Литературно-музыкальная композиция. Н.Гумилев, А.Ахматова, А.Модильяни.
проект по литературе (11 класс) по теме

Как рождаются великие творения? Какие эмоции предшествуют появлению шедевров?  Здесь вы найдете ответ на эти вопросы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Литературно- музыкальная композиция

 Анна Ахматова, Николай Гумилев  и Амадео Модильяни.

Звучит Песня Серебряный век. Уч-ся  выносят портреты, книги,рисунки, афиши  серебряного века.

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как история планет.

 У каждой все особое, свое. И нет планет, похожих на нее.

У каждого свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час, но это все   неведомо  для нас.

 У каждого свой тайный личный  мир,  и мы не посягаем на него.

Мы попробуем понять, как рождаются великие творения? Какие эмоции, мотивы предшествуют  созданию шедевров. Есть даже  такая наука- психология творчества. А у нас есть редкая возможность пронаблюдать, как это происходило у 2 гениев.

Ник .Степанович Гумилев Анна Андр Ахматова.(портреты) И Амадео Модильяни. Музыка.

Век Серебряный,век из света

Век поэзии, век мечты.

Бытия век, век Человека.

Мысли век и век красоты.

Век-душа, Век- поэт.

Звука век, слова век.—

Сколько тайн и имен.

В этот век я влюблен.

  1. Чернецов.Все в нем особенное : продолговатая, вытянутая голова. Волосы, Стриженные под машинку,

 пепельно-серый цвет лица… узкие, бледные губы. Сидит прямо, высоко подняв голову.

Одна нога  закинута на другую.От природы робкий и физически слабый,

Он приказал себе стать сильным и решительным    Ради неё.

Пришлось ломать свой характер. Путешествовать по джунглям, по пескам Сахары, по горам Абиссинии.

Я уйду, убегу от тоски,
Я назад ни за что не взгляну,
Но сжимая руками виски,
Я лицом упаду в тишину.

И пойду в голубые сады
Между ласковых серых равнин,
Чтобы рвать золотые породы,
Потаенные сказки глубин.

  1.  Козленко .Он: Моя мечта надменна и проста:

схватить весло, поставить ногу в стремя,

И обмануть медлительное время,

Всегда лобзая новые уста.

В него влюблялись все. И он постоянно в кого-то влюблен. Но отгорал быстро,как порох. И лишь одна любовь преследует его всю жизнь-великая и безнадежная..

  1. Елесина Он встретил ее в 1903 году в Царскосельской гимназии, где они  учились.

 Начиналось все подобно тысячам начал.он влюбился с первого взгляда..

Она поразила его не только своей неординарной внешностью: высокая.стройная.с длинными густыми черными волосами, с лучистыми серыми глазами.. она ошеломила его своей непохожестью на всё. Что его окружало.

Я люблю ее, деву-ундину,
Озаренную тайной ночной,
Я люблю ее взгляд заревой
И горящие негой рубины…
Потому что я сам из пучины,
Из бездонной пучины морской.

  1. Бобовский.Он забрасывал Анну стихами.

Я песни слагаю во славу твою
Затем, что тебя я безумно люблю,
Затем, что меня ты не любишь.
Я вечно страдаю и вечно грущу,
Но, друг мой прекрасный, тебя я прощу

  1. ГоловчанскийЯ знаю женщину: молчанье,
    Усталость горькая от слов,
    Живет в таинственном мерцанье
    Ее расширенных зрачков.

    Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью, дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий
И смел и горд - я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И четки сны ее, как тени
На райском огненном песке.

  1. БобовскийЛишь черный бархат, на котором

 Забыт сияющий алмаз,

 Сумею я сравнить со взором

Ее почти поющих глаз.

 Ее фарфоровое тело

Томит неясной белизной,

Как лепесток сирени белой

Под умирающей луной.

 Пусть руки нежно-восковые

, Но кровь в них так же горяча,

Как перед образом Марии Неугасимая свеча.

