Максима Горького?

2. Тема человека в ранних рассказах Горького.

3. Пафос ранних романтических произведений М. Горького.

4. Поиски правды и смысла жизни. (По рассказам М. Горького и пьесе “На дне”.)

Комплект №2.

1. Мой любимый поэт “серебряного века.”

Комплект №3.

1. “Пора Вам знать: я тоже современник.” (О поэзии О.Э. Мандельштама.)

2. Поэзия Марины Цветаевой - дневник её души.

3. “Он весь дитя добра и света”. (А. Блок и его творчество.)

4. Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина.

5. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.” (Тема Родины в поэзии С. Есенина.)

6. Человек и природа в поэзии С. Есенина.

7. “Бесценных слов транжир и мот”. (Образ поэта в лирике В Маяковского.)

8 В чём актуальность сатирических стихов В. Маяковского в наши дни?

Комплект №4

Сочинение по творчеству М.А. Булгакова

1. Философия добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

2. Москва в изображении М. Булгакова.

3. Трагедия Мастера. (По роману “Мастер и Маргарита”.)

4. Мой М. Булгаков.

Комплект №5

1. Мой М.А. Шолохов.

2. Земля и человек в произведениях М.А. Шолохова.

3. Судьба народа в трагические периоды истории. (По произведениям М.А. Шолохова - по выбору.)

Комплект №6

1. Память пылающих лет. (Великая Отечественная война в современной поэзии.)

2.“У войны - не женское лицо.”

3. Подвиг человека на войне (по одному или нескольким произведениям).

4. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу о войне.

Контрольное сочинение

Примерные темы:

1. “К нему не зарастет народная тропа”.

2. Чем мне близка поэзия М.Ю. Лермонтова.

3. Истинный и ложный патриотизм по роману Л. Толстого “Война и мир”.

4. Мир униженных и оскорблённых в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание”.

5. Сочинение по творчеству А.П. Чехова. (Тему формулирует учащийся.)

6. Жизнь и мечта в поэзии А.А. Блока.

7. Мой М.А. Булгаков.

8. Природа и человек. (По одному или нескольким произведениям.)

9. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.

10. Путешествие по России (на литературном материале или по личным впечатлениям).

    Материально-техническое обеспечение  учебного предмета

На уроках литературы используется оборудование  кабинета информатики , телевизор,DVD.

Название CD-R

1.

Подготовка к ЕГЭ. Литература.

2.

Обучение сочинениям. Развитие речи. 5-11 классы.

3

От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка.

4

DVD «Тихий Дон», «мастер и Маргарита», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»

  Учебно-методическое обеспечение предмета

I. Учебно-методический комплект

1. Литература.  Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. 11 кл.: В 2-х ч./ авторы-составители С.К.Бирюкова, Н.Н.Вербовая и др.; СПб.Просвещение, 2004.

         2. Программы основной и средней школы. Русский язык и литература. V-XI по литературе для обучающихся 5-11 классы национальных школ РФ. Авторы: С.К.Бирюкова, Н.Н. Вербовая, К.М.Нартов. С-П., «Просвещение» 2010г.

II. Литература для учителя

  1. Безносов Э.Л.. Раздаточные материалы по литературе. 8–11 кл. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
  3. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
  4. Литература 9-11 кл. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения/авт.-сост. Л.И. Тареева, А. И. Жданова.- Волгоград: Учитель,2009
  5. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
  6. Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября»  («Литература»)
  7. Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы/ Т. Н. Андреева, Е. Б. Кузина, Е. С. Степанова и др.; под. ред. Т. Н. Андреевой.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007.
  8. П.Э.Лион, Н.М.Лохова Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2002
  9. Письменные работы по литературе. 9-11 кл./ Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
  10. Тесты Литература 9 -11 классы. Учебно –методическое пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1997

  1. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11   класс.1, 2 полугодие. – М.: «ВАКО», 2002
  2. Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование / Ярославль: Академия развития, 2002
  3. 14.Методические пособия, критические статьи в книгах по методике литературы, в журналах и газете «Первое сентября»  («Литература»)
  4. Чертов В.Ф.Тесты, вопросы , задания по курсу литературы 20 века. 11кл.-М.: «Просвещение»,2002

Интернет-ресурсы

1. Стандарт основного общего образования по литературе. URL:  http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/09.doc .

2. Примерные программы основного общего образования. Литература для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/03-1-o.doc

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX  века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  2. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  3. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
  4. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
  7. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
  8. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
  9. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.

Для учеников:

  1. И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
  2. М. Горький. Дело Артамоновых.
  3. Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
  4. 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
  5. В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
  6. К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
  7. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
  8. А. Белый. Маг. Родина. Родине.
  9. Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
  10. A.        А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено,  предано,  продано...».   «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
  11. О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
  12. B.        В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
  13. В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
  14. Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
  15. Е. Замятин. Русь.
  16. C.        А.  Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
    Пугачев.
  17. М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
  18. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
  19. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
  20. В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
  21. М. М. Зощенко. Беда.
  22. А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
  23. М. А. Шолохов. Донские рассказы.
  24. М. А. Булгаков. Бег.
  25. Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
  26. А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
  27. Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
  28. Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
  29. A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
  30. Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
  31. B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
  32. И. А. Бродский. Фонтан.
  33. В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
  34. В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
  35. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
  36. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.
  37. Г. Белль. Глазами клоуна.
  38. Ф. Кафка. Превращение.
  39.  А. Камю. Посторонний.
  40. Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
  41. Дж. Оруэлл. Скотный двор.
  42. А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
  43. У. Фолкнер. Рассказы.
  44. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
  45. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа для 5 класса (5 часов в неделю) английский язык.

Рабочая программа для 5 класса ( углубленное изучение английского языка - 5 часов в неделю) к УМК "Английский в фокусе 5"....

Рабочая программа -физика- 10 класс- 5 часов в неделю

Рабочая программа написана для профильного класса (5ч) по учебнику  Мякишев Г.Я. , Буховцев Б.Б.  Сотский Н.Н  ,Физика -10кл с приложением на электронном носителе,  М: Просвещение ...

Рабочая программа Биология 8 класс 2 часа в неделю

Рабочая программа по биологии для 8 класса общеобразовательной школы по учебнику Биология 8 класс Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев  Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)Программа составле...

Рабочая программа для 10 класса ,2 часа в неделю (по Мякишеву)

Данное планирование создано для 10 классов,изучаемых физику 2 часа в неделю по учебнику Мякишева...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...