РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 7 КЛАССА
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ  7   КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_lit.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АННИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей _______________ цикла

протокол № 1

от «25» августа 2016 г

Утверждена

педагогическим советом МКОУ Аннинской СОШ №6

протокол №1

от «26» августа 2016 г

«Утверждаю»_________директор МКОУ Аннинской СОШ №6

Л.Н.Гурова

приказ № 65

от «26» августа 2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ  7   КЛАССА

                                                

(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Составитель: учитель русского языка и литературы

Санникова Антонина Ивановна

п.г.т.Анна

2016 г.

                                                     

Пояснительная записка

Количество недельных часов -  2            Количество часов в год - 70

Уровень рабочей программы -  базовый

Классификация рабочей программы – модифицированная

        Настоящая программа и тематическое планирование по литературе созданы на основе федерального компонента государственного стандарта основной общеобразовательной школы и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под. ред. В.Я. Коровиной 7-е издание, М: Просвещение, 2004.

        Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

        Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 6   разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

             Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру

             Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

           В седьмом классе  формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции, а также с проблемой соотношения художественного произведения с автором,  характерами героев

               Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

  Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

  Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

 Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

 Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

            На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

-   отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

-  освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

          Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

         Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

           Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

- Федеральный компонент  гос. Образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1089 от 05. 03. 2004;

- Примерная программа основного общего образования по  литературе, рекомендованная    Министерством образования и науки РФ приказ № 03-1263 от 07. 07. 2005;

 - Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

 - Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждены приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760);

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 2885 от 27.12.2011г.) 

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Устав  МКОУ Аннинской СОШ № 6;

- Образовательная программа МКОУ Аннинской СОШ №6 на 2015 - 2019 гг.

Формы обучения и контроля: традиционные уроки, тестовая работа,  творческая работа,   сочинение, урок развития речи, урок внеклассного чтения, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы уроков (урок-концерт, урок-путешествие, урок-диспут, интегрированный урок и т.д.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

                                            Учебно-тематический план

п\п

Наименование тем

Количество часов

всего

в т.ч. на формы обучения и контроля

Внеклассное чтение

изложение

сочинение

Тестирование

1

Введение.

1

2

Устное народное творчество

6

2

3

Древнерусская литература

3

1

4

Из литературы XVIII века

2

5

Из литературы XIX века

28

4

3

6

Из литературы XX века

24

2

7

Из зарубежной литературы

5

8

Итоговый урок

1

1

Итого:

70

6

6

1

                                                                                                  Подпись учителя____________

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений событийную сторону (сюжет) и героев изученных эпических произведений (героев и события в их взаимосвязи);
  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения, жанры, литературные роды, художественную деталь, юмор, сатиру, гротеск.
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

уметь

  • определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;
  • привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
  • отличать стихотворную речь и ее особенности, силлабо-тонический стих от тонического;
  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
  • работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями.
  • обнаружить связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений;
  •  свободно владеть письменной речью (писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; писать развернутый ответ на вопрос; письменно составлять план сочинения; писать рассказ-характеристику; свободно владеть письменной речью);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

 

 

 

 

                                                  Содержание тем учебного курса.

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного»,  «Сороки-Ведьмы»,   «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства,  доброта,   щедрость,   физическая   сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос  (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему  (эпитеты,   сравнения,   метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о  Петре  и   Февронии  Муромских».   Нравственные  заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо  Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория   литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ   РУССКОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ  XIX   ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»    («Полтавский    бой»),    «Медный    всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции.  Своеобразие языка.  Основная  мысль стихотворения.

Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение крестьянского быта, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Вчерашний день, часу в шестом…»                                                                                                                                              

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о писателе. Былины «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

Теория литературы. Былина.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры».  Воспитание детей  в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край  ты   мой,   родимый  край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,   миросозерцания.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX   ВЕКА

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха  Изергиль»  («Легенда  о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма,  словотворчество  Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория   литературы. Лирический герой (начальные

представления).   Обогащение   знаний   о  ритме   и   рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Час мужества. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы,  поднятые в рассказе.

Теория   литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

М.М.Зощенко. «Беда». Нравственные пороки общества.

Теория литературы. Сатира.

     «Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи русских поэтов ХХ века. И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…»

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

 «Снега потемнеют синие.,.», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О.Генри. «Дары волхвов». Мысль писателя о важности настоящих, непреходящих ценностей.

Рэй Дуглас Брэдбери «Каникулы».

Теория литературы. Новелла.

 

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  • электронные средства обучения
  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7-8 классы
  • иллюстрированные материалы;
  • аудиозаписи «Антология российской литературы»;
  • фонохрестоматия;
  • портреты русских писателей 18-20 в;
  • альбомы с материалами о жизни и творчестве русских классиков;

 

                                                                   

                                                                                              Подпись  учителя:


Календарно-тематическое планирование учебного материала

по  литературе для  7  класса на  2016 - 2017 учебный год 

Учитель:  Санникова Антонина Ивановна

№ урока

Дата урока (план)

Дата урока (факт)

Причина, по которой урок не проводился

Пункт или страницы учебника

Тема урока

Вид контроля

1

Стр.3-6

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

2

Стр.7-10

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3

Стр.11-23

Понятие о былине. Нравственные идеалы народа в былинах. Прославление мирного труда в былине «Вольга и Микула Селянинович».

