Программа "Здравствуй, театр"
рабочая программа по литературе на тему

Палёная Елена Валерьевна

Данная программа применялась в рамках  работы летенй профильной смены и нацелена на развитие творческих способностей школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовский район

МОУ Куропатинская СОШ

Рассмотрено на методическом совете

Протокол № _____

от ______________

Руководитель МС:

______________

Н.А.Громова

Утверждено на педсовете №_______

от_______________

Утверждено

 Приказом №______

от _____________

Директор школы:

________________

М.П.Савосько

ПРОГРАММА

«ЗДРАВСТВУЙ, ТЕАТР»

ЛЕТНЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

2017

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет статус компилятивной.

Цели:

  1. Вызвать у детей интерес к театральному искусству и желание посещать театральный кружок.
  2. Раскрывать, развивать и совершенствовать творческие способности школьников.
  3. Формировать умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом;

      способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;

  1. Пробуждать положительный эмоциональный настрой на занятия театральным творчеством.

Формы организации:

  1. Учебное занятие
  2. Репетиционное занятие
  3. Инсценирование
  4. Работа мастерских по изготовлению костюмов
  5. Театральные постановки

Содержание курса

Введение. «Добро пожаловать в театр» - 2 часа.

Знакомство с историей возникновения театра и основными театральными профессиями; с театральной терминологией. Проговаривание скороговорок, ситуативные упражнения, ситуативно-массовая сценка.

Творческое взаимодействие с партнёром. Основы актёрского мастерства. – 2 часа.

Изменения своего поведения в соответствии с поведением партнера. Актёрское мастерство. Упражнения: «Разогрев суставов», Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало» и др. Артикуляционная гимнастика. Театральные игры. Театральные этюды.

Голос и речь человека. Разговор на сцене. Осложняющие обстоятельства. Основы актёрского мастерства – 2 часа. 

Психофизический тренинг. Психогимнастика.  Упражнения «Чемодан», «Морской узел» и др. Техника речи: упражнения «Комар», «Столяр» и др.  Загадки-ситуации.  Этюды с воображаемым предметом. Театральные правила.

Жест, мимика, движение – 2 часа.

Этюды. Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте». Артикуляционная гимнастика. Этюды «Мышки», «В деревенской избе». Этюды на движение. Игра «Оркестр». 

Интонация, настроение, характер персонажа – 2 часа.

Игра «Театральная разминка» Беседа. Введение понятия «интонация». Интонационные упражнения со словами и фразами. Чтение стихов выразительно по памяти. Драматизация некоторых эпизодов сказки «Заюшкина избушка».

Разыгрываем спектакль. «Про принцессу, которая плохо училась». – 2 часа.

Учебно-тематический план

№ по порядку

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие «Добро пожаловать в театр!»

2

2

Творческое взаимодействие с партнёром. Основы актёрского мастерства.

2

3

Голос и речь человека. Разговор на сцене. Осложняющие обстоятельства.

2

4

Жест, мимика, движение.

2

5

Интонация, настроение, характер персонажа.

2

6

Разыгрываем этюд.

2

Итого

12

Содержание занятий

Занятие 1

Цель: вызвать у детей интерес к театральному искусству и желание посещать театральный кружок.

Тип занятия: Изучение нового материала. Вводное занятие.

Вид занятия: практическое, с элементами беседы. Информационное.

Методы: словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры, метод мотивации и эмоционального стимулирования.

Оборудование для обучающихся:

Сундук (коробка)

маски;

колпак скомороха;

скороговорки

карандаши;

картинки «Найди отличия»;

кукла-марионетка на экране;

карточки с загадками;

Ход занятия

Организационный этап:

  1. Приветствие

Игра «Весёлое знакомство»

Задача: знакомство с детьми, создание эмоционального настроя

Стулья стоят полукругом. Дети рассаживаются на стулья.

Здравствуйте!

Стихотворение о встрече.

Так часто в мире случается,

Что люди просто встречаются,

Люди встречаются,

Люди общаются,

Общеньем друг с другом они наслаждаются,

Проводят время чудесно:

Разговоры ведут интересные,

Новых друзей обретают,

Шутят, смеются, мечтают!

Поднимается вдруг настроенье

От такого вот просто общенья!

Мне поверьте – позитив обеспечен

От нежданной негаданной встречи!

Ребята, я нашей встрече очень рада!

А при встрече, как водится,

Всем нам надо познакомиться.

Меня зовут Елена Валерьевна. А вас как зовут?

Перезнакомимся мы в пять минут!

У кого есть в имени буква А – машет левая рука;

У кого есть буква К – машет правая рука;

У кого есть буква И – левым глазом подморгни;

У кого есть буква С – нужно вам в поклон присесть;

У кого есть Е – скорей покажи рукой «оКей»;

У кого есть Н – волну

У кого О – ногу подними одну;

Р – к полу нагнуться;

Л – к потолку потянуться;

М – всем улыбнуться;

Если букву Т имеешь – ногой топни, как умеешь;

Если Я – то можно хлопнуть вам в ладоши;

-Вот мы с вами и познакомились. Можно сделать вывод: здесь встретились весёлые, настроенные на позитив люди.

Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности:

  1. Видео презентация «Театральные истории»

Задача: Краткое знакомство с историей возникновения театра, основными театральными профессиями.

- Пришла я к вам, ребята, не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.

Открыть сундук, достать коробочку, из неё театральные маски.

- Ребята, что это такое? Дети отвечают.

Правильно, это – маски, непростые – театральные.

Они являются символом театра. А почему одна из них грустная, а другая – весёлая, мы узнаем, заглянув в историю возникновения театра. Внимание на экран!

Презентация:

Слайд 1 «Добро пожаловать в театр»

Слайд 2 «Древнегреческий театр» Родиной театра считается Древняя Греция. Именной здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».

Слайд 3 «Маски» Со времён древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. А надевали маски потому, что при огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям.

Слайд 4 «Музы» По древнегреческой мифологии театру покровительствовали две музы: Талия – муза комедии, она изображается с весёлой маской, и Мельпомена – муза трагедии с маской грусти.

Слайд 5 «Маски – символ театра» Именно поэтому символом, логотипом театра и являются эти две маски.

- А откуда берёт истоки русский театр, мы узнаем из нашего волшебного сундука. Дети отвечают.

Достаёт коробку, из неё колпак скомороха.

- Кто на Руси носил такие головные уборы? Дети отвечают.

Это колпак скомороха!

Слайд 6 «Скоморохи» На Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно они являются родоначальниками русского театра.

- В современном театре задействовано большое количество людей различных профессий. Какие профессии театра вы знаете? Дети называют

Слайд 7 «Профессии театра» Внимание на экран:

Щелчок Драматург – пишет пьесы.

Щелчок Режиссёр занимается постановкой спектакля.

Щелчок Звукорежиссёр осуществляет музыкальное сопровождение и оформление спектакля.

Щелчок Художник по свету или осветитель отвечает за световые эффекты в спектакле.

