Фрагмент урока по рассказу А.П. Чехова "Чтение"
план-конспект урока по литературе (7, 8, 9 класс) на тему

Ирина Сергеевна Афанасьева

Фрагмент урока по рассказу А.П. Чехова "Чтение" разработан в технологии Развития критического мышления с использованием приема "чтение с остановками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чехов34.67 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока по рассказу А.П. Чехова «Чтение»

в технологии  Развития критического мышления с использованием приема «чтение с остановками»

В обязательное изучение по литературе  рассказ А.П. Чехова «Чтение» не входит. По программе В.Я. Коровиной в школе изучаются следующие произведения писателя:

5 класс – рассказ «Хирургия», для внеклассного чтения – ранние рассказы по выбору учителя

6 класс – «Толстый и тонкий», для внеклассного чтения – «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. по выбору учителя

7 класс – «Хамелеон», для внеклассного чтения - «Злоумышленник», «Размазня», «Тоска»

8 класс – «О любви», для внеклассного чтения – «Человек в футляре»

9 класс – «Тоска», «Смерть чиновника»

В 7 классе изучение литературы начинается с вводного урока, на котором обсуждаются высказывания писателей о том, как нужно читать, что читать, что чтение «дает» человеку. В конце третьей четверти или в начале четвертой по русскому языку предполагается написание учащимися сочинения «Книга – наш друг и советчик». На мой взгляд, логичным и целесообразным будет изучение рассказа «Чтение» именно в 7 классе – либо при изучении творчества Чехова на уроке внеклассного чтения, но мне кажется интересным иной вариант – изучение этого рассказа в конце года, как итоговый урок по курсу 7 класса (начинаем со значимости чтения – сочинение «Книга – наш друг и советчик» – и заканчиваем значимостью чтения: как нужно читать, что читать (о соответствии книг возрасту и уровню духовно-нравственного развития личности – здесь можно и список литературы на лето «выдать», всегда ли книга друг? – как это отражено в законодательстве, например). Знаний об особенностях рассказов Чехова, которыми учащиеся обладают к концу 7 класса, на мой взгляд, достаточно, чтобы обсудить данный рассказ.

Методические приемы на каждом этапе работы с текстом.

До чтения

Во время чтения

После чтения

  1. Создание проблемной ситуации, проблемный вопрос
  2. Составление кластера
  3. Прием прогнозирования текста по названию

  1. Приемы на замену (подобрать синоним)
  2. Словарная работа (с незнакомыми словами)
  3. Приемы на свертывание текста (найдите предложение, содержащее ответ на вопрос)
  4. Составление плана
  5. Прием выделения опорных, ключевых слов или фраз (выписать высказывания героев о чтении, например)
  6. Работа на выявление изобразительно-выразительных средств в тексте
  7. ТРКМ: чтение с остановками, прогнозирование
  1. Задания на выявление тематики и проблематики текста
  2. Приемы обобщения материала
  3. Приемы интерпретации текста (создание вторичных текстов, конструирование собственных высказываний и, например, письменный ответ на проблемный вопрос)

Универсальные учебные действия на каждом этапе чтения.

До чтения

Во время чтения

После чтения

Личностные

Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий (алгоритма), прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Познавательные

Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний,  выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

Регулятивные

Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму,  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

— доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

Личностные

Оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

 

Регулятивные

Коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Фрагмент урока с использованием текста

До чтения текста.

  • Сначала можно предложить детям вспомнить, что они знают о А.П. Чехове.
  • Составление  кластера  «Особенности рассказов А.П. Чехова».
  • Работа над названием рассказа: о чем будет рассказ «Чтение»?  Рассказ имел подзаголовок «Рассказ «старого воробья». Как вы считаете, что обозначает этот подзаголовок? Кто такой «старый воробей»? Как этот подзаголовок характеризует рассказчика?

Во время чтения

Читаем первый фрагмент

Как-то раз в кабинете нашего начальника  Ивана  Петровича  Семипалатова сидел антрепренер нашего театра Галамидов и говорил с ним об игре и  красоте наших актрис.

     - Но я  с  вами  не  согласен,  -  говорил  Иван  Петрович,  подписывая

ассигновки. - Софья  Юрьевна  сильный,  оригинальный  талант!  Милая  такая,

грациозная... Прелестная такая...

