Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему

 

Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_mal.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Блочно- модульная система в изучении темы                                             «Образ «маленького человека»

в русской литературе 19 века»

Автор программы: учитель второй категории МОУ «Советская СОШ»

Ядринского района ЧР Дмитриева Людмила Амбросиевна

Пояснительная записка

Настоящая работа позволяет рассмотреть в комплексе тему «Маленького человека» в русской литературе 19 века.

Эта тема была затронута в творчестве многих писателей того времени. Она очень важна для понимания всего курса русской литературы, так как и в 20-ом веке можно найти ее отражение в творчестве Бунина, Куприна, Горького, Шукшина, Распутина и других писателей. Даже сегодня эта тема значима и актуальна, так как проблемы «маленьких, незаметных людей» не до конца решены в нашем обществе.

Цели:

1) Проследить эволюцию темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.

2)Научить анализировать прочитанный материал, сравнивать и сопоставлять произведения и их героев.

Задачи:

Найти сходства и различия образов «маленьких людей» в творчестве писателей 19 века.

Выработать умение обобщать и систематизировать изученный материал.

Содержание программы

Блок 1. Зарождение и развитие образа «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина

История Самсона Вырина и его дочери.

«Блудные дети». Нравственные проблемы, поставленные в повести.

Тест по повести «Станционный смотритель»

Изложение по началу повести.

Поэма «Медный всадник»

Сочинение «Тема маленького человека» по изученным произведениям А.С. Пушкина.

Блок 2. Развитие образа «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Сюжет повести «Шинель».

Забота о новой шинели

Аналитическая работа с текстом (оформление таблицы).

Составление связного текста- анализа повести «Шинель» с использованием опорного материала «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».

Конкурс актерского мастерства (выразительное чтение эпизодов: «Начало повести», «Диалоги Башмачкина и Петровича», «Пост» Башмачкина», «Воровство шинели».

Кинофестиваль «Башмачкин впервые надевает шинель», «Башмачкин и значительное лицо».

Блок 3. Эволюция темы «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского

               1) «Бедные люди»

                 а) Жизнь городских низов

                 б) Образ Макара Девушкина

                 в) Решение проблемы бедных        людей Достоевским

              2) «Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Акакий Акакиевич, и Макар Девушкин              

                  – «маленькие люди»?

        3) «В чем проявилась эволюция в изображении «маленького человека» от

           Пушкина до Достоевского

Блок 4. А.П. Чехов как писатель, завершающий в своем творчестве галерею «маленьких          людей»

              1) Рассказ «Смерть чиновника»

                 а)  Другой тип «маленького человека», воплощенного в рассказе

                 б) «Люди холопского звания – сущие псы иногда…» (нравственная сущность

                       Червяковых)

Учебно-тематический план

Наименование блока

Форма

работы

Кол-во часов

1


















 2


















3














4

Зарождение и развитие образа «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина.(7 часов)

1) Повесть «Станционный смотритель»:

 а) История Самсона Вырина и его дочери;

б) «Блудные дети» (нравственные проблемы, поставленные в повести);

в) Тест по повести;


2) Поэма «Медный всадник»



3) Изложение по началу повести


4) Сочинение «Тема «маленького человека» по изученным произведениям А.С. Пушкина


Развитие образа «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя(3,5 часа)

1) Сюжет повести «Шинель»

2) Забота о новой шинели

3) Проблема государства и личности в поэме

4) «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина» (текст-анализ с использованием опорного материала)

5) Конкурс актерского мастерства (выразительное чтение отрывков «Диалоги Башмачкина и Петровича», «Пост» Башмачкина», «Воровство шинели», начало повести)

6) Кинофестиваль «Башмачкин и значительное лицо»  


Эволюция темы «маленького человека» в произведениях Ф.М. Достоевского (3,5 часов)

1) «Бедные люди»

     а) Жизнь городских низов

     б) Образ Макара Девушкина

     в) Решение проблемы бедных        людей Достоевским

2) «Почему и Самсон Вырин, и Евгений, и Акакий Акакиевич, и Макар Девушкин – «маленькие люди»?

3) «В чем проявилась эволюция в изображении «маленького человека» от Пушкина до Достоевского



Чехов как писатель, завершающий в своем творчестве галерею «маленьких людей» (2 часа)

1) Рассказ «Смерть чиновника»

    а) Другой тип «маленького человека», воплощенного в рассказе

    б) «Люди холопского звания – сущие псы иногда…» (нравственная сущность Червяковых)




Выразительное чтение эпизодов текста

Рассказ учителя


Аналитическая беседа

Ответ на  вопрос «Виноваты ли герои Пушкина друг перед другом? И если да, то в чем»?

Аналитическая беседа

Устный рассказ по иллюстрациям к поэме

Развитие связной речи











Аналитическая работа с текстом


Оформление таблицы



Составление кроссворда с ключевым словом «гуманизм»




Инсценировка






Чтение отдельных глав с их анализом





Урок – семинар

Работа в группах, обсуждение



Письменная творческая работа









Сопоставление повести Гоголя «Шинель» и рассказа «Смерть чиновника»




0,5




1

1


1



2


1,5






0,5


1



1



0,5





0,5






0,5

0,5

0,5





1




1







1

1




Итого: 16 часов

Учебный материал:

Большая школьная энциклопедия. Литература: Москва.- 2000 «Просвещение»

Соболева О.Л. Справочник школьника 5-11 класса - Москва 2002 «АСТ-пресс»

Курочкина М.В. «Повесть о любви». «Шинель» Н.В. Гоголя. Литература в школе.- 2000, №1.

Маркович В.М. «Петербургские повести Гоголя» - Москва, 1989  

Соснина Н.А. «Медный всадник» Пушкина. Литература в школе.-1997 №5

Горбунова Е.В. «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. Литература в школе.-2003 №5

Недзвецкий В.А. Рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника» в контексте русской литературы. Литература в школе-1997 №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века

Тема «маленького человека» – одна из традиционных тем в русской литературе двух последних веков....

Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

Название предмета:  Литература.Класс: 9.УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.Уровень обучения: базо...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Образ маленького человека в русской литературе 8 класс

В презентации  произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....