Урок литературы "В дорогу за сказками"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Кноль Александр Викторович

 Сегодня мы проводим литературный турнир, посвященный 216-летию со дня рождения А.С. Пушкина, которого любят и знают все – и маленькие, и взрослые. Вы вспомните то, что было уже знакомо вам, а может, узнаете что-то новое в ходе предстоящего турнира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_dorogu_za_skazkami.docx181.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         МКОУ «Таловская средняя школа»

                                      Пенжинского муниципального района Камчатского края                                

                    Урок литературы в 5 классе

         В дорогу за сказками

                  (по произведениям А. С. Пушкина)

                                http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/59/170/59170234_post180291238656930.jpg

                                                                                                           Учитель: Кноль А.В.  

                                                                 2015

Тема: «В дорогу за сказками» (по сказкам А. С. Пушкина)

Цель: повысить  у  учащихся  интерес  к  чтению;

           отметить  близость  сказок  А. С. Пушкина  и  народных;

           проверить  знания  по  данной  теме;

           воспитывать  любовь  к  творчеству  А.С. Пушкина

       

 Форма: литературный турнир

  Оборудование:    портрет А. С. Пушкина, выставка его книг, раздаточный материал – карточки, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, презентация «Сказки А. С. Пушкина   

Подготовительная работа: класс получает задание перечитать сказки Пушкина, выполнить иллюстрации к сказкам; учащиеся делятся на 4 команды, каждая команда придумывает себе название и готовит инсценирование сказки                           

                                    http://www.bookin.org.ru/book/67528.jpg

                 

                                               В  ДОРОГУ  ЗА  СКАЗКАМИ

  I. Вступительная беседа. 

   

    Дорогие ребята! Сегодня мы проводим литературный турнир, посвященный 216-летию со дня рождения А.С. Пушкина, которого любят и знают все – и маленькие, и взрослые. Вы вспомните то, что было уже знакомо вам, а может, узнаете что-то новое из предстоящего турнира.

- Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

- Каких героев сказок знаете?

- Какие события, описанные в сказках, произвели впечатление?

- Что знаете о Пушкине А.С. и его семье?

- Откуда у Пушкина любовь к народным сказкам?        

    Впервые  были  и  небылицы  Пушкин  услышал  от  своей  няни  Арины  Родионовны,  которая  пробудила  в  нём  любовь  к  народным  песням  и  сказкам.  Сохранилось  семь  сказок  няни  в  записи  А.С. Пушкина.  Одну  из  них,  «Сказку  о  царе  Салтане»,  он  запишет  стихами  в  1831  году,  став  к  этому  времени  уже  известным  поэтом.  Свои  сказки  Пушкин  напишет  после  смерти  няни  и  все  они будут  своеобразным  памятником  Арине  Родионовне.

II.Вопросы для разминки:

1.         Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?

     /30 лет и 3 года/

     

2.        Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства-государства нет?

    /Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!/

3.        Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

                  /Дурачина ты, простофиля/

4.        Откуда эти строчки:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

/«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/

5. Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

6. Сколько раз старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” закидывал невод в море? (Три раза.)

С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)

С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)

С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

7. О каких чудесах говорится в “Сказке о царе Салтане”? (О чудном острове с городом, о ручной белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

8. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.)

9. Почему золотой петушок заклевал до смерти царя Дадона? (Петушок отомстил за своего хозяина-мудреца.)

10. Что случилось с попом с первого щелча? (“Прыгнул поп до потолка”.)

Со второго? (“Лишился поп языка”.)

С третьего щелчка? (“Вышибло ум у старика”.)

11. В кого превращался царь Салтан? (В комара, муху, шмеля)

 12. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

     /Свет мой, зеркальце! Скажи

      Да всю правду доложи:

      Я ль на свете всех милее,

      Всех румяней и белее?/

Инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

III.Телеграмма

Куда: Детская библиотека

Кому: Любителям пушкинских сказок

Обратный адрес: Царь Дадон

            1.  В дорогой собольей душегрейке,

                Парчовая на маковке кичка,

                Жемчуга огрузили шею,

                На руках золотые перстни,

                На ногах красные сапожки.

Узнаете, кто это?

/Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке/

              2.  Соку спелого полно,

                Так свежо и так душисто,

                Так румяно, золотисто,

                Будто медом налилось!

                Видны семечки насквозь…

О каком фрукте идет речь и из какой он сказки?

/Яблоко. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях/

Инсценировка «Сказки о царе Салтане».

 IV.Волшебные известия

Сказочные объявления:

1.Предлагаю свои услуги:

работаю за семерых,

могу:

запрягать лошадь,

топить печи,

закупать продукты на рынке,

жарить яйца, варить кашу,

нянчить детей.

Мой адрес:  /Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»/

2.На работу в лесопункт требуются:

-повар

-конюх

-плотник

По результатам работы выплачиваются премиальные, вознаграждения по итогам работы за год.

    /«Сказка о попе и работнике его Балде»/

3.Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

-соболя--------------------------10 тыс. руб.

-черно-бурые лисы------------5 тыс. руб.

-донские жеребцы-------------20 тыс. руб.

-чистое серебро----------------15 тыс. руб.

-злато----------------------------30 тыс. руб.

И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас!

              /«Сказка о царе Салтане»/

4.Тем, кто интересуется жилплощадью!

Всего лишь за 5 тыс. руб. сдаю на лето свою горницу в аренду.

В горнице имеются:

-кругом лавки, крытые ковром

-под святыми стол дубовый

-печь с лежанкой изразцовой

    /«Сказка и мертвой царевне и о семи богатырях»/

5.Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы, излечиваются такие заболевания как:

-укусы правого и левого глаза

-волдыри на носу

Начало ближайших занятий…

/«Сказка о царе Салтане»/

Инсценировка сказки «Золотой петушок».

 V. Лексический конкурс.

Узнай сказку по следующим словам

Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. («Сказка о мёртвой царевне»)

Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, верёвка. («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Рать, воевода, царь, мудрец, шатёр, звездочёт, шамаханская царица. («Сказка о золотом петушке»)

VI. Волшебный сундучок

На картинках нарисованы предметы и герои. Нужно угадать, из каких они сказок.

Белка

Бочка

Шмель

Корыто

Зеркало

Заяц

VII. Кроссворд

По горизонтали:

1.        Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок Пушкина? (Балда)

2.        Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (Старуха)

3.        Исполнитель песни «Во саду ли, в огороде». (Белка)

4.        Место встречи попа с Балдой. (Базар)

5.        Чем отравилась молодая царевна? (Яблоко)

Инсценировка «Сказки о попе и его работнике Балде».

   

     Жюри подводит итоги. Награждение победителей.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"

Технологическая карта урока,презентация....

презентация к уроку литературы 10 класс "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данную презентацию можно использовать для проведения урока по сказкам Салтыкова-Щедрина...

Презентация к уроку литературы "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Мои любимые сказки А.С.Пушкина"...

Презентация к уроку литературы "Особенности жанра сказки - были в "Кладовой солнца" М. Пришвина"

Данная презентация поможет в проведении заключительного урока по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца". На уроке  учащиеся должны выяснить,  каковы особенности сказки-были как...

Методическая разработка к уроку литературы "Викторина по сказкам А.С.Пушкина"

В помощь учителю при подготовке к теме "А.С.Пушкин . Творчество поэта"....