Литературная игра по творчеству М. Е. Салтыкова- Щедрина
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Лялля Людмила Викторовна

Открытый урок литературы в 7 классе. " В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе

Литературная игра " В некотором царстве, в сказочном щедринском государстве"

Цель: выявление знаний учащихся в игровой форме, закрепление полученных знаний по творчеству и биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Ход урока.

1. Приветствие и пожелания команд.

2. 1 тур. Кроссворд

- слуга дикого помещика ( Сенька)

- какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов ( каллиграфия)

- газета, которую читали генералы ( весть)

- звук, среднее между свистом, щипением, рявканьем, издаваемый диким помещиком ( клик)

- пища дикого помещика ( сырье)

- улица, на которой проживали генералы ( подьяческая)

- пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика ( мышонок)

- друг дикого помещика ( медведь)

- какую роль в смуте сыграл дикий помещик по мнению губернского начальства ( зачинщик)

- за что ругали генералы мужика ( тунеядство)

- какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища ( орден)

- в чем мужик сварил суп ( пригоршня)

- какую должность во сне пожаловали д.п. за его твердость ( министр)

- чем д.п. угощал своих гостей ( пряники)

В пересечении учащиеся могут прочитать фамилию автора.

Итак, говорить мы будем о М. Е. Салтыкове-Щедрине. В период с 1869 по 1886 г. он написал 32 сказки, издавая их под рубрикой " сказки для детей изрядного возраста". Конечно, они адресовались взрослому читателю. Почему же автор не написал прямо? Почему использовал эзопов язык?

3. 2 тур. Страницы биографии.

1 команда "Я вырос на лоне крепостного права"

2 команда " Почему Салтыков стал Щедриным"

4. 3 тур. Сатирические приемы в сказках.

Работа со словарем.

- " И был тот помешик глупый... тело имел мягкое, белое, рассыпчатое"

- " И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его , тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались"

- " ... да  и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил"

- " долго ли, коротко, однако генералы соскучились"

   " ни в сказке сказать"

5. 4 тур. Домашнее заданее. Театральная пауза. ( Инсценировка отрывка по выбору команд)

6. 5 тур. Интервью литературных героев.

 Вопросы генералу: Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина?

Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда вы оказались на необитаемом острове?

После долгих и мучительных поисков выхода из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая мысль пришла вам в голову?

Вопросы помещику: Будьте любезны представиться?

Каков ваш жизненный девиз?

В своем саду вы мечтали выращивать без мужиков груши, сливы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле?

Что сделалось с вами после того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье?

7. 6 тур. Что такое? Кто такой?

1) Что имели генералы на Подьяческой улице?

2) Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове?

3) Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от еды?

4) Что намеревались употребить впищуизголодавшиеся генералы?

5) Ктот спал под деревом " самым нахальным образом уклоняясь от работы"?

6) Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подьяческую улицу?

7) Кто приезжал в гости к д.п. ?

8) Кого д.п. приглашал пойти " в поход на зайцев" вместе с ним?

9) Какой карточной игрой увлекался д.п.?

10) Кто встревожил своим донесением о пропаже генералов губернское начальство?

8. 7 тур. Современная сказка, обличающая пороки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

Материал для проведения урока литературы по творчеству М.Е Салтыкова-Щедрина

Презентация о жизни и творчестве М.Е Салтыкова-Щедрина...

Интересное в изучении творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина на уроках литературы в 7 классе

Итоговый тест по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина проводится в 7 классе  после изучения творчества. 2 варианта заданий. Форма заданий часть А-тестовая; часть В - с выбором ответа; часть С- сочини...

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Тест предназначен для проверки степени усвоения материала по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина....

Презентация, посвященная жизни и творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина (Изучение сказки "Дикий помещик")

Можно использовать при изучении сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (термины: ирония, сарказм, аллегория)...

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина

Презентация может стать хорошим вспомогательным материалом при изучении жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Презентация содержит портреты автора, биографические и творческие сведения....

Литературная игра по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина

Внеклассное мероприятие по сказкам Салтыкова-Щедрина. Игра состоит из нескольких туров, которые содержат вопросы на знание биографии писателя, текстов его произведений. Игра сопровождается инсценировк...