 И вся она легка, как птиц

 Осенней ясною порой,

Уже готовая проститься С печальной северной страной.

 

  1. Плотникова.С 1905 года  стал бывать  в ее доме и делал предложение за предложением. Получал отказ за отказом.

После одного отправился к морю – сводить счеты с жизнью--- задержал полицейский.

В другой раз  выпил яд, который оказался слишком старым…Казалось ,сама  судьба хранила его.

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать  лишь о вас, о вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «она»,

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжет... нет, мне не спать, а ждать.

И, крадучись, я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну.

Вон там, у клумб, вы мне сказали «да»,

О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет.

Что ваше «да», ваш трепет, у сосны

Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

  1. ХянинаНеожиданно в ноябре 1909 года она уступила его уговорам , согласилась стать его женой. После согласия Анны, пробыв с невестой   3 дня, Гумилев на 2 месяца уехал  в путешествие, потому что он уже был  влюблен - в Африку .
  2. Румянцев Стихотворение  « Жираф»(Есть песня)

Я выхожу замуж за друга  юности Николая  Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года.

Люблю ли я его? Не знаю, но кажется, что люблю.

Из воспоминаний Валерии Срезневской  : Соглашаясь на брак с Гумилевым, ,она принимала его  не как любовь,  а как свою судьбу.

Гумилев- моя судьба, и я покорно отдаюсь ей. Не осуждайте меня, если можете.

Я клянусь,что этот несчастный человек будет счастлив со мной.

  1. Аня или Вероника Они обвенчались 25 апреля 1910 года в Никольской слободке под Киевом. Родственники Ахматовой считали брак заведомо обреченным и не пришли на венчание, что глубоко её оскорбило.

  1. КозленкоПосле свадьбы Гумилев и Ахматова уехали в Париж. Провести медовый месяц .Для Гумилева он оказался ,увы ,горьким .

 Париж 1910 года был истинным центром притяжения для художников, музыкантов, актеров. В кофейне Монпарнас собиралась богема. Здесь постоянно бывал красивый молодой  итальянец .Звали его Амадео Модильяни. По одной легенде он был богат.,  По другой, впрочем… Легенды сочинял он сам, а на самом деле влачил полуголодное существование.

В тот вечер, когда вошли Гумилевы, он был уже там. Не заметить Анну, не обратить на нее внимание было невозможно. Нет. Красавицей она не была Она была больше,чем красавица. Едва увидев Амадео, Анна всё предугадала. Ведь она, говорят, была колдуньей. Ясновидящей, настоящим поэтом,из тех, что видят сердцем. Он был не похож ни на кого на свете. Они оба были не похожи ни на кого на свете и потому сразу увидели друг друга. Разглядели сердцами.

 

  1. Елесина.Как велит простая учтивость,
    Подошел ко мне, улыбнулся,
    Полуласково, полулениво
    Поцелуем руки коснулся -
    И загадочных, древних ликов
    На меня посмотрели очи...
    Десять лет замираний и криков,
    Все мои бессонные ночи
    Было душно от жгучего света,
    А взгляды его - как лучи.
    Я только вздрогнула: этот
    Может меня приручить.
    Наклонился - он что-то скажет...
    От лица отхлынула кровь.
    Пусть камнем надгробным ляжет
    На жизни моей любовь.

13. Козленко И Гумилев тоже всё увидел  и понял и сказал, что надо уходить из этого сарая .Он назвал Модильяни пьяным чудовищем и наговорил гадостей . Анна поднялась и увела мужа.

- Подождите, мне нужен ваш адрес

-Я еще зайду. Я принесу адрес.

14.  Шаклеина  Я сошла с ума, о мальчик странный,(Есть песня)

В среду, в три часа!

Уколола палец безымянный  

 Мне звенящая оса.

Я ее нечаянно прижала,

И, казалось, умерла она,

Но конец отравленного жала,

Был острей веретена.

О тебе ли я заплачу, странном,

Улыбнется ль мне твое лицо?

