Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Силинская Анастасия Александровна

Данная разработка пригодится на уроках внеклассного чтения для закрепления по теме "Русские народные сказки". Материал развивает кругозор, знакомит с понятием стилизации, учит анализировать литературный текст. Хорошо подойдёт для литературного кружка или факультатива. Данная разработка стала призёром на конкурсе технологических карт уроков внеклассного чтения(2е место).

 

https://mrcentr.edumsko.ru/about/news/779396

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vneklassnogo_chteniya.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           Силинская Анастасия Александровна

Учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназия №4 г.Можайска

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература»

в 5 классе на тему «Литературная стилизация в сказке А.Н.Толстого «Кикимора» из цикла «Русалочьи сказки».

Тип урока: урок внеклассного чтения

Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.И. Коровин, В.П. Журавлёв

Литература . 5 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.  - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.

Цели урока: Познакомить учащихся с краткими сведениями о жизни  А.Н. Толстого, познакомить учащихся с циклом «Русалочьи сказки» А.Н. Толстого, сравнить черты народной и авторской сказки на примере сказки «Кикимора». Обозначить символизм образов положительных и отрицательных героев, провести параллели между героями сказки и мифическими существами из славянских поверий,  найти средства художественной выразительности,  вывести мораль сказки, обсудить её с учащимися, сделать выводы.

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные,

предметные):

Предметные:

 Познакомить с творчеством А.Н. Толстого, дать представление о стилизации литературной сказки под фольклорную сказку, использовать приемы комментированного чтения, характеристики персонажей, сравнения типажей героев сказок, анализа сказочного языка; тренировать навык выразительного чтения.

Личностные:  Научить ребят чувствовать язык произведения, воспитывать любовь и уважение к народному фольклору, интерес к истории,  искусству слова.  Помочь осознать ценность родственных отношений,  их значение в жизни народа, научить доброму отношению к ближним, взаимовыручке. Развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.

Метапредметные: Обращение к предмету «Русский язык» (лексическое значение устаревших и диалектных слов), обогащение словарного запаса. Обращение к предмету «История» ( предания и верования древних славян).

Оборудование: Отдельное издание «Русалочьих сказок» с красочными иллюстрациями, текст   сказки у каждого ребёнка на парте, портрет писателя, биографические сведения о А.Н. Толстом у заранее подготовленного ученика, доска, мел, рабочие тетради.

Образовательные ресурсы:

https://www.school-science.ru/0317/10/28989

http://obrazovaka.ru/alpha/t/tolstoj-aleksej-nikolaevich-tolstoy-aleksei-nikolaevich

http://bestiaria.ru/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/%D0%9A%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0

http://hobbitaniya.ru/tolstoyan/tolstoyan37.php

               Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Формирование

УУД

Деятельность ученика

Методы и приёмы педагогического взаимодействия

1.Организационный момент

Определить готовность учащихся к уроку, мотивировать к учебной деятельности.

Приветствие, положительная мотивация.

Напомнить ребятам правила поведения на уроке.

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Подготовиться к уроку, привести в порядок личные вещи, занять свои места.

Вспомнить правила поведения на уроке литературы, способы ведения диалога с оппонентом.

2. Актуализация темы урока, целеполагание

Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Толстого. Вам давно знаком этот автор, вы с детства знаете его сказки для детей.

Сегодня нам предстоит выяснить, что такое литературная стилизация, и как её использовал А.Н. Толстой. Мы познакомимся для начала с краткими сведениями о жизни и творчестве А.Н. Толстого.

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

Ребята называют «Золотой ключик», «Сорочьи сказки», говорят о родственной связи А.Н. Толстого с Л.Н. Толстым.

Дети высказывают свои предположения о том, что такое стилизация.

Подготовленный ученик рассказывает о писателе, ребята слушают, после окончания рассказа задают вопросы докладчику.

