Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Голубева Виолетта Фёдоровна

Технологическая карта урока,презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_skazki.rar2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Голубева В. Ф.

Место работы: МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: Виды народных сказок. Волшебные сказки

Цель урока:

Образовательные: рассмотреть особенности и своеобразие народных волшебных сказок

Развивающие: развитие умений обобщать полученные знания о волшебных сказках, выделять главное, научить работать с дополнительной литературой

Воспитательные: воспитание уважения к истории и культуре своей родины, края; чувства справедливости и милосердия  

Задачи урока:

 образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Народные сказки»

воспитательные: воспитывать общую культуру,  создать условия для реальной самооценки учащихся

развивающие: развивать умение классифицировать изученные сказки, выявлять связи между произведениями устного народного творчества, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности народной сказки

Тип урока:

урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений

форма – урок - путешествие

Оборудование: мультимедийная установка; выставка книг по теме «Русские народные сказки», Мультфильм «Царевна-лягушка»  (1954 год), аудиозапись «Задания от Василисы Премудрой»

Технологическая карта урока

Этапы урока

№ слайда

               Вид деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

1

Введение в тему урока с повторением изученного

1-2 слайды Определение целей  и задачи урока

Помогает учащимся сформулировать тему, цели урока, используя отрывки из народных сказок, иллюстрации, аудиозаписи.

Увидев тему урока, на первом слайде, определяют цели и задачи урока. Прослушивают отрывки, знакомятся с иллюстрациями, определяют вид сказки (бытовая или о животных), находят несоответствия, используя задание, представленное на втором слайде.

2

Знакомство с новым материалом

3 «У сказочных ворот».

Мотивация к дальнейшей деятельности

Представляет мультфильм, созданный по мотивам сказки  «Царевна- лягушка». Ставит проблемный вопрос: «Отличается данная сказка от ранее изученных, чем?», «Назови черты волшебной сказки».

Смотрят мультфильм - сказку, проводят исследовательскую работу по нахождению отличительных черт данной сказки от сказок о животных и бытовых, выполняют задание: «Назови черты волшебной сказки».

3

Закрепление полученных знаний

4 Стимулирование мыслительной деятельности

«Задания от Василисы Премудрой. Добрые и злые сказочные герои.

5 «Задание от Василисы Премудрой». Сказочная азбука.

6»Задание от Василисы Премудрой».

Назови постоянные эпитеты

1.Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Ставит аудиозапись (от лица Василисы Премудрой) с вопросами на закрепление полученных сведений об особенностях волшебных сказок:
-каких добрых и злых героев можете назвать,

-перечислите  волшебные предметы и расставьте их по алфавиту,

-укажите постоянные сказочные эпитеты (используется эффект шторки)

1.Отвечают, дополняют и исправляют ответы товарищей.

2. Делят героев на группы (с последующей самопроверкой); 3.Перечисляют сказочные предметы и создают сказочную азбуку (работая в группах), находят постоянные эпитеты, затем проверяют свои ответы, используя подсказки 4 и 6 слайдов.

4.Преобразовывают прослушанные текстовые задания в таблицы и схемы.

4

Контроль над степенью освоенности нового материала

7,8, 9 Осмысление изученного и активное использование полученной информации

Предлагается создать свою сказку (проектная деятельность) Творческая работа по написанию  собственного сказочного текста и подбор  иллюстраций на основе полученных знаний (первый вариант с героями, представленными на 7 слайде; второй

вариант – с героями слайда № 8)

3.Защита проектов. Работа с литературоведческим словарем

1.Помогает учащимся разделиться на творческие и исследовательские группы для работы над проектом. 2.Сообщает источники для получения дополнительной информации

Задает вопросы по теме урока.

3.Выявляет  разделы, непонятые учащимися. Обучает работе с дополнительной литературой, информационными ресурсами.

4. Поощряет учащихся, помогает, направляет, показывает алгоритм ответа (схема создания волшебной сказки, особенности композиции)

2. Выбирают в группах ответственных за различные разделы (поисковая группа, творческая, оформительская, ответственный за защиту проекта). Учатся работать в коллективе, учитывать мнение других при создании своих сказок, включая в тексты полученные сведения об особенностях волшебных сказок.

3. Учатся слушать других, анализировать услышанное, обобщать полученные знания в виде печатного текста и мультимедийной презентации

4. Создание синквейна

5

Домашнее задание

Предлагает разноуровневые задания для домашней работы, называет источники для получения новой информации ( в том числе и электронные ресурсы:

Выбирают задание в соответствии с желанием и способностями

6

Используемые ресурсы

http://www.megabook.ru 

http://www.litera.ru ) http://multiki-online.net/carevna-lyagushka/  и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению, обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №2

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Разработка урока литературы для 5 класса по сказке К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Урок №3

Цели урока:Обучающие:Обучение анализу произведения в единстве формы и содержания, обучение выразительному чтению. Обучение анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительн...

Методическая разработка урока литература в 7 классе "Культурный контекст "Сказки о золотом петушке" А. С. Пушкина"

Меня давно привлекает идея создания культурологических комментариев к литературным произведениям. Я считаю этот методический прием актуальным, познавательно развивающим.Предложенный Вашему вниманию ма...

Разработка урока литературы по сказке А.Погорельского

Создание на уроке литературы мини-проекта в рамках изучения одного произведения....

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

Разработка урока литературы в 5 классе «А. Погорельский. Сказка "Черная курица, или Подземные жители.» Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Урок способствует формированию нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители"; развитие навыков выразительно...