Посмотри! На пальце безымянном

 Так красиво гладкое кольцо.

15. Малых Она вернулась из Парижа и счастливой и несчастной Она уверяла себя. Что нет на ней греха.      Ведь любовь это не грех, а благодать, дар. Но и мучила себя виной. Она привезла мужу книгу Готье. Не в знак примирения, а просто знала, что ему понравится. Он взял в руки книгу, перелистал и увидел между страниц письмо.  Письмо было  адресовано его юной  жене и писал его тот художник, Амадео Модильяни.  Наряду с обожанием в душе Гумилева поселилось недоверие и страх измены:

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам -
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

16. Чернецов Их любовь стала действительно поединком.Роковым поединком.

Он      Это было не раз, это будет не раз

 В нашей битве глухой и упорной.

Как всегда, от меня ты теперь отреклась.

 Завтра, знаю, вернешься покорной.

17. Плотникова Она: Тебе, покорной? Ты сошел с ума!

 Покорна я одной господней воле.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

Мне муж- палач , а дом его—тюрьма.

Прощай, мой милый.

 Ты мне вечно мил,

За то, что в дом свой  спутницу впустил.

18. Чернецов Нет, до полного разрыва дело ещё не дошло. Гумилев на полгода уехал в Африку,может быть , лечить душу?   Но теперь это было уже  не знакомство с экзотикой, а настоящее научное исследование.  Африка полностью захватила его.      

19. Плотникова Писем от мужа не было .Ни одного.

Сегодня мне письма не принесли.

 Забыл он написать или уехал.

Весна как трель серебряного смеха.

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли.

Сколько грусти, печали в этих строчках.

Я и плакала и каялась,

Хоть бы с неба грянул гром!

Сердце темное измаялось

В нежилом дому твоем.

Боль я знаю нестерпимую,

Стыд обратного пути...

Страшно, страшно к нелюбимому,

Страшно к тихому войти.

20. Головчанский Анна, как и обещала ,дала Модильяни адрес

А Модильяни?

  Он писал ей нежные, чувственные письма. Всю зиму. Всю осень .Видимо, любовь захватила его целиком.. наполнила жизнь  каким-то особым содержанием. Он работал неистово. День отдавал скульптуре. Ночь – живописи. Раньше он писал портреты. Только портреты. После встречи с Анной все изменилось Тогда он создал   6 картин и этюдов,которые выставил в салоне независимых.

 Он стал настоящим художником. Он превзошел Сезанна  « Меня интересует человеческое существо. Лицо есть высочайшее создание природы»  На его полотнах появились длинные линии, удлиненные   лица, гибкие шеи  -всё это прославило художника на весь мир. « Рисунки Модильяни отмечены высшим   изяществом.Среди нас он аристократ». Именно тогда возникло предчувствие гениальности.

21. Козленко Её одиночество скрашивала переписка, переписка с Амадео .Очень странная переписка. Он писал ей письма, а в ответ она писала стихи

И через все, и каждый миг, /

 Через дела, через безделье /

 Сквозит, как тайное веселье,

/ Один непостижимый лик. /

 О боже! Для чего возник /

 Он в одинокой этой келье?" 

Она грустила, мечтала, писала (теперь самые знаменитые) стихи о любви, в которых «легким облачком» поселился он, буквально ставший ее «музой»:

В пушистой муфте руки холодели. 
Мне стало страшно, стало как-то смутно.
О, как вернуть вас, быстрые недели 
Его любви, воздушной и минутной...


Все, кто общался с Ахматовой в то время, отмечали ее загадочно-печальный вид, а первые напечатанные стихи связывали с именем Гумилева. 
О, как они ошибались!

22. Хянина Весной  вернулся Гумилев. О возвращении не написал.

Сердце к сердцу не приковано,

Если хочешь — уходи.

Много счастья уготовано

Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать.

Не целуй меня, усталую, —

Смерть придется целовать.

Дни томлений острых прожиты

Вместе с белою зимой.

Отчего же, отчего же ты

Лучше, чем избранник мой?