Фронтальный опрос

Мотивация к исследовательской деятельности

Индивидуальная работа с докладчиком

3. Введение в цикл «Русалочьи сказки», работа с названием цикла.

Цикл «Русалочьи сказки» - это сборник, состоящий из 14 сказок. Таинственный образ русалки вынесен в название цикла неслучайно. Как вы думаете, почему сказки "Русалочьи"?

А русалки, если верить мифам русского народа

( например, миф «Снеговые русалки») - красивые, но коварные существа, утаскивающие людей на дно.

И там, на дне, под толщей воды, люди завороженно лежат, усыплённые русалочьими сказками. Кстати, и в европейских сказках нередко можно встретить образ русалки-сирены, песней завлекающей корабли в пучину.

-устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Дети предполагают, что это сказки, которые рассказывают русалки.

Дети вспоминают сказки, мифы и предания о русалках разных народов.

 Мозговой штурм

Актуализация ранее полученных знаний

4. Комментированное чтение сказки «Кикимора»

Сейчас мы познакомимся с одной из сказок этого цикла. Она называется «Кикимора».

Давайте вспомним, кто такая Кикимора?

Начинаем читать сказку вслух, выразительно, не забываем о комментариях к незнакомым словам внизу страницы.

Чтение первой части сказки( похищение Дунечки).

Главная героиня сказки – девочка Моря. Имя её необычно для нашего уха, от него веет древностью. В нём мы слышим и море, и Морану-зиму, и Марию.

Чтение второй части, эпизод с лешим.

Каким вам показался Леший? Почему Моря ему помогла?

Это фантастический персонаж или близкий к реальному?

Чтение третьей части сказки, Кикимора у пруда, кормление игошей и Дунички.

Моря и Леший нашли украденную сестрёнку Мори. Но что же? Кикимора нянчит ее как свою, кормит грудью, баюкает. Какие ощущения вызывает эта картина у вас? У Мори? У Дунички? Что говорит об этом автор?

 По траве рассыпались дети Кикиморы, игоши. Она кормила их ядовитыми ягодами, «ревут поросячьими голосами, дрыгаются». Игоша – в повериях славян умершая душа ребёнка, которая не может обрести покой.

 Для чего понадобился Кикиморе живой человеческий младенец?

Перед нами символ выбора человека между добром и злом, между жизнью человека и нечисти, определение будущей судьбы. Борьба добра и зла за душу младенца.

Дочитываем сказку до конца.

Какие новые слова и понятия мы с вами узнали из сказки?

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- уметь воспринимать прекрасное и отвратительное, понятие об эстетике

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять

своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Кики́мора (белор. кікі́мара) — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Представления о кикиморе известны с XVII века, предполагается также связь её образа с более древними персонажами.

Ученики выразительно читают сказку.

Первое знакомство с Лешим обманчиво, дуб с глазами, горящими зелёным огнём, любого испугает. Леший – дуб-оборотень с деревянными ладошками.  Однако, он просит о помощи, вздыхает,  и Моря проникается к нему симпатией. Леший-фантастический помощник, положительный персонаж. Олицетворяет добро в сказке.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Неприятные ощущения ( у Кикиморы волосатая грудь, она сама полу-жаба, неопрятная). Дуничка не понимает всей мерзости происходящего, так как она младенец. Моря едва ли не кричит от отвращения.

Автор : «Вот пакость!»

Для того, чтобы продолжить род кикимор, вырастить новую кикимору. Поэтому она украла Дуничку и кормит ее молоком.

Кикимора, яр, игоша, сажень, подсигивать. Повторяют значение, записывают в словарик.

Выразительное чтение с остановками

Анализ эпизода

Проблемные вопросы

Проблемный вопрос

рефлексия

5. Беседа о прочитанном, характеристика главных героев сказки

Какие персонажи сказки вам понравились, какие нет? Какой эпизод наиболее ярко запомнился?

