Статья. "Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"
статья по обществознанию (5, 6 класс) на тему

Использование проектов для улучшения ключевых компетенций на уроках обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2018.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Толстых Нурия Халиловна ГБОУ 612

Статья.

"Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания на основе анализа легенд, сказок, литературных героев для повышения качества образования"

Учение без размышления бесполезно,   но и размышление без учения опасно.

Конфуций, древнекитайский мыслитель

Знания, добытые в ходе собственного вывода самые  прочные. Для реализации данной задачи  можно  использовать на уроках обществознания проектный метод. Как учитель я должна  научить детей всему , что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует  у них умения и навыки  исследования.

Проектная методика позволяет реализовать эти цели. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. 

Актуальность темы.

         Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью,  тогда уровень мотивации к проектированию повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у учащихся воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность . Итоги их работ могут  стать материалами для обсуждения.

Активное включение учащихся в создание проектов  дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся:

  -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; --учатся пользоваться полученными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные навыки  работы в группах;

-развивают исследовательские умения ;

-развивают системное мышление.

Задачи:

  -определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;

 -выявить степень обученности проектной деятельности;

-апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.

Проекты побуждают учащихся к овладению общеучебными умениями, развитию интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения. 

Виды проектов:

Некоторые проекты можно применить для создания мини – проектов:

  • исследовательские проекты (приближены к подлинно научному исследованию. Целесообразно применять в старшей школе);
  • творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры. Можно рекомендовать к применению в 5-7 классах);
  • игровые проекты (это игра, в результате которой создаётся новый продукт, квест»;
  • практико-ориентированные проекты (их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) задания должны учитывать индивидуальные особенности учащегося;

3) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

4) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и учащихся. Существуют несколько стадий разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

Критерии оценки  на разных проектах оцениваем по разным критериям (актуальность, качество содержания, качество презентации, выступление);

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

 Используя метод проекта, я остановилась на мини – проектах и  подготовке в  домашних условиях.

 Что такое мини – проект? Это любое самостоятельное дело, которое предполагает:

  • постановку цели
  • выполнение работы не требует большого количества времени
  • конкретный результат (презентация, рисунок).

 Примеры  мини – проектов в 5 – 7 классе на уроках обществознания.

Тема урока

Тема проекта

Виды проектов по доминирующей деятельности

Продукт деятельности

1

Значение изучения общества для человека.

Зачем изучают общество?

коммуникационный

памятка

2

Становление личности на примере мультфильма «Маугли».

Почему Маугли ушел к людям?

практико -ориентированный

презентация

3

Одноклассники, сверстники, друзья. На примере х\ф « С нами не соскучишься»

Берегите друзей (правила общения с другом)

практико -ориентированный

памятка –совет, сочинение –размышление.

4

Нарушение прав и обязанности человека в сказках. На примере (Золушка,  "Теремок" ,сказка "О царе Салтане"! "

"Буратино",
"Двенадцать месяцев»).

Какими правами и обязанностями обладает человек?.

практико -ориентированный

Суд над нарушителями законодательства.

5

Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан.

Правила управления и законы подчинения.

практико -ориентированный

памятка - советы

6

 Тема «Труд» .На примере м\ф «Как мужик двух генералов прокормил».

Виды профессий

исследовательский

Презентация

« Профессии моей семьи».

7

Слова и дела патриота. На примере документальных фильмов о героях ВОВ, сотрудников МЧС,МВД и др.

«Патриоты Росссии»

практико -ориентированный

Презентация.

 Самооценка проекта.

Каждому ученику необходимо уметь оценивать свою работу. Ее может делать один ученик или  коллективно.

1. Главный результат проекта.

2. Что в проекте удалось, а что не получилось?

3. Как помогли тебе одноклассники и, как ты им помог?

4. Вызвал ли удовлетворение выполненный проект?

Анализируя результаты качества преподавания обществознания в 5-6 классах, позволили сделать вывод - применения методов проектов позволило повысит качество образования по предмету обществознание.

Общие методические рекомендации педагогам  по руководству проектной деятельностью

1. Старайтесь  делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.

2. Не сдерживайте инициативы.

3.  Не делайте за ученика то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.

4.   Избегайте прямых инструкций.

5.   Не спешите с вынесением оценочных суждений.

6.   Помогайте учиться управлять процессом мышления:

- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.

7. Педагог  не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами  или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.

Список литературы.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
  3. Сальникова Т.П.  Педагогические технологии. - М.,2005.
  4. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.
  5. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.
  6. Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.
  7. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.
  8. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"

В данной статье говорится о проектной деятельности в лицее....

Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.

методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации  и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые  цифровые образовате...

«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»

Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Программируем в среде Scratch"

В данной статье представлен опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности....

Статья "Проектно-исследовательская деятельность учащихся"

Школьный музей  - одно из средств формирования основных компетенций учащихся, способствующего саморазвитию и самореализации учеников  в процессе совместной деятельности...

Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"

Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...