Щелчок Художник-оформитель отвечает за оформление сцены, декораций, реквизита

Щелчок Гримёр накладывает грим актёрам

Щелчок Художник по костюмам занимается подбором и оформлением костюмов для актёров.

Щелчок Но первостепенная роль в театре – актёр. Великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист».

- Кто мне скажет, что это за профессия такая актёр? Кто что о ней знает?    Дети отвечают

Чтобы быть актёром, нужно, несомненно, обладать талантом, но помимо этого много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.

- Ребята, ответьте, что делает спортсмен, чтобы добиться результатов в спорте? Дети отвечают

Правильно, тренируется! Чтобы стать актёром, тоже нужно тренироваться. Для этого существует актёрский тренинг.

Прежде чем выйти на сцену, актёр должен, при помощи тренинга, развить в себе очень многие качества, элементы так необходимые ему.

Основной этап:

  1. Тренинг

Задача: знакомство с элементами актёрского мастерства, театральной терминологией.

Чистоговорки;

Упражнение «Невидимые яблоки»;

Упражнение «Бусы»;

Упражнение «Что это?»;

Упражнение «Найди отличия»;

Упражнение «Что не так»;

Упражнение «Марионетки»;

Театральные загадки;

- Что же это за качества такие? Разобраться в этом нам поможет волшебный сундучок. Достаём из него волшебную коробочку, …. Открываем… достаёт книгу скороговорок.

Книга скороговорок.

Эта книга научит актёра правильно говорить, ведь актёр должен владеть речью. Что же такого интересного в этой книге? Здесь живут скороговорки.

- Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорки?

Дети отвечают

- Какие скороговорки вы знаете?

Дети по очереди говорят скороговорки.

- Вот видите, ребята, сколько интересных скороговорок вы знаете. В актёрском тренинге, скороговорки проговаривают не торопясь, чётко произнося каждую букву. Скороговорки называют – чистоговорками, они помогают актёру в освоении техники речи. Слайд 8.

Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь, чтобы тебя услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать ее шепотом, но так, чтобы тебя услышали в конце зала. Только после этого произнести ее вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.

Упражнение «Невидимые яблоки»

Продолжаем знакомиться с элементами актёрского мастерства. Достаём из нашего волшебного сундучка ещё одну коробочку,… открываем… коробка пустая Что это? Коробка пуста?

Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней… Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, огрызки положите в коробку!

Слайд 9. Только что мы с вами выполнили упражнение на память физических действий. То есть то, что вы хорошо умеете делать, мы вспомнили и изобразили.

- Ребята, а вы знаете, что такое бусы, а вы умеете их собирать?

Упражнение «Бусы»: берём воображаемою нитку, вдеваем её в воображаемую иголку, на конце нитке делаем воображаемый узелок…. и нанизываем на воображаемую нитку воображаемые бусинки.

Дети выполняют упражнение

Спасибо!

Упражнение: «Это не карандаши»

Слайд 10. Для актёра очень важно иметь фантазию и воображение.

- Из нашего волшебного сундучка я достаю коробочку, в которой лежат…достаёт карандаши.

Что у меня в руках. У меня в руках …..?

Дети отвечают

- Правильно – не карандаши, а что? А так? Изображает спицы. Дети отвечают.

- Каждый из вас сейчас вместо карандашей вообразит другой предмет…. и покажет его действием, а мы должны будем угадать, какой предмет задуман…

Слайд 11. А внимание – одно из составляющих актёрского мастерства, его нужно тренировать. А сейчас, ребята, вы выполним ещё одно упражнение на внимание.

- Посмотрите на расположение предметов на столе, запомните его. Закройте глаза, не подглядывайте, откроете глаза по моей команде. Поменять коробки местами.

- Откройте глаза. Что изменилось? Дети отвечают.

- Молодцы, с заданием справились!

Упражнение «Марионетки»: 

Настало время открыть следующую коробочку. А в ней… кукла. Не простая – кукла-марионетка. Показать как работает. (показать на слайде или рисунке)

- Каждый из вас участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела:

за шею, палец, ухо, руку, плечо,  пояс

Тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается.

Слайд 12. Только что мы выполнили с вами упражнение на мышечную свободу – важный элемент актёрского мастерства, ведь актёр должен в совершенстве владеть своим телом, уметь напрягать и расслаблять определённые группы мышц, чтобы свободно чувствовать себя на сцене.

- Прошу вас присесть. Дети садятся.

А ещё для вас, ребятки, в сундучке лежат загадки. Раздать детям карточки зелёные с загадками и красные с ответами.

- У кого зелёные карточки по очереди выходят на середину зала и загадывают загадку. Остальные отгадывают. У кого ответ на загадку – выходит сюда, и вы образуете пару.

Наша задача соединиться в пары – загадка + отгадка.

Загадки:

В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая – сцена.

1.Знают актёры и театралы

На сцене трудиться придётся немало,

Чтоб спектакль мог родиться,

Нужна далеко не одна……РЕПЕТИЦИЯ.

2.Коль спектакль завершился –

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…… АПЛОДИСМЕНТЫ!

3.В театре скоро представленье –

Пусть все знают, видят, слышат:

О спектакле объявленье

Называется…..АФИША.

4.Спектакль ставит режиссёр,

Исполняет роль актёр,

А смотрят на сцену театра целители,

Они называются………ЗРИТЕЛИ.

5.Чтоб спектакль посмотреть

Должны это мы иметь,

Без него в зал хода нет,

Купим в кассе мы………..БИЛЕТ.


Дети соединяются в пары.

- Одно из качеств актёра – умение взаимодействовать с партнёром, ведь театр – дело коллективное. Чаще всего на сцене одновременно играют два, три, четыре, а то и более актёров. Они должны уметь общаться, взаимодействовать, играть как один целый организм.

Упражнение «Зеркало»: 

Слайд 13. Актёрский тренинг обучает актёра и сценическому взаимодействию.

- Сейчас мы выполним упражнение на взаимодействие.

  1. Этюд «Зеркало»

Для постановки этого этюда нужна пара, задание заключается в следующем: необходимо встать паре друг против друга. Один - «Человек», другой - "Зеркало». Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, «наводит косметику», примеряет костюм. Зеркало обязано точно отразить все действия Человека.

У Человека есть, конечно, конкретная цель его действий: допустим, он причесывается и приглаживается, готовясь к встрече, он бреется наспех, боясь опоздать на занятия; он примеряет новый костюм или платье. Он живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них.