     Иван Петрович хотел дальше продолжать, но от восторга не мог выговорить ни одного слова и улыбнулся так широко и слащаво, что антрепренер, глядя  на него, почувствовал во рту сладость.

     - Мне нравится в ней... э-э-э... волнение и трепет молодой груди, когда

она читает монологи... Так и пышет, так и пышет! В  этот  момент,  передайте ей, я готов... на все!

Вопросы.

Кто такой антрепренер?

О чем разговор между героями?

По мнению Ивана Петровича «Софья Юрьевна сильный, оригинальный талант». Так ли это? Объективно ли оценивает он ее талант? Как мы можем понять, что Иван Петрович не объективен в своих суждениях? («В этот момент, передайте ей, я готов…на все!»).

Как называется изобразительно-выразительное средство, используемое в данном фрагменте: «…улыбнулся так широко и слащаво, что антрепренер почувствовал во рту сладость»? С какой целью этот прием используется?

Продолжаем чтение

Ваше  превосходительство,  извольте  подписать  ответ  на  отношение херсонского полицейского правления касательно...

     Семипалатов поднял свое улыбающееся лицо и увидел перед собой чиновника Мердяева. Мердяев стоял перед ним и, выпучив глаза, подносил ему бумагу  для подписи. Семипалатов поморщился: проза прервала поэзию на  самом  интересном месте.

     - Об этом можно бы и после, - сказал он. - Видите ведь, я разговариваю!

Ужасно невоспитанный, неделикатный народ! Вот-с,  господин  Галамидов...  Вы говорили, что у нас нет уже гоголевских типов... А  вот  вам!  Чем  не  тип!

Неряха, локти продраны, косой... никогда не чешется...А посмотрите,  как  он пишет! Это черт знает что! Пишет безграмотно, бессмысленно... как  сапожник!

Вы посмотрите!

     - М-да... - промычал Галамидов, посмотрев на бумагу. - Действительно... Вы, господин Мердяев, вероятно, мало читаете.

     - Этак, любезнейший, нельзя!  -  продолжал  начальник.  -  Мне  за  вас стыдно! Вы бы хоть книги читали, что ли...

     - Чтение много значит! - сказал Галамидов и  вздохнул  без  причины.  - Очень много! Вы читайте и сразу увидите, как резко изменится ваш кругозор. А книги вы можете достать где угодно. У меня, например... Я  с  удовольствием.

Завтра же я завезу, если хотите.

     - Поблагодарите, любезнейший! - сказал Семипалатов.

     Мердяев неловко поклонился, пошевелил губами и вышел.

     На другой день приехал к нам в присутствие Галамидов и привез  с  собой связку книг. С этого момента и  начинается  история.  Потомство  никогда  не простит Семипалатову  его  легкомысленного  поступка!  Это  можно  было  бы, пожалуй, простить юноше, но опытному действительному статскому  советнику  - никогда!

Вопросы.

Знакомимся с новым персонажем рассказа – Мердяевым. Семипалатов характеризует его как представителя «гоголевских типов». Что это значит? (Если учащиеся затрудняются ответить, можно заранее приготовить справку).

Что именно говорит Галамидов о чтении и его влиянии на человека? (можно выписывать замечания героев относительно чтения в тетради, потом сравнить и обсудить).

Как называется прием, используемый в предложении: Потомство  никогда  не простит Семипалатову  его  легкомысленного  поступка!

Что еще нового узнали из этого отрывка о Семипалатове? ( действительный статский советник)

Учитывая характеристику, данную Мердяеву в этом фрагменте текста, можем мы предугадать, предположить, что произойдет дальше?

Продолжаем чтение рассказа.

По приезде антрепренера Мердяев был позван в кабинет.

     - Нате вот, читайте, любезнейший! -  сказал  Семипалатов,  подавая  ему

книгу. - Читайте внимательно.

     Мердяев взял дрожащими руками книгу и вышел из кабинета. Он был бледен.

Косые  глазки  его  беспокойно  бегали  и,  казалось,  искали  у  окружающих

предметов помощи. Мы взяли у него книгу и начали ее осторожно рассматривать.

     Книга была "Граф Монте-Кристо".

Вопросы.

Как Мердяев отреагировал на предложение прочесть книгу? Какие детали помогают понять его состояние? Почему он не отказался от предложения начальника прочесть книгу? Что это за книга – «Граф Монте-Кристо», кто автор, о чем она? На ваш взгляд, это интересная книга? Покажется ли она интересной Мердяеву, как вы думаете?