23.Аня или верон.Очень скоро  Ахматова  и Гумилев определили

 свои отношения:  вместе и   врозь. Оба хотели быть свободными.

Рождение сына в 1912 году не исправило положения.

 Он любил 3 вещи на свете:

 За вечерней пенье, белых павлинов.

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

НЕ любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

Помимо чувств было еще

 одно обстоятельство:

Гумилев и Ахматова были самобытными и сильными поэтами, а соединение под одной крышей двух крупных творческих личностей не сулило мирного  уюта.

Добившись одной богини, творческая натура Гумилева требовала новой музы. Он начал изменять жене , не скрывая своих похождений.

24. Румянцев Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.

25. Шаклеина Я не любви твоей прошу

. Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,—
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней...
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло —
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

26 .Бобовский Через 2 месяца она уехала в Париж. Одна. К своему Амадео

Анна сняла комнату недалеко от мастерской Амадео Они  гуляли под большим черным зонтом или сидели на бесплатной скамейке в люксембургском саду, в 2 голоса  читали  Верлена:

Небо над городом плачет .

Плачет и сердце мое.

Что оно, что оно значит

Это унынье твое?

Здесь, в мастерской Модильяни начал рисовать Анну. Рисовал её в убранстве Египетской царицы, в африканском наряде.    Африку он любил страстно. И в этом они были схожи с Гумилевым .Какое странное совпадение! Иногда он работал целые дни . Анна одна гуляла по городу . Стихи рождались  сами собой:

27. Яна. Мне с тобою пьяным весело 
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.

Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?

Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного...
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.

28.   Малых Из писем Модильяни:
«Вы во мне наваждение». 
«Я беру вашу голову в руки и опутываю любовью».

Париж таял и сиял восходящим солнцем. Мужчина и женщина, два художника кисти и слова, чувствовали невероятную магическую силу притягательности друг к другу. Царственная красота юной поэтессы приводила в восторг его утонченный вкус.  

Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.

Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья...
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.

29 .Козленко  Модильяни рисовал Анну. Из 16 рисунков, подаренных ей, она бережно хранила лишь тот, что висел над кроватью. Пристойный. Ахматова говорила, что рисунки сгорели в Царскосельском доме. Видимо, вместе с письмами Моди. Осенью 1993 года в  Венеции впервые состоялась выставка работ Модильяни из коллекции Александра Поля. Вдруг 12 рисунков были узнаны как изображения Ахматовой.

О, не вздыхайте обо мне,

Печаль преступна и напрасна,

Я здесь, на сером полотне,

Возникла странно и неясно.

30. Плотникова     Однако  лето любви кончилось  Анна почувствовала, что они расстанутся .Навсегда .Просто кончилось время, отпущенное им на любовь. Пора было вернуться в Россию.

"..Было прощание, последняя их прогулка, последнее кафе, последний парк, последняя ночь... Она услышала его шаги, она сбежала вниз - как всегда, - но все было пронзительнее и грустнее, чем всегда, может, оба знали, что не увидятся больше. На вокзале  Анна расплакалась, стала в чем – то убеждать Амадео. Он рассердился и ушел.

Уже  в Царском Селе, она написала "Песню последней встречи", которая сразу стала одним из самых модных и знаменитых в России стихотворений

 Так беспомощно грудь холодела,
 Но шаги мои были легки.
 Я на правую руку надела
 Перчатку с левой руки.

 Показалось, что много ступеней,
 А я знала - их только три!
 Между кленов шепот осенний
 Попросил: "Со мною умри!

 Я обманут моей унылой,
 Переменчивой, злой судьбой".
 Я ответила: "Милый, милый!
 И я тоже. Умру с тобой..."

 Это песня последней встречи.
 Я взглянула на темный дом.
 Только в спальне горели свечи
 Равнодушно-желтым огнем.