Студиец, играющий отражение- Зеркало, воспроизводит все подробно и тщательно, надо, чтобы в нем отразилось и внутренняя жизнь Человека, надо угадать его цели (хотя бы приблизительно!), надо жить его мыслями (предполагаемыми вами). Это упражнение носит принципиальный характер, ибо в нем, кроме работы над вниманием и воображением, осуществляется переход к постижению внешних и внутренних проявлений поведения другого человека, - начало постижения характерности. Упражнение, если оно выполняется достаточно уверенно большинством группы, стоит усложнить, назвав его Кривым зеркалом, отражающим тот или иной взгляд "отражения» на действия отражаемого – их интерпретацию. Педагогу стоит обратить внимание на то, что часто ученики выбирают путь наименьшего сопротивления, пародируя внешние признаки поведения объекта. Желание рассмешить аудиторию, присущее любому актеру, не вредно, само по себе, но стоит обратить внимание на то, какими средствами оно достигается. Следует обратить внимание на необходимые волевые качества, которые помогают точно понять и выполнить задачу:

  • Максимальное внимание
  • Сосредоточение на подробностях
  • Отношение к действиям партнера, создающее «кривизну зеркала»
  • Чувство перспективы действия

Оговоримся, чаще всего для того, чтобы упражнение не вышло скомканным, надо дать исполнителям предварительно оговорить хотя бы схему физических действий и стоящих за ними событий. Это дает верное направление фантазии и помогает не думать о следующем шаге в этюде.

Поменяйтесь ролями.

В этом упражнении стоит достичь, прежде всего, взаимосвязи и взаимозависимостью партнеров.

Итоговый этап:

  1. Опрос. Задача: рефлексия
  • Где зародился театр?
  • Как переводится слово «театр»?
  • Что является символом театра и какие две музы они олицетворяли?
  • Кто является родоначальником русского театра?
  • Назовите театральные профессии и какая за что отвечает.
  • Как называются театральные скороговорки?

Задача: закрепление и обобщение полученных знаний

Ситуативно-массовая сценка «Тысяча дней и одна Дочь». Показываем после 1-го занятия обеих групп, например, после полдника.

- Занимаясь тренингом, актёр приобретает мастерство и выходит на сцену, играет роли. Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия занимались тренингом, думаю, настало время сыграть наш первый спектакль.

Материал: карточки с названием роли

Действующие лица:

Занавес, Дуб, Попугай, Дочь старого вождя, Мягкая подушечка, Собачка, Разбойники, Лошадь (два человека- передняя и задняя часть), Молодой вождь, Дом, Камин.

  • Акт первый

Ведущий. Занавес открывается. На поляне растет красивый, раскидистый Дуб. На Дубе сидит Попугай, который чистит свои прекрасные перышки.

Ведущий обращается к залу. Массовка, внимание! Светит яркое солнце, дует легкий ветерок (все дуют: фу-у-у...), закачались деревья (машут руками), застрекотали кузнечики (тр-р-р), завизжали резвые кабанчики (уи-уи-уи). Занавес закрывается.

Актеры уходят.

  • Акт второй

Ведущий. Занавес открывается. На поляне растет красивый, раскидистый Дуб. На Дубе сидит Попугай, который до сих пор еще не почистил свои перышки, но он очень доволен этим процессом. На поляне стоит Дом. В доме пылает яркий Камин. У Камина сидит, положив свою косу на плечо Дочь старого вождя на Мягкой подушечке. У ног Дочери старого вождя лежит любимая Собачка, виляет симпатичным хвостиком и лижет руку Дочери старого вождя. Занавес закрывается.

Актеры не уходят.

  • Акт третий

Ведущий. В дом вбегают Разбойники. Они кричат со всей силы, пугающими воплями, хватают Дочь старого вождя вместе с Мягкой подушечкой. Собака ощетинилась, оскалила свои зубы, громко залаяла им в след. Разбойники отгоняют Собаку, она поджала хвост, заскулила и в страхе уползла. Занавес закрывается.

Актеры уходят.

  • Акт четвертый

Ведущий. Занавес открывается. На поляне растет Дуб. На Дубе сидит Попугай. Он молчит, дрожит и уже не чистится, ему страшно. Разбойники подводят Дочь старого вождя вместе с Мягкой подушечкой к Дубу и обдумывают, совещаясь страшный план...

Ведущий обращается к залу. А в это время (опять подключается массовка) солнце зашло за тучу, сверкнула молния (хлопок), ударил гром (все стучат ногами), подул сильный ветер (звуки «у-у-у...»), закачались деревья (заколыхались поднятые вверх руки) и пошел дождь: сначала легкие капельки дождя падали на землю (слегка начинаем похлопывать в ладоши), затем все сильнее (хлопки в ладоши усиливаются), и, наконец, обрушился шквал (оглушительное хлопанье).

Разбойники привязали Дочь старого вождя вместе с Мягкой подушечкой к Дубу. И свалились у Дуба в глубоком сне. Они громко храпят, их храп слышен на всю округу, они даже подсвистывают от удовольствия сна.

Занавес закрывается.

Актеры не уходят.

  • Акт пятый

Ведущий. Занавес открывается. На поляне растет Дуб. На Дубе сидит Попугай, он по-прежнему напуган, вяло чирикает. Все также привязана к Дубу Дочь старого вождя вместе с Мягкой подушечкой, все также рядом с Дубом лежат разбойники в глубоком сне. А в это время на поляну приезжает Молодой вождь, на своей быстрой, игривой Лошади. (Два человека изображают лошадь!). Он тысячу дней искал красавицу-0жену и вдруг… Он слезает с Лошади, отвязывает Дочь старого вождя вместе с Мягкой подушечкой и падает, сраженный ее красотой. Дочь старого вождя окропила Молодого вождя своими слезами. Он встает, расправляется с Разбойниками. (Они убегают.) Молодой вождь просит руки Дочери старого вождя. Она нежно его целует и отвечает ему взаимностью. Молодой вождь кладет Мягкую подушечку на Лошадь, нежно усаживает на нее Дочь старого вождя, садится на Лошадь сам, и они очень быстро уезжают в свое племя. Занавес закрывается.

Актеры уходят.

  • Акт шестой

Ведущий. Занавес открывается. На поляне растет Дуб. На Дубе сидит Попугай. Он молчит, но ему уже не страшно, он улыбается.

Опять (обращаясь к массовке) светит яр-кое солнце, чирикают птички (чирик-чи-рик-чирик), порхают бабочки (все машут руками), стрекочут стрекозы, визжат веселые кабанчики (уи-уи-уи), дует легкий ветерок (все дуют: фу-у), качаются деревья (колышутся поднятые вверх руки). А Попугай все молчит... Вдруг он падает с Дуба и кричит: «Всё, сказочке конец!»

Занавес закрывается.

Занятие 2

1-я часть: Творческое взаимодействие с партнёром.

Цель: раскрытие, развитие и совершенствование актерских способностей.

Оборудование:  стулья, реквизит, скороговорки.  

Ход занятия.

I. Организационный момент: 

Сообщение темы и задач занятия.

- Знаете ли вы что такое общение? Можем ли мы общаться без слов? Что помогает нам понять друг друга, если мы общаемся молча? (ответы детей)

- Сегодня на занятии я хочу посмотреть, на сколько вы умеете замечать изменения в поведении партнера и в соответствии с его изменениями менять свое поведение, а также на сколько вы хорошо умеете свободно действовать в предлагаемой обстановке.