4

Вн.чт.  Киевский цикл былин об Илье Муромце. Особенности былинного стиха, роль гиперболы в былине.

5

Стр.24-35

Вн.чт.  Новгородский цикл былин. «Садко».

6

Стр.36-41

Карело-финский эпос «Калевала».

7

Стр.42-49

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Собиратели пословиц.

8

Стр.50-54

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

9

Стр. 54-63

«Повесть о Февронии и Петре Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик героини. Прославление любви и верности.

10

Р/р Подготовка к письменной работе по устному народному творчеству  (темы: «Народная мудрость в произведениях УНТ»,  «Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора»).

Сочинение

11

Стр.64-68

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Мысли автора о Родине, российской науке и ее творцах. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…»

12

Стр.68-71

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

13

Стр.72-80

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра I.

14

Стр. 80-87

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва.

15

Стр.87-97

А.С.Пушкин. «Борис Годунов». Сцена «В Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

16

Стр. 97-113

А.С.Пушкин «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

17

Вн. чт.  А.С.Пушкин «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь».

18

Стр.118-136

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

19

Стр.131-135

Нравственный поединок Калашникова с  Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета, образы  гусляров.

20

Р/р  Подготовка к сочинению «Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера».

Сочинение

21

Стр.138-140

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы.

22

Стр.141-164

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса и его товарищей: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу, подвиг во имя родной земли.

23

Стр. 164-185

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

24

Стр. 185-210

Запорожская Сечь. Ее нравы и обычаи.

25

Стр. 201-211

Особенности изображения природы и людей в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

26

Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Сочинение

27

Стр. 212-223

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк». Художественные особенности рассказа. Роль пейзажа в повествовании.

28

Вн. чт. И.С.Тургенев. «Записки охотника».

29

Стр. 224-226

И.С.Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

30

Стр.227-245

Н.А. Некрасов «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Величие русской женщины. Обучение выразительному чтению.

31

Стр. 245-250

Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

32

Стр. 251-260

А.К.Толстой. Былины «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

33

Стр.261-276

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение покорности.

34

Вн. чт.  М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к письменному ответу.

Письменный ответ на вопрос (сочинение).

35

Стр. 276-284

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей. Главный герой повести, его чувства, поступки, духовный мир.

36

Стр. 284-296

Главы «Наталья Савишна», «Классы». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.

37

Стр.297-304

П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Средства создания комического в рассказе. Смысл названия рассказа.

38

Стр. 305-311

Два лица России в рассказе А.Чехова «Злоумышленник».

39

Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

40

Стр.312-316

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин.

41

Стр.3-18

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания взрослых и детей. Авторское решение проблемы.

42

Стр.19-45

М.Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Знакомство с героями.

43

Стр.46-64

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба – основа вражды. Изображение быта и характеров героев.

44

Стр.64-83

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

Вера в творческие силы народа в произведении М.Горького «Детство».

45

Р/р  Сочинение-характеристика литературного героя.

Сочинение

46

Стр.84-88

 «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».  Портрет как средство характеристики.

47

Стр.89-99

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

48

Стр.100-110

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора, роль фантастических  картин.

49

Стр. 110-112

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, гуманизм и сочувствие ко всему живому.

50

Стр.113-123

А.Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию, уважению к человеку.

51

Стр. 123-138

А.Платонов «В прекрасном и яростном мире».

52

Р/р  Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Сочинение

53

Стр. 139-143

Б.Л.Пастернак Стихотворения.

54

Стр.144-149

А.Т.Твардовский. О писателе. Пейзажная  лирика Твардовского.

55

Стр.150-158

Час мужества. Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова и др.

56

Стр.159-167

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Литературные традиции в рассказе Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».

57

Стр.168-176

Е.И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

58

Стр.176-179

Е.И.Носов «Живое пламя». «Радуга» (сюжет, завязка, развязка).

59

Стр.180-196

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности.

60

Стр.197-204

Д.С.Лихачев. Писатель, ученый, гражданин. «Земля родная» как напутствие молодежи.

61

Стр. 205-211

М.М.Зощенко  «Беда».

62

Стр.212-219

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

63

Стр. 220-224

Песни на стихи русских поэтов ХХ века. И.А.Гофт, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский.

64

Стр. 225-227

Расул Гамзатов «Земля как будто стала шире…»

65

Стр.228-232

Р. Бернс. «Честная бедность». Грустный и шутливый характер произведения.

66

Стр.233-234

Д.Г.Байрон.  «Ты кончил жизни путь, герой!..».  Прославление подвига во имя свободы Родины

67

Стр.235-240

Японские хокку (трехстишия). Особенности жанра.

68

Стр.241-248

О.Генри. «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви

69

Стр. 249-262

Рэй Дуглас Брэдбери « Каникулы». В чем измеряется счастье?

70

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для7 класса.

данная программа предназначена для УМК К.Кауфман, М.Кауфман «Happy English.ru-7»...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Литература. 8 класс. Основная школа. Итоговая контрольная работа по литературе в 8 классе.

Цель: контроль знаний учащихся (знание биографических данных писателей, содержания изученных произведений, теоретических понятий в рамках курса 8 класса; умения связной речи: развёрнутый ответ на пост...

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для7 класса (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и...

Тесты по русскому языку для7 класса

Данные тесты помогут проверить знаиния учащихся по основным темам, изучаемым в 7 классе ("Причастие", "Деепричастие", "Наречие" и др.)...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...