Давайте составим таблицу с характеристиками главных персонажей сказки – Мори, Лешего, Кикиморы.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Ребята делятся впечатлениями.

Таблица начерчена на доске, ребята делятся на три группы, каждая  составляет характеристику одного из персонажей,  заполняют таблицу у доски.

Работа в группах

6. Понятие о литературной стилизации

Мы так погрузились в мир этой сказки, что нам уже трудно представить себе, что это литературная сказка, а не народная. Разберёмся, какие автор использует приёмы для создания сказки, очень похожей на народную.

Использование таких приёмов делают эту авторскую сказку похожей на народную. Эта самая «похожесть» называется стилизацией.

– выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное

Учащиеся называют и находят примеры:

Простой язык сказки, короткие предложения, диалоги между героями.

Устаревшие слова, пословицы, поговорки, диалектизмы.

Постоянные эпитеты, повторы.

Черты волшебной сказки, волшебный помощник, злодей-чародей, положительная главная героиня, спасение беспомощного.

 Систематизация полученных знаний

Закрепление понятия

7. Нравственные уроки сказки «Кикимора»

Как вы думаете, что хотел сказать нам автор, описывая историю спасения Дунички от Кикиморы?

– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере

      Учащиеся рассуждают.  С помощью наводящих вопросов учителя, приходят к следующим выводам:

Слабые и беспомощные дети  больше подвержены влиянию зла. Задача взрослых – оградить их от зла, направить их души к свету. Символ любви, семьи – дом. Как только прокукарекал петух в родном дворе – Кикимора обратилась в туман. Смелая Моря спасла сестрёнку, хотя сама тоже была ребёнком. Это учит нас ответственности, взаимовыручке.  Леший – это образ природы, пришедшей на выручку к человеку. Девочка подвязала дуб пояском – помогла дереву.  За это лесной дух помог ей спасти Дуничку. Поступки человека определяют его будущее, доброта человека даёт ему шанс на помощь и доброе отношение со стороны окружающих.

 Рассуждение

8. Итоги урока, написание синквейна

Я очень рада, что мы с вами сегодня окунулись в прекрасный, таинственный мир «Русалочьих сказок». Давайте попробуем выразить свои впечатления о сказке «Кикимора» с помощью написания синквейна.

-сочинять синквейны

– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

 Учащиеся пишут свои синквейны, читают их.

Синквейн

Творческая работа по закреплению

9. Домашнее задание

 Дома я прошу вас нарисовать иллюстрации к сказке «Кикимора», а так же попробовать написать свою сказку, стилизованную под русскую народную. А так же рекомендую посмотреть мультфильм «Глаша и Кикимора» студии «Союзмультфильм» , снятый по мотивам сказки «Кикимора».

Желаю вам удачи, до свидания!

- выражать в рисунке своё понимание произведения

-оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

Учащиеся записывают домашнее задание.

Творческое задание для последующей самостоятельной рефлексии

                       

А.Н. Толстой

Кикимора

Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.

Один раз - ночью - лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.

Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и - в дверь - и была такова.

Закричала Моря:

- Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла...

А была та баба - кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.

Бабушка - искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!

Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:

- Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.

- Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.

- Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.

Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза...

- Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.

Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.

- Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.

- Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.

Начал леший чесать затылок... А как начесался - придумал.

Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.

- Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.

Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев - игошей - и еще один за пазухой.

Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.

- Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.

- Дуничка! - едва не закричала Моря.

Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.

А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил...

Хотела кинуться кикимора в воду - никак не может.

Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!

Моря схватила Дуничку - и давай бог ноги.

- Пусти - я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.

Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит...

Уже избушка видна... Добежать бы...

А сзади - погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает...

- Бабушка! - закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.

И запел петух: "Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!"

Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.

Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.

А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.

1910 год.

Биография Алексея Николаевича Толстого

Алексей Толстой – русский и советский писатель из знаменитого графского рода Толстых – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Хлеб». Также его перу принадлежат научно-фантастические повести и рассказы.

