Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Минакова Татьяна Валериевна

 

Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.

 

Что такое? Кто такой? (Викторинапо сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktor.liter_.Saltykov_-_Shchedrin.rar11.98 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовлено учителем русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Козельской средней общеобразовательной школы №3 муниципального образования «Муниципальный район «Козельский район» Калужской области

Минаковой Татьяной Валериевной

Интервью у литературных героев

(По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина

для учащихся 7 класса)

Ведущий. Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на вопросы от лица оных.

Вопросы представителю команды № 1

 (Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

1.  «Ваше сиятельство, примите мои уверения в совершен ном моем почтении...» Говорят, учреждение, — где вы слу жили, «упразднили», а вас «выпустили на волю». А совсем недавно прошел слух, что сам министр собирается вызвать вас и предложить новое место службы. При этом вам при дется заполнить анкету, или «опросный лист», как говорили тогда. Что вы запишете в графах «место рождения» и «место жительства»?

(Место рождения:  «какая-то регистратура». Место жительства: Санкт-Петербург, Подъяческая улица.)

2. Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы нахо дитесь не у себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвест но, что, заблудившись где-либо, например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где за пад, где восток.

(«...Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Щед ринские генералы «становились так и сяк... но... ничего не нашли».)

3. «— А как вы думаете, ваше превосходительство, — го ворил, бывало, ваш товарищ по службе, плотно позавтракав ши, — в самом ли деле было вавилонское столпотворение, или это только так, одно иносказание? <...>

— Стало быть, и потоп был?» Ответьте на вопросы своего сослуживца.

( «— Думаю, ваше превосходительство, что было в са мом деле, потому что иначе как же объяснить, что на свете существуют разные языки!» «— И потоп был, потому что в противном случае, как же было бы объяснить существование допотопных зверей?»)

Вопросы представителю команды № 2 (Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

1. В «Повести...» вас называют просто мужиком, без име ни и тем более без отчества. А позвольте спросить, каков ваш род занятий? Вы не из крестьян ли хлебопашцев будете?

( Щедринский  мужик — горожанин, петербуржец. «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — рассказывал мужик генералам о своей профессии.)

2.   «Мужик везде есть», — заявил один из генералов и оказался прав. Долго генералы «бродили по острову без вся кого успеха» — наконец они все-таки отыскали вашего бра та. Как им это удалось?

 («...Острый запах мякинного хлеба и кислой овчи ны навел их на след».)

3.  Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург возвратились. А отблагодарить-то они тебя забыли?

(«…Выставили ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)

Вопросы представителю команды № 3 (Помещик – «Дикий помещик»)

1. Прежде всего, будьте так любезны представиться.

( Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)

Каков ваш жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?

 ( «Старайся» — из газеты «Весть».)

2. В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, аб рикосы, персики. А что же произрастало там на самом деле?

( Репейник.)

А что, простите, вы «ростили» на своем лице?

 ( Шампиньоны.)

3.  На подносе лежат кондитерские изделия. Выберите те из них, которыми вы, за неимением прочих яств, потчевали посетивших вас генералов.

( Леденцы и пряники.)

«Сюжет для небольшого рассказа»

Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и восклицатель ные предложения — затея оригинальная и остроумная! По пробуйте и вы сочинить для газетных рубрик «Светская хро ника», «Происшествия» небольшую заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамен та и чудесном спасении двух столичных генералов. Обяза тельное условие: как и у Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным и  восклицательными.

Что такое? Кто такой?

 Викторина по сказкам «Дикий помещик» и

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1.   Каким образом генералы оказались на необитаемом острове?

( «По щучьему веленью».)

2.  Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных кантонистов?

( Каллиграфию.)

3.  «— Теперь я бы, кажется, свой собственный... съел! сказал один генерал. — Хороши тоже... бывают, когда долго ношены! — вздохнул другой генерал». Что же намеревались употребить в пищу изголодавшиеся щедринские генералы?

( Сапог и перчатки.)

4.  «Они начали медленно подползать друг к другу и в ОДНО мгновение ока остервенились... генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища... и немедленно проглотил». О каком предмете идет речь?

( Об ордене.)

5. В номере «Московских ведомостей», найденном на острове, генералы вычитали неповторимый рецепт приготовления ухи. В чем суть рецепта?

( «...взяв живого налима, предварительно его высечь...»)

6.   «Прошел день, прошел другой, — читаем в «Повести...»,— мужичина до того изловчился, что стал даже...». Какую феноменальную способность продемонстрировал мужик?

( «В пригоршне суп варить».)

7. К кому из щедринских героев приезжал в гости знаменитый актер Садовский?

( К помещику, «Дикий помещик».)

8.  После того как помещик принял решение быть «тигр дым до конца» в отношении крестьян, ему приснился сои, что «его за эту самую непреклонность... сделали». Какую должность пожаловали помещику за его потрясающую твердость?

( «...министром сделали...»)

9.  Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев» вместе с ним?

( Медведя Михаилу Иваныча.)

10.  В продолжение повествования помещик не раз, забы ваясь, звал своего лакея. Помните ли вы имя слуги?

( Сенька.)

11.  «...Сам губернатор о такой его помещичьей непрек лонности узнал и спрашивает у исправника: "Какой такой твердый... у вас в уезде завелся?"»  Какое ругательство при менил губернатор, говоря о помещике?

( «Курицын сын».)

12.  «Он жив и доныне. Раскладывает ..., тоскует по преж ней своей жизни в лесах, умывается по принуждению и по временам мычит». Какой карточной игрой увлекался дикий помещик на склоне лет?

( Гран-пасьянсом.)

13.  «...Потом снится, что ходит он по берегам Евфрата и Тигра... — ...мой друг! — говорит он». Кто же сей «друг», к которому помещик обращался в сновидениях?

( Ева.)

14.  «Услышал милостивый бог слезную молитву сирот скую, и не стало мужика на всем пространстве владений глу пого помещика». Каким же образом Господь Бог «организо вал» исчезновение крестьян?

( «...как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные му жицкие портки».)

15.  «...Знаете ли вы, чем это пахнет?» — возмутился капи тан-исправник, узнав об исчезновении «временнообязанных». Задумался и помещик: «Чем же это пахнет? уж не пахнет ли...». Сумеете ли вы воспроизвести ход рассуждений помещика?

( «...водворением каким? например, Чебоксарами?».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина в 5 классе

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».

Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать ...

«Интервью с историческим героем»

laquo;Интервью с историческим героем»...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)

Бал литературных героев (мероприятие для учащихся 6 класса)...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...