II. Тренинг.

1) Актерское мастерство

  • Разогрев суставов.

И.п. – стоя. Активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Горячими ладонями круговыми движениями растираем поочередно суставы в следующем порядке: запястье, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, выстраивая позвоночник от копчика до шеи.

  • Упражнения на концентрацию внимания: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек или Большое зеркало».
  • Упражнения на освобождение мышц: «Взрыв», «Ртутный шарик», «Суета», «Переход»*

2)  Дыхательная гимнастика.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

- «Перед сном» - лежа на полу, представить как умиротворенно дышится перед сном, проследить технологию этого вдоха и повторить его несколько раз

- «Свеча» - глубокий вдох и резких выдох, как - будто тушим свечу.

- «Непослушная свеча» - глубокий вдох и два резких выдоха, как - будто тушим свечу, а она не гаснет.

- «Цветочный магазин» - вдыхаем глубоко аромат цветов, на медленном выдохе произносим характерных звук - «а»

-  «Мяч - насос» -  упражнение в парах, один – мяч, другой – насос. «Мяч» «сдувается» - сидит на корточках, выдохнув и расслабившись. «Насос» «надувает» «мяч» медленно с усилием отпускает корпус вниз, произнося звук «с». «Мяч» «надувается», затем «сдувается» со звуком «пш».

  1. Аркуляционная гимнастика.
  • Упражнения «Улыбка-хоботок», «Часы», «Уколы», «Змея», «Чаша», «Львенок и варенье»
  • Упражнения со скороговорками «Произнести на три скорости», «Аукцион скороговорок», «Скоговорка+движение»

.

III.Основная часть.

1. Игра «Заяц» - все участники садятся  в круг на стулья, водящий в центре. Участникам необходимо меняться местами, но они не договариваются об этом вслух и жестами, используют только глаза. Договорившись между собой взглядами участники меняться местами, в это  время водящий должен успеть занять свободный стул. Нельзя менять с участниками, которые сидят рядом. Кто не успевает поменяться, становится водящим

 2. «Перегруппировки с оправданием».

- Внимание! Сесть в рабочий полукруг и внимательно посмотреть друг на друга. Обратите внимание на цветовую гамму одежды. Не пропускайте цветовых подробностей.

- Пожалуйста, всем пересесть по цвету одежды. Обладатель самого темного по цвету костюма сядет первым слева, самого светлого крайним справа.

- Стоп! Всем возвратится на свои места. Задания выполнять только по команде. Первый хлопок – приготовились. Второй хлопок – начали. Слушаем команду!

- Запомните, разговаривать в процессе выполнения задания нельзя.  Общайтесь друг с другом бессловесно.

- Пожалуйста, пересядьте  по цвету глаз, от темных до самых светлых – справа налево…(Основная задача для обучающихся – «быстро воспринять» и «мгновенно отдать» в процессе взаимодействия. Желательно время заданий диктовать счетом. Данное упражнение развивает такие навыки, как умение анализировать себя и окружающих, входить в их внутренний мир).                              

3.  Этюды на общение с партнерами.

  • Этюд «Тень»

Парный этюд. Ребята выбирают партнера. Молча договариваются – кто будет Человеком, а кто тенью. Человек ходит по комнате, как по лесу, собирает грибы, рвет ягоды, ловит бабочек. Второй будет его Тенью, он ходит за спиной Человека и повторяет в точности все его движения. Повторяя движения Человека, Тень должна действовать в том же ритме и в том же самочувствии. Мало повторять движения, надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

Можно дать 2 мин. на подготовку.

- крадется по комнате и разговаривает сам с собой;

- потерял вещь и ищет ее в квартире;

- собирает урожай яблок или ягод;

- месим тесто и лепим пирожки;

- никак не можем вдеть нитку в иголку и т.д.

- ловит бабочек

- примеряет новое платье

- убирается в квартире

- сажает деревья

- идёт доить корову и доит её

  • Парные этюды «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем»

Время на подготовку – 5 мин. Пары показывают задуманные этюды. Задача остальных воспитанников – угадать где была пара, чем занималась.

IV. Подведение итогов и домашнее задание.

Сегодня вы сделали много, как вы считаете, что у вас получилось?  Над чем надо поработать?  Удалось ли вам справиться с поставленными задачами?

К следующему занятию я прошу вас подготовить темы для парных этюдов на освоение словесного действия.

2-я часть: Разговор « На сцене». Осложняющие обстоятельства.

Цель занятия:

Формирование у воспитанников навыков психологической подготовки к концертному выступлению.

Оборудование: табличка со словами: «Артист», картонные круги с надписью: зеленый – «ВОЛНУЮСЬ» и белый с надписью «НЕ ВОЛНУЮСЬ», золотистый круг из картона, ваза с искусственными цветами красного, желтого и белого цвета (каждый цвет – по количеству детей в группе)

Ход занятия

Подготовительный блок

Основной блок

I. Подготовительный этап

Сообщение темы, цели занятия и мотивация учебной деятельности детей

Педагог: Совершенно верно! Сегодня тема нашего занятия – БОЯЗНЬ СЦЕНЫ! И способы ее преодоления.

II этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Педагог: Для начала, давайте определимся, кто из нас боится выходить на сцену? Для этого нужно вспомнить каждому свое недавнее выступление на последнем звонке. Закройте глаза. Мысленно перенеситесь в тот момент, когда вы стояли за кулисами и ждали своего выхода на сцену. Вспомнили? Артистам всегда дарят цветы. Правда, это происходит после выступления, а мы сегодня сделаем по-другому. Посмотрите, у меня на столе стоит ваза с цветами. И теперь: если вы очень сильно волновались перед выходом на сцену, то из вазы берем желтый цветок; если – не очень – белый, а если совсем не волновались, - красный (дети выбирают цветы).

Педагог: Что ж, оставьте пока цветы у себя. Но лучше отложить их в сторону, потому что мы снова отправляемся в страну воспоминаний. Закрываем глаза, переносимся в день выступления и вспоминаем момент, когда вы уже исполнили песню. Вспомнили? Теперь снова подходим к вазе с цветами: если вы волновались все время выступления и пришли в себя только за кулисами – желтый цветок, если по мере того как вы начинали петь, - волнение постепенно исчезало –белый, если находясь на сцене вы испытывали только радость и ни капли волнения – красный

(дети выбирают цветы)

Педагог: В ваших букетах не хватает третьего цветка: если вам не хочется еще раз выйти на сцену – то из вазы берем желтый цветок; если вам нравится выступать, но вы боитесь – белый, если вы очень хотите снова оказаться на сцене и она вас совсем не пугает – красный

(дети выбирают цветы)

Педагог: Теперь посмотрите на свои букеты. Какие они?

(ответы детей)

Педагог: Безусловно, они все очень красивые, независимо от цвета. У кого-то цветы одинаковые, у кого-то разные. Это говорит о чем? Что вы испытываете разные эмоции, перед выходом на сцену, во время выступления? Оставьте ваши букеты. Нас ждет великое плавание. В океане есть два острова.