Что еще мы из этого фрагмента узнаем о рассказчике? (Важна фраза «Мы взяли книгу и стали ее рассматривать…» - это значит, что рассказчик один из служащих)

     - Против его воли не пойдешь! - сказал со вздохом наш старый  бухгалтер

Прохор Семеныч Будылда. - Постарайся как-нибудь,  понатужься...  Читай  себе по-маленьку, а там, бог даст, он забудет, и тогда бросить можно будет. Ты не пугайся... А главное - не вникай... Читай и не вникай в эту умственность.

Вопросы.

В каком предложении сформулирован ответ на вопрос, почему Мердяев не отказался от чтения?

Мы знакомимся еще с одним персонажем с забавной фамилией Будылда, что он советует относительно чтения, как, по его мнению, нужно читать, запишем в тетради. Нужно ли следовать его совету? Как вы считаете, старый бухгалтер – человек начитанный, любящий читать?

Последует ли Мердяев его совету, как вы думаете?

Мердяев завернул книгу в бумагу и сел писать. Но  не  писалось  ему  на этот раз. Руки у него дрожали и  глаза  косили  в  разные  стороны:  один  в потолок,  другой  в  чернильницу.  На  другой  день  пришел  он  на   службу заплаканный.

     - Четыре раза уже начинал, - сказал  он,  -  но  ничего  не  разберу...

Какие-то иностранцы...

Вопросы.

Какое впечатление произвело чтение на Мердяева? Почему он ничего не может разобрать – ведь читать он умеет, почему же чтение ему дается с трудом?

Через пять дней Семипалатов, проходя  мимо  столов,  остановился  перед

Мердяевым и спросил:

     - Ну, что? Читали книгу?

     - Читал, ваше превосходительство.

     - О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите!

     Мердяев поднял вверх голову и зашевелил губами.

     - Забыл, ваше превосходительство... - сказал он через минуту.

     -  Значит,  вы  не   читали   или,   э-э-э...   невнимательно   читали!

Авто-мма-тически!  Так  нельзя!  Вы  еще  раз  прочтите!  Вообще,   господа,  рекомендую. Извольте читать! Все читайте! Берите там у меня на окне книги  и читайте. Парамонов, подите, возьмите себе книгу! Подходцев, ступайте  и  вы, любезнейший! Смирнов - и вы! Все, господа! Прошу!      Все пошли и взяли себе по книге.

Вопросы.

Как нельзя читать по мнению Семипалатова? А сам начальник человек читающий, как вы думаете? Разве будут книги у ценителя чтения лежать в кабинете на окне?

Сможет все-таки «одолеть» книгу Мердяев?

Трое служащих взяли книги – почему? От великой тяги к чтению?

Один только Будылда осмелился выразить протест. Он развел руками, покачал головой и сказал:

     - А уж меня извините, ваше превосходительство... скорей в отставку... Я знаю, что от этих самых критик и сочинений бывает. У  меня  от  них  старший внук родную мать в глаза дурой зовет и весь пост молоко хлещет. Извините-с!

     - Вы ничего не понимаете, - сказал Семипалатов,  прощавший  обыкновенно

старику все его грубости.

     Но Семипалатов ошибался: старик все понимал.

Вопросы.

Почему только один Будылда осмелился выразить протест – найдите предложение, в котором содержится ответ на этот вопрос.

Каково отношение старого бухгалтера к «критикам и сочинениям»? Почему?

Предположите, как чтение повлияет на читающих служащих?

Через неделю же мы увидели плоды этого чтения. Подходцев, читавший второй том  "Вечного  жида",  назвал Будылду "иезуитом"; Смирнов стал являться на службу в нетрезвом виде. Но  ни на кого не подействовало так чтение, как на Мердяева. Он похудел,  осунулся, стал пить.

     - Прохор Семеныч! - умолял он Будылду. - Заставьте вечно  бога  молить! Попросите вы его превосходительство, чтобы они меня извинили...  Не  могу  я читать. Читаю день и ночь, не сплю, не  ем...  Жена  вся  измучилась,  вслух читавши, но, побей бог, ничего не понимаю! Сделайте божескую милость!

