Главные вкладки

    А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему
    план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

    Шерстюк Нина Гавриловна
    Название предмета:  Литература.
    Класс: 9.
    УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.
    Уровень обучения: базовый.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1.
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок.
    Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе.  Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему.
    Цели урока:
    • познакомить с личностью писателя, проанализировать рассказ «Смерть чиновника»; на примере рассказа раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – теме «маленького человека»;
    • развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников,  делать выводы;
    • способствовать формированию человеческого достоинства, самовоспитания, ответственности.
     

    В любых условиях человек должен остаться человеком!    

    Более того: величие человеческой души или, наоборот, её унижение не зависит ни от каких обстоятельств.

    Каким ты станешь: зависимым  или независимым, презренным  или достойным, 

     обывателем или гражданином - человек определяет сам! 

    А.П. Чехов 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

    «ГОРОДЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АЛЕКСАНДРА ПРОХОРЕНКО»

    А. П. Чехов.

    Слово о писателе.  Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

    Автор разработки:  

    Шерстюк Нина Гавриловна,

    учитель русского языка и литературы

    первой  квалификационной категории

    МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа

     имени Героя России Александра Прохоренко»

    2017

    Название предмета:  Литература

    Класс: 9

    УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013

    Уровень обучения: базовый

    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок

    Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе.  Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

    Цели урока:

    • познакомить с личностью писателя, проанализировать рассказ «Смерть чиновника»; на примере рассказа раскрыть подход писателя к изображению одной из важнейших тем русской литературы – теме «маленького человека»;
    • развивать речь учащихся: умение слушать и делать записи по ходу лекции учителя, умение отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников,  делать выводы;
    • способствовать формированию человеческого достоинства, самовоспитания, ответственности.

         Оборудование: портрет писателя А.П. Чехова, портреты членов его семьи, фотография Мелихова, таблица, с которой учащиеся работают по ходу лекции учителя, тексты рассказа «Смерть чиновника».

    В любых условиях человек должен остаться человеком!                                                  

    Более того: величие человеческой души или, наоборот, её унижение                                                                                                                                                                                                                                        

    не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь:                                                                                                              

    зависимым  или независимым, презренным  или достойным,    

    обывателем или гражданином - человек определяет сам!
                                                                                                            А.П. Чехов


    Ход  урока

    1. Организационный момент. Оформление записи в тетради (число, тема урока)
    2. Информационный блок

                  Слово учителя

    -  «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное. Я соображал: как, в сущности, много довольных счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из 50 тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько вёдер водки выпито, столько-то детей погибло от недоедания. И такой порядок, очевидно, нужен. Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти… и тогда его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» (А.П. Чехов, рассказ «Крыжовник»,1898 год)
    Эти слова написаны почти 100 лет назад, но не утратили своей актуальности и сегодня. В них – весь Чехов. Он был тем самым человеком, который напоминал, что жить скучно, безынтересно нельзя, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

     Он прожил 44 года (1860 – 1904 гг.). Это был человек, который сделал себя сам. Он открыл для себя и предложил людям особый образ жизни и мышления.

     Родился Чехов на берегу Азовского моря, в глухом тогда городе Таганроге, в семье купца. Отец и дед были крепостными. Но дед Чехова скопил ценой невероятных усилий деньги и выкупил из  рабства всю семью. А отец, будучи уже свободным, выбился в люди и завёл в Таганроге собственное торговое дело. Отец Чехова и в купеческом звании сохранил характерные черты крестьянина. Уклад в семье строился на домостроевских началах. Но нужно отдать должное отцу, все дети (а их было 6) получили прекрасное образование: музыка, рисование, языки – дома, науки – в гимназии). Сам отец был личностью незаурядной: увлекался пением, рисовал, играл на скрипке. Таганрог славился театром. Театр становится увлечением всей семьи.

       Родители наделили всех своих детей талантами, но лишь А.П.Чехов сумел достойно им распорядиться и стал известным всему миру писателем. Для этого нужна была постоянная работа над собой, самовоспитание и самообразование. Вот, например, как 26-летний Антон объясняет в письме своему 14-летнему брату Николаю, что такое воспитание:
    «Воспитанные люди:

    1) уважают человеческую личность, всегда снисходительны, мягки, уступчивы,

    2) они уважают чужую собственность, а потому всегда платят долги,

    3) не лгут даже в пустяках, они не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают,

    4) они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать вдругом сочувствие,

    5) они не суетны,

    6) если имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него всем».


     Это письмо интересно не только назиданием. Из него можно понять, как воспитывал себя Чехов.

    В 1876 году отец разорился, и вся семья бежала в Москву. В Таганроге остался только А.П. Чехов. Он заканчивал гимназию и работал, чтобы отсылать деньги семье. В 1879 году Чехов окончил гимназию, которая походила на исправительный батальон, и переехал в Москву. Там он поступает в Московский университет на медицинский факультет, который славился замечательными профессорами. Учась в университете, занимается писательским делом – пишет небольшие по объёму юмористические рассказы, которые печатает в различных московских еженедельных журналах: «Стрекоза», «Москва», «Спутник», «Мирской толк» и др. Чехов работал неистово. Его записные книжки полны сюжетов, схваченных на лету. Он предпочитал очень простые сюжеты. Например, человек, у которого колесом вагона отрезало ногу, очень беспокоится, что в сапоге, надетом на отрезанную ногу, осталось 20 рублей. Или: чиновник взял взятку. В самый момент грехопадения вошёл его начальник и подозрительно впился глазами в его кулак, где лежали деньги. Чиновник ужасно смутился и обратился к посетителю: «Послушайте, вы забыли что-то у меня в руке».