(Педагог крепит к доске картонные круги: зеленый с надписью ВОЛНУЮСЬ и белый с надписью НЕ ВОЛНУЮСЬ)

Педагог: Предлагаю высадиться на зеленом острове тех, кто пока еще волнуется перед выходом на сцену и на белом острове тех, кто абсолютно не волнуется. Так вот между ними есть еще один остров

(Педагог выкладывает на пол золотистый круг)

Педагог: Как вы думаете, что это за остров, и почему он золотистого цвета?

(В процессе обсуждения педагог подводит детей к мысли, что если человек совсем не волнуется или волнуется мало, выступление, скорее всего, окажется не очень удачным. По мере усиления нервозности улучшается качество выступления, но лишь до некоторого предела. Когда волнение слишком велико, оно мешает ему. Должна быть ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА)

Педагог: Думаю, что каждый из нас должен немного волноваться перед выходом на сцену, это нормально. Главное, чтобы волнение не мешало выступлению. И сейчас мы будем учиться справляться с волнением. Сейчас мы составим своеобразный рецепт от страхаСоветы выступающим. Вы поможете мне?

Педагог: Начнем с того плюса волнения, о котором мы уже говорили. Волнение заставляет нас более серьезно готовиться к выступлению. Первое правило- следует не просто репетировать, а репетировать столько раз, сколько нужно, чтобы НЕ о чем было волноваться

Педагог: Если сцена для вас незнакома. Что нужно сделать?

(ответы детей)

Педагог: Второе правило - прийти заранее, осмотреться. Представить, как вы будете выступать. Представить зал, полный зрителей.

Педагог: Волнение – это страх ошибиться, сделать что-то не так (например, забыть текст песни или не взять трудную ноту). Какой тут совет нужен?

(ответы детей)

Педагог: Третье правило- спокойно повторите исполняемое произведение. Думайте о том, что все будет хорошо

Педагог: Представьте себе, что сцена, - это пучина океана, в которую нужно окунуться. Что, прежде всего вы сделаете?

(ответы детей)

Педагог: Четвертое правило- сделайте несколько глубоких вдохов и постарайтесь расслабиться, думая о приятном.

Педагог: Повернитесь к соседу, спойте ему несколько строк любой песни.

(Дети поочередно поют по куплету своих сольных песен)

Педагог: Вы сейчас волновались?

(ответы детей)

Педагог: А знаете, почему вы не волновались?

(ответы детей)

III этап. Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Педагог: Вы пели одному человеку. Знакомому для вас. Есть такое понятие – зрительный контакт с залом. Это вовсе не значит, что нужно искать в зале какого-то одного человека, и петь, глядя на него. Зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одного зрителя на другого, это гораздо сложнее и это мы будем учиться в другой раз.

Педагог: Вот такие казалось бы простые, но очень полезные советы.

А теперь попробуйте применить эти советы тут на занятии вот импровизированная сцена, вот зрительный зал. Выходим по очереди, настраиваемся на выступление.

Актеры читают стихотворение «Наша Таня громко плачет» с осложняющими обстоятельствами:

  • если бы у него болел зуб
  • попала соринка в глаз
  • жали бы туфли
  • был пирожок во рту
  • хотелось бы в туалет
  • поездка в переполненном транспорте
  • под звуки вальса в парке
  • когда рядом плачет ребенок и актер хочет его развеселить

Итоговый блок

IV Рефлексивный этап

Педагог:

(Вопросы для детей)

  • Чему мы сегодня научились?
  • Все-таки, волнение перед выступлением должно быть или нет?
  • Какой из советов борьбы с боязнью сцены вам кажется самым полезным?

Педагог: У вас остались цветы, и я предлагаю составить общий букет. Каждый из вас только что выступал перед другими ребятами. Это, конечно небольшой зрительный зал, но:

- если вам помогли советы, о которых мы сегодня говорили – в вазу ставим красную розу

- если вы еще не знаете, поможет вам это или нет – белую розу

- если вы все равно очень боялись выступать перед ребятами – желтую розу

Всем большое спасибо за работу. До свиданья!

Занятие 3

ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА.

Основы актёрского мастерства.

Цель: развитие творческого компонента личности посредством психофизических упражнений

Оборудование: маски – 20 штук пустые, загадки-ситуации, верёвка длинная

Ход занятия

  1. Приветствие «Комплемент» (приветствие, как и рефлексия,  обязательные структурные компоненты  начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему).

Цель: установление контакта; создание положительного настроя на занятие.

        Воспитанники стоят(сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке делают комплименты друг другу.

  1. Теоретическая часть. Психофизический  тренинг

Цель: познакомить с понятием психофизический тренинг

Педагог: Сегодня наше занятие будет несколько необычным и одновременно обычным для последующих занятий. Так как сегодня мы познакомимся с неотъемлемой частью каждого занятия по актерскому мастерству. А начнем мы с очень простого вопроса: как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?

Ожидаемые ответы:  

Педагог:  В этом нам помогут разобраться психофизические упражнения, как?  Сейчас мы узнаем это.

 

Во-первых, упражнения по психофизическому тренингу (обучению) помогут нам: освободиться от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»), так как телесное напряжение будет мешать нам будоражить наши эмоции и воображение.

Во-вторых,  активная психофизика немыслима без упражнений на внимание (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д, которые будут полезны в партнерской работе и т. д.

В-третьих,  упражнения помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.

И наконец, в четвертых,  собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).

  1. Практическая часть.  Психогимнастика

Цель: освобождение от мышечных зажимов

Упражнение «Чемодан»

Все участники группы  встают прямо, поднимают руки вверх, поднимают голову, смотрят на свои руки. Затем поднимаются на носочки, сильно тянутся, как будто должны забросить тяжёлый чемодан на верхнюю полку. Напрягают всё тело. Держатся в таком положении несколько секунд, затем расслабляются. Фиксируют состояние расслабленного тела. (повторить упражнение 3-5 раз)

Цели: развитие эмпатии (способности к сопереживанию); активизация воображения и образного представления;

Упражнение «По команде «3-15»

Упражнение выполняется сидя в кругу

Инструкция: «Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда — на одной руке, иногда — на двух. Сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу (не больше и не меньше). Например, если я поднимаю руку и показываю четыре пальца (поднимает и показывает), то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я опущу руку(и)».

Упражнение может проходить по-разному. Иногда группе требуется до тридцати повторений, прежде чем задача будет решена, иногда достаточно четырех-пяти.

Упражнение «Морской узел»

Упражнение выполняется стоя в кругу

Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как педагог убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Во время выполнения упражнения в группе очень часто участники не могут справиться с поставленной задачей.

Педагог:  Я так понимаю, вы не смогли справиться с поставленной задачей, но задача — решаемая, распутаться можно всегда. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1. Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2. Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3. Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.

Вопрос педагога:

  • «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?»
  • «Что можно было бы делать иначе с тем, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?»