     Будылда несколько раз  осмеливался  докладывать  Семипалатову,  но  тот только руками  махал  и,  расхаживая  по  правлению  вместе  с  Галамидовым, попрекал всех невежеством. Прошло этак  два  месяца,  и  кончилась  вся  эта история ужаснейшим образом.

     Однажды Мердяев, придя на службу, вместо того, чтобы садиться за  стол, стал среди присутствия на колени, заплакал и сказал:

     - Простите меня, православные, за то, что я фальшивые бумажки делаю!

     Затем он вошел в кабинет и, став перед Семипалатовым на колени, сказал:

     - Простите меня, ваше превосходительство: вчера я ребеночка  в  колодец бросил!

     Стукнулся лбом о пол и зарыдал...

     - Что это значит?! - удивился Семипалатов.

     - А это то значит, ваше превосходительство, - сказал Будылда со слезами на глазах, выступая вперед, - что он ума решился! У него ум за разум  зашел!

Вот  что  ваш  Галамидка  сочинениями   наделал!   Бог   все   видит,   ваше превосходительство. А ежели вам мои слова не нравятся, то  позвольте  мне  в отставку. Лучше с голоду помереть, чем этакое на старости лет видеть!

Вопросы.

Итак, как же повлияло чтение на служащих?

Почему Подходцев, читавший «Вечного жида», стал называть Будылду иезуитом? (Здесь нужна справка о романе Э. Сю «Вечный жид» и значении слова «иезуит», тогда дети смогут ответить на вопрос).

Почему Будылда решил, что Мердяев сошел  с ума? Так ли это? Почему Мердяев просит прощение за свои грехи? Свидетельствует ли это о том, что Мердяев смог понять, о чем книга «Граф Монте-Кристо»?

Семипалатов побледнел и прошелся из угла в угол.

     - Не принимать Галамидова! - сказал он глухим голосом. - А вы, господа, успокойтесь. Я теперь вижу свою ошибку. Благодарю, старик!

     И с этой поры у нас больше ничего не было. Мердяев  выздоровел,  но  не совсем. И до сих пор при виде книги он дрожит и отворачивается.

Вопросы.

В чем же увидел свою ошибку Семипалатов? Каково его решение? Разве Галамидов виноват во всей этой ситуации? Семипалатов – ума палата, а ключ потерян – возможно, «говорящая» фамилия.

Почему же чтение произвело такой эффект на служащих?

Художественная деталь – косые глаза. Нужно обратить внимание учащихся на эту деталь. Почему «косые» глаза? Может быть, потому что глаза – это зеркало души? Т.е. душа «кривая», в смысле слепая. Мердяев «при виде книги дрожит и отворачивается», следовательно, он так и не прозрел или прозрел «наполовину» - боится прозреть. Пошлому обывателю проще жить так, как он живет, он боится менять свою жизнь.

Еще замечание относительно «говорящих» фамилий – у меня в связи с Мердяевым возникла ассоциация с философом Н. Бердяевым, однако, учитывая годы жизни философа и время написания рассказа, А.П. Чехов не мог использовать эту аллюзию. А жаль! В каком-то смысле это было бы в русле тех проблем, которые поставлены в рассказе, ну и как средство создания комического, основанного на контрасте между героем рассказа и русским философом.

Какова главная мысль рассказа?

Рассказ впервые был напечатан в журнале «Осколки» в 1884 году под заглавием «Осторожней с огнем!». На ваш взгляд, какое название более соответствует главной мысли рассказа? Почему чтение (книги) можно сравнить с огнем? ( письменный ответ)

Материалы для сочинения 15.3 по теме «Драгоценные книги»

Возникли такие ассоциация: книги – огонь – 10 мая в Германии – день книги  - 10 мая 1933 года в Берлине и других городах страны прошли варварские акции сожжения книг. Министерство пропаганды гитлеровского режима, таким образом, запланировало уничтожить всю неугодную национал-социалистам литературу. Авторство такого жестокого метода истребления научно-литературного наследия страны приписывают филологу-германисту, доктору Геббельсу. Таким образом, нацисты хотели запугать население, которое с уважением относилось к печатному слову и заодно пополнить ряды национал-социалистов молодежью. Именно студентам отводилась главная роль в книжной инквизиции. – Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы».

Фрагмент урока физической культуры Большаковой Е.В. с пименением Дальтон-лаборатории. Тема урока: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечнососудистой системы»....

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необхо...

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе

Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....