А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

А.П. Платонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_61_literatura.odt11.47 КБ
Файл urok_61_literatura.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Введение в тему урока

(слайд 1)

-Каким вы представляете себе этого человека. Посмотрите на глаза.

Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, многое видел, пережил. Лицо мужественное. Это Андрей Платонович Платонов. Прекрасный русский писатель.

-Внимательно посмотрите на его ФИО. Вы ничего не замечаете интересного?

-Что такое псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.) Его псевдонимом послужило имя отца: Платон – Платонов.

4. Работа по теме урока

1) Знакомство с биографией

Родился Андрей Платонов в Ямской Слободе, предместье города Воронежа в 1899 году (слайд 2). Учился сначала в церковно-приходской школе и городском училище. Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять). И в 1918 году ему удалось продолжить образование, поступив в железнодорожный политехникум (слайд 3).

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов.

(слайд 4)Эмилий Миндлин- современник Платонова, рассказывал, что писателю не приходилось искать трагического — трагическое само находило его. Жил страдальчески, но, как бы он ни страдал, страдания не выбивали, из его рук писательского пера. Платонов писал всегда. Ни на день не замирало на бумаге его перо. Не замирало в те черные для его семьи дни, когда еще несовершеннолетний Тоша Платонов был арестован в 1938 за антисоветскую агитацию" и заключен в тюрьму (слайд 5).

«Тошу Платонова перевели из Москвы во владимирскую тюрьму. И вот мать и отец Платоновы — Мария Андреевна и Андрей Платонович — поехали во Владимир. Я, впрочем, точно не помню — был ли это город Владимир или какой-то другой, от Москвы недалекий город с тюрьмой, в которую бросили Тошу Платонова. Но я хорошо помню рассказы Андрея Платонова о том, как он с женой часами простаивал на улице чужого города под стенами старинной тюрьмы, глаз не сводя с высоких каменных стен и бесплодно гадая — где, в какой стороне и на каком этаже этой провинциальной тюрьмы камера его несовершеннолетнего сына?»

-Как вы думаете, в каком состоянии был Платонов?

Они ездили в этот город несколько раз — отвозили передачи больному Тоше, добивались свидания с ним и, кажется, однажды добились.

Болезнь помогла вызволить его из тюрьмы в 1941. Тюрьма вконец подорвала и без того ослабленное здоровье сына Платоновых. Он уже не вставал с постели. А по ночам Платонов, оказывается, писал. Писал, прислушиваясь к дыханию уже умиравшего сына.

-Чем для Платонова является литература? Почему несмотря на горечи судьбы он пишет?
Литература становится главным делом его жизни. На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Им написаны рассказы, сказки для них.

2) история создания произведения

-Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок» (слайд 6).

Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями.

5 января 1951 года он умирает (слайд 7).

-Посчитайте, в каком возрасте умер писатель?

Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие».

- Что это означает? Как человек мог стать бессмертным?

Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.

3) работа перед прочтением сказки

- Какой подзаголовок? (подзаголовок «Сказка-быль»).

- Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)

- Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел, Занимательность, Поучительность)

- Что такое быль? Событие, происходившее в действительности. Только не путайте. Былина - произведение народного творчества (чаще песенного), повествует об эпических и часто сказочных событиях. Быль - рассказ о том, что происходило на самом деле, как правило, в произвольной форме.

- Теперь поговорим о названии. Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)

- Какие цветы мы называем неизвестными?

- А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?

4) чтение произведения

5. Заключительная часть

-Рассмотрим иллюстрацию к сказке. Какой момент изобразила  художница В. Горяева?  (На рисунке художника В. Горяевой  изображен момент встречи девочки Даши с цветком).

- Как художник передал радостное изумление девочки при виде цветка?

- Какие вопросы задает Даша цветку?

- Почему она прониклась таким сочувствием к маленькому цветку?

- Можно ли сказать, что художнику удалось передать светлый, лиричный тон повествования?

6. Итог урока.

-Прочитайте эпиграф, который написан на доске (слайд 8).

-Можно ли его как-то связать с изученной нами сегодня темой?

7. Д/з Составьте синквейн о Даше или о цветке, пересказ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андрей Платонович Платонов

Слайд 8

Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чехов А.П. Литературный портрет писателя. Юмор в рассказе "Толстый и Тонкий".

Учебно-методический материал к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

Тест "Портреты писателей и поэтов"

Тест помогает проверить, знают ли учащиеся русских писателей и поэтов...

Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"

Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...

Конспект урока.А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя. Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живёт 1. О.Н.У. 2. Проверка д/з 3. Введение в тему урока (слайд 1) -Каким вы представляете себ...