Педагога: Надеюсь, вы все оценили активное воздействие данного рода упражнений направленных на развитие внимания, воображения, нестандартного мышления…  необходимых как в развитии индивидуальных творческих способностей, так и в коллективной работе.

3. Техника речи

Цели: развитие голоса – силы, высоты, благозвучности, подвижности, тона в сочетании с ритмическими движениями тела.

Давно доказана связь между развитием движений и формированием речевых навыков. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность и скованность. 

Упражнение «Сломанный велосипед»

Воображаемым насосом накачайте шину велосипеда, делая руками привычные движения и произнося С-С-С-С, С-С-С-С, С-С-С-С...;

Упражнение «Комарик»

Динными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З!...;

Упражнение «Столяр»

Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: Ж-Ж-Ж-Ж!  Ж-Ж-Ж-Ж!...;

Упражнение «Косари»

 Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С!  С-С-С-С!...;

Упражнение «Золушка»  

Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш!  Ш-Ш-Ш-Ш!  Ш-Ш-Ш-Ш!

4. Игра  «Загадки-ситуации»

Цели: развитие нестандартного мышления

Правила игры: ведущий рассказывает игрокам некую ситуацию, которую необходимо прояснить. Далее игроки пытаются восстановить ход событий, выяснить недостающую информацию и, в конце концов, разгадать загадку. Для этого игроки задают ведущему вопросы, на которые он отвечает «Да». «Нет». «Не имеет значения»

1. От тщеславия она лишилась пищи.  (ворона)

2. Пять кусочков угля, морковка, старое ведро лежат посреди двора. Никто их туда не клал. Объясните, как они туда попали.

(части снеговика, который растаял)

3.Я встретил её случайно. Я пытался её достать, но она уходила всё дальше. Я принёс её домой в руке.(заноза)

4.Он всегда белый и всегда одинокий (парус)

5. Он идёт, качается и вздыхает (бычок)

6. Ничего не есть, но часто ломает зубы (пила)

7. Она оказалась совершенно не готова к зиме (стрекоза)

8. Гроза овощей (тёрка)

9. Могучий лилипут (муравей)

10) всю жизнь все подмигивает (светофор)

5. Рефлексия

Цели: развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки

Вопросы педагога участникам тренинга:

  • в каких эмоциональных состояниях вы прибывали в разных упражнениях, играх?
  • что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров?
  • как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.

  1. Голос и речь человека.

Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности.

• Работа над дикцией и чистотой произношения.

• Развитие артистической смелости, актерского внимания, воображения и фантазии.

• Развитие импровизационных способностей.

• Развитие навыков сценического общения: работа с воображаемым и реальным предметом.

Весь мир – театр, мы все – актёры поневоле,

Всесильная Судьба распределяет роли,

И небеса следят за нашею игрой.

Актёрский тренинг снимает эмоциональные барьеры в общении, создает эмоционально комфортную атмосферу на занятии, создает ситуацию успеха, позволяя проявить себя. Все это способствует более успешной самореализации. Участники совершают самостоятельные действия и несут за них ответственность перед другими участниками. Эффект публичности, возникающий в ходе тренинга, способствует развитию толерантности и эмпатии, умений понять и принять другого человека. Постижение эмоционального состояния другого выражается в форме сопереживания и сочувствия.

Тезис: Все талантливы!

I блок. Разминка.

1. Погружение. Предлагаю всем встать в круг.

Это тесное взаимодействие актёров – мы видим друг друга. Я готовлю вас к роли. Сегодня мы поговорим о Н.В.Гоголе. Надеваем на голову веночки. Сегодня мы на Украине. Для того, чтобы войти в роль, все посторонние мысли нужно оставить за кадром.

2. Этюд с воображаемым предметом.

Удобным и не требующим больших временных затрат методом преодоления опасений и тревог большой группы является создание “Лукошка депозитов”:

Участникам необходимо вспомнить то, что их тревожит, что может помешать активному участию в нашем занятии, например, это могут быть отвлекающие моменты

• Накормил ли я кошку?

• Когда дядя выйдет из больницы?

• Мне нечего сказать

Опасения по поводу участия в ходе занятия

• Смогу ли я справиться с волнением?

• Попросят ли меня говорить?

• А вдруг я отвечу не так, как нужно?

Попробуйте все свои тревоги поместить в эту корзинку, вообразив свой ненужный предмет. В то время как опасения находятся в корзине, о них можно забыть.

II блок. Речевые техники.

3. Отработка дикции.

Упражнение на расслабление «Поклонение солнцу»

Все стоят по кругу. Ноги на ширине плеч, стопы стоят параллельно, руки свободно опущены вдоль корпуса.

• вдох – руки и голову поднять вверх;

• выдох – наклон.

Упражнение «Кнопки»

«Вкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносите «пучки» согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

4. Театральные правила:

- тишина за кулисами

- нельзя поворачиваться спиной к зрителям

- в роли находиться до конца представления

- уметь слушать своих партнёров

- все действия совершаем по хлопку

(Разминка. Управляем телом. Под музыку выходим на сцену с двух сторон. Помощники показывают движения).

III блок. «Разгонка», «торможение» психической активности.

5. Определяем «зерно» характера!

Важный элемент актёрского мастерства – это взаимодействие партнёров.

- Подойдите к партнёру, который сидит напротив вас. Посмотрите друг на друга. Расскажите что-нибудь о своём партнёре, может быть, он напоминает вам какую-то птицу, животного, дерево…

Работаем в парах (развитие коммуникативных навыков). Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.

1) «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»; «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной».

2) «По улице проехал грузовик…»; «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода».

3) «Мама купила в магазине рыбу…»; «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

4) «Скоро наступит весна…»; «…поэтому в магазине я купила интересные книги».

5) «В саду расцвела сирень…»; «…поэтому собака лаяла всю ночь»

6) «Вчера мы ходили в поход…»;  «…поэтому отключили свет»

7) «Всю ночь дул сильный ветер…»;   «…поэтому я объелся конфет»

8) «На улице орали коты…»;   «…поэтому завтра будет большая стирка»

9) «На плите вскипел чайник…»;  «…поэтому я порвал штаны»

10) «На туфлях сломался каблук…»;   «…поэтому в зоопарке загрустила обезьяна»

7. Массовка.

Сделать массовку в театре гораздо сложнее, чем разыграть отдельный эпизод. Существует ряд упражнений.

Ж.П.Сартр: «Человек не есть то, что он есть; человек есть то, что он не есть»

Человек постоянно порывается выйти за пределы своего «я».

Упражнение «В одной связке».

Все участники связываются одной верёвкой. Каждому раздаётся лист бумаги, где написано – кому, чем нужно заниматься. Один опаздывает на поезд, другой должен срочно встретиться с другом, третий просто хочет спать и т.д.

Участники должны как-то разрулить ситуацию.

IV блок. Воплощение.

8. Этюд вокруг пьесы.

Поскольку мы в украинской деревне, то и пьеса у нас будет украинская.

Про Диканьку, я думаю, вы наслышались вдоволь.

А представим мы с вами фрагмент Сорочинской ярмарки! Чего только нет та той ярмарке! Колёса, сало, дёготь, цибуля, хлиби, порося, бублики!

Нам нужно решить два вопроса: кто будет главной героиней и что каждый из вас будет продавать на ярмарке.

- Кто из вас хочет быть главной героиней: чернобровой, черноокой красавицей Ганной?

(Если желающих несколько – устраиваем «дискуссионные качели». Это эффективное средство в разрешении споров методом анализа, а игровая форма снимает психологическое напряжение. Можно применить режиссёрский приём – выбрать главную героиню по фактуре, по цвету волос, по голосу).

- Каждый участник получает записку, где на украинском языке написан предмет, который будет продаваться на ярмарке. Это цыбуля, люлька, бублик, скрыня, сопилка, запаска, кожух, хустка.

Кричалки, зазывалки:

- А кому цыбуля, кому цыбуля! Смачна прыправа для халоднаго и гарячого!

- Люлька! Продаеться люлька! Така ловка! Бильше нэ купытэ нидэ! Ловка люлька!

- А ну, покупцы! Заходьтэ до мэнэ! Скрыня! Навались, у кого гроши завэлысь!

- Пэчиво! Свижэ печиво! На смэтане роблэно! Три копэйки за бублик!

- Купуйтэ сопилку! Послухайтэ, яка дзвинка!

- Запаски! Вэлики и малэньки! Молодычкам и жинкам подпоясаться гарненько!

- Добрый кожух! Знатна одэжа! Пидшыва медвэжа!

- Хустка! Прымиря1 на косу свою, майжэ даром оддаю!

Участники должны найти свой предмет где-то на сцене.

Итак, все вы украинские парубки и дивчины. Вы пришли на ярмарку, чтобы продать свой товар. Каждый по очереди выкрикивает свою реплику, рекламируя свой товар. На ярмарке можно танцевать и петь.

- Все готовы? Вы уверены, что справитесь? А в какой последовательности вы будете рекламировать товар?

10. Рефлексия.

Каждый участник дорисовывает на театральной маске свои эмоции и одевает её. Все встают в круг и делятся впечатлениями.

По окончании занятия можно поинтересоваться, сработала ли идея депозита, возросла ли тревога участников или же, наоборот, уменьшилась, когда они в буквальном смысле отложили её в сторону.

Ведущий подводит итог. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. На следующем занятии вы сможете побывать в роли декораторов, костюмеров, режиссёров, сценаристов, гримёров. А потом сами решите, чем вы будете заниматься в нашей театральной студии.

Всего вам доброго!

Занятие 4 Этюды

Цель: освоение умений и навыков актерского мастерства через театральные этюды.

Ход занятия:

I. Часть. Организационная.

1) Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте». Педагог здоровается с обучающимися, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, вопрос, доброжелательность. Дети повторяют за педагогом, пытаясь, как можно точнее передать заданную эмоцию.

Вопрос: что такое эмоции? Ответы детей ( внешнее проявление чувства, переживания).

II. Часть. Разминка - 5 минут

1) Традиционно занятие начинаем с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика в стихах.

Вот зарядка язычка:

- Влево, вправо, раз, два.

- Вверх, вниз, вверх, вниз,

- Язычок, не ленись!

- Губы, просыпайтесь,

- Ротик, открывайся!

- Язычок, покажись

- И зубов не страшись!

- А зубы-то, а зубы кусают даже губы.

- Кусаются, кусаются и не унимаются.

- А губы то хохочут, то сильно обижаются,

- То весело хохочут, то снова обижаются.

- Зубам надоело кусать – стали язык жевать.

- Язычок - не лист капустный,

он совсем, совсем не вкусный.

- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь.

- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!

III. Теоретическая часть. Объявление темы занятия

Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию, новые игры.

Тема нашего занятия «Этюд». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах? Ответы детей.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.

Вопрос: чем отличается этюд от упражнения? Ответы детей.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание…

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю?

В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела.

Театральные этюды имеют свои правила и композицию.

Этюд состоит из:

1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями);

2. События;

3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);

4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Вопрос: Какие этюды мы с вами уже выполняли? Ответы детей:

- пластические,

- на память физических действий.

На самом деле очень много видов этюдов. Сегодня мы познакомимся с новыми видами:

• этюды на проявление эмоций;

• этюды на основе литературного произведения;

• этюды на определенное заданное событие;

Обратите внимание у меня на стенде изображение кошек, мышек. У каждой свой характер, свои повадки. У кого дома есть кошки, мышки, хомяки? Значит, вы не понаслышке знаете, как ведут себя ваши питомцы. Тем лучше, потому что познакомиться с новыми видами этюдов и разобраться во всех премудростях нам сегодня помогут кошки и мышки. Так и назовем наше занятие «Кошки-мышки». Итак, поехали…

IV. Часть практическая

1)Первая остановка у норки полевых мышек. А этюд на проявление эмоций; для этого я приглашаю вас переместиться на ковер.

Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.

Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.

Сначала они удивились, потом глубоко возмутились.

Обиделись, но не на всех. С обидой они отвернулись,

Как мышь на крупу, все надулись. И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи, в глазах опечаленный вечер.

И слёзы вот-вот побегут. Но тут лучик солнца украдкой

По щёчке скользнул нежно-гладкой. И всё засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись. Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали: Ура! Ура!

(Е.Алябьева.) проиграть два раза с разным составом детей. (3 минуты)

Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).

Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.

2) Следующая остановка в деревенской избе. Этюд на основе литературного произведения. Я прочитаю вам текст, а ваша задача как можно точнее ближе к тексту разыграть предложенную историю (выбираем кота и мышей 6-7человек).

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел-

Вот Вам и все что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: "Брысь!»

- И врассыпную они понеслись.

( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что)

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом, чуть потише, смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

Обсуждение выполненного этюда, используя наглядный материал, что получилось, что не получилось, почему.

V. Часть. Подведение итогов

Итак, мы познакомились на занятии с тремя новыми видами театральных этюдов. Какими? (ответы детей). Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?

Этюды на движение.

Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения.

Ход занятия

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

  • учащиеся входят в музыкальный зал и становятся в круг;
  • приветствие;
  • позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;
  • выяснение отсутствующих на занятии;
  • объявление темы занятия: Действие и движение.

2. Вступительная часть.

Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской- мимикой или позой. Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения: передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

3. Основная часть.

Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Упражнение “Передай хлопок”

Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.

Упражнение “Передай маску”

Отлично. И теперь представим себе. Что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например: Грусть через руки или гордость через спину. Радость через лицо. Страх через руки. Радость через руки. Страх через ноги. Радость через ноги. Удивление через руки. Удивление через лицо. Задумчивость через лицо. Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину. Агрессия через руки, лицо

Спасибо. Молодцы. Итак, ребята, мы выполняли различные движения через (ответы детей) жесты и мимику.

Волшебные предметы. А теперь посмотрите вперед. Что мы видим? Нет. Это не стулья. Это – различные сказочные вещи, предметы. Вот я вижу замечательную волшебную книгу. Мне так хочется ее прочить. И я первая иду за ней. И вы тоже по очереди подходите к этим волшебным предметам, и берите их и относите на сцену – витрину. Обратите внимание на слово по очереди, не договариваясь, по одному. Вперед.

Дети располагаются на сцене так, чтобы каждого было видно.

Стулья.Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо. Это пенек и мы сильно устали. Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.

Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно- цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать .

А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос что я делаю? Ищите как называется этот элемент- подсказка: он находится около одного из видов театра, а в частности балета. (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента.)

Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.)

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Ищите как называется этот элемент – он около костюмов. (Поиск детьми карточки.)Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Ищите как называется этот элемент, его можно найти под гримом. (Поиск детьми карточки.) Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: 1)чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; 2)чтобы слушать, что делается во дворе, 3)чтобы наблюдать, что делает котенок; 4)чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, 5)чтобы вспомнить таблицу умножения.

Итак, действия бывают какие? (Ответы детей.) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции. (Ответы детей.) Правильно через мимику, жесты значит мимические действия.

Игра “Оркестр”

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Оркестр”.
Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет “играть”. Выбирается ведущий – “дирижер”. Сначала дирижером буду я. По моему сигналу “оркестр” начинает играть, но при этом не сводят глаз с дирижера. Потом я “перехожу” на другой инструмент – начинаю изображать игру на музыкальном инструменте кого-нибудь из вас. Оркестрант, на чьем инструменте начала играть я, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрала я. Через некоторое время я возвращаюсь к своему первоначальному инструменту, и вы тоже возвращаетесь к своим.

Итак, я “играю” то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а вы стараетесь уловить мои движения и не ошибиться

4. Итоговая часть:

Ну, и в заключение нашего занятия мне бы хотелось, чтоб вы ответили в чем же отличие между движением и действием. (Ответы детей.)Вспомним с вами, чем мы занимались на занятии. (Ответы детей.) Что помогло понять нам это отличие. (Ответы детей.) Спасибо вам за наше сотрудничество. До свидания.

Занятие 5 Интонация, настроение, характер персонажа.

Цель: обучение средствам выразительной речи (интонация, жест, мимика) на занятии по театрализованной деятельности

Материалы и оборудование: ноутбук с записями веселой музыки, карточки с изображением эмоций, шапки-маски сказочных персонажей из сказки «Заюшкина избушка» - лиса, заяц, медведь, петушок; коса, домик-избушка.

Используемая литература: «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,

Структура занятия:

I. Вводная часть

  1. Игра-приветствие

II. Основная часть

  1. Игра «Театральная разминка»
  2. Беседа. Введение понятия «интонация»
  3. Интонационные упражнения со словами и фразами
  4. Чтение стихов выразительно по памяти
  5. Драматизация некоторых эпизодов сказки «Заюшкина избушка»

III. Заключительная часть

  1. Подведение итога

Ход занятия

Добрый день мои друзья!

Вас снова видеть рада я!

Вы в театральном зале,

Надеюсь, встречу эту ждали.

Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,

Друг друга за руки возьмите.

В круг вас встать я прошу

Игру-приветствие начну.

Игра-приветствие «Хоровод настроения»

- Здравствуйте, ребята! У меня хорошее настроение. Я могу поделиться своей радостью, передать её по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне

Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются

- Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало еще лучше!

- Присаживайтесь, присаживайтесь в зрительном зале на первые ряды.

II. Основная часть

Закрепление

Игра «Разминка театральная»

Педагог: Для начала я предлагаю вам сыграть со мной в одну игру. Называется она «Разминка театральная».

Сказки любите читать,

А в них играть?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Иль на волку, иль на козу?

Или на принца, или на Бабу Ягу?

Примерные ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора.

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, или в грозу,

Или в бабочку, или в осу?

Что поможет здесь, друзья?

Ответы: жесты и конечно мимика.

Что такое мимика?

Ответ: выражение нашего лица

Верно, ну, а жесты?

Это движения

Бывает, без сомнения,

У людей разное настроение.

Его я буду называть,

А вы попробуйте показать.

Эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да.

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жеста жду.

Слова для показа жестами: «Думаю», «здравствуйте», «отстань», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания».

Подошла к концу разминка,

Постарались все сейчас.

А теперь вопрос для вас:

Беседа.

- Ребята, как вы думаете, что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно говорить, общаться? Что их отличает?

(Ответы детей: улыбка, умение слушать, умение понять другого, жесты, ласковый взгляд, добрый голос)

- Можем ли мы назвать эти средства волшебными? Почему?

- Оказывается, ребята, очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно.

Сегодня я предлагаю вам поучиться говорить по-разному. А кто уже умеет, предлагаю показать, как это делается.

Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.

Педагог: Я предлагаю вам поиграть теперь своими голосами. Давайте попробуем говорить слова и фразы с разными чувствами и интонацией. У меня есть волшебный кубик, на нем нарисованы лица с разным настроением.

Рассматривают кубик и называют эмоции

Интонационные упражнения:

1 вариант

Я кому-то из вас скажу на ушко слово или фразу. Вы, взяв, кубик бросаете и говорите своё слово с такой интонацией в голосе, которая будет соответствовать изображенному настроению на кубике.

Произнести слова и фразы:, спасибо, пойдем гулять, пожалуйста, Маша ест кашу, пропустите пожалуйста.

На кубике

- спокойно - радостно

- с обидой - в страхе

Элементы актерского мастерства для создания сценического образа.

1)Знакомство с определениями.

МИМИКА - (греч.подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.

Типы мимики:
a) непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;

b) произвольная (сознательная) мимика, как элемент актерского искусства, состоящая передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

c) мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

ЖЕСТЫ и ПЛАСТИКА – это язы́к те́ла — знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техника тела, в которые входят такие незнаковые движения:

a) как мимические жесты
b) жесты головы, рук и ног
c) походка
d)различный поворот корпуса тела.

2) Практическая работа.

1 Задание.
Мимика: Боль ноющая, непрерывная. Лицо старого человека (характерные черты – морщины, глаза прищурены, искаженный рот).
Жесты: Пальцы максимально напряжены, при этом трясутся и постоянно ищут опору. Руки старого человека – корявые и некрасивые.
Пластика: Голова трясется, сгорбленная спина, согнутые в коленях ноги, корпус постоянно наклонен вперед, руки широко расставлены в стороны.
ВЫВОД: Все эти элементы характерны для образа – старого человека.

2 Задание.
Мимика: Показать маску «Ужасающий страх» (характерные черты – глаза и рот предельно широко раскрыты).
Жест: Руки в позиции – «Опасность» (руки напряжены, но гибкие, готовые к атаке).
Пластика: Корпус в позиции «Ожидание» (шея вытянута вперед, плечи приподняты, корпус напряжен и поддался вперед, ноги расставлены широко, готовые к прыжку).

3 задание

Разбиться в пары и придумать этюд по трём основным событиям – 15 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...