31 Козленко Ещё вчера стихи о рыбаке и море, а сегодня вдруг поэзия высшей пробы, уверенная рука, зрелое чувство. Откуда всё это?  Ведь жизненного опыта еще не было  и учителей не было.  А все просто . Должно быть так появляется на свет поэзия, рожденная любовью.

Когда Анна показала стихи  Сергею Маковскому, редактору и поэту,он тут же предложил напечатать их в альманахе «Апполон». Ахматова в одночасье стала знаменитой, вошла в петербургскую богему. Она стала завсегдатаем артистического кабаре « Бродячая собака» и «Приют комедианта»

Она жила ожиданием писем, спрятавшись в глуши деревни, но их больше не было. Под напором «глубоко пережитого чувства» у Ахматовой рождались строки, которые нынче — бесценное сокровище русской любовной лирики. Через пару лет издан самый знаменитый сборник стихов — «Четки» — словно загадочный «памятник» ушедшей любви, весь пронизанный Парижем и воспоминаниями о Модильяни. Но имя названо не было. И кому только потом не приписывали посвящение поэтессы!

32. Чернецов Жизнь Амадео заполнили другие женщины.  Хоть и говорят,что Он все больше погружался в алкогольный угар, самой большой зависимостью была для Модильяни зависимость  творческая. Модильяни был художником от Бога. Слава уже «наступала ему на пятки». Однако смерть  опередила славу. В январе 1920-го   Амадео Модильяни скончался  Анна Ахматова узнала о его славе и смерти случайно через несколько лет

33 Румянцев .Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой".

Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."

34. Головчанский  В 1965 году, незадолго до кончины, Ахматова в третий — и последний — раз попала в Париж.

 «В синеватом Парижа тумане,
И наверно опять Модильяни
Незаметно бродит за мной.
У него печальное свойство
Даже в сон мой вносить расстройство
И быть многих бедствий виной.
Но он мне — своей Египтянке... 
Что играет старик на шарманке,
А под ней весь парижский гул,
Словно гул подземного моря, 
Этот тоже довольно горя
И стыда, и лиха хлебнул».     Музыка Шопен «Грезы»

35. Хянина Гумилев и Ахматова расстались в 1914 ,официально оформили развод в 1918 году Но такие связи, как у них,  никогда не рвутся до конца.

В год развода  Анна Андреевна подарила Гумилеву свой поэтический сборник «Белая стая » с надписью: Моему дорогому другу  с любовью.

 

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала,

И что память яростная мучит,

Пытка сильных - огненный недуг! -

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

36. Малых. Ахматова трижды была замужем, но навсегда осталась вдовой Гумилева. Именно она сохранила его наследие. Анна Ахматова умерла в 1966 году Ей было 77 лет.

У неё была очень яркая молодость, тяжелые зрелые годы и счастливая старость.

В Бежецке Тверской области есть замечательный памятник Анне Ахматовой ,Николаю Гумилеву и Льву Гумилеву. Есть очень много памятников Ахматовой. Но что интересно:

В одном из двориков    Москвы, на Большой Ордынке, есть памятник  Анне и Амадео . Скульптор Суровцев воспроизвел в бронзе рисунок Амадео.   И кто знает, если бы не было этой истории, явились бы миру шедевры Модильяни  и такие трогательные стихи Ахматовой?

МОДИЛЬЯНИ, СУТИН И ДРУГИЕ ЛЕГЕНДЫ МОНПАРНАСА

25 ноября 2017 — 25 марта 2018

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге

Набережная Фонтанки 21

В период работы выставки Музей Фаберже открыт ежедневно, без выходных, с 10-00 до 20-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция «Я научилась просто, мудро жить…» (эволюция лирической героини А. Ахматовой)

    Из «весёлой грешницы», «царскосельской насмешницы» и юной элегантной дамы Ахмаᴛᴏʙа вместе со своими героинями  вырастает, превратившись  в первую поэтессу родной земли, ...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ "ГУМИЛЕВ И АХМАТОВА"

ЛИтературная гостиная, посвященная творческому союзу Николая Стапановича Гумилева и Анны Андреевны Аматовой...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...