      Ни один писатель не действовал так активно, как Чехов-врач. Доктором он был превосходным. Живя в Мелихове, он обслуживал 25 деревень, 4 фабрики и 1 монастырь. Лечил практически бесплатно. Знания врача помогали ему в литературной работе. Чехов неоднократно повторял, что «медицина его жена, а литература – любовница».

     А.П. Чехов всегда стремился делать добро. И хотя его жизнь была нелёгкой (он долгое время был беден и всегда болен), никто не слышал, чтобы он жаловался. Когда его жалели, он переводил беседу на другую тему и с мягким задушевным юмором говорил о пустяках. Он оставил добрую память о себе. Стоит вспомнить школы, построенные им, две из которых действовали до 1975 года. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал жизнь в прямом смысле слова. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Не любил говорить о себе и никогда не навязывал свои взгляды и вкусы. Он считал, что писатель должен изображать жизнь, а не судить её.

    1. Аналитический блок

    Беседа:

    • Какие даты и события из жизни Чехова появились в вашей таблице?
    • Что вас удивило в моём рассказе о Чехове?
    • Какие афоризмы Чехова вы запомнили?


               Ранние рассказы Чехова. Образ «маленького человека»

       

       Слово учителя

    -  А.П. Чехов вошёл в литературу в начале 80-х годов 19 века. Это было время застоя, спада общественной жизни. Чехов открыто демонстрировал свою независимость от различных партий, занимая общедемократическую позицию. Ранние рассказы Чехова сплошь юмористические, причём юмор в них весьма оригинален. Смех Чехова весел и беззаботен. Это не «смех сквозь слёзы», как у Гоголя, а «смех до слёз». Центральной проблемой ранних рассказов Чехова является вопрос о соотношении «человека и среды». Чехов показывает, как среда губит, уродует человека, но пока он смеётся только над человеком. Таков его рассказ «Смерть чиновника».

         Беседа по рассказу «Смерть чиновника»

    • О чём этот рассказ?
    • В каком чине находится Иван Дмитриевич Червяков? Можно ли его назвать «маленьким человеком»?
    •  Кого в литературе 19 века называли «маленьким человеком»? Приведите примеры таких героев. Как авторы и читатели относятся к ним? (Выступления  учеников: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» – Самсон Вырин, М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»- Максим Максимыч», Н.В. Гоголь. «Шинель» - Акакий Акакиевич Башмачкин, Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»- Макар Девушкин»)

    Вывод:  Герои этих произведений – люди беззащитные, бесправные, бедные, униженные.       Какие чувства они вызывают у читателей? (Жалость, сострадание)      

     На что направлена авторская мысль?(Внушить читателю мысль о защите человеческих прав и достоинства этих людей)  

    А.П. Чехов в корне изменил это мнение. И наша задача сегодня – выявить особенности чеховского решения ситуации. Вот что он писал брату в 1886 году (Сообщение ученика)

    • Чем явилось для Червякова происшествие в театре?
    • Как он оценивает поведение генерала?
    • Почему Червяков умирает?
    • Что хотел сказать Чехов, давая главному герою фамилию Червяков?
    • Вызывает ли у вас сочувствие герой рассказа?
    • Что новое вносит Чехов в понятие «маленький человек»? Над чем заставляет задуматься?

    (Иван Дмитриевич Червяков – экзекутор, мелкий чиновник. Будучи в театре, он нечаянно чихнул и обрызнул лысину сидевшего впереди генерала. Это событие Червяков переживает как «потрясение основ». Он не может смириться с тем, что генерал не придаёт происшествию должного внимания и как-то легкомысленно прощает его. В лакейской душе Червякова селится подозрение. Он идёт к генералу просить прощения на другой день, и на третий, пока генерал не выгоняет его. В животе у Червякова что-то оборвалось. Он попятился к двери, вышел на улицу, машинально пришёл домой, лёг на диван и умер. Фамилия главного героя – Червяков. Перед нами человек без хребта. Фамилия говорит о том, что рассказ посвящён человеку, лишённому человеческого достоинства. Из мелочи выросла смерть. Причина смерти – магия чина. Чехов назвал рассказ не «Червяков», а «Смерть чиновника», явно намекая на социальное положение этого героя. Это рассказ о смерти добровольно унижающегося чиновника. Нам не жаль этого «маленького человека», потому что умер не нормальный человек, а нравственный урод).

     В отличие от традиционной темы «маленького человека» у Чехова всё перевернулось: скромный чиновник превратился в угнетателя, а превосходительство  - в угнетённую жертву. Червяков утратил свои личностные качества. Писатель всегда использовал детали. Вот и здесь – червяк, вицмундир (Видимо, он будет в нём и в гробу)


         IV.   Подведение итогов.  

    Многие ранние рассказы Чехова этого периода творчества знакомят нас с маленьким бездуховным человеком, невежественным, самодурным, уродливым, пошлым. Впервые в русской литературе Чехов не сочувствует маленькому человеку, который позволяет себя оскорблять. Он осуждает его добровольное моральное лакейство. Это отклонение от нравственных ценностей. А.П. Чехов видел свою задачу в том, чтобы бичевать различные проявления холопства, которое рождает, в свою очередь, деспотизм, уничтожает человека. Как наказ звучат нам слова А.П. Чехова, сказанные им ещё в 19 веке (Обращение к эпиграфу урока)


    V.   Рефлексия.

    VI. Домашнее задание: познакомиться с рассказами Чехова «Горе», «Тоска», ответить на вопрос: «В чем философский смысл этих рассказов?»                                                                        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века

    Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков....

    Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

    Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...

    Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

    Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

    Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

             Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

    Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

    Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

    Конспект урока "Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)".

    Образ «маленького» человека в современной литературе ( на примере рассказа-притчи Людмилы Улицкой «Народ избранный»)....