Детство

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а отчим – Бостром Алексей Аполлонович, за которого мать Алексея Толстого вышла замуж. На хуторе Сосновка, который принадлежал отчиму, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель.

В 1897 г. семья Алексея Толстого переехала в Самару. Там юноша поступил в училище, а по его окончанию в 1901 г. уехал в Петербург, чтобы продолжить образование в Технологическом институте.

Начало литературной деятельности

В 1907 г., незадолго до защиты диплома, Алексей внезапно принимает решение бросить институт, чтобы заняться литературой. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей, поэтому решение бросить институт далось будущему писателю сравнительно легко. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня».

В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Уже в Москве, куда в 1912 г. переехал писатель, он начал сотрудничество с «Русскими ведомостями», где печатал свою прозу малого жанра (в основном, рассказы и очерки) на постоянной основе.

Когда началась Первая Мировая война, Толстой принял решение отправиться на фронт военным корреспондентом. В качестве журналиста во время войны писатель побывал в Англии и Франции.

Годы эмиграции

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. А вот Октябрьский большевистский переворот Алексей Николаевич воспринял весьма негативно.

В 1818 году в его прозе появляются исторические мотивы. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение». Даже в краткой биографии Алексея Николаевича Толстого стоит упомянуть, что впоследствии это увлечение временем Петра Великого, все знания, полученные об этой великой эпохе перемен, выльются в замечательный исторический роман «Петр Первый».

Осенью того же 1918 года автор уехал в Одессу, а оттуда отправился в Париж, а затем в Берлин. За годы эмиграции Толстой написал «Детство Никиты» (1920 г.). В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повесть «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина». Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино (ее рекомендуют для внеклассного чтения ученикам 5 класса, но сказка наверняка подойдет и для начальной школы). Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

После эмиграции старые друзья отвернулись от Толстого, но в Берлине, в 1922 г. он приобрел нового друга – Максима Горького, с которым познакомился, когда последний приезжал в Германию. Год спустя, в 1923 г. Алексей Николаевич принял решение вернуться на Родину. Здесь он продолжил работу над трилогией «Хождение по мукам» («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое небо»). Тематически к трилогии примыкает и повесть «Хлеб», написанная в 1937 году, которую считают самым неудачным произведением. В нем он исказил историческую истину, лживо описал личность Сталина и события кровавого и голодного времени. Из-за этой лицемерной пропаганды не могли не пострадать историческая правда, нравственные традиции и само творчество писателя.

Толстой как гражданин и Толстой как художник – это два разных человека. Конечно же, он видел, как гибнут от сталинских репрессий его знакомые и друзья, но ни разу ни одному не оказал никакой помощи, хотя был близок к Сталину и обласкан властью. Он попросту игнорировал просьбы о помощи.

23 декабря 1945 года писатель умер от злокачественной опухоли легких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Риторика» в 7-ом классе на тему «Вежливый совет».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Создать педагогические условия для развития умения общаться. 2. Познакомить учащихся с советом как этикетным речевым жанром. 3. Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решени...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Химия» в 11 классе на тему «Гидролиз солей»

Технологическая карта урока ОНЗ (открытие нового знания) составлена в технологии деятельностного метода. Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о типах гидролиза солей, о среде растворов солей...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физическая культура» в 10 классе на тему «Гимнастика. Акробатическое упражнение»

Цели урока:1. Создание условий для развития УУД2. Развитие гибкости и координационных способностей3. Совершенствование акробатического упражнения и комбинацийПредметные умения:-закрепление техники вып...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 10 классе на тему « Когда душу пронзает боль…» ( Анализ рассказа В.П. Астафьева «Яшка – лось»).

Тема данного урока выбрана неслучайно.  Она является продолжением целого ряда занятий, посвященных духовно-нравственному воспитанию  школьников в рамках  работы